Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Владимир Михайлович Мясищев
VMMyasishchev.jpg
Дата рождения 28 сентября 1902 ( 1902-09-28 )
Место рождения Ефремов , Тульская губерния , Российская империя
Дата смерти 14 октября 1978 ( 1978-10-14 ) (76 лет)
Место смерти
Гражданство   Российская империя
  СССР
Род деятельности авиаконструирование
Награды и премии
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Влади́мир Миха́йлович Мяси́щев ( 15   [28] сентября   1902 , Ефремов , Тульская губерния  — 14 октября 1978 , Москва ) — советский авиаконструктор , генерал-майор-инженер (1944), Генеральный конструктор ОКБ-23 , доктор технических наук (1959), профессор (1947), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972). Герой Социалистического Труда . Лауреат Ленинской премии , Почётный гражданин Тульской области (2017).

Биография

Родился в семье купца второй гильдии в Ефремове Тульской губернии. В автобиографии указывал, что родился в семье служащего. Детство и юность прошли в Ефремове, здесь он окончил в 1918 году реальное училище .

В 1920 году поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), которое окончил в 1926 году. С 1923 года занимался конструкторской деятельностью на научно-опытном аэродроме.

Деятельность

Мясищев прошёл большой творческий путь конструктора, учёного, педагога. В студенческие годы работал в ЦИАМ, в отделе В. Я. Климова и занимался авиационными двигателями, которые в СССР только начинали проектироваться. Несколько позже Мясищев был конструктором на научно-опытном аэродроме ВВС, а затем, как и многие авиационные конструкторы, в течение ряда лет работал в отделе опытного самолётостроения ЦАГИ .

В. М. Мясищев, ещё будучи студентом МВТУ, совмещал учёбу с работой на научно-опытном заводе в качестве чертёжника, а затем конструктора. В дипломном проекте он разрабатывал тему цельнометаллических истребителей. Придя после окончания МВТУ в АГОС (аэрогидроопытное строительство) ЦАГИ , Мясищев стал работать в отделе, который возглавлял А. Н. Туполев , на первых порах — в бригаде крыла под руководством В. М. Петлякова . В этот период проектировался самолёт ТБ-1 , затем ТБ-3 , и В. М. Мясищев принимал участие в разработке крыльев для этих машин. Мясищев занимался также конструированием фюзеляжа из тонкостенных хромоникелевых труб, причём задача состояла не только в освоении, но и в налаживании производства таких труб. Конструкция фюзеляжа себя полностью оправдала: самолёт ТБ-3 имел два бомбоотсека размером 2×5 м и мог нести бомбовую нагрузку до 10 т. Проектирование ТБ-3 явилось преддверием постройки самолёта «Максим Горький» . Разработкой крыла для этой машины занимался Мясищев. Затем Владимир Михайлович перешёл в специализированное КБ А. Н. Туполева , которое выделилось из ЦАГИ в самостоятельную организацию. В новом бюро В. М. Мясищеву было поручено заниматься экспериментальными самолётами.

Несколько позднее В. М. Мясищеву поручили налаживание на заводе серийного производства транспортного самолёта, закупленного у американской фирмы « Дуглас ». Творческая переработка конструкции применительно к отечественной технологии и установка отечественных двигателей позволили создать улучшенную модификацию самолёта ДС-3  — Ли-2 . В СССР было выпущено около 14 000 машин (в различных вариантах), прослуживших в авиации почти 40 лет.

В. М. Мясищев был арестован в 1937 году. Находясь в заключении, он работал в « спецтехотделе » и проектировал, как и А. Н. Туполев , и В. М. Петляков , свой вариант «сотки».

Владимир Михайлович начал проектировать высотный бомбардировщик и быстро рассчитал и начертил эскизный проект самолёта, что явилось основанием для «верхних инстанций» создать конструкторское бюро под руководством В. М. Мясищева. В нём и была продолжена работа над самолётом, и в 1938 году Владимир Михайлович представил рабочий проект дальнего высотного бомбардировщика ДВБ-102 с двумя мощными опытными двигателями М-120 . Самолёт имел много прогрессивных решений: шасси с носовой стойкой, герметичные кабины для экипажа и оборудования, дистанционно управляемое оборонительное вооружение. В начале войны на эвакуированном заводе выпускаются два первых опытных самолёта этого типа. Самолёт имел двухкилевую схему хвостового оперения.

На государственных испытаниях самолёт достиг скорости полёта 565 км/ч и высоты 11 500 м, однако дальность полёта оказалась равной 2230 км, что было значительно ниже запроектированной, и самолёт в серию не пошёл. В 1942 году один из самолётов совершил перелёт в Москву.

После трагической гибели в 1942 году конструктора В. М. Петлякова возникла необходимость в продолжении работ по дальнейшему совершенствованию самолёта Пе-2  — основного пикирующего бомбардировщика нашей авиации. В связи с этим часть сотрудников ОКБ и сам В. М. Мясищев были направлены на серийный завод, где выпускались самолёты Пе-2 . За годы войны появилось не менее восьми модификаций этого бомбардировщика.

Необходимость в истребителе, обладавшем большой дальностью полёта, привела к созданию самолёта ДИС  — дальнего истребителя сопровождения. Машина прошла заводские испытания. Дальность полёта без подвесных баков составляла 1700 км, а с подвесными баками — почти 4000 км. Это была, по существу, летающая крепость, так как самолёт имел две пушки калибра 20 мм в носовой части фюзеляжа, две пушки 37 мм (или 45 мм) снизу и одну пушку сверху. Скорость полёта ДИС на 50 км/ч превышала скорость немецкого истребителя Me-109 .

В ОКБ В. М. Мясищева во время войны продолжались работы и по созданию бомбардировщиков. В частности, летом 1944 года был построен дальний высотный бомбардировщик ДВБ-108, внешне похожий на Пе-2И, но обладавший более мощными моторами. Ведущим конструктором самолёта был Михаил Кузьмич Янгель , будущий создатель советской ракетно-космической техники.

В конце 1945 года руководимый В. М. Мясищевым коллектив ОКБ разработал проект реактивного бомбардировщика РБ-17 с четырьмя турбореактивными двигателями РД-10 . Самолёт имел две герметические кабины и трёхколёсное шасси, убирающееся в фюзеляж. Проектируемая скорость составляла 800 км/ч.

В октябре 1945 года большая группа работников ОКБ и серийного завода во главе с В. М. Мясищевым была награждена высокими правительственными наградами, однако через некоторое время конструкторское бюро было расформировано, что мотивировалось его малой отдачей, а сам Владимир Михайлович был назначен деканом самолётного факультета Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе ; затем профессор В. М. Мясищев стал заведовать кафедрой на этом факультете .

24 марта 1951 года решением правительства было воссоздано ОКБ главного конструктора В. М. Мясищева, перед которым ставится задача — создать стратегический реактивный самолёт, высота и дальность полёта которого в 1,5-2 раза, а взлётная масса в 3-4 раза превышали бы данные самолётов, имевшихся на вооружении. Большая поддержка новому ОКБ была оказана заместителем Председателя Совета Министров СССР В. М. Малышевым .

Несмотря на скептицизм, высказывавшийся по поводу возможности создания подобного самолёта (в частности, А. Н. Туполев , которому первоначально ставилась задача создания такого самолёта, категорически от выполнения её отказался и аргументировал свою позицию лично И. В. Сталину ), конструктор незамедлительно приступил к выполнению поставленной задачи, начав с организации сплочённого творческого коллектива энтузиастов. Владимир Михайлович смело привлекал к разработкам студенческую молодёжь, охотно помогавшую в проведении расчётов с целью обосновать возможности постройки самолёта. В работу по обеспечению создания самолёта было вовлечено большое число заводов-смежников.

20 января 1953 года состоялся первый полёт стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (103М), во главе экипажа лётчик-испытатель Ф. Ф. Опадчий.

Самолёт был запущен в серийное производство, одновременно в КБ проводились работы, направленные на увеличение дальности полёта этого самолёта, для чего отрабатывалась дозаправка топливом в полёте , а также возможность использования его в транспортном и пассажирском вариантах. Владимир Михайлович был настроен оптимистично и стремился как можно полнее удовлетворить требования представителей ВВС , предлагая новые перспективные работы по созданию сверхзвукового тяжёлого бомбардировщика .

С появлением серийных истребителей со сверхзвуковой скоростью полёта и усилением средств ПВО конструкторское бюро В. М. Мясищева проработало схемы новых тяжёлых бомбардировщиков с турбореактивными двигателями, обеспечивающими сверхзвуковую и околозвуковую скорость полёта. Анализ, проведённый в КБ, показал, что для таких самолётов оптимальной является схема с треугольным крылом в плане.

В 1961 году на воздушном параде в Тушине состоялся первый показ нового самолёта — сверхзвукового ракетоносца М-50 . Для постройки этого воздушного корабля потребовались не только широкие аэродинамические исследования, но и разработка конструкции планёра из крупногабаритных прессованных панелей, исключающих трудоёмкий процесс клёпки. Кроме того, была освоена герметизация больших объёмов крыла и фюзеляжа, которые использовались как ёмкости для топлива.

Но в 1960 году ОКБ В. М. Мясищева по решению правительства было расформировано, а штат передан в ОКБ-52 В. Н. Челомея, работавшего по ракетно-космической тематике. Владимир Мясищев был назначен руководителем Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) .

Важный этап в деятельности В. М. Мясищева представляет его работа в 1960—1967 годах в качестве руководителя Центрального аэрогидродинамического института . Этот период характеризовался широкими исследованиями в области больших сверхзвуковых скоростей для летательных аппаратов как обычных, так и принципиально новых схем (самолёты с изменяемой стреловидностью крыла , вертикальных взлёта и посадки и др.).

Оригинальным применением одного из самолётов КБ В. М. Мясищева — ВМ-Т «Атлант» — явилось использование его в качестве самолёта-носителя советского корабля многоразового использования « Буран » для доставки его с аэродрома завода-изготовителя на космодром Байконур .

Известные работы

  • М-4 — стратегический бомбардировщик. Первый полёт в 1953 году. М-4 был первым в мире реактивным тяжёлым бомбардировщиком поступившем на вооружение в войска. Было построено 32 серийных самолёта, три машины погибли в авиакатастрофах. М-4 — первый серийный самолёт В. Мясищева.
  • /М-6 — стратегический бомбардировщик; модификация М-4 с увеличенной дальностью полёта. Первый полёт в 1956 году. Экипаж 8 человек. Было построено 74 серийных ЗМ. за время эксплуатации было потеряно 4 машины. Бомбардировщики ЗМ стояли на вооружении до 1985 года и были уничтожены по советско-американскому договору о сокращении стратегических наступательных вооружений.
    • ВМ-Т «Атлант» — тяжёлый транспортный самолёт. Первый полёт в 1981 году. Создан на базе бомбардировщика ЗМ, для транспортировки крупногабаритных элементов ракеты-носителя "Энергия" и челнока "Буран" на Байконур. Испытание и первые полёты ВМ-Т проходили уже после смерти В.М. Мясищева. Всего было построено три экземпляра, из них два летающих. Самолёт эксплуатировался с 1982 по 1989 годы.
  • М-17 «Стратосфера» — высотный разведчик. Первый полёт в 1978 году. Была поставлена задача создать высотный дозвуковой самолёт для борьбы с дрейфующими аэростатами. На самолёте в 1990 году был установлен мировой рекорд высоты полёта — 21 800 метров.
  • М-18 Стратегический бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Разрабатывался ударно-разведывательный вариант самолёта для нанесения ракетно-ядерного и бомбового удара по удаленным стратегическим объектам, а таже для ведения стратегической разведки. Максимальная дальность полёта должна была составлять 16-18 тыс. км. Проект был закончен к 1972 году, при этом МАП принимает решение материалы проекта М-18 передать в ОКБ Туполева.
  • М-20 — стратегический двухрежимный самолёт-ракетоносец. Работы по тяжёлому стратегическому бомбардировщику завершились на этапе проектирования, но послужили основой для последующих работ.
  • М-50 — стратегический сверхзвуковой бомбардировщик с межконтинентальной дальностью полета. Экипаж два человека. Первый полёт в 1959 году. Всего М-50 совершил 19 тестовых полётов, однако двигатели, под которые проектировался самолет, так и не удалось довести до нужных кондиций и работы по М-50 были прекращены в 1961 году.
  • М-55 «Геофизика» — высотный самолёт-разведчик; способен осуществлять длительные полёты в стратосфере на высоте более 20 км. Первый полёт в 1988 году.

Семья

Летом 1927 года женился на Елене Александровне Спендиаровой (1905—1981) — дочери известного армянского композитора Александра Афанасьевича Спендиарова (1871—1928). В 1930 году у них родилась дочь Мария.

Память

Мемориальная доска на улице Мясищева в Москве (худ. Н. И. Закрытный)
Бюст Мясищеву В.М в сквере им. Мясищева в г. Ефремов
  • В конце 1970-х в подмосковном Жуковском появилась улица Мясищева.
  • В Москве, на доме где он жил ( Романов пер. , д. 3) открыта памятная доска.
  • В 1990-е годы в его честь в Ефремове названа улица Мясищева, в новом частном секторе города.
  • 9 сентября 2003 года в его честь в Москве названа улица Мясищева в районе Филёвский Парк Западного административного округа.
  • ОАО «ЭМЗ имени В. М. Мясищева».
  • В г. Ефремов, в художественно-краеведческом музее открыт зал, посвященный В. М. Мясищеву.
  • 28 сентября 2017 года, в день 115-летия великого авиаконструктора в городе Ефремове на школе №1 открыта памятная доска, посвящённая Владимиру Михайловичу.
  • 28 сентября 2018 года, в день 116-летия великого авиаконструктора в городе Ефремове, в сквере В.М.Мясищева открыли бюст посвящённый Владимиру Михайловичу.
  • 16 октября 2019 года Приказом генерального директора АО "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева" А.Г. Варочко филиалу Общества — КБ "Салют" присвоено имя В.М. Мясищева.

Примечания

  1. Мясищев Владимир Михайлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. «Почетный гражданин Тульской области»
  3. Андрей Сидорчик//Творец авиации. Нереализованный гений Владимира Мясищева. «Аргументы и факты», газета. 2017-09-28 .
  4. Стратегический бомбардировщик М-4 // авиару.рф — Российская авиация
  5. http://www.airwar.ru Мясищев ЗМ
  6. Тяжелый транспортный самолет ВМ-Т "Атлант" // авиару.рф - Российская авиация
  7. http://www.airwar.ru Мясищев М-17 Стратосфера
  8. http://www.rosinform.ru Нереализованные проекты: стратегический бомбардировщик М-18, СССР
  9. arsenal-info.ru Стратегический двухрежимный самолет-ракетоносец М-20
  10. www/airwar.ru Мясищев М-50

Литература

  • Ю. О. Бахвалов, А. В. Альбрехт, Л. И. Аристов и др. Под крылом Мясищева: 60-летию КБ «Салют» посвящается.. — М. : Рестарт, 2001. — 144 с. — 3000 экз.
  • Селяков Л. Л. Малоизвестные страницы творческой деятельности авиационного конструктора Владимира Михайловича Мясищева - сквозь призму 50-летней истории авиации и страны. — М. : АО АНТК им. А. Н. Туполева, 1997.
  • Якубович Н. В. Мясищев. Неудобный гений. Забытые победы советской авиации. — М. : Эксмо, 2008. — ISBN 978-5-699-25084-4 .
  • Гай Д. И. Небесное притяжение. — М. : Московский рабочий, 1984. — 221 с. — 75 000 экз.
  • А. И. Осташев , «СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ — ГЕНИЙ ХХ ВЕКА» прижизненные личные воспоминания об академике С. П. КОРОЛЁВЕ — 2010 г. М. ГОУ ВПО МГУЛ ISBN 978-5-8135-0510-2 .
  • Софронов И. Устремлённый в будущее  // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. — М. : ООО «Витязь-Братишка», 2013. — № 2 . — С. 72-77 .

Ссылки

Мясищев, Владимир Михайлович . Сайт « Герои страны ».

Категории :
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок