Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Певческий мост
Певческий мост
59°56′24″ с. ш. 30°19′09″ в. д. H G Я O
Область применения Пешеходный, автомобильный
Пересекает река Мойка
Место расположения Центральный район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции бесшарнирная арка
Общая длина 30 м
Ширина моста 72,18 м
Эксплуатация
Открытие 1834
Закрытие на реконструкцию 1838 1840 , 2003 2004
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781710803820066 ( ЕГРОКН )
объект № 7810699005 (БД Викигида)

Пе́вческий мост  — мост через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга , соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова . Это четвёртый по ширине мост в Петербурге (после Казанского , Аптекарского и Синего ). Главной достопримечательностью моста является чугунная ажурная решетка . Памятник истории и культуры.

Расположение

Является продолжением Дворцовой площади . Рядом с мостом расположены Зимний дворец , Здание Главного штаба , Александровская колонна , музей-квартира А. С. Пушкина .

Выше по течению находится Большой Конюшенный мост , ниже — Зелёный мост .

Ближайшие станции метрополитена — «Адмиралтейская» , «Гостиный двор» .

Название

Название официально присвоено 22 ноября 1840 года и происходит из-за того, что мост упирается в ворота Певческой капеллы . За рубежом до революции 1917 года Министерство иностранных дел Российской империи иносказательно называли «Певческий мост», так как здание МИДа с 1828 года находилось у моста, по адресу: Дворцовая площадь д. 6 .

История

Первый деревянный балочный мост на этом месте был возведён в 1834 году по проекту архитектора О. Монферрана и предназначался для прохода на Дворцовую площадь войск, участвовавших в параде при открытии Александровской колонны .

В 1838 1840 гг., одновременно с завершением ансамбля Дворцовой площади, деревянный мост был заменён чугунным однопролётным арочным мостом, построенным по проекту инженера Е. А. Адама на основе «образцового» проекта В. Гесте . По своей конструкции мост не отличался от ранее построенных чугунных арочных мостов ( Полицейского , Большого Конюшенного , Синего и т. п.): пролетное строение состояло из пустотелых чугунных ящиков-кессонов клинообразной формы ( тюбингов ), соединённых между собой болтами . Устои были сделаны из бутовой кладки на свайном основании. Поверх чугунной арки был устроен кирпичный свод. Покрытие моста было замощено кварцито-песчаником розово-серого цвета, добытом на Бруснинском месторождении Онежского озера . На мосту установлены литые чугунные ажурные решётки. Кому принадлежит авторство решетки – точно не установлено. Предположительно, решетка выполнена по рисункам В. П. Стасова или К. И. Росси . Металлические конструкции были изготовлены на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге . 24 ноября  ( 6 декабря 1840 года состоялось торжественное открытие моста. Первым с берега на берег проехал в экипаже император Николай I .

Решётка моста

В 1937 году проезжая часть моста была заасфальтирована. В 1967 году осуществлен ремонт фасадных листов пролетного строения с верховой и низовой сторон, а в 1969 г. произведены работы по реставрации перил моста .

В 2003 2004 гг. проведён капитальный ремонт моста. Проект реконструкции моста был разработан ЗАО "Институт «Стройпроект» (инженеры Кузнецова Т. Ю., Селивестров А. И., Шестакова Ю. М.) , генподрядчиком было ЗАО «Трест Ленмостострой» .

В ходе работ устои моста были усилены буроинъекционными сваями, выправлена геометрия деформированного свода, устроен железобетонный разгружающий свод над чугунным сводом, произведен ремонт чугунных тюбингов, отреставрировано перильное ограждение и детали художественного декора . По предложению КГИОП в качестве памятника на проезжей части моста устроен островок безопасности, вымощенный историческим брусчатым мощением из кварцито-песчаника, обнаруженного в ходе ремонта под слоями асфальта . Одновременно с ремонтом Певческого моста была отремонтирована примыкающая аварийная стенка набережной реки (общей длиной 40 м).

18 августа 2004 года при участии губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко состоялась торжественная церемония открытия реконструированного моста .

Конструкция

Мост однопролётный чугунный арочный. По статической схеме представляет собой бесшарнирный свод. Пролётное строение представляет собой свод из 329 чугунных тюбингов, соединенных болтами между собой . Поверх чугунного свода устроен железобетонный разгружающий свод, который воспринимает всю нагрузку. Устои массивные, бутовой кладки на свайном ростверке, выдвинуты из линии набережной в русло реки . Наружная поверхность устоев облицована розовым гранитом. Фасады моста декорированы профилированным металлическим листом. Общая длина моста составляет 30 м (24 м ), ширина моста — 72,18 м .

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. В центре моста на проезжей части устроен островок безопасности, вымощенный историческим брусчатым мощением из кварцито-песчаника. Перильное ограждение чугунное литое, завершается на устоях гранитным парапетом. Ограждение тротуаров от проезжей части состоит металлических поручней между чугунными столбиками.

Примечания

  1. , с. 304.
  2. Певческий мост//Энциклопедия Санкт-Петербурга
  3. , с. 80.
  4. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Лик , 1997. — С. 93. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2 .
  5. Лопатников В. А. Пьедестал. Время и служение канцлера Горчакова. — М. : Молодая гвардия, 2004. — С. 87. — 341 с.
  6. , с. 79.
  7. , с. 54.
  8. , с. 134.
  9. Певческий мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  10. , с. 82.
  11. ЗАО «Институт «Стройпроект». История в проектах, 1990—2010 . — 2010. — С. 85. — 116 с. — 1500 экз.
  12. Исторический розовый гранит Певческого моста будет сохранен . Фонтанка.ру (16 апреля 2004).
  13. Певческий мост — снова в строю! . Фонтанка.ру (18 августа 2004).
  14. , с. 81.

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л. : Стройиздат, 1986. — С. 85—86. — 280 с.
  • Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Архитектурное наследство. — 1955. — № 7 . — С. 143—156 .
  • Волкова М. П. История Певческого моста через Мойку в Санкт-Петербурге  // История Санкт-Петербурга. — СПб. : Нестор, 2007. — № 6 (40) . — С. 78—82 .
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л. : Лениздат , 1985. — С. 469—470. — 511 с.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб. : Норинт , 1996. — С. 332. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1 .
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л. : Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л. : Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М. : Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок