Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Папирус делового содержания ( разводное письмо ) на греческом языке. Антинополь , 5 сентября 569 года. Библиотека Лауренциана

Папи́рус ( др.-греч. πάπῡρος , лат.   papyrus ), или би́блиос ( др.-греч. βιβλίος ) — писчий материал , в древности распространённый в Египте , а позднее — на всём пространстве античного мира . Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение ( Cyperus papyrus ), принадлежащее семейству Осоковые . Использовался в Египте по меньшей мере с III тысячелетия до н. э., в античном мире появился примерно с VII века до н. э. Был в употреблении до XII века, вплоть до вытеснения бумагой . На бумагу распространилось название папируса во многих европейских языках. Технология изготовления папируса была примерно реконструирована во второй половине XX века, однако он используется преимущественно в туристической сфере для изготовления сувениров.

Исторические источники. Терминология

Древний Египет, Эгеида, Месопотамия

Древнеегипетская настенная живопись, посвящённая земледельческим работам. В правом нижнем углу — изображение заготовки папируса. Примерно XVI век до н. э.

В древнеегипетской иконографии изображения папируса, растущего по берегам Нила, встречаются с начала III тысячелетия до н. э. Это растение ещё в глубокой древности стало символом Нижнего Египта , а позднее — для греков и римлян — и Египта в целом, что следует из описаний античных авторов . О папирусе-растении и изготовлении из него писчего материала в письменных источниках впервые упоминается в XI веке до н. э. в памятнике « Путешествия Уну-Амона », герой которого был послан в Финикию , чтобы закупить там лес для постройки священной барки бога Амона . Помимо прочего, он вёз 500 свитков папируса, чтобы обменять их на древесину . В древнеегипетском языке для обозначения папируса — растения и материала — использовались термины wadj ( w3ḏ ), tjufy ( ṯwfy ) или djet ( ḏt ); они не оказали воздействия на лексику греческого языка .

Древнейшие образцы папируса, найденные при раскопках в Египте, датированы периодом I династии , а древнейший записанный на папирусе текст — V династией . Вне Египта косвенные следы использования папируса зафиксированы во II тысячелетии до н. э. — печати критского Кносса со следами папируса; критское линейное письмо А также предполагало наличие писчего материала, отличного от глины или камня. В письменных источниках за пределами Египта папирус упоминается в ассирийских текстах времени Саргона II и примерно в то же самое время распространился в античной Греции .

Античность

Диалог Платона « Алкивиад » на папирусе. Современная реплика, воспроизводящая оригинальный почерк

В античной греческой литературе описания папируса оставили Геродот История », II, 92), Теофраст («История растений», IV, 8, 3) и Страбон География », XVII, 788), причём Страбон называл его «библосом». Этот же термин использовали Гомер в « Одиссее » (XXI, 391) и Эсхил («Молящие», 761). Слово «папирус», как и слово «библ», не являются греческими по происхождению, и это способствовало их смешению. Теофраст, будучи учёным-систематизатором, различал растение — папирус — и сырьё, из него добываемое, — библ. Известный русский египтолог Б. А. Тураев производил слово «папирус» от египетского слова «папиур», то есть «нильский», а профессор Оксфордского университета Я. Черны выводил его от коптского слова «папуро» («то, что принадлежит царю») .

Римляне использовали для папируса следующие термины: лат.   papyrus ; лат.   charta  — лист, из которого склеивали свиток, письмо, но и куст папируса; лат.   biblos  — папирус как сырьё для приготовления писчего материала и сам этот материал . Плиний утверждал, что, кроме Египта, в его время папирус встречался в Сирии и Месопотамии .

Известный учёный и государственный деятель раннего Средневековья, Кассиодор , составил панегирик папирусу (Cassiodori Variarum, XI, 38):

Прекраснейший труд взял на себя находчивый Мемфис , для того чтобы книжные полки заполнило создание одного края земли, изящное и тонкое… И вот встаёт нильский лес без ветвей, роща без листвы, посев вод, прекрасная поросль болот, мягче лозы, но твёрже травы, не знаю, какой пустотой наполненный и полноты лишённый, нежный и пористый, дерево-губка, у которого, как у яблока, твёрдая кожура, но мягкая сердцевина, стройный, но упругий, великолепный плод отвратительных топей. Изготовленный из него материал белоснежной поверхностью открывает свои поля красноречию, то простираясь далеко вширь, то собираясь для удобства в свиток, употребляемый для больших трактатов.

Перевод В. Г. Боруховича

В архаическую эпоху в Египте, как и в Древнем Китае , использовали для письма кисточку. В греко-римскую эпоху для письма стали употреблять тростник , это название перешло и на орудие письма — по-гречески каламос (это же слово утвердилось в арабском языке). Чернила ( др.-греч. μέλαν , лат.   atramentum ) в Древнем Египте всегда изготовляли из сажи, замешанной на гуммиарабике ; сухие чернила спрессовывались в брусочки. Чернила разводили водой в пропорции 2:1 .

Папирология

Основная статья: Папирология

Исследованиями греческих и латинских текстов на папирусах занимается специальная историко-филологическая дисциплина — папирология . Изначально она возникла в XVIII веке в связи с находками в Геркулануме Вилла Папирусов », раскопана в 1752—1754 годах) и в Египте (1778). Массовые находки папирусов в Фаюме в 1877—1878 годах способствовали становлению нового научного направления; термин «папирология» был введён в 1898 году в рецензии Ф. Кеньона на издание египетских находок Британского музея . Существенным толчком к развитию папирологии стали обнаружение и публикация в 1891 году « Афинской политии » Аристотеля , считавшейся утраченной в средневековье. С 1898 года ведётся публикация оксиринхских папирусов , включающих множество отрывков из произведений древних авторов ( Гесиода , Алкея , Сапфо , Пиндара , Эсхила , Софокла , Еврипида и др.), не сохранившихся в средневековых рукописях .

Технология

Заготовка папирусного сырья

Растущий папирус. Посадки Музея Папируса в Сиракузах

В Египте сохранились античные документы, свидетельствующие о существовании и функционировании папирусных плантаций на рубеже нашей эры (датированы периодом 6—25 годов правления Августа , то есть 21 года до н. э. — 2 года н. э.). Все эти документы происходят из Александрии  — крупнейшего в древности центра производства и экспорта папируса: в них была обёрнута мумия их владелицы. Владелица плантаций (её имя не сохранилось) — гражданка Александрии — сдавала участки папирусных зарослей в аренду сроком на три года. В. Г. Борухович определял условия аренды как «чрезвычайно суровые»: помимо собственно арендной платы, арендаторы обязывались поставить по 100 «нош» папируса (в 6 «охапок» каждая) в год. Субаренда запрещалась. Видимо, хозяйка плантации владела в городе мастерской по изготовлению писчего папируса, для которой требовалось сырьё. Вывод этот делается из-за особых условий в контракте: арендаторы не имели права изготавливать канаты, паруса, циновки и прочее, а также им запрещался выпас скота в папирусных зарослях. Тексты контрактов позволяют представить саму папирусную плантацию: она была покрыта густой сетью каналов, причём крупные именуются «реками»; мелкие каналы пересекали «реки» под прямым углом. Арендаторы обязывались поддерживать их в хорошем состоянии: подразумевалось, что по каналам можно было плавать на лодке. От арендаторов требовалось периодически чистить каналы и поддерживать слой земли по берегам .

По мнению А. Бюлова-Якобсена, папирус не являлся эндемичным видом для долины Нила и был искусственно перенесён из Тропической Африки ещё в глубокой древности. После прекращения его возделывания Cyperus papyrus , по-видимому, исчез; исследованиями 1960-х годов были обнаружены некоторые сохранившиеся разновидности в озёрах Вади-Натрун , но не в нильской долине. А. Бюлов-Якобсен утверждал, что вновь культивирование папируса в Египте началось в 1872 году, когда образцы из Люксембургского сада в Париже были высажены в саду Каирского музея . Развитию современной индустрии папируса в Египте (в том числе туристической) способствовал в 1960-е годы известный общественный деятель и дипломат Хасан Рагаб , посевные материалы для его Института папируса были привезены из Сицилии (по другим сведениям — из Судана ) .

Изготовление папируса

Структура готового папируса. Современная реконструкция из Музея папируса, Сиракузы

Древнеегипетские источники вообще ничего не сообщают о технологии приготовления писчего материала. Основной источник сведений о технологии производства папируса — материальной основы античной книги  — три главы XIII книги « Естественной истории » Плиния Старшего . В. Борухович полагал, что сам Плиний вряд ли видел реальный процесс изготовления папируса и основывался на трудах Теофраста и Марка Теренция Варрона . Впрочем, по мнению А. Бюлова-Якобсена, Плиний наблюдал изготовление папируса, но больше доверял имеющимся у него письменным источникам, не дошедшим до наших дней .

В своём описании Плиний ставил ряд важных вопросов, в частности, о времени появления в Риме папируса как писчего материала, но его ответы обосновываются легендами. После этого он неожиданно переходит к процессу изготовления харты ( лат.   charta , как он именует папирус), а далее — к описанию её сортов и вновь возвращается к процессу изготовления:

Вообще, вся харта изготовляется на влажном столе, смоченном нильской водой. Мутная нильская вода усиливает клеящие свойства. Вначале кладется нижняя схида, во всю длину будущего листа папируса; выдающиеся концы обрезаются. Затем поверх неё кладется перпендикулярная ей, чем и создается «решетка». Прессуется вся харта при помощи пресса, затем харта отбивается молотом и промазывается клеем: сморщенная, она вновь растягивается и выравнивается молотом. Полученные листы высушиваются на солнце и соединяются между собой так, что лучшие листы склеиваются с подобными им. Качество листов ухудшается по мере приближения к концу всей скапы. В скапу соединяются всегда не более 20 листов.

Перевод В. Г. Боруховича
Схема-реконструкция изготовления папирусного листа. Стебель папируса имеет трёхгранную форму, представлены возможные схемы его расчленения

Плиний использовал здесь греческую терминологию: «схида» — это полоски папируса, уложенные в форме будущего листа, «скапа» — стандартный свиток. Листы склеивались в скапу так, что та сторона, где полоски волокон — филюры — идут горизонтально, заворачивалась внутрь, а сторона с вертикальными филюрами — наружу. Писали сначала по внутренней стороне, при таком сворачивании текст предохранялся и от загрязнения. Внутреннюю сторону именуют rectum , наружную — versum . Последняя исписывалась лишь при нехватке материала. Археологические находки подтвердили, что в скапу действительно склеивали не более 20 листов; если же их было больше, то через каждые 20 ставился номер склейки .

В целом текст Плиния содержит много неясностей. Одна из первых попыток (теоретических) разрешить их и примерно восстановить технологию папируса была предпринята в Венеции в 1572 году, когда некто Мельхиор Гиландин выпустил в свет трактат «Папирус, комментарий к трём главам о папирусе Плиния Старшего» . Вышедшая в 1974 году монография Н. Льюиса вызвала комментарии А. Бюлова-Якобсена (1976) и Й. Хендрикса (1980, 1984). Проведённые ранее эксперименты в сочетании с новым истолкованием текста позволили понять, что при изготовлении папируса имело значение место стебля, дававшее волокно, — ближе к верхушке или корневищу. Число волокон было одинаково для всего стебля, но в корневой его части они были толще и реже расположены, а в верхушке — тоньше и плотнее, что и позволяло изготовлять различные сорта папируса. Таким образом, чем выше к верхушке брался материал, тем хуже было его качество и тем у́же были готовые листы, поскольку меньше был периметр стебля, расщепляемого на волокна .

В XX веке исследователи технологии папируса помимо античных источников и археологических материалов обратились к опытно-экспериментальным методам. Наиболее известными экспериментаторами были Х. Рагаб (Египет) и К. Базиле (Италия). Оказалось, что по описаниям Плиния невозможно создать точную копию материала, обнаруживаемого на раскопках. Папирус, изготовленный на Сицилии, был эластичным и белого цвета; изготовленный в Египте больше походил на античные образцы, но отличался от них тем, что сетчатая структура волокон была отчётливо видна, чего нет на античных образцах .

Сорта античного папируса

Сопоставляя сведения Плиния с другими источниками, В. Г. Борухович составил следующий перечень используемых в античности сортов папируса:

  1. Charta hieratica  — «иератический сорт», шириной около 25 см. Использовался для изготовления особо ценных книг (в частности, религиозных, откуда и происходит название). Изготовлялся из самой сердцевины папирусного стебля. Этот сорт был самым светлым и тонким, и на нём писали только с одной стороны. Позднее он был переименован в «августовскую харту», в честь первого римского императора , а название «иератический» было перенесено на третий сорт.
  2. Charta liviana  — «ливиевская харта», названная так в честь Ливии , супруги Августа. Не уступала по качеству августовской харте.
  3. Charta clavdiana  — «клавдиевская харта», которая изготовлялась путём склеивания попеременно листов августовской и ливиевской харты.
  4. Charta fanniana , «фанниевская харта», шириной около 19 см. По сообщению Плиния, её изготовляла мастерская Фанния.
  5. Charta amphitheatrica  — шириной около 17 см. Название её происходит от места производства в Александрии.
  6. Charta saitica  — папирус довольно низкого качества, изготовлявшийся в районе египетского города Саиса .
  7. Charta theneotica  — по качеству ещё ниже предшествовавшей; она также называлась по месту изготовления, что следует из текста Плиния.
  8. Charta corneliana  — её качество определить сложно; названа по имени Корнелия Галла , префекта Египта, назначенного Августом.
  9. Charta emporica  — «купеческая харта», низший сорт, используемый как обёрточная бумага.

Приведённый перечень не исчерпывает всех сортов папируса, указания на которые встречаются в античных источниках. В разные времена, и до Плиния, и после него, в римских источниках встречаются названия «царской харты» (в качестве одного из лучших сортов), мемфисской харты, белой харты и т. д. Ширина находимых в Египте папирусов не всегда соответствует указанным стандартам .

Сохранность

В существующей исторической и археологической литературе встречаются противоположные мнения по вопросу о технических свойствах и сохранности папируса как письменного материала. Современные археологи отмечают, что некоторые образцы папирусов сохраняли изначальные свойства даже после очень длительного срока. Известный папиролог Вильгельм Шубарт в 1961 году писал :

Мне приходилось держать в руках иератический свиток , которому было более трёх тысяч лет, но он сохранял мягкость и упругость как шёлк-сырец — настолько, что его свободно можно было сворачивать и разворачивать.

В то же время В. Г. Борухович отмечал, что папирус не был эластичным, часто ломался, листы папирусных кодексов быстро обтрёпывались от постоянного перелистывания . Древние авторы также утверждали, что папирусные свитки изнашивались довольно быстро. Папирус как материал был чувствителен к атмосферной влаге и любым механическим повреждениям, так что в античности книга-свиток старше 200 лет была большой редкостью

История использования

Папирусная грамота франкского короля Дагоберта I . 628 год

Современные термины «папирус» и « папирология » стойко ассоциируются с Египтом как местом произрастания растения, использовавшегося для письма, и территорией, где обнаружено огромное количество папирусных текстов. Европейские археологи познакомились с папирусами в середине XVIII века, во время раскопок одной из вилл Геркуланума , где было обнаружено 1800 папирусных свитков .

Цены на папирус были довольно высокими на протяжении всей античности. Некоторое представление о них можно получить на основе афинской надписи конца V века до н. э., в которой перечисляются расходы по строительству одного из сооружений Акрополя . В графе «расходы» указано: «Были куплены две харты, на которых были записаны копии, за две драхмы и четыре обола ». Эта сумма была очень значительной: афинское государство платило членам суда присяжных (эти деньги часто были единственным источником существования их семей) два, позднее три обола — причём в драхме было шесть оболов. В IV веке до н. э. один лист папируса стоил два халка, то есть четверть обола (известно из речи Демосфена «Против Дионисодора»). Следовательно, за обол можно было купить четыре таких листа, а за драхму — 24, то есть целый свиток. В эллинистическую эпоху цены на папирус ещё более повысились, парадоксально, но пергамент стоил тогда дешевле. По-видимому, это было связано с введением монополии на производство и продажу, установленной Птолемеями . С этой монополией связано и название одного из сортов папируса — «царская харта» . Помимо Александрии, примерно с III века до н. э. папирус стали разводить на Сицилии , которая превратилась в важнейший центр производства этого материала . Впрочем, А. Бюлов-Якобсен утверждал, что плантации папируса близ Сиракуз могли быть созданы (или воссозданы) арабами в Средние века .

Самой распространённой формой книг в древности был папирусный свиток , который, по археологическим данным, господствовал до III века . Принцип соединения пачки листов восходил к восковым табличкам , по образцу которых изготовлялись и книги — кодексы . По-видимому, первые кодексы сшивали из разрезанных папирусных свитков, поскольку повреждённый свиток было нельзя сворачивать и разворачивать без дальнейшего разрушения . Далее кодексы стали изготавливать намеренно, сначала — из папируса. Именно из папирусных листов составлены древнейшие дошедшие до нас кодексы, все сохранившиеся в Египте; имеются о них упоминания и в античных источниках. Так, Кассиодор завещал своим духовным братьям по Виварию папирусный кодекс ( лат.   codex chartaceus ), который содержал в себе весь текст Библии. От того же VI века дошёл в составе собрания Амброзианской библиотеки папирусный кодекс с латинским переводом « Иудейских древностей », текст при этом был записан на обеих сторонах листа .

Папирус служил главным писчим материалом очень долгое время и не был окончательно вытеснен до самых поздних времён, когда для производства книг стал применяться пергамент. Судя по египетским находкам, в течение первых веков нашей эры свитки с литературными текстами сосуществовали с кодексами, к III веку доля кодексов составляла не более 6 %. Однако далее свитки стремительно утрачивали свои позиции: в IV веке доля кодексов выросла уже до 65 %, в V веке — до 89 %, а в VII веке книги-свитки совершенно вышли из употребления . Канцелярия Меровингов только после 670 года перешла на пергамент. Папская канцелярия использовала папирусы вплоть до XI века: известны 23 буллы , от 849 до 1022 года, написанные на папирусах . Последняя папская булла на папирусе датирована 1057 годом .

Завоевание Египта арабами не повлекло за собой существенных изменений в производстве этого материала. Производство папируса прекратилось в XII веке, не выдержав конкуренции нового и более дешёвого писчего материала — бумаги, на которую и перешло название папируса .

Первые попытки на практике восстановить культивацию папируса и реконструировать технологию его изготовления предприняли в XVIII веке шотландский путешественник Джеймс Брюс и сицилийский археолог Саверио Ландолина [it] . В 1968—1974 годах Хасан Рагаб организовал на острове Якоба в Гизе «Фараонову деревню» и несколько других туристических объектов, в том числе Институт папируса. Институт изготовляет на продажу более или менее точные копии известных древнеегипетских папирусов с иллюстрациями. По своей популярности у публики они находятся на третьем месте после пирамид и Каирского музея .

В 1987 году в Сиракузах был открыт некоммерческий Музей папируса [it] , который первоначально представлял собой туристический объект. С 1990-х годов музей превратился в серьёзное научное учреждение, которое исследует античные образцы в кооперации с Библиотекой Александрина и Каирским музеем . После переезда из Турина в Сиракузы Института изучения египетской цивилизации музей управляется из его штаб-квартиры. В 2014 году музей получил просторные помещения в Ортидже , в здании бывшего монастыря .

Галерея

Примечания

  1. p.flor.1.93dupl = HGV P.Flor. 1 93 . Papyri.info. Дата обращения 27 мая 2016.
  2. , с. 33.
  3. , с. 36.
  4. Andrew Zammit. History . About Papyrus. (2007). Дата обращения 27 мая 2016.
  5. , с. 7.
  6. , с. 34—35.
  7. Бабичев Н. Т., Боровский Я. М. Русско-латинский указатель к Словарю латинских крылатых слов. — Русский язык-Медиа, 2003. — 3 тыс. статей.
  8. , p. 5.
  9. , с. 38.
  10. , p. 18.
  11. , с. 5.
  12. Статьи о папирусах и папирологии из Большой советской энциклопедии . 2-е изд. Т. 32. — М.: Гос. науч. изд. «Большая сов. энциклопедия», 1955. — С. 21—23.
  13. , с. 271—285.
  14. Dr. Hassan Ragab   (недоступная ссылка) . Dr. Hassan Website. Дата обращения 27 мая 2016. Архивировано 9 февраля 2016 года.
  15. Владимир Беляков. «Машина времен» доктора Рагаба . Вокруг света (1 апреля 1994). Дата обращения 27 мая 2016.
  16. , p. 6.
  17. , с. 40.
  18. , с. 43.
  19. , с. 11—12.
  20. , p. 8.
  21. , с. 43—44.
  22. , с. 110.
  23. , с. 112.
  24. , с. 170—182.
  25. , с. 45.
  26. , с. 40.
  27. , с. 107—108.
  28. , с. 108—109.
  29. , с. 43.
  30. , с. 46.
  31. Lara Iskander. The Papyrus Museum in Cairo . Tour Egypt. Дата обращения 27 мая 2016.
  32. Il Museo del Papiro «Corrado Basile» . Дата обращения 27 мая 2016.

Литература

Ссылки

Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок