Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Animexample3edit.png

Мультипликация прыгающего мячика из 6 кадров

Animexample.gif

10 кадров в секунду.

Мультиплика́ция (от лат.   multiplicatio  «умножение, увеличение, возрастание, размножение» ← multi «много» ) — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений (движения и/или изменения формы объектов — морфинга) с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.

Мультипликационное (анимационное) кино наряду с игровым является разновидностью художественного кино .

Терминология

Пример короткого мультфильма

В разных регионах мира по традиции мультипликация называется по-разному.

Анима́ция (от лат.   animatio «оживление; одушевление» ← anima «душа») — более широкое понятие, означающее синтетическое аудиовизуальное искусство, в основе которого лежит иллюзия оживления созданных художником объёмных и плоских изображений или объектов предметно-реального мира, запечатлённых на кино- и видеоплёнке или на цифровых носителях , включая и мультипликацию.

Термин «анимация» ныне имеет широкую сферу профессионального употребления в мире и в отдельных регионах по традиции определяется иными синонимами. Например, в русском языке (в СССР и в России) на протяжении длительного времени было общепринято название «мультипликация», которое в большей степени соответствовало рисованному кино, где анимация (мультипликат, иллюзия движения) создаётся посредством размножения и фазовки рисунка (перерисовки персонажа в последовательных фазах движения) .

По мнению известного мультипликатора Фёдора Хитрука , использование в СССР терминов «мультипликация», «мультипликатор» связано с технологией, использовавшейся до внедрения классической рисованной мультипликации — созданием изображений при помощи наложения на лист элементов персонажей, что сродни аппликации . По созвучию с этим словом эта отрасль кинематографа была названа мультипликацией .

История

Предыстория

Первые шаги в мультипликации сделаны задолго до изобретения братьями Люмьер кинематографа . Попытки запечатлеть движение в рисунке начались в первобытную эпоху, продолжились в античные времена и привели к появлению примитивной мультипликации в первой половине XIX века. Бельгийский физик Жозеф Плато , австрийский профессор-геометр Симон фон Штампфер и другие учёные и изобретатели использовали для воспроизведения на экране движущихся изображений вращающийся диск или ленту с рисунками, систему зеркал и источник света (фонарь) — фенакистископ и стробоскоп . Дальнейшее развитие этой технологии в сочетании с фотографией привело к изобретению киноаппарата , и в свою очередь создало технологическую основу для изобретения братьями Люмьер кинематографа .

Кинематографическая мультипликация

В 1914 году Уинзор Маккей создает первого в истории героя мультфильма, наделённого яркими личностными качествами — динозавра Герти . Одновременно, огромное количество рисунков, сделанных для фильма, потребовали изобрести новую технологию кинематографического производства, впервые приведя к разделению труда между художником-мультипликатором и художником-фоновщиком: в то время как Маккей прорисовывал фазы движения динозавра, нанятый им студент копировал с образца на каждый лист контуры гор, озера и дерева ( целлулоидная плёнка тогда ещё не применялась) . Таким образом, можно считать, что первичным способом кинематографической мультипликацией была тотальная мультипликация .

Естественно, мультипликация стала частью кинематографа, заняв в нём прочное место, как один из жанров . Для изготовления мультфильмов использовались киносъёмочные аппараты , пригодные для покадровой съёмки на один из стандартных форматов киноплёнки . Для создания рисованной мультипликации были созданы мультстанки, представлявшие из себя сложную установку-репродуктор со специальным киносъёмочным аппаратом, как правило, имеющим конструкцию, сходную с аппаратами для комбинированной съёмки и позволяющим регулировать угол раскрытия обтюратора и выполнять затемнения и наплывы. Такие аппараты выпускались в специальном исполнении для мультипликации, отличавшемся вертикальной установкой и специальной лупой для удобства визирования из такого положения. Конструкция профессиональных мультстанков позволяла создавать многослойные изображения на отдельных носителях и включала в себя осветительное оборудование. В настоящее время для рисованной мультипликации используется компьютер или мультстанок с цифровым фотоаппаратом .

Первые попытки

  • 30 августа 1877 года считается днём рождения рисованной мультипликации — было запатентовано изобретение Эмиля Рейно .
  • 28 октября 1892 года — Эмиль Рейно демонстрирует в парижском Музее Гревен первую графическую ленту с помощью аппаратов «оптический театр», действующих иначе, чем кинопроектор  — до изобретения кинематографа.
  • 1898 год  — Джеймс Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит ( англ.   Albert E. Smith ) сняли первый мультипликационный кукольный фильм « Цирк лилипутов » ( англ.   The Humpty Dumpty Circus ). В фильме использовались деревянные игрушки.
  • 1899 год  — снят первый сохранившийся мультипликационный рекламный ролик Matches: An Appeal (объёмный, автор — Arthur Melbourne-Cooper).
  • 1900 год  — Джеймс Стюарт Блэктон создает фильм « Очарованный рисунок » («The Enchanted Drawing»), в котором ещё не было промежуточных фаз. В этот период он открывает секрет мультипликации, покадровой мультипликационной съемки — изображение за изображением, которая в США получила название «One turn, one picture» .
  • 1906 год  — американская компания Vitagraph Company of America выпускает один из первых мультипликационных фильмов Джеймса Стюарта Блэктона, снятых на киноплёнку, — « Комические фазы смешных лиц » («Humorous Phases of Funny Faces»), представлявшая собой серию простеньких рисунков с изображением забавных гримас.
  • 1908 год  — французский художник-карикатурист Эмиль Коль начинает активно заниматься графической мультипликацией. Он создал мультипликационный фильм « Фантасмагория » («Fantasmagorie»). Этот фильм стал знаковым для развития мультипликации не только тем, что был первым европейским мультфильмом, но и потому, что именно в нём впервые был структурированный самодостаточный сюжет, а главный герой Фантош был наделен определенным характером.
  • 1910  — Владислав Александрович Старевич снял первый в мире объемный мультфильм « Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами ».
  • 1911  — 1922 годы  — в США художник-карикатурист Уинзор Маккей поднимает рисованную мультипликацию на новый уровень качества, в 1914 году создаёт прообраз мультсериала с общим мультперсонажем (Gertie the Dinosaur), а в 1918 году снимает документальный мультфильм « Гибель „Лузитании“ » («The Sinking of the Lusitania»).
  • 1911  — Уинзор Маккей создал фильм «Маленький Немо» («Little Nemo») на основе газетного комикса.
  • 1913  — Старевич создает мультфильм « Стрекоза и муравей ». Данная экранизация басни Крылова имела грандиозный успех и мировую популярность.

Дальнейшее развитие

Дальнейшему бурному развитию мультипликации способствовали не только фильмы, снятые ранее, но и развитие кинематографических технологий. Самым важным достижением в этой сфере стало открытие Рауля Барра  — перфорированный целлулоид, который позволил зафиксировать лист с рисунком при помощи штифтов.

Мультипликация в СССР и России

Крупнейшим производителем мультфильмов в советский период являлась киностудия «Союзмультфильм»; некоторое количество мультфильмов производилось в республиканских киностудиях, таких как Свердловская, Киевская студия научно-популярных фильмов, «Беларусьфильм», «Арменфильм», «Узбекфильм» и т. п . Преобладали короткометражные мультфильмы, также было снято несколько серий короткометражных мультфильмов (наиболее известные « Ну, погоди », « Винни-Пух », « Возвращение блудного попугая », « Котёнок по имени Гав », серия мультфильмов о Простоквашино), а также мультипликационный художественный киножурнал «Весёлая карусель», широкое распространение имела кукольная мультипликация, некоторое часть мультфильмов производилась в технике перекладки и технике живописи по стеклу. После распада СССР некоторое время «Союзмультфильм» продолжал остаться крупнейшим в России производителем мультфильмов, но позднее утратил лидирующие позиции в пользу ряда частных мультипликационных студий, сохранив лишь некоторые позиции в производстве короткометражных мультфильмов.

Крупнейшим производителем мультфильмов для показа по телевидению являлось Творческое объединение «Экран»; некоторое количество таких мультфильмов производились местными телестудиями (куйбышевской, саратовской, волгоградской, свердловской и пермской ) и республиканскими и местными киностудиями (Свердловской, Киевской студией научно-популярных фильмов, «Беларусьфильм», «Арменфильм», «Узбекфильм») по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. Как и среди мультфильмов, предназначенных для кинотеатров, преобладали короткометражные кинокартины и серии короткометражных мультфильмов (наиболее известные: « Кот Леопольд », « Домовёнок Кузя », « Приключения поросёнка Фунтика », « Приключения Мюнхаузена »), однако было произведено и некоторое количество малосерийных мультсериалов (« Приключения Незнайки и его друзей », « Незнайка в Солнечном городе », « Волшебник Изумрудного города », « Дядя Фёдор, пёс и кот », « Приключения капитана Врунгеля », « Доктор Айболит », « КОАПП ») и полнометражных мультфильмов (« Остров сокровищ » и « Энеида »). Вместе с рисованной мультипликацией развивались те же техники, что и у прочей отечественной мультипликации — кукольная, пластилиновая, перекладка, живопись по стеклу. После распада СССР некоторое время Творческое объединение «Экран» продолжало оставаться основным производителем мультфильмов для телевидения, но в 1995 году оно прекратило своё существование, а в несколько более поздний период основными производителями российских мультсериалов стали частные мультипликационные студии.

Основные техники

В графической мультипликации один кино кадр (фотоизображение) является фотографией рисованных объектов (графических, живописных, теневых (силуэтных) , порошковых), основанные на плоских марионетках и перекладках , включая фотовырезки). Фазы движения отдельных предметов или персонажей отрисовываются на листах прозрачной плёнки ( целлулоида и других подобных листовых материалах), после чего накладываются на стекло, расположенное выше изображения фона или среды обитания персонажей.

В объёмной мультипликации кадр является фотографией объёмных, полуобъёмных, барельефных и плоских кукол-актёров.

  • Ротоскопирование  — мультипликационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки кадр за кадром натурного фильма с реальными актёрами и декорациями.
  • Пластилиновая мультипликация — вид мультипликации, где фильм изготовляется путём покадровой съёмки пластилиновых объектов, с их модификацией в промежутках между снятыми кадрами. ( YouTube full-color icon (2017).svg   Пример пластилиновой анимации ).
  • Песочная мультипликация — в ней лёгкий порошок (обычно очищенный и просеянный песок, но также соль, кофе, или что-то подобное) тонкими слоями наносится на стекло и перемешивается, создавая движущуюся картину (обычно все действия выполняются руками, но в качестве приспособлений могут использоваться и кисточки). С помощью диапроектора или световой доски получающееся изображение можно передавать на экран.
  • Рисованная мультипликация  — технология мультипликации, основанная на покадровой съёмке незначительно отличающихся двумерных рисунков.
  • Компьютерная мультипликация — кадры вручную или автоматизированно создаются специализированными компьютерными программами .
  • В последнее время значительную популярность и распространение (особенно в сети Интернет ) получила Flash- мультипликация.


Рисованная мультипликация

Схема создания традиционной мультипликации

В технологию традиционной рисованной мультипликации входит наложение и сведение в один кадр прозрачных листов с нарисованными на них персонажами; при необходимости изобразить движение одного персонажа рисуется он сам и кадр собирается с заменённой деталью, вместо того, чтобы рисовать всю картину с изменением целиком. Выделяется своеобразием силуэтная мультипликация, наиболее крупными представителями которой являются Лотта Райнигер , Осело, Мишель и Энтони Лукас . Оригинальным явлением стала китайская акварельная мультипликация 60—80-х годов XX века, наиболее ярким представителем которой стал Тэ Вэй , основанная на традиционной технике Гохуа .

Кукольная мультипликация

Основная статья: Кукольная мультипликация

Кукольная мультипликация — метод объёмной мультипликации. При создании используется сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. Этот тип мультипликации впервые возник в России в 1906 году .

Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев , балетмейстер Мариинского театра , создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций, изображающих сцену. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно .

Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе .

Компьютерная мультипликация

Основная статья: Компьютерная анимация
Растровая 2D- мультипликация
3D -мультипликация

Компьютерная мультипликация — вид мультипликации , создаваемый при помощи компьютера . На сегодня получила широкое применение как в области развлечений, так и в производственной, научной и деловой сферах. Являясь производной от компьютерной графики , мультипликация наследует те же способы создания изображений: векторную графику , растровую графику , фрактальную графику и трёхмерную графику (3D).

Squigglevision

Основная статья: Squigglevision

Squigglevision — это запатентованный метод компьютерной мультипликации, в соответствии с которым контуры объектов непрерывно колеблются.

Flash-мультипликация

Adobe Flash , или просто Flash — мультимедийная платформа компании Adobe .

Награды

Как и в любой другой форме искусства, в мультипликации тоже присуждают награды за выдающиеся достижения. Оригинальные награды за мультипликацию выдавались академией кинематографических искусств и наук для анимированных короткометражных фильмов с 1932 года, во время 5-й церемонии награждения « Оскарами ». Первым лауреатом премии Американской киноакадемии была короткометражка « Цветы и деревья » производства Walt Disney Productions и United Artists. Тем не менее, премия Американской киноакадемии за полнометражный мультипликационный кинофильм учреждена только в 2001 году, и получил её во время 74-й церемонии вручения наград (2002 год) фильм « Шрек » производства DreamWorks и Pacific Data Images . С тех пор Disney/Pixar произвели наибольшее количество фильмов, как победивших, так и выдвинутых на соискание премии.

См. также

Примечания

Комментарии
Источники
  1. Анимационное кино . Большая российская энциклопедия - электронная версия . bigenc.ru. Дата обращения 19 августа 2018.
  2. Хитрук Ф. Профессия — аниматор. — М. : Гаятри, 2008. — Т. 1.
  3. И. Вано . Рисованный фильм. — М. : Госкиноиздат, 1950. — 84 с.
  4. Аниматоры: краткая история обучения профессии   (недоступная ссылка) (2001). Дата обращения 22 октября 2011. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  5. Словарь-справочник современных анимационных термином
  6. Мультипликационное кино  / Кузнецова В. А. // Большая советская энциклопедия  : [в 30 т.]  / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М.  : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  7. История пермской анимации
  8. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИФОРМИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНИМАЦИОННОЙ ИНДУСТРИИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕТСТВА
  9. Евгений Ксензенко. Так оживают мультфильмы   (англ.) . программа «Сегодня», . НТВ (13 April 2009). Дата обращения 19 августа 2018.
  10. Кто заставил танцевать кукол? Архивная копия от 28 сентября 2011 на Wayback Machine Телеканал «100 ТВ», 6 марта 2009
  11. Сенсация в мире кино: найден первый русский мультфильм Киновед.ком
  12. Татьяна Кириллина. Самый первый русский мультик . Вечерний Петербург . www.vppress.ru (6 марта 2009). Дата обращения 19 августа 2018.
  13. Э. Яров. Самый первый кукольный фильм снял Александр Ширяев  // ЕвроСМИ. — 2009. — 7 марта.
  14. Shrek . Дата обращения 19 августа 2018.

Литература

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок