Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Морской канал
Боголюбов А П Открытие Петербургского морского канала 1886.jpeg
А. П. Боголюбов Открытие Петербургского морского канала в 1886 году
Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments. The Maritime Channel
(Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников. Морской канал)
Ссылка № 540-035a в списке объектов всемирного наследия ( en )
Критерии i, ii, iv, vi
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1990  ( 14-я сессия )
Расположение
Страна
Субъект РФ Санкт-Петербург
Характеристика
Длина 29,6 км
Наибольшая глубина 14 м
Водоток
Голова Большая Нева
59°54′48″ с. ш. 30°14′11″ в. д. H G Я O
Устье Кронштадтский корабельный фарватер  
59°58′06″ с. ш. 29°47′02″ в. д. H G Я O
Blue 0080ff pog.svg — голова, Blue pog.svg — устье
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Морской канал  — искусственный фарватер в Невской губе , проходящий от устья реки Большая Нева до острова Котлин . Предназначен для прохода судов в морской порт Санкт-Петербурга . По каналу возможно движение судов с осадкой не более 11 метров (на пресную воду), длиной не более 320 метров и шириной не более 42 метров . На берегу канала расположен маяк Лесной Мол Створный Задний  — четвёртый по высоте «традиционный» маяк в мире , самый высокий маяк в России [en] и самый высокий створный [en] (то есть обязательно работающий в паре) маяк в мире.

История

В начале XIX века портовые мощности Санкт-Петербурга находились на берегах реки Невы . К причалам на Неве с моря вёл сложный, извилистый фарватер , вызывавший значительные затруднения для прохождения крупных судов. Осадка судна, способного пройти в Петербург при среднем уровне воды, не должна была превышать 2,4 м . Суда с большей осадкой могли проходить бары в устье Невы лишь на камелях . По этим причинам многие корабли разгружались в Кронштадте , а оттуда грузы перевозились на небольших судах в Петербург, тем самым сильно увеличивая транспортные расходы. Так, по данным морского министерства за 1830 год, в Кронштадт пришло 759 судов с товарами, а в Петербург — только 323. В 1868 году из 768 тыс. т импортного груза в Петербург без перегрузки доставлено лишь 208 тыс. т .

Более 20 лет обсуждались проекты строительства нового торгового порта. В проекте инженера И. А. Заржецкого предлагалось разместить порт на Гутуевском острове с сооружением нового фарватера до Кронштадта. В январе 1872 года межведомственному комитету при Министерстве путей сообщения под председательством С. В. Кербедза поручили провести оценку этих предложений. Изучив предложения, комитет подготовил проект реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала, положив в основу идею И. А. Заржецкого, поддержанную и несколько переработанную выпускником Морского корпуса , изобретателем и крупным влиятельным предпринимателем Н. И. Путиловым . 13 июня 1874 года Александр II утвердил положение «О временном управлении по устройству С.-Петербургского морского канала» . Общее направление канала было утверждено Александром II 21 августа того же года . 26 октября того же года был подписан «Контракт на производство работ и поставок по устройству Санкт-Петербургского канала». Заказ-подряд на работы получил Н. И. Путилов «с товарищами».

Строительство канала, 1881 год

Строительные работы были начаты в 1877 году, в них было задействовано шесть земснарядов общей производительностью 1000 м³ грунта в час, а всего 59 судов: пароходов, шаланд, самоходных барж, паромов . Для сооружения ограждающих дамб в дно водоёма забиты десятки тысяч свай, сооружено множество ряжей , пространство между их рядами заполнялось камнями и землей. Дамбы, протянувшиеся с обеих сторон морского канала предназначались для защиты его от заиливания, происходившего в Невской губе на небольших глубинах под действием волнения во время штормов. Общая длина дамб составила около 20 км, высота по гребню 4,3 м .

За 1877 год было извлечено 307 тыс. м³ грунта и сооружено 90 погонных метров ряжей. В 1878 году извлекли 532 тыс. м³ грунта, соорудили 4470 погонных метров ряжей, и отсыпали в основание дамб 243 тыс. м³ грунта. За 1879 год было извлечено 760 тыс. м³ грунта, построено 1600 погонных метров ряжей, на создание дамб было отсыпано 385 тыс. м³ грунта. В 1880 году извлекли 1440 тыс. м³ грунта, возвели 17 800 погонных метров ряжей, отсыпали в основание дамб 740 тыс. м³ грунта. В 1879 году первоначальный маршрут прохождения канала был несколько скорректирован, также вместо первоначально планировавшейся глубины канала в 6,1 м (20 футов), было решено углублять его до 6,7 м (22 фута) .

18 апреля 1880 года Н. И. Путилов умер. Строительство завершали его компаньоны П. А. Борейша и С. П. Максимович . В июле 1882 года первая очередь канала была сдана в эксплуатацию. Полностью строительство канала было завершено в 1885 году. Канал имел глубину 6,7 м (22 фута ) и ширину по дну — 85 м в ограждённой дамбами части и 107 м в неограждённой, длина — 29,6 км. Из русла канала было вынуто 8 млн м³ грунта. Стоимость сооружения составила 13 млн рублей .

Значительную роль в осуществлении данного (и ряда подобных) проекта сыграли землечерпальные машины , рядом патентов на которые обладал владелец агентства по скупке патентов — бывший лейтенант русского императорского флота граф В. И. Збышевский . В результате усилий русского правительства были получены права на использование патентов; Великий князь Константин Николаевич лично встретился с Збышевским, который вошёл в дирекцию компании по очистке фарватеров русских судоходных рек .

Торжественное открытие Морского корабельного канала Кронштадт — Петербург состоялось 15 мая 1885 года. По этому случаю Министерство Путей Сообщения распорядилось выпустить памятную медаль и открытку, на последней изображены главные строители канала П. Борейша, С. Максимович и М. Фуфаевский.

Происшествия

29 августа 1926 года в Морском канале затонул пароход «Буревестник» .

Географические сведения

Морской канал на карте 19 века

Канал начинается в устье Большой Невы , и далее проходит между Канонерским и Гутуевским островом , затем поворачивая направо, в сторону моря, где идёт прямолинейно и оканчивается, немного не доходя острова Котлин . Фарватер из санкт-петербургского порта здесь не заканчивается и идёт дальше, но называется уже Кронштадтский корабельный фарватер (Фарватер № 2). В 2010-е годы Морской канал, соединяющий Петербург с Финским заливом, обладал следующими характеристиками: его ширина составляла 80—120 м, а разброс глубин — 11,8—14,8 м. Предполагается постепенное углубление канала до 14 м, с одновременным его расширением до 150 м по дну . В восточной части (прилегающей к морскому порту Санкт-Петербург) канал обвалован дамбами для защиты от заиления .

В случае, если длина судна превышает 155 м, на канале организуется одностороннее движение, на участке от Невских ворот до Лесной гавани одностороннее движение организуется в том случае, если длина судна больше 80 метров, а на участке от Золотых Ворот до пикета ПК-132, если длина судна более 100 метров. Разрешённая скорость судов — 10 узлов для открытой части канала и 6 узлов для участка канала, защищённого дамбами .

Хозяйственное значение

Движение по каналу регулируется диспетчерами системы управления движением судов (СУДС) морского торгового порта « Большой порт Санкт-Петербург ». Ни одно судно или корабль не имеют права без разрешения СУДС войти в её зону действия.

Управление движением судов СУДС осуществляет:

  • Пост регулирования движения судов (ПРДС), по радио на ультракоротких волнах (УКВ), канал вызова и рабочий канал 9, позывной «Петербург радио-17», резервный канал 67.
  • Радиолокационный центр управления движением судов (РЦ УДС) (разг. «Раскат»), по радио на УКВ, каналы вызова 9, 12, 16, позывной «Петербург-радио-9», рабочий канал 12, 73, резервные каналы 13, 67, 30.

См. также

Примечания

  1. Реестр морских портов . web.archive.org . Дата обращения 11 января 2019.
  2. Статья «На краю света и надежды» . www.mayachnik.ru . Дата обращения 11 января 2019. на сайте mayachnik.ru
  3. Энциклопедия военных и морских наук / Гл. ред. Г. А. Леер . — СПб. : Тип. Безобразова и К°, 1897. — Т. 8. — С. 113. — 486 с.
  4. Усанов Б. П. Диалог города с морем . — Л. : Знание, 1989. — 31 с.
  5. О временном управлении по устройству С.-Петербургского морского канала  // Полное собрание законов Российской империи . Собрание второе. — СПб. : Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1876. — Т. XLIX, отделение первое, 1874, № 53636 . — С. 879—881 .
  6. Об отчуждении земель и других имуществ для устройства С.-Петербургского морского канала  // Полное собрание законов Российской империи . Собрание второе. — СПб. : Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии , 1880. — Т. LIII, отделение первое, 1878, № 58583 . — С. 378 .
  7. Санкт-Петербургский морской канал // Всемирная иллюстрация  : журнал. — 1881. — № 666 . — С. 297—298 .
  8. Врубель В. Всем штормам назло . booksonline.com.ua . Дата обращения 11 января 2019.
  9. Морской порт «Большой порт Санкт-Петербург» . Архивировано 20 марта 2012 года.
  10. Обязательные постановления по морскому торговому порту Санкт-Петербург. — Санкт-Петербург, 2006.

Литература

Ссылки


© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок