Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Василий Сергеевич Молоков
Лётчик Василий Сергеевич Молоков.jpg
Дата рождения 1 (13) февраля 1895 ( 1895-02-13 )
Место рождения с. Ирининское , Подольский уезд , Московская губерния , Российская империя
Дата смерти 29 декабря 1982 ( 1982-12-29 ) (87 лет)
Место смерти Москва , СССР
Принадлежность   Российская империя
  СССР
Род войск Flag of the Soviet Air Force.gif ВВС
Годы службы 1915 1947
Звание Генерал-майор генерал-майор авиации
Командовал 213 нбад
Сражения/войны Советско-финская война
Великая Отечественная война
Награды и премии
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Васи́лий Серге́евич Мо́локов ( 1  ( 13 ) февраля  1895 , с. Ирининское Московской губернии  — 29 декабря 1982 , Москва ) — советский полярный лётчик и военачальник, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, третий Герой Советского Союза (20.04.1934). Генерал-майор авиации (4.06.1940).

Молодость и Гражданская война

Родился 1   (13) февраля   1895 года в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (ныне село Молоково Ленинского района Московской области ). Образования не получил , потому что после смерти отца в 1904 году пришлось работать для помощи семье. В этом году пришёл в Москву и работал мальчиком-посыльным в коробочной мастерской, с 1905 — подручный кузнеца в кузнице в Ирининском, с 1906 — молотобоец в слесарно-кузнечной мастерской в Москве. С 1910 года работал слесарем на фабрике Зимина.

В мае 1915 года был призван в Русский императорский флот . Служил матросом 2-го Балтийского флотского экипажа, затем стрелком морского батальона на острове Даго . В 1916 году переведён в морскую авиацию, был направлен помощником бортмеханика на 21-ю авиастанцию Балтийского флота на острове Дегербю ( Финский залив ), затем освоил специальность моториста морской авиации. В октябре 1917 года был направлен в школу авиамехаников при 22-й авиастанции в городе Або . Школу окончил в январе 1918 года.

В Красной Армии с января 1918 , участник Гражданской войны в России . Весной 1918 года с всем личным составом авиастанции зачислен в 2-ю воздушную бригаду ( Самара ). Участвовал в боевых действиях против восставшего Чехословацкого корпуса . С июля 1918 года служил в Школе высшего пилотажа в Красном Селе . С личным составом школы участвовал в боевых действиях на нарвском направлении и в обороне Петрограда . С февраля 1919 года — механик Камского гидроавиаотряда 6-й армии , отряд базировался в Котласе . Совершал боевые вылеты в качестве бортмеханика на летающей лодке М-5 против белогвардейской Северной армии и англо-американских интервентов. С сентября 1919 года учился в Школе морской авиации в Нижнем Новгороде (позднее школа переведена в Самару ).

Служба в 1920-е годы

Окончил Объединённую школу морских лётчиков в Самаре в 1921 году. С июля 1921 года служил морским лётчиком в гидроавиаотряде Воздушных сил Балтийского моря (командир отряда Б. Г. Чухновский ) в городе Ораниенбауме , затем лётчиком учебно-тренировочного гидроавиаотряда в Петрограде . В июле 1923 года направлен на учёбу в Высшую военную школу красных морских лётчиков имени Л. Б. Троцкого ( Севастополь ), по окончании в августе 1924 года оставлен в ней старшим инструктором, затем был командиром звена и отряда. Подготовил в Севастополе около 30 лётчиков, среди которых были будущие Герои Советского Союза Иван Доронин , Сигизмунд Леваневский и Ляпидевский . Член ВКП(б) с 1925 года.

В октябре 1928 года его самого направили на учёбу, в 1929 году он окончил курсы усовершенствования при Военно-воздушной академии РККА имени проф. Жуковского . По окончании вернулся в Высшую школу красных морских лётчиков в Севастополь (в 1928 году из названия было исключено имя Троцкого, а в 1930 году школе было присвоено имя И. В. Сталина ). В мае 1931 года зачислен в резерв РККА и направлен на работу в Гражданский воздушный флот . С 1931 года работал пилотом авиалинии Новосибирск Омск Свердловск .

С 1932 года — пилот и командир отряда полярной авиации Главного управления Севморпути . Первоначально работал на трассе Красноярск Игарка , а в навигацию 1933 года летал на ледовую разведку морских трасс в морях Северного Ледовитого океана .

Спасение челюскинцев и довоенное время

Когда в феврале 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и погиб пароход « Челюскин », Молоков был срочно направлен во Владивосток на усиление отряда военных лётчиков Н. П. Каманина своим богатым полярным опытом. Вместе с другими лётчиками участвовал в экспедиции по спасению челюскинцев . Вывез со льдины больше всех спасённых — 39 человек — на двухместном самолёте Р-5 . Предложил вывозить одновременно по 6 человек, приспособив для дополнительных пассажиров подвешенные под плоскостями фанерные парашютные ящики.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1934 года Молокову Василию Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза. В первой семёрке Героев Советского Союза он стал третьим, после учреждения медали «Золотая Звезда» и она была вручена ему за № 3.

Продолжал работать в Главсевморпути. В 1935 году на летающей лодке «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск Киренск Якутск Нагаево Нижнеколымск Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска , открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку . В 1936 году совершил полёт вдоль всего Арктического побережья СССР . В 1937 году участвовал в первой советской экспедиции на Северный полюс  — в качестве командира экипажа самолёта ТБ-3 высаживал специалистов дрейфующей станции. Неоднократно представлял Советский Союз на авиационных выставках в Лондоне и Париже .

С февраля 1938 года  — начальник Главного управления Гражданского воздушного флота СССР при Совнаркоме СССР . В советско-финской войне находился в действующей армии, отвечая за снабжение войск всеми необходимыми грузами самолётами Гражданской авиации. Под его руководством эту задачу выполняла спешно созданная группировка из более 1500 самолётов ТБ-3 , Ли-2 и У-2 . В 1940 году в составе советской правительственной делегации посетил Берлин .

Великая Отечественная война

В первый год Великой Отечественной войны организовал работы гражданской авиации в интересах действующей армии. Выполнял целый ряд ответственных заданий. Так, по постановлению ГКО № 739с от 9 октября 1941 года назначен уполномоченным ГКО по созданию секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь» (« Алсиб », форт Фэрбанкс (США) — Красноярск (СССР)). В апреле 1942 года Гражданский Воздушный Флот был передан в состав Военно-воздушных сил , а Молоков выехал как уполномоченный Государственного Комитета Обороны в Сибирь проверять ход строительства авиатрассы. Короткий период с конца 1942 года был начальником Лётно-исследовательского института .

С мая 1943 года командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизией на Западном фронте , с апреля 1944 — на 3-м Белорусском фронте . Дивизия под его командованием участвовала в Белорусской , Прибалтийской , Гумбиннен-Гольдапской , Восточно-Прусской  наступательных операциях. Дивизия была удостоена почётного наименования «Витебская».

После войны

После Победы ещё год командовал дивизией. С июня 1946 года — заместитель начальника Главного управления гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР. С августа 1947 года генерал-майор авиации В. С. Молоков — в запасе.

Вернулся на работу в Гражданский Воздушный Флот, много лет был председателем Высшей квалификационной комиссию ГВФ.

Член ЦИК СССР в 1935—1937 годах. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937—1946).

Умер в 1982 году . Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище .

Сын Валерий (р. 03.10.1924), участник Великой Отечественной войны, окончил МВТУ имени Баумана , работал в области космонавтики. Женат на Р. И. Молоковой.

Воинские звания

Награды

Сочинения

  • Как мы спасали челюскинцев / А. Ляпидевский, С. Леваневский, М. Слепнев, В. Молоков, Н. Каманин, М. Водопьянов, И. Доронин — Москва: Редакция «Правды», 1934.
  • В. Молоков. На Уэллен // журнал "Вокруг света", № 7, июль 1934. стр.12-15
  • Мы выполнили свой долг, вот и все! — Москва: Молодая гвардия, 1935.
  • Soviet civil aviation. — Moscow: Foreign languages publ. house, 1939.
  • Три полета. — Ленинград : Изд-во Главсевморпути, 1939.
  • Родное небо. — Москва: Воениздат, 1977.

Память

Примечания

  1. Во время службы в авиации занимался самообразованием, вечернюю среднюю школу окончил уже в 1920-х годах.
  2. Летные исследования и испытания: Фрагменты истории и современное состояние / Отв. ред. М. И. Хейфец. — Москва: Машиностроение, 1993. — С. 11. — 496 с. — ISBN 5-217-02059-8 .
  3. Книга была переиздана в 1987 году.

Литература

  • Великая Отечественная война, 1941—1945  : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова . — М.  : Советская энциклопедия , 1985. — С. 458—459. — 500 000 экз.
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . — М. : Воениздат , 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз.  — ISBN 5-203-00536-2 .
  • Коллектив авторов . Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М. : Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 692-693. — 1000 экз.  — ISBN 978-5-9950-0341-0 .
  • Слепнёв М. Т. Первые Герои Советского Союза. — Москва: Изд-во ДОСААФ , 1955. — 64 с. — (В б-ку школьнику).
  • Горбатов Б. Л. Герой Советского Союза Василий Сергеевич Молоков. — Москва: Госполитиздат, 1939.
  • Плотников А. В. Герои неба и земли. — Видное: МАУК «ВДК», 2013.
  • Замечательная работа Молокова: Героический перелет по всей территории Крайнего Севера и трассе Северного морского пути от Берингова пролива до Белого моря 22 июля-19 сентября 1936 г. Сборник. — Москва: Партиздат, 1936.
  • Бурлаков Ю. К., Логинов А. А. Первые кавалеры Золотых Звёзд. — Москва: «Патриот», 2004.
  • Каминский Ю. А. В небе покинутой Арктики. — Москва: Типография «Новости», 2006.
  • Ветераны в строю. — Москва, 1981. — С.119-138.
  • Герои и подвиги. Кн. 6. — Москва, 1978. — С.83-90.
  • Пронякин К. А. Челюскинская эпопея: сб. очерков, посвященных 85-летию спасения челюскинской экспедиции. — Магадан: Охотник, 2018. — 64 с. (Музейный центр «Наследие Чукотки»)
  • Пронякин К. А. Первые летчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю (справочник. 196 биографий). К 80-летию Хабаровского края, к 95-летию Гражданского Воздушного флота России и к 100-летию Восточного военного округа. Приветствия: Героя России Г. В. Жидко, С. И. Авакянца, С. И. Фургала, А. С. Николаева; предисл. Т. В. Барановой; послесл.: А. М. Будника, В. М. Куканова. — Хабаровск: ООО «МедиаМост»; РГО, 2019—160 с., ил. (Серия: История развития авиации на Дальнем Востоке), стр. 76.

Ссылки

Категории :
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок