Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
t R = время реакции; s R = путь реакции; s B = тормозной путь; s A = остановочный путь; a = тормозноe ускорение

Остановочный путь  — расстояние , которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Важно не путать с понятием тормозной путь .

Остановочный путь включает в себя расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и время срабатывания тормозной системы.

Длина остановочного пути зависит от скорости движения, вида транспортного средства (мотоцикла или автомобиля) и коэффициента сцепления. Также немаловажно время реакции водителя  — время от момента восприятия водителем сигнала о необходимости торможения до совершения необходимых действий, например, переноса ноги на педаль тормоза, нажатия на неё. Зависит от навыков водителя, положения его тела, рук и ног относительно органов управления автомобилем, также от его психоэмоционального состояния. Время реакции увеличивается при утомлении, заболеваниях и крайне сильно возрастает при алкогольном или наркотическом опьянении . Оно колеблется от 0,4 до 1,5 с. Типичной величиной считается 0,8 сек. Время срабатывания тормозной системы  — время с момента нажатия на педаль тормоза до приведения в действие всех тормозных механизмов. Зависит от качества и состояния тормозной системы. В среднем считается 0,2 с для гидравлического привода и 0,6 с для пневматического привода тормозной системы.

Остановочный путь автомобиля вычисляется по формуле:

Здесь: - время реакции водителя, - время срабатывания тормозов, - коэффициент эффективности торможения, - скорость движения автомобиля, - коэффициент сцепления, - ускорение свободного падения .

Коэффициент эффективности торможения зависит от конкретной конструкции и технического состояния тормозной системы, величины полезной нагрузки автомобиля. Его величина составляет 1,3 для легковых и 1,6-1,8 для грузовых автомобилей.

Коэффициент сцепления представляет собой коэффициент пропорциональности между сцепным весом и силой сцепления колес автомобиля с дорогой. Его величина зависит от типа покрытия и состояния дороги (сухая, влажная, обледенелая), от особенностей конструкции и износа шины (давление в шине, вид рисунка протектора), от величины нагрузки и скорости движения автомобиля. На сухой дороге с асфальтобетонным покрытием он равен 0,7-0,8, на мокрой 0,35-0,45. На обледенелой дороге он равен 0,1-0,2.

Примечания

  1. Соловьев Г. М., Иванов Д. Н. Движение автотранспорта в СССР. - М., Воениздат , 1961. - c. 74-77
  2. Кленников В. М., Ильин Н. М. Автомобиль. Учебник водителя первого класса. - М., Транспорт, 1976. - c. 294-300

Ссылки

© 2014-2021 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты