Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Чешские братья ( нем.   Böhmische Brüder ; чеш. Jednota bratrská , лат.   Unitas Fratrum ), Община богемских братьев , также моравские братья и гернгутеры  — христианская евангелическая деноминация , основанная в Чехии Богемии ) в XV в. после гуситского революционного движения , из остатков гуситов. Основой богословия чешских братьев стали идеи Яна Гуса и Петра Хельчицкого .

Название гернгутеры появилось в начале XVIII века в Германии, когда на землю, купленную сыном саксонского министра графом Николаем Цинцендорфом , начали прибывать духовные носители идеи богемских братьев и сторонники других преследуемых религиозных движений (в частности анабаптистов ). Новое поселение было названо Гернгут , потому сама община стала именоваться «гернгутской братской общиной» . Традиционно название гернгутеры применяется лишь к тем наследникам чешских братьев, которые живут в Германии или являются выходцами из Германии. Для чешских братьев в самой Чехии и Моравии это название не используется .

Новый завет , переведённый на чешский язык Яном Благославом в 1564 году .

История

Первая община чешских братьев основана в 1457 году в Кунвальде ( чеш. Kunvald ) Ржегором. Братья жили по примеру ранних христиан в бедности и смирении , строго придерживаясь правил морали . Правилами братства было запрещено занимать любые должности, братья проповедовали непротивление злу насилием . Из среды Богемских братьев вышло много чешских учёных: Ян Благослав , Ян Амос Коменский и др.

Своими сочинениями («Сеть веры») Пётр Хельчицкий приобрёл себе многих приверженцев, называвшихся братьями Хельчицкими, которые под руководством бывшего францисканского монаха Грегора, племянника утраквистского епископа Рокицаны , образовали вместе с остатками таборитов и более строгими каликстинцами (чашниками) самостоятельную религиозную общину. В 1457 г. ими была основана в отведённой им королём Йиржи Подебрадом деревне Кунвальде колония, где они нашли в священнике Михаиле Брадаче энергичного борца за своё дело. Новая община получила название Unitas fratrum , братское единение, а члены её именовались fratres legis Christi , братья Христова закона или просто — Братья. Преследуемые правительством, они в 1467 в деревне Хотке (близ Рейхенау ) совершенно отреклись от католической церкви и избрали по жребию трёх старшин, рукоположённых в епископы жившим в Австрии епископом вальденсов Стефаном. С тех пор они жили в пустынях и пещерах (отсюда данное им в насмешку прозвище «пещерники» ; ср. Пещерники-еноховцы ), но строгостью нравов и братским единением приобретали всё больше последователей, так что ко времени Реформации у них было около сотни своих молелен. Представленное ими в 1532 г. маркграфу Георгу Бранденбургскому и в 1535 г. королю Фердинанду Исповедание веры расположило в их пользу даже Лютера .

За отказ сражаться против протестантов в Шмалькальденской войне они были изгнаны Фердинандом из Австрии. После подавления Пражского восстания сословий 1547 года деятельность чешских братьев на территории Чешского королевства была запрещена несколькими королевскими мандатами и начались открытые репрессии против общины. Около 1000 человек в 1548 году переселилось в Пруссию , где герцог Альбрехт отвёл им для местожительства Мариенвердер . В 1570 они заключили с польскими лютеранами и реформатами Сандомирское соглашение , в силу которого на них были потом распространены льготы Диссидентского мира 1572 г. В Богемии они добились терпимости в силу так называемой Чешской конфессии ( Confessio Bohemica ) 1575 года , то есть Исповедания веры, выработанного ими сообща с другими евангелическими церквами страны.

После поражения восстания чешских сословий 1618—1620 годов и несчастного для протестантов исхода богемской войны , Чешские братья были полностью разгромлены, выгнаны из Богемии и Моравии и расселились в разных странах.

Гернгутеры

Граф Цинцендорф , давший в 1722 году многим из чешских братьев (фактически, немецких беженцев из Богемии) убежище в своём саксонском поместье (регион Обер-Лаузитц ) и разрешивший основать посёлок Гернгут ( Хернхут , Herrnhut ), до некоторой степени снова восстановил братскую общину. С 1737 года Цинцендорф становится епископом общины, получив посвящение от гуситов , но оставшись в лютеранском исповедании и признав истинность Аугсбургского исповедания . В настоящее время Цинцендорф почитается как лютеранин и автор принятых в лютеранстве духовных песен. Гернгутеров отличало гусито-лютеранское исповедание и коммунальный способ ведения хозяйства.

Общины богемских братьев (гернгутеров) возникали в различных местах Германии , Нидерландов , Великобритании , Дании , Швеции , в США , и даже в Гренландии . Гернгутерские проповедники действовали в Валахии , Алжире и Цейлоне , среди индейцев в Северной Америке .

После издания Екатериной II манифеста о приглашении в Российскую империю иностранных колонистов , гернгутеры одними из первых основали в 1765 году свою колонию в Сарепте ( Царицынский уезд Саратовской губернии ; сейчас Красноармейский район г. Волгограда ).

После смерти в 1817 году проповедника Генриха Штиллинга-Юнга гернгутеры из Вюртемберга и Баварии добились особого разрешения у Александра I на поселение в Закавказье , поскольку Штиллинг-Юнг утверждал, что Второго пришествия следует ожидать за Кавказом , у горы Арарат . Почти девять тысяч членов общин, распродав имущество, отправились на восток, но менее половины из них добрались до Измаила , остальные погибли в пути. Некоторые из них осели в Бессарабии и вблизи Одессы , однако около 500 семей продолжили путь в Закавказье. К 1819 году они образовали несколько колоний в Грузии близ Тифлиса и одну колонию в Азербайджане .

Особенности учения гернгутеров, кроме требования чистоты апостольской жизни, заключались в сохранении семи таинств , в признании только духовного причастия и в отвержении спасения одной верой . Присяга, военная и государственная служба отвергалась ими как несогласные с Нагорной проповедью . Церковное устройство их тоже было основано на Священном Писании : проповедью и причастием заведовали пресвитеры ( ministri ), тогда как надзор за церковным благочинием находился в руках епископов ( episcopi или semores ). Внутренними делами общины заведовали синоды .

Современное положение

В настоящее время Чешская провинция общины Чешских братьев включает в себя около 3000 членов, объединённых в 24 собрания ( сбора ) и другие миссионерские организации, при некоторых из которых действуют начальные и библейские школы .

См. также

Примечания

  1. Богемские братья // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. Гернгутеры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. с XVIII века
  3. Плеве И. Р. Сарепта / Составитель и автор вступительной статьи И. Р. Плеве. — Саратов: Международный союз немецкой культуры (IVDK) при содействии МИД ФРГ, 1995. — 96 с. — 1 500 экз.  — ISBN 5-292-01904-6 .
  4. Однако внетерриториальный сеньорат Евангелической церкви чешских братьев , объединяющий приходы, которые присоединились к ней из Чешской Братской общины с сохранением особенностей богослужения и устройства, именуется Охрановским, по чешскому названию Гернгута.
  5. Грета Ионис. Немецкие гернгутеры, или просионистские идеи Юнга-Штиллинга
  6. Андрей Окулов. История германцев — «немцев» в России
  7. Přehled aktivit Jednoty bratrské

Литература

  • Богемские братья // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Lochner, «Entstehung der Brüdergemeinde in Böhmen u. Mähren» (Нюрнб., 1832);
  • Gindely, «Geschichte der B-en В.» (Прага, 1857, 2 т.);
  • Palacky, «Ueber das Verhältnis u. die Beziehungen der Waldenser zu den ehemaligen Sekten in Böhmen» (там же, 1869);
  • Goll, «Quellen und Untersuchungen zur Geschichte der B-en В.» (там же, 1878);
  • Zezschwitz, «Die Katechismen der Waldenser u. B-en. В.» (Эрланген, 1863).

Ссылки

© 2014-2021 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты