Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Уникальное обозначение: Натан Бен Иехиэль римский
Обозначение: Натан Бен Иехиэль римский
Сущность ⇔ персона
Описание:

Ната́н бен-Иехие́ль (Натан бен-Иехиель Ри́мский, Натан из Рима) (ивр.נתן בן רבי יחיאל מרומי‏‎, итал.Nathan ben Jehiel); известен также как Ба́ал хе-А́рух— автор «Аруха» (по названию его лексикона)— раввин эпохи ришоним, известный средневековый еврейский лексикограф, лингвист и философ. Родился и умер в Риме (10351106[1] (1110[2])).

Биография и учёба

Будучи сыном главы римской иешивы рава Иехиэля, принадлежал к одной из наиболее родовитых фамилий еврейских ученых вРиме.

Подробности жизни Натана бен-Иехиеля известны из автобиографических заметок, вошедших в первое издание его словаря. Он был послан учиться к известным раввинам Сицилии и Нарбонны. Около 1070 года вернулся в Рим, и вскоре после смерти отца в 1070году по решению общины стал во главе римской раввинской школы совместно со своими двумя родными братьями.

В частной жизни Натан бен-Иехиель был несчастлив: его дети умерли в юности; и он целиком посвятил себя благотворительности и науке.

Время деятельности Натана бен-Иехиеля Римского в истории иудаизма

Создание лексикона «Арух»

Страница из лексикона «Арух»

В феврале 1102 года было завершено знаменитое произведение Натана бен-Иехиеля, его основной труд— лексикон Талмуда и мидрашей «Арух», ставший ключом к Талмуду и основанием для позднейших лексикографов. В нём не только разъясняется смысл талмудических терминов, но и даётся их этимология.

Остается невыясненным, обладал ли сам Натан бен-Иехиель всеми сведениями по лингвистике, приведенными в его словаре. Но никто не отрицает его удивительную способность филологического анализа, замечательную для его времени; умение сопоставлять различные произношения одного и того же слова и тонкое литературное чутье, которое большей частью спасало его от этимологических ошибок.

Поразительно и множество языков, используемых в словаре— наряду с арамейскими диалектами, ивритом и итальянским языком встречаются арабский, персидский, греческий, латинский и даже славянские языки.

Подобно большинству французских и германских раввинов, в области грамматического происхождения еврейских слов Натан бен-Иехиель отступил от принципа трехбуквенных корней в иврите— для образования еврейского грамматического корня он считал достаточными две, а порой даже одну букву.

О лексиконе «Арух»

Основное значение этого труда— в глубокой интерпретации данных из трёх основных источников: учения вавилонских гаонов, комментариев Хананэля бен Хушиэля из Кайруана и так называемых «Майнцских комментариев».

Лексикон «Арух» представляет выдающийся памятник истории культуры. Помимо своего научного значения как сборника старинных чтений и толкований и как указатель заглавий многих утраченных книг, «Арух» важен как единственный труд итальянских евреев того времени и как памятник средневековой науки. Созданный в тот исторический момент, когда еврейская наука была перенесена из Вавилонии и северной Африки в Европу и находилась в положении упадка, в лексиконе Натана бен-Иехиеля подчеркивалась необходимость сохранения старых раввинских знаний и традиций. Его труд можно сравнить в этом отношении с кодексом Альфаси и талмудическим комментарием Раши. Эти три произведения наиболее способствовали распространению и сохранению раввинской науки.

Кроме того, «Арух» является прекрасным памятником интеллектуальной жизни итальянских евреев в XI веке. В словаре также отражаются и суеверия того времени; например, скептическое замечание относительно амулетов и заклинаний говорит о приближении эпохи скептицизма.

«Арух» вскоре получил чрезвычайно широкое распространение у поколения ученых, следующих за Раши, у библейских комментаторов, тосафистов и у грамматиков. Сочинение разошлось ещё во множестве рукописей, а с изобретением книгопечатания распространение пошло ещё дальше. Первое издание относится, по-видимому, к 1477году.

Доказательством популярности, приобретенной «Арухом», являются также многочисленные дополнения и толкования, вызванные им. Вплоть до сегодняшнего дня все раввинские словари имеют в своем основании «Арух» Натанабен-Иехиеля.

Литература

  • ивр.«Энциклопедия шел гдолей Исраэль»‏‎ (Энциклопедия еврейских мыслителей) под. ред. М. Марголиота (ТА, 1973)

Примечания


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Cвойства:
Категория ⇔ материалы ЭСБЕ
персоны ⇔ учёные
умершие ⇔ в Риме
родившиеся ⇔ в XI веке
умершие ⇔ в XII веке
Категория ⇔ еврейские богословы
родившиеся ⇔ в Риме
Категория ⇔ еврейские комментаторы библии
Категория ⇔ Ришоним
Категория ⇔ раввины Италии
учёные ⇔ XII века
родившиеся ⇔ в 1000 - Е годы
Категория ⇔ комментаторы талмуда
Категория ⇔ богословы XII века
Категория ⇔ раввины
Категория ⇔ история XII века
Категория ⇔ история евреев Италии
умершие ⇔ в 1100 - Е годы
Категория ⇔ история XI века
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок