Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 896
рус. англ. фр.
«Музейный остров» на карте Берлина
Вид на «Музейный остров» с телебашни

«Музейный остров» ( нем.   Museumsinsel ) — название, которое получила северная оконечность острова Шпреинзель на реке Шпрее в Берлине , где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев . Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО .

История

В Средние века северная часть острова Шпреинзель представляла собой болотистые заливные луга. В южной, более высокой части острова ещё в XIII в. возник город Кёльн , а его северная часть стала позднее садом при берлинском Городском дворце . В XVII веке левый рукав Шпре был оснащён системой каналов. Возник нынешний канал Купферграбен , благодаря которому была осушена северная часть острова. Между Шпре и Купферграбеном возник Кёльнский островок ( нем.   Cöllnische Werder ), где во второй половине XVII века был построен Люстгартен . К 1748 году оранжерея Померанценхоф ( нем.   Pomeranzenhof ) с тропическими плодами, пальмами и экзотическими растениями, последнее напоминание о Люстгартене, в связи с ростом торговой деятельности по водным путям была переоборудована под склад. Позже на острове были построены дополнительные склады, в том числе для муки и соли.

В 1797 году король Фридрих Вильгельм II поддержал предложение археолога и профессора искусствоведения Алоиса Хирта о создании музея для размещения произведений искусства античности и Нового времени . В 1810 году своим высочайшим указом король Фридрих Вильгельм III повелел заложить «публичное собрание тщательно отобранных произведений искусства» . Этим указом он пошёл навстречу становившимся всё более громкими призывам образованного бюргерства к созданию публичных собраний произведений искусства.

В 1822 году Карл Фридрих Шинкель представил проект нового здания, в соответствии с которым планировалась обширная перестройка северной части Шпреинзель. Помимо музейного здания проект застройки острова предусматривал строительство нескольких мостов и работы по выравниванию канала Купферграбен. Руководство комиссией по возведению музея было возложено на Вильгельма фон Гумбольдта .

Первым музеем на «Музейном острове» и одновременно первым публичным музеем Пруссии стал построенный в 1830 году Старый музей . В 1859 году открылся Прусский королевский музей (ныне Новый музей ). В 1876 году последовало открытие Национальной галереи (современное название Старая национальная галерея ). В 1904 году на самом «носу» острова открылся Музей кайзера Фридриха (ныне Музей Боде , переименованный в 1960 году в честь немецкого историка искусства Вильгельма фон Боде ). В 1930 году на «Музейном острове» появилось здание Пергамского музея . Благодаря «Музейному острову», ставшему центром науки и искусства Берлина, город заслужил лестное прозвище « Афины на Шпрее ».

В 1870-е годы название «Музейный остров» повсеместно закрепилось за этой частью острова и отражало претензии Пруссии на достойное место культурной столицы Европы в одном ряду с Парижем и Лондоном . В 1880 году на конференции директоров музеев было принято решение о размещении на Музейном острове исключительно произведений «высокого искусства», которым в то время считалось искусство Европы и Ближнего Востока .

Проекты дальнейшей застройки имели целью создание дополнительных выставочных площадей для постоянно растущих коллекций искусства. Ещё Альфред Мессель планировал пристроить к своему детищу — зданию Пергамского музея дополнительный южный корпус и разместить в нём Египетскую коллекцию. Этим планам не суждено было осуществиться из-за огромного количества возникших технических и финансовых сложностей.

«Музейный остров». Вид на Пергамский музей и Музей Боде

При национал-социалистах в планы переустройства Берлина, разрабатываемые Альбертом Шпеером , был включён и «Музейный остров», где предполагалось возвести ещё четыре монументальных музейных здания по проекту архитектора Вильгельма Крайса . Согласно этому проекту на северном берегу Шпре напротив Музея Боде должны были вырасти Германский музей , Музей XIX века и Музей египетского и переднеазиатского искусства , (который после пересмотра проекта стал просто Египетским музеем и, обладая в проекте выставочной площадью в 75 000 м², самым крупным из трёх строений). Застройка территории между улицами Фридрихштрассе , Ораниебургерштрассе и площадью Монбижуплац потребовала бы перенос самого дворца Монбижу . Для военно-исторических коллекций берлинского Цейхгауза вдоль Купферграбена Крайс планировал построить здание Музея мировой войны . Ханнс Дустманн , имперский архитектор гитлерюгенда , предложил в дополнение к новым музеям в северной части острова создать в его южной части между линией городской железной дороги и Фридрихштрассе новый Этнографический музей. Всем этим масштабным проектам помешала война.

Во Вторую мировую войну музеи острова были разрушены более чем на 70 %. Планом их постепенного восстановления начиная с 1950 года остался не охвачен наиболее пострадавший из всех Новый музей. Прозванные «позорным пятном» руины Нового музея предполагалось снести, что однако затягивалось из-за нехватки площадей. Дорогостоящие работы по санации начались лишь в 1987 году . Привести Музейный остров в полный порядок предполагалось к 1989 году , однако вследствие нехватки средств эти работы так и не были начаты.

После объединения Германии в конце 90-х годов начались масштабные работы по реставрации и санации Музейного острова. В 1999 году совет Фонда прусского культурного наследия утвердил мастер-план Музейного острова. Он предусматривает санацию имеющихся зданий, их архитектурное объединение в музейный ансамбль и реорганизацию коллекций, разделённых до 1989 года .

Музейный остров сейчас

Северную оконечность «Музейного острова» пересекает мост Монбижу , соединяющий остров с обоими берегами Шпре. Оба моста закрыты для движения общественного транспорта и образуют вход в Музей Боде, здание треугольной формы в стиле необарокко , огромный купол которого возвышается над северной частью Шпреинзель.

С южной стороны Музея Боде остров пересекает линия берлинской городской электрички , которая отделяет здание Музея Боде от примыкающего к нему Пергамского музея. Это самое позднее музейное здание в комплексе на Музейном острове является самым посещаемым берлинским музеем, пользующимся мировой известностью благодаря таким монументальным античным экспонатам, как давший название музею Пергамский алтарь . Вход в музей представляет собой площадь, ограниченную с трёх сторон корпусами музейного здания, на которую можно попасть с улицы Ам-Купферграбен по пешеходному мосту.

С юго-запада к Пергамскому музею примыкает Новый музей, который после Второй мировой войны длительное время пребывал в руинах и в настоящее время восстанавливается, а с юго-востока с Пергамским музеем соседствует Старая национальная галерея, представляющая собой по стилю античный храм с высокой лестницей при входе. Над входом в галерею возвышается конная статуя Фридриха Вильгельма IV , руке которого принадлежат первые эскизы здания. У входа в Национальную галерею разбита лужайка, оформленная скульптурами из фонда музея. С юга и востока у Шпре лужайка ограничена колоннадами в дорическом стиле . В летнее время здесь проводятся кинопоказы и концерты под открытым небом.

С южной стороны Нового музея и Национальной галереи остров пересекает улица Бодештрассе , открытая для проезда транспорта через западный рукав Шпре. Примыкающий к ней мост Фридрихсбрюкке через восточный рукав Шпре закрыт для механических транспортных средств. Далее к югу от этой улицы в западной части острова находится Старый музей и Люстгартен, а в восточной части — Берлинский кафедральный собор . Проходящая между ними узкая улочка Ам-Люстгартен соединяет Боденштрассе с важнейшей транспортной магистралью Унтер-ден-Линден  — Дворцовая площадь  — Карл-Либкнехт-Штрассе, которая ограничивает достаточно тихий в транспортном отношении «Музейный остров» с юга.

Севернее Берлинского собора напротив Старой национальной галереи летними вечерами любители орнитологии могут наблюдать удивительное зрелище — отправляющихся на ночёвку в каштановый лесок десятки тысяч скворцов .

Музеи

Пять музеев на «Музейном острове» входят в музейное объединение Государственные музеи Берлина , которое в свою очередь является учреждением Фонда прусского культурного наследия . «Музейный остров» в одном ряду с Культурфорумом в берлинском Тиргартене , комплексом Шарлоттенбургского дворца и музеями в Берлин-Далем образует один из наиболее известных музейных центров Берлина.

В зданиях на Музейном острове преимущественно размещены археологические коллекции и искусство XIX века. После объединения Германии началось объединение разделённых прежде между Западом и Востоком собраний. В соответствии с мастер-планом «Музейного острова» планируется реорганизация и совместное экспонирование коллекций всех музеев. Новое здание входа , открытие которого запланировано на 2008 год, станет центральным входом на «Музейный остров» в целом. Одновременно в нём будет находиться информационный центр, кафе, магазины, рестораны и залы для специальных мероприятий и выставок.

В Старом музее на основном этаже экспонируется часть Античного собрания : скульптуры, оружие, золотые украшения и сокровища из серебра из коллекции древнегреческого искусства , начиная с кикладской эпохи до древнеримской эпохи. На верхнем этаже музея с августа 2005 г. временно располагается берлинский Египетский музей , переехавший туда из Шарлоттенбурга. В 2009 году он займёт своё место в отстроенном Новом музее.

Восстановленный Новый музей после открытия в 2009 году принял экспозицию Египетского музея и собрания папирусов , в которую в частности входит знаменитый бюст древнеегипетской царицы Нефертити и другие произведения искусства эпохи Эхнатона . В Новом музее также частично представлена экспозиция Музея доисторического периода и ранней истории , относящаяся к каменному веку и другим древним эпохам.

В трёх корпусах Пергамского музея собраны архитектурные объекты, древнегреческие и древнеримские скульптуры из Античного собрания, музея Передней Азии , экспонаты которого охватывают шесть тысяч лет истории, искусства и культуры Передней Азии , и Музея исламского искусства , в котором хранятся произведения искусства исламских народов VIII—XIX вв. Пергамский музей получил всемирную известность благодаря впечатляющей реконструкции археологического ансамбля Пергамского алтаря , воротам Милетского рынка , Воротам Иштар с фрагментом вавилонской Дороги процессий и фризу из Мшатты . После открытия четвёртого, находящегося пока на стадии строительства корпуса Пергамского музея в нём можно будет увидеть такие монументальные произведения из собрания Египетского музея, как ворота из храмового комплекса Калабша и колонный зал царя Сахуры , а также фасад из Телль-Халафа из Переднеазиатского музея, которые ещё со времён войны томятся в музейных запасниках Государственных музеев Берлина.

В собрании Старой национальной галереи представлены произведения скульптуры и живописи XIX в., начиная Каспаром Давидом Фридрихом и французскими импрессионистами и заканчивая фресками творивших в Риме назарейцев .

В открывшемся 17 октября 2006 года после реконструкции Музее Боде представлены экспонаты из Музея византийского искусства III—XIX веков, итальянская и немецкая скульптура от раннего Средневековья до XVIII в. из Скульптурного собрания . В Монетном кабинете хранятся серии монет, которые охватывают период от VII века до н. э., когда первые монеты чеканились в Малой Азии , и заканчивая монетами и медалями XX века, а также избранные экспонаты старых мастеров из Берлинской картинной галереи .

В 2005 году один из трёх открытых для доступа публики музеев на «Музейном острове» посетил каждый седьмой посетитель берлинских музеев.

Вид на «Музейный остров» с воздуха

См. также

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок