Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Невроло́гия (от др.-греч. νεῦρον  — нерв, и λόγος  — наука; «наука о нервах») — группа медико - биологических научных дисциплин , которая изучает нервную систему как в норме, так и в патологии . Занимается вопросами возникновения заболеваний центральной и периферической частей нервной системы, а также изучает механизмы их развития, симптоматику и возможные способы диагностики, лечения и профилактики .

Специалист, получивший высшее медицинское образование и прошедший специализацию по неврологии, называется невролог .

Раздел клинической неврологии, изучающий нервные болезни, в СССР назывался невропатологией (от др.-греч. νεῦρον  — нерв, др.-греч. παθος  — болезнь и λόγος  — наука ).

Описание

Неврология, как наука о структуре и функция нервной системы, основана на эволюционной теории и исследованиях физиологов конца XIX — начала XX века .

В неврологии (невропатологии) выделяют изучение неврной системы и её болезней у детей: изучение нервной системы детей разных возрастных групп, разработка нормативов неврно-психического развития детей, выявление причин задержек развития, изучение заболеваний нервной системы ребёнка и разработка методов их лечения. Особенности развития нервной системы в раннем периоде изучает перинатальная неврология (от греч. peri  — около и лат.   natus  — родовой). Гередитарная (от греч. heriditas  — наследственный) неврология изучает наследственные болезни нервной системы. Отоневрология изучает сочетанные поражения нервной системы, органов слуха и вестибулярного аппарата. офтальмоневрология — нервной системы и органа зрения. Также встречается термин «педагогическая неврология», относящийся к изучению особенностей нервной системы применительно к проблемам обучения детей, в том числе страдающих нарушениями слуха, двигательной сферы, слуха, речи, а также отстающих в умственном развитии .

Ис­сле­до­ва­ния по неврологии ос­ве­ща­ют об­ще­ме­ди­цин­ские и специализированные жур­на­лы: «Journal of Nervous and Mental Diseases» (Balt., с 1874), «Brain» (L., с 1878), «Archives de neurologie» (P., с 1880, с 1910 — «Archives internationales de ne­urologie»), «Revue neurologi­que» (P., с 1893), «Archives of Neurology and Psychiatry» (Chi., с 1919), «Nerve­nartz» (B., с 1928), «Neurology» (Minneapolis, с 1951), «Journal of the Neu­rological Sciences» (Amst., c 1964), «European Neurolo­gy» (Ba­sel, c 1968) и др. Про­бле­мы неврологии сис­те­ма­ти­че­ски ос­ве­ща­ют «Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С. С. Кор­са­ко­ва» (с 1901), «Кли­ни­че­ская ме­ди­ци­на» (с 1920), «Во­про­сы ней­ро­хи­рур­гии» (с 1937), «Жур­нал выс­шей нерв­ной дея­тель­но­сти» (с 1951), «Нев­ро­ло­ги­че­ский жур­нал» (с 1996) и др.

С 1897 года про­во­дят­ся ме­ж­ду­народные кон­грес­сы по неврологии. Ко­ор­ди­на­цию ис­сле­до­ва­ний по во­про­сам неврологии осу­ще­ст­в­ля­ет Все­мир­ная фе­де­ра­ция неврологии ( World Federation of Neu­ro­logy ) .

История развития неврологии в России

Развитие российской неврологии как самостоятельной клинической дисциплины насчитывает около 150 лет. Впервые в июле 1835 года на медицинском факультете Московского университета был выделен самостоятельный курс нервных болезней. До этого времени заболевания нервной системы входили в программу частной патологии и терапии. С 1835 по 1841 гг. курс нервных болезней читал профессор Г. И. Сокольский. В курс вошли такие заболевания нервной системы: энцефалит , менингит , арахноидит , миелит , невриты , невралгии и др. Затем проф. Г. И. Сокольский поручил чтение курса своему ученику и последователю В. И. Варавинскому. Преподавание велось преимущественно в виде лекций. Иногда на лекциях демонстрировались больные из госпитальной терапевтической клиники. В 1869 г. в Московском университете была организована первая кафедра нервных болезней. Её возглавил ученик профессора В. И. Варавинского А. Я. Кожевников ( 1836 1902 ). Базой клиники явилась Ново-Екатерининская больница , где было выделено 20 коек для лиц, страдающих заболеваниями нервной системы. В связи с недостаточностью коечного фонда открылось второе отделение на базе Старо-Екатерининской больницы , которое возглавил ученик А. Я. Кожевникова В. К. Рот (1848—1916). Затем по инициативе А. Я. Кожевникова на Девичьем поле была построена специальная клиника для лечения психических и нервных заболеваний. Её возглавил один из учеников А. Я. Кожевникова С. С. Корсаков (1854—1900).

Неврология укреплялась как самостоятельная дисциплина. А. Я. Кожевников воспитал плеяду талантливых учеников, вместе с которыми он создал московскую школу невропатологов. Первый учебник по нервным болезням в России был написан А. Я. Кожевниковым в 1883 г. Представителями московской школы являются такие выдающиеся неврологи, как Г. И. Россолимо , В. А. Муратов , Л. С. Минор , Л. О. Даркшевич , М. С. Маргулис, Е. К. Сепп, А. М. Гринштейн, Н. И. Гращенков, Н. В. Коновалов, Н. К. Боголепов, Е. В. Шмидт и др.

Параллельно московской формировалась петербургская школа невропатологов. Её основоположником считают И. П. Мержеевского (1838—1908). Представителями петербургской школы являются выдающиеся неврологи — В. М. Бехтерев , М. П. Жуковский, Л. В. Блуменау, М. И. Аствацатуров, Б. С. Дойников, М. П. Никитин и др. Первая неврологическая клиника в Петербурге была организована в 1881 г. при медико-хирургической академии. Были созданы клиники при кафедрах нервных и психических болезней на медицинских факультетах университетов в Казани, Киеве, Харькове, Одессе и других городах, где также велась большая научная, педагогическая и лечебная работа. Однако ведущими оставались московская и петербургская школы. Главным в научных исследованиях московской школы было клинико-морфологическое направление, а петербургской — биолого-физиологическое .

Неврология животных

Существует раздел неврологии, посвящённый нервным болезням животных . Неврология домашних животных активно развилась в последние 10 лет, в связи с большей доступностью средств визуализации (МРТ, КТ) в ветеринарии. Созданы МРТ и КТ-атласы животных разных видов, преимущественно, собак и кошек. За рубежом активно проводятся исследования, разрабатываются методики лечения, уточняются неврологические диагнозы. В России развитие ветеринарной неврологии осложнено объективно — малой доступностью дорогостоящей аппаратуры, субъективно,- нежеланием многих специалистов признать наличие у животных неврологических заболеваний .

В последние годы, благодаря появлению новых методов исследования, стала развиваться отрасль, названная ветеринарной психоневрологией , исследующая системные взаимосвязи между деятельностью нервной системы как единого целого и другими органами и системами. Однако, доказательной основы «ветеринарная психоневрология» не имеет, ввиду объективной невозможности адекватной обратной связи с пациентом (опроса пациента).

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , Введение.
  4. Е. И. Гусев, В. Е. Гречко, Г. С. Бурд. Нервные болезни. — 1988. — C. 5-6.
  5. Canine MRI Brain Atlas // vanat.cvm.umn.edu
  6. MRI Brain Atlas  — Veterinary Radiology
  7. Veterinary Medical Information for Dogs and Cats  — Vetinfo.com

Литература

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок