Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Олег Даль
Oleg Dahl Postal card Russia 2016cr.jpg
Имя при рождении Олег Иванович Даль
Дата рождения 25 мая 1941 ( 1941-05-25 )
Место рождения Люблино,
Московская область
(ныне район Москвы ), РСФСР , СССР
Дата смерти 3 марта 1981 ( 1981-03-03 ) (39 лет)
Место смерти
Гражданство
Профессия
Годы активности 1962 1981
Театр
IMDb ID 0197558
Сайт oleg-dal.ru
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Оле́г Ива́нович Даль ( 25 мая 1941 , Люблино , Московская область , РСФСР , СССР  — 3 марта 1981 , Киев , Украинская ССР , СССР ) — советский актёр театра и кино . Автор стихотворений и театральных постановок.

Биография

Семья и молодые годы

Олег Даль родился 25 мая 1941 года в городе Люблино (ныне район Москвы ), в доме № 63 по ул. Московской, ныне — Люблинской (позднее дом 63 стал домом 111 стр.1; часть дома, в которой, в двухкомнатной квартире № 110 на третьем этаже, актёр появился на свет, снесена в 2011 году ). Отец — Иван Зиновьевич Жерко (1904—1967) — был уроженцем Воронежской губернии. В Москву приехал в 20-е годы, окончил Московский институт инженеров транспорта ( МИИТ ) и затем тридцать с лишним лет проработал на Люблинском литейно-механическом заводе. Мать — Прасковья (Павла) Петровна (1906—1993), — учительница . В семье Далей была также дочь — Ираида Ивановна (в замужестве — Крылова) (1933), племянница — Татьяна Антонюк.

Всю жизнь Иван Зиновьевич любил музыку, сам научился играть на мандолине, хорошо пел, в молодости занимался в театральной студии и писал статьи в газету « Гудок ». Подписывался под статьями фамилией Даль. Когда в стране началась всеобщая паспортизация, Иван Зиновьевич воспользовался моментом, чтобы узаконить литературный псевдоним — вписал его в паспорт. Так он сделался Далем, а его брат — Дальским. [ источник не указан 394 дня ]

Детство Даля прошло в городе Люблино , во дворе дома № 63 по Московской улице. Во время школьных тренировок по баскетболу начались проблемы с сердцем. Со школьных же лет началось его увлечение творчеством: живописью, литературой. Во время учёбы в школе занимался в театральной студии Центрального дома детей железнодорожников .

В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина . Родители были категорически против этого, кроме того, Даль с детства картавил.

На экзамене в училище Даль читал монолог Ноздрёва из « Мёртвых душ » и отрывок из « Мцыри » своего любимого поэта М. Ю. Лермонтова . По результатам вступительных экзаменов Олега зачислили на первый курс училища (руководитель Николай Анненков ). На курсе с ним учились Михаил Кононов , Виктор Павлов , Виталий Соломин .

В 1961 году Олег Даль был привлечён в качестве ведущего первых игр КВН . Был приглашён на эту должность режиссёром КВН — Беллой Сергеевой.

Даль был трижды женат, но детей ни в одном браке не было. В 1963 году женился на актрисе театра « Современник » Нине Дорошиной , однако брак вскоре распался. Второй женой стала актриса Татьяна Лаврова , этот брак тоже через полгода распался. В третий раз женился на монтажёре Елизавете Алексеевне Апраксиной (19 августа 1937—21 мая 2003), внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума .

Первые роли

Дебют Олега Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи « Мой младший брат » по роману « Звёздный билет » Василия Аксёнова . Тогда же Сергей Фёдорович Бондарчук приглашает Олега попробоваться на роль младшего Ростова в « Войне и мире » (но пробы Даль не прошёл — вместо него на эту роль режиссёр взял тогда уже очень известного и популярного актёра О. Табакова), а Леонид Агранович доверил ему главную роль в психологическом детективе « Человек, который сомневается » (фильм вышел на экраны в 1963 году). Также одна из первых ролей — Сеня в фильме « Первый троллейбус » (1963).

Герои Олега Даля в ранний период его творчества — его ровесники, живущие с ним в одно время. Даль наделял создаваемые им образы своими личными чертами, своим обаянием с оттенком грусти .

В 1967 году Олег Даль снимался в картине Владимира Мотыля « Женя, Женечка и „катюша“ ». Премьера фильма, состоявшаяся 21 августа 1967 года, вызвала большой интерес у зрителей, но широкой известности актёрам не принесла, поскольку фильм по решению чиновников от культуры пошёл «вторым экраном» (тем не менее, фильм часто показывали на периферии, и он пользовался большой популярностью в народе). Однако тогда же фильм Наума Бирмана « Хроника пикирующего бомбардировщика », в котором Олег создал образ обаятельного и умного стрелка-радиста Жени Соболевского, вышел на широкий экран, и об Олеге Дале узнала теперь уже вся страна , включая обе столицы. Его начинают приглашать сниматься ведущие режиссёры.

Даль создал широкую гамму образов на экране: Солдат (« Старая, старая сказка »), кукольник (там же), Евгений Крестовский (« Земля Санникова »), Учёный и его Тень (« Тень »). В 1969 году актёр снялся в роли Шута в фильме « Король Лир » (режиссёр Г. Козинцев ), на съёмках которого он познакомился со своей будущей женой . Роль Шута стала «знаковой» в творчестве Даля, эту роль высоко отметили не только советские, но и зарубежные (в частности, британские) кинокритики, а также исследователи творчества Шекспира.

Театр и кино

Олег Даль был прежде всего театральным актёром (хотя огромному количеству советских и российских зрителей он запомнился и полюбился своими ролями в кино). В 1963 году он получил приглашение в театр « Современник », где первые пять лет играл только роли второго плана. В 1968 году он сыграл Ваську Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе « На дне ». Эта роль стала одной из самых ярких работ актёра в «Современнике». Образ вора Васьки в трактовке Волчек был устремлённым к счастью и красоте человеком . Спустя годы об этой роли восторженно отзывались коллеги Даля по цеху, работавшие вместе с ним в театре и на телевидении — Михаил Козаков и Константин Райкин. В дальнейшем Олег Иванович с успехом играл в спектаклях «Валентин и Валентина» М. Рощина , «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова , «Из записок Лопатина» К. Симонова , «Принцесса и дровосек» М. Микаэлян и Г. Волчек. Одной из самых популярных театральных работ Даля в те годы стала роль Мужчины, в спектакле «Вкус черешни». Спектакль «Принцесса и дровосек» ( 1969 ), в котором Даль сыграл одну из главных ролей, стал и его первым режиссёрским опытом [ источник не указан 1943 дня ] .

В 1971 году на экраны вышел фильм-сказка Надежды Кошеверовой « Тень », где Олег Даль сыграл две роли: учёного Христиана-Теодора и его Тени. Учёный Христиан-Теодор, воплощённый на экране Далем, — добрый, милый неудачник в потёртом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но приключение внезапно оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андерсеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с повадками диких животных.

У Олега Даля был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он часто менял творческие коллективы и режиссёров. В 1971—1972 годах он работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола . В 1971 году его приглашал во МХАТ Олег Ефремов и даже начал репетиции. 1973—1974 годы стали весьма плодотворными — Даль снялся в пяти картинах: «Звезда пленительного счастья», «Горожане», «Не может быть!», «Военные сороковые» и «Вариант „Омега“». В 1975 году Даль покинул «Современник» и поступил на режиссёрские курсы ВГИКа (мастерская И. Хейфица ), но не закончил их [ источник не указан 1943 дня ] .

В 1975 году Анатолий Эфрос предоставил Далю возможность осуществить его давнюю мечту, предложив роль Печорина в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Ещё будучи школьником, прочитав «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова , Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного героя повести. В 1977 году он снялся у Анатолия Эфроса в фильме « В четверг и больше никогда » в роли Сергея. Эта кинокартина (наряду с телефильмом «Отпуск в сентябре», который снимался в 1978 году и был полностью готов к началу 1979 года), стала одной из самых значительных работ Олега Ивановича в кино. Последней совместной работой Даля и Эфроса стал телеспектакль «Острова в океане» (1978). «Он был душевно очень высокий человек. Очень жёсткий, а за этой жёсткостью — чрезвычайная тонкость и хрупкость», — говорил об актёре А. В. Эфрос .

Встреча с Эфросом вновь вернула Олега Даля к работе в театре. В 1977 году он пришёл в Театр на Малой Бронной , где служил до 1978 года и сыграл несколько ролей, в том числе Алексея Николаевича Беляева («Месяц в деревне» И. С. Тургенева ). Как вспоминал А. В. Эфрос про актёра в этой роли, «в серьёзной сцене он вскакивал, сняв ботинок, и гонялся за бабочкой — ловил, хлопал, убивал, и остановить его было невозможно» .

Последние годы

Фильм « Отпуск в сентябре » (по пьесе А. Вампилова « Утиная охота », 1979) стал значительным этапом и одной из последних заметных работ (наряду с телефильмом « Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы ») в творчестве Даля. Однако тогда картину посчитали «упаднической» и не выпустили в прокат, положив «на полку». Фильм вышел на телевизионные экраны только в июне 1987 года. Тогда же, на Всесоюзном телефестивале-1987, Олег Даль получил «приз за лучшее исполнение роли» (посмертно). В марте 1979 года Олег Даль принимал участие в съёмках документального телефильма «На стихи Пушкина», в нём актёр читал стихотворения великого русского поэта, а также исполнил два романса на его стихи.

11 ноября 1980 года Даль вошёл в труппу Малого театра , где он один раз (31 декабря 1980) вышел на сцену в роли Алекса («Берег» Ю. Бондарева). Последней его работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме « Незваный друг » (1980).

В конце 1970-х годов, после запрета фильма «Отпуск в сентябре» и постоянных отказов Олега от приглашений известных режиссёров, он постепенно заработал репутацию опального актёра. До 1977 года актёр в течение десяти лет был «невыездным», и ему не разрешали покидать пределы СССР . В 1980 году с большим трудом удалось утвердить Олега на роль в картине «Незваный друг». Перед пробами произошёл конфликт с руководством студии « Мосфильм », который Даль пережил очень тяжело . Знакомые и коллеги отзывались, что выглядел Олег в последние месяцы жизни очень плохо, был в состоянии нервного и физического истощения . Известно также, что незадолго до смерти Владимира Высоцкого, в 1980 году, Олег Даль, поддерживавший с ним долгие годы дружеские отношения, был у него в гостях и читал ему свои новые стихи [ источник не указан 743 дня ] .

В 1980—1981 годах — педагог ВГИКа.

Актёр злоупотреблял спиртным и принимал меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к алкоголю. По свидетельству вдовы Олега Ивановича, Елизаветы, у него было слабое здоровье и больное сердце . Несмотря на это, работал он «на износ» и часто конфликтовал с режиссёрами, не желая сниматься в фильмах и работать в спектаклях, которые ему были не по душе , и которые он считал халтурными и далёкими от подлинного искусства.

Олег Даль скончался 3 марта 1981 года, на сороковом году жизни, в номере гостиницы «Студийная» в Киеве (ныне гостиница «Ника», по улице Довженко, 16 ), во время творческой командировки. Ему предстояли кинопробы на главную роль в картине «Яблоко на ладони» режиссёра Николая Рашеева . По распространённой версии, сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, «зашитому» противоалкогольной капсулой . Вдова актёра, отрицая эту информацию, утверждала, что он просто скоропостижно скончался во сне «от остановки сердца» . Похоронен 7 марта на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 12).

Творчество

Герои Олега Даля узнаваемы и своеобразны. Актёру была свойственна необычайная широта творческого диапазона — от детской сказки до трагедии. Интеллигентность и остроумие были свойственны ему с первого же появления на экране и сцене театра .

Даль был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, Олег Даль отклонил приглашение сниматься в роли Евгения Лукашина в фильме Рязанова « Ирония судьбы, или С лёгким паром! », у Гайдая в роли Хлестакова в картине « Инкогнито из Петербурга ». В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова (фильм « Беда », роль Вячеслава Кулигина), Олег Ефремов (спектакль « Медная бабушка », роль Пушкина ), Александр Митта (фильм « Экипаж », роль бортинженера Скворцова), Михаил Козаков (фильм « Безымянная звезда », роль Марина Мирою). Очень отрицательно актёр отзывался о своей работе в фильме «Земля Санникова», хотя картина пользовалась огромным зрительским успехом.

Даль позволял себе поступки, которые трудно понять, не зная причин, их вызвавших. Он мог внезапно уйти из театра и бросить постановку за несколько дней до премьеры. Так случилось во МХАТе с Ефремовым и с Эфросом в театре на Малой Бронной .

В то же время о роли Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» Даль мечтал ещё с того времени, когда впервые прочитал пьесу Вампилова, и считал её своей. Также трепетно он относился к образу Печорина в телевизионном спектакле «По страницам журнала Печорина» (постановка Эфроса).

По мнению Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра.

Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Всё чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь.

В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал — против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств.

…Даль ничего не делал формально, у него всё наполнялось содержанием, и каким! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а плёнка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное.

Анатолий Эфрос , Книга четвёртая

Эдвард Радзинский так отзывался о нём:

Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…

Вениамин Каверин писал о творчестве Даля:

Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своём собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен .

Театральные работы

Почтовая карточка, выпущенная к 75-летию со дня рождения Олега Даля. Почта России , 2016 г.,   ( ЦФА [ АО «Марка» ] № 2016-090/1) .
Московский театр «Современник»
Ленинградский театр имени Ленинского Комсомола
Московский драматический театр на Малой Бронной
Московский Малый театр

Фильмография

Киноальманахи

Учебные фильмы

Телеспектакли

Прочее

Озвучивание

Документальные фильмы об Олеге Дале

  • 1991 Кинопортрет. Олег Даль.
  • 1995 Чтобы помнили… Олег Даль (Фильм 11)
  • 2004 Больше, чем любовь. Олег и Лиза
  • 2004 Мой серебряный шар. Олег Даль
  • 2005 Кино которое было. ПИКе Даля
  • 2005 Инородный артист. Олег Даль
  • 2005 Пёстрая лента. Плохой хороший человек
  • 2006 Как уходили кумиры. Олег Даль
  • 2006 Последние 24 часа. Олег Даль
  • 2008 Тайные знаки. Олег Даль. Не собираюсь жить
  • 2010 «Кумиры» с Валентиной Пимановой. Татьяна Лаврова. Не долюбила, не дожила…
  • 2011 Острова. Олег Даль
  • 2011 Олег Даль. Между прошлым и будущим

Библиография

  • «Олег Даль. Воспоминания. Материалы из архива (Стихотворения; Рассказы. Эссе; Письма; Дневник; Роли О. Даля)». // Составители Н. П. Галаджева и Е. А. Даль. — Москва: Издательство «Артист. Режиссёр. Театр». Редакционно-издательский комплекс «Культура», 1992
  • «Олег Даль. Говорю то, что думаю…». // Составление и общая редакция А. Г. Иванов, наследные права и предисловие Е. А. Даль, оформление С. Зайцев. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: книжный магазин «Москва», 2001. Содержание:
    • из переписки с близкими: май 1970 г. — октябрь 1980 г.;
    • стихи последнего года: март 1980 г. — февраль 1981 г.;
    • творческий дневник: ноябрь 1970 г. — январь 1981 г.;
    • к истории последней работы: о моноспектакле на стихи М. Ю. Лермонтова;
    • хроника последней командировки в г. Пенза;
    • хроника прощания: 20 лет назад…;
    • годы, роли, Даль…
  •  Галаджева Н. П., Иванов А. Г. , Даль Е. А. Олег Даль. Воспоминания. Стихотворения. Письма. — М. : Эксмо, 2001. — ISBN 5-04-007346-1 .
  • Горбачев А. Н. Встречи в Политехническом: 1974—1997. — М., 1999 (последняя фотография О. И. Даля, февраль 1981)
  • Раззаков Ф. И. Звёздные трагедии. Загадки судьбы и гибели. — М.: ЭКСМО-пресс, 2000 ISBN 5-04-004335-X , ISBN 5-04-004333-3
  • Виолетта Баша. «10 шагов по вертикали. Памяти Олега Даля». // еженедельник «Моя семья», 2002
Тоже. // еженедельник «Наша Канада», 2004

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека , Австрийская национальная библиотека Record #119164795 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Они были люблинцами
  3. Олег Иванович Даль Архивная копия от 5 декабря 2009 на Wayback Machine   (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1675 дней]) в энциклопедии Кругосвет
  4. Олега Даль Творческая биография ссылка от 10 сентября 2008 г.
  5. , с. 244.
  6. , с. 241.
  7. Виолетта Баша: «Десять шагов по вертикали». Памяти Олега Даля. Точка зрения
  8. Олег Даль Последние годы жизни ссылка от 10 сентября 2008 г.
  9. интервью с Елизаветой Даль. Эфир ведёт Ксения Ларина 25 мая 2002 г. « Эхо Москвы » ссылка от 10 сентября 2008 г.
  10. Очередное заседание клуба киевоведов (13.01.2015)
  11. Елизавета Даль: «Жизнь с Олегом была для меня лучшим подарком» Учительская Газета № 16 (9941) от 15 апреля 2003 г.
  12. Энциклопедический словарь «Кино». — М.: Советская энциклопедия, 1986.
  13. Олег Даль. «Взрослый молодой человек: Дневники. Письма. Воспоминания» Даль Е. А.; Ред. Поюровский Борис Михайлович. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — ISBN 5-224-04078-7. ссылка от 10 сентября 2008
  14. Олег Иванович Даль :: актёры :: Люди ::   (недоступная ссылка) . Дата обращения: 30 апреля 2013. Архивировано 30 августа 2013 года.
  15. Эфрос А. В. [Сочинения в 4-х книгах (рус.) . — Фонд "Русский театр", 1993-01-01. — С. 132. — 440 с.
  16. Мирон Черненко . «…И лично Отечеству нужен» // « Искусство кино », 1968 , № 8.
  17. А. Иванов. Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью. — М. : Эксмо, 2011. — ISBN 978-5-699-49510-8 .
  18. Позже эпизоды с Мориарти, озвученным Далем, были включены в 13-серийный телесериал « Воспоминания о Шерлоке Холмсе », созданный в 2000 году .

Ссылки

Категории :
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок