Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Рисунки из статьи « Паруса »
Военная энциклопедия Сытина »; 1914)

Па́рус  — ткань или пластина, прикрепляемая к средству передвижения и преобразующая энергию ветра в энергию поступательного движения .

Как правило, парус является частью парусного вооружения и используется для приведения в движение плавательных средств , к которым он крепится с помощью рангоута и такелажа . Однако имеются свидетельства применения парусов в сухопутном транспорте — например, парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае , также он приводит в движение колёсные и ледовые буера .

Парус широко использовался для создания вспомогательной движущей силы на повозках в Китае .

Простейший парус представляет собой кусок материи (см. парусина ). Паруса большего размера сшиваются из нескольких кусков. Полотнищам перед сшивкой придают такую форму, чтобы готовый парус, установленный на своё место и наполненный ветром, имел хорошо обтекаемую выпукло-вогнутую форму, в разрезе напоминающую крыло птицы, и развивал наибольшую полезную силу.

Для изготовления современных парусов применяются синтетические ткани. В некоторых случаях (например, для изготовления парусов для виндсёрферов ) применяется не ткань, а прочная плёнка. Существуют и более сложные и дорогостоящие технологии изготовления парусов, при которых весь парус изготавливается не из кусков материи или плёнки, а из высокопрочных синтетических нитей, размещаемых между двумя слоями плёнки по линиям действия на парус наибольших нагрузок .

Встречаются и совсем непохожие на обыкновенный парус конструкции, представляющие собой поставленное вертикально крыло и использующие силу ветра для тех же целей, что и парус. Такие конструкции иногда устанавливают, например, на спортивные лодки с целью достижения рекордов скорости на воде. Имеющие очень мало общего с растянутым куском материи, эти крылья, тем не менее, называют «жёстким парусом» либо «парусом-крылом».

История паруса

Люди научились использовать парус примерно 5,5 тыс. лет назад. Судя по сохранившимся рисункам и результатам раскопок, первыми начали применять парус египтяне [ источник не указан 442 дня ] .

Парусная терминология

Основная статья: Устройство паруса
Названия частей паруса

В зависимости от формы паруса у него может быть от трёх до пяти углов и, соответственно, столько же кромок (краёв). В парусном деле все части паруса имеют свои названия. Чаще всего используются треугольные и четырёхугольные паруса, для которых используются следующие основные термины — по одному на каждый угол и кромку (край) паруса. Кромки и углы паруса, как наиболее нагруженные участки паруса, оформляются различными усилениями, выполняемыми из ткани с применением, так называемых, « дельных вещей ».

Шкаторины

Кромка паруса, в общем случае, называется шкаториной .

Поскольку шкаторина должна выдерживать значительные нагрузки, её дополнительно усиливают. Усиления шкаторин, выполняемые из ткани, как правило, специальных названий не имеют. Основным видом усиления шкаторин является усиление, выполненное из тонкого слабокрученого троса — ликтроса . Край шкаторины подворачивают, а ликтрос вкладывают внутрь и тщательно прошивают. Ликтрос укладывают таким образом, что вдоль шкаторины через определенный шаг он образует кренгельсы  — небольшие петли, через которые можно продеть снасть для крепления, например, слаблиня или реванта . Такой процесс называется ликовкой. Часто ликуют и нижнюю шкаторину. Штормовые паруса всегда ликуют по всем шкаторинам. Переднюю шкаторину треугольного паруса дополнительно усиливают ещё одним накладкой — бантом .

У косых парусов различают переднюю, заднюю, нижнюю и верхнюю шкаторины . Передней считается шкаторина, прилегающая к мачте (проходящая между фаловым и галсовым углом — названия углов см. ниже). Передней шкаториной косой парус, как правило, крепится к рангоуту или такелажу. Прямой и латинский паруса ставятся на рангоут верхней шкаториной. Гафельный парус ставится на рангоут в большинстве случаев верхней шкаториной (на гафель ) и передней шкаториной (на мачту). В этом случае гик отсутствует. Впрочем, возможен вариант установки гафельного паруса с гиком либо гиковой сквозной латой, поддерживающей нижнюю шкаторину.

У прямых парусов вместо передней и задней (так как парус ни одной шкаториной не прилегает к мачте) различают правую и левую шкаторину .

Углы

Названия углов паруса образованы от названия тех снастей или их частей, к которым эти углы присоединяются:

  • передний верхний, прилегающий к мачте — фаловый угол , к нему крепят фал для подъёма паруса;
  • задний верхний — ноковый (нок-бензельнй) угол , к которому крепится нок ;
  • передний нижний, прилегающий к мачте — галсовый угол , к которому крепится снасть, именуемая галс ;
  • нижний задний — шкотовый уол , к которому крепят шкоты .

Усиления углов именуются боутами и бантами . Боуты и банты углов паруса несут на себе основную долю нагрузок, передаваемых от полотнища паруса на корпус судна через такелаж и рангоут. Оформление углов паруса, в общем случае, представляет собой накладывание на угол паруса нескольких слоёв парусной ткани, ориентированных по направлению действия наибольшей нагрузки, а также установку какой-либо детали, позволяющей закрепить такелажный конец.

Снасть, прикрепляемая к верхнему углу ундер-лиселя (паруса) и растягивающая (через блоки) его верхнюю шкаторину вдоль нижней реи называется абгалдырь .

Грот-мачта брига , несущая прямые паруса

Виды парусов

Прямые паруса

Прямые паруса  — паруса, которые ставятся попёрек судна и крепятся к реям , поднимающимся на мачты и стеньги . Имеют вид равнобокой трапеции . Управление прямым парусом осуществляется разворотом рея брасами и шкотами в горизонтальной плоскости. На острых галсах наветренная шкаторина прямого паруса отводится на ветер с помощью специальной снасти, называемой шпрюйт .

Прямыми парусами вооружаются большие парусные суда: корабли , барки , баркентины , бриги и бригантины . Широкое распространение прямые паруса получили благодаря возможности получать огромные парусные площади путём совокупности небольших парусов. Ни один человек не сможет справиться с парусом, площадь которого превосходит некоторый предел (примерно 5-8 квадратных метров на одного человека).

Дау под латинским парусом

Косые паруса

Косые паруса  — паруса, которые ставятся близко к продольной плоскости судна. Имеют множество подвидов.

Латинский парус

Основная статья: Латинский парус

Лати́нский парус имеет форму прямоугольного треугольника. Верхней шкаториной ( гипотенузой ) крепится к рейку , наклонённому вперёд. Для латинских парусов реёк носит название «рю» . Их передний конец доходит до палубы, он называется «тележка». За тележку берётся галс . Особенность латинского парусного вооружения в том, что тележка при смене галса должна пересечь ванту . Поэтому ванты на судах с латинским вооружением делают разъединяющимися. Это добавляет работы экипажу: при смене галса приходится выполнить гораздо больше действий, чем при хождении под обычным рейковым парусом. Тем не менее, в средние века латинский парус получил широчайшее распространение благодаря способности судна с таким парусом ходить очень круто к ветру.

Бермудский парус

Бермудское парусное вооружение
Основная статья: Бермудский парус

Берму́дский парус  — треугольный парус, передняя шкаторина которого растягивается по мачте , а нижняя по гику .

На данный момент является наиболее распространённым видом паруса на яхтах . По простоте управления, постановки и тяговым характеристикам является бесспорным лидером.

Яхта с правильно настроенными бермудскими парусами может длительно управляться всего одним человеком. Такой манёвр, как поворот оверштаг , может выполняться вообще без вызова подвахты , за счёт перекладки руля.

Аэродинамическое качество бермудского паруса, хотя и сильно уступает самолётному крылу, тем не менее является самым высоким среди остальных парусов. Это обусловило исключительное применение бермудского типа парусного вооружения на всех современных гоночных яхтах.

Бермудский парус зародился в регионе Бермудских островов , где им пользовались местные рыбаки. В 1920-е годы он пришёл на смену гафельному парусу , который использовался в то время повсеместно .

Люгерный парус

Судно «Reaper» с люгерным парусным вооружением

Лю́герный (ре́йковый) парус  — разновидность косого паруса .

Парус чаще всего в форме неправильной трапеции, верхней шкаториной крепится к рейку , нижней — к гику .

Шпринтовый парус

Шпринтовый парус  — четырёхугольный косой парус, растягивающийся по диагонали тонким шестом (шпринтовом или шпринтом), упирающимся в его верхний угол одним концом и в нижнюю часть мачты — другим.

Гафельный парус

Основная статья: Гафельный парус
Рис. 1. Гафельный парус.
На схеме:
1. Мачта
2. Гафель
3. Нок гафеля
4. Пятка гафеля
5. Гик
6. Нок гика
7. Пятка гика
8. Усы
9. Бейфут
11. Шпрюйт
12. Дирик-фал
13. Гафель-гардель

Га́фельный па́рус  — вид косого четырёхугольного паруса , называемого « трисель », см. рис.1 − (10), в форме неправильной трапеции , получивший своё название от гафеля , наклонного рангоутного дерева (2), поднимаемого по мачте (1) и упирающегося в неё одним концом — пяткой (4), по которому крепится (растягивается) верхняя кромка ( шкаторина ) такого паруса.

Кливер

Основная статья: Кливер
Кливера барка «Крузенштерн» (выделены красным). Слева направо: бом-кливер, мидель-кливер, кливер. Далее за кливером виден фор-стень-стаксель.

Кли́вер ( нидерл.   kluiver ) — косой треугольный парус , прикреплённый к снасти, идущей от мачты к бушприту . На больших парусных кораблях может быть несколько кливеров. В этом случае кливер, находящийся впереди, и крепящийся к утлегарю , называется бом-кливер , находящийся ближе всего к мачте, как правило, называется фор-стень-стаксель . Используемый на яхтах при малом ветре треугольный парус увеличенной площади называется балункливер .

Стаксель

Основная статья: Стаксель

Прочие виды парусов

  • Блупер
Основная статья: Блупер
  • Генакер
Основная статья: Геннакер
  • Спинакер
Основная статья: Спинакер
  • Толлбой
Основная статья: Толлбой

См. также

Примечания

  1. Станюкович К. М. Словарь морских терминов, встречающихся в рассказах .
  2. Karl Heinz Marquardt. Глава 1. Рангоут // Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века = Bemastung und Takelung von Schiffen des 18.Jahrhunderts. — K.: Судостроение, 1991. — С. 288. — ISBN 5-7355-0131-3 .
  3. Буер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Шкаторина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. Абгалдырь Архивировано 24 сентября 2010 года.  :: Словарь морских терминов. // Сайт «Верфь на столе» (www.shipmodeling.ru)   (Проверено 13 мая 2020)
  6. Техническая энциклопедия под ред. Л. К. Мартенса в 26 томах. — М.: АО «Советская энциклопедия» 1927.
  7. Шпрюйт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. Яхтенное дело. Справочное издание. — СПб.: «Элмор», 2005.
  9. Кливер // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 4 т. — СПб. , 1907—1909.

Литература

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок