Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Титульная страница первого нотопечатного сборника Оттавиано Петруччи (Венеция, 1501)

Нотопечатание  — изготовление нотированной музыки промышленным типографским способом; с появлением персональных компьютеров термин распространился также на любую (в том числе в домашних условиях) компьютерную подготовку нотного текста.

История

Нотопечатание появилось вскоре после книгопечатания , в середине XV века . Первые печатные книги с нотами были церковными, в них текст церковных напевов набирался, а ноты вписывались от руки в специально оставленные для этого места. Позднее для нот стали печатать нотоносец , который от руки заполнялся нотами. Предполагается, что также ноты могли штамповаться . По мнению некоторых исследователей, нотоносец мог быть оставлен пустым специально, чтобы общины, певшие псалмы на разные мотивы, могли вписать свой вариант мелодии.

Через короткий промежуток времени появились полностью печатные издания, в которые нотный текст переносился с досок, подготавливаемых при помощи резьбы по дереву. Первыми опытами стали издания обиходных книг (нотированных миссалов ) католиков, выполненные в 1481 году итальянцем Оттавиано Скотто (Ottaviano Scotto, ум. 1498) ( григорианский хорал в римской квадратной нотации ) и немцем Георгом Рейзером (Georg Reyser, ок. 1468—1504) (хорал в готической нотации ). Использование литых нотных литер зафиксировано в «Краткой грамматике» Фомы Нигера ( хорв. Toma Niger ) (Венеция, 1480).

Ноты, полностью напечатанные с помощью наборного шрифта, впервые появились в изданиях Оттавиано Петруччи . Первым нотопечатным сборником музыки традиционно считается его « Harmonice Musices Odhecaton », буквально «Стопеснец гармонической музыки» (Венеция, 1501). Издания Петруччи оставались непревзойдёнными по качеству длительное время, в том числе благодаря монополии на изобретённую технологию. Петруччи, как и его предшественники, печатал ноты в два приёма: сначала нотоносец, а затем поверх него — нотные знаки.

В 1525 году Пьер Отен ( фр.   Pierre Haultin ) усовершенствовал набор нот, введя литеры, выполненные вместе с прилегающей частью нотоносца и позволявшие печатать ноты за один приём. Шрифт также позволял воспроизводить многоголосие, проставляя до трёх нот друг над другом, но из-за сложности процесса издатели вернулись к одноголосной записи.

В 1754 году Иммануил Брейткопф из Лейпцига изобрёл новый шрифт, разрешивший задачу набора аккордов в тесном расположении. Его нотные литеры состояли из мельчайших частиц, например, восьмая собиралась из трёх частей: головки, штриха и хвостика (или кусочка вязки). Как и в случае со шрифтом Отена, широкому распространению новой технологии опять воспрепятствовала сложность набора.

Параллельно набору развивалась гравировка . Первые экземпляры печатных изданий, выполненных подобным образом, относятся к 1488 году (для гравировки по дереву) и 1515 году (гравировка по металлу). Эта технология сочеталась с принципом высокой печати . Принцип глубокой печати в сочетании с гравировкой по меди начинают использоваться в 1586 году. Гравировка позволяла передавать нотный текст любой сложности, что обусловило широкое распространение данной технологии нотопечатания.

Около 1730 года способ гравировки был усовершенствован: англичане Джон Клюэр ( англ.   John Cluer ), Джон Уолш ( англ.   John Walsh ) и Джон Эйр ( англ.   John Hare ) использовали для гравировки доски из мягкого сплава олова со свинцом, на которые часто повторяющиеся знаки (головки, ключи, знаки альтерации, цифры и пр.) наносили с помощью пунсонов из закалённой стали. В России , в Москве , в условия отсутствия гравёров этот метод был доведён до логического завершения: ноты набивались только с использованием пунсонов, но несмотря на большое разнообразие, сложившееся за многие годы, их не хватило для записи всех нотных текстов и гравировка вновь была введена в оборот.

С изобретением в конце XVIII века литографии нотопечатание перешло от прямой печати с досок к изготовлению оттисков для переноса на литографский камень или на металлические формы для плоской печати.

В начале XX века нотопечатание стало вестись фотомеханическим способом. Оригиналом для него служат как доски, выполненные гравировкой, так и рукописные нотные страницы. Предпринимались попытки создать нотную пишущую машинку . В настоящее время изготовление оригиналов производится с помощью компьютерных программ и специальных нотных шрифтов.

Нотоводство

В печатной литературе известно применение производного от «нотоводство» термина «нотовод» и два его определения, стилизованные под Боэция и Даля :

«„ Нотоводом “ же называется тот, кто с помощью тщательного размышления постигает нотное письмо не рабским трудом, но властью созерцания» (Боэций, VI в. Основы музыки. Адаптированный перевод С. Лебедева).

НОТОВОД м. кто разводит ноты, любит и знает нотоводство, лично им занимается как ремеслом; специалист по улучшению культуры нотопечатания. Ноты водить — не строем ходить (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Из архивных разысканий П. Трубинова).

См. также

Литература

  • Molitor R. Deutsche Choral-Wiegendrucke: ein Beitrag zur Geschichte des Chorals und der Notendrucker in Deutschland. — Regensburg, 1904.
  • Копчевский Н. А. Нотопечатание // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша . — М. : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. — Т. 3.
  • Юргенсон Б. П. Очерк истории нотопечатания. — Москва: Государственное издательство, музыкальный сектор, 1928.
  • Трубинов П. Ю. Нотопечатание // Большая российская энциклопедия. — Т. 23. — Москва, 2013. — С. 359—360.

Примечания

  1. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. — СПб.: «Композитор», 2003. — 208 с., ил., нот. — ISBN 5-7379-0205-6

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок