Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Нун , держащий на руках солнечную ладью, из которой вышел Ра и начал творение мира Атум

Мифоло́гия Дре́внего Еги́пта — собрание мифов Древнего Египта , которые описывают действия египетских богов в качестве средства познания мира.

История

Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии [ уточните  ссылку ] . Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Каждый день восходит солнце , принося тепло и свет на землю, тем самым обеспечивая жизнедеятельность человека. Каждый год разливается Нил , восстанавливая плодородие почвы и способствуя ведению высокопродуктивного земледелия , обеспечивая устойчивый рост и развитие Египетской цивилизации. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила ( Нун ) и солнце ( Ра ) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов. Эта хрупкая периодичность находилась под постоянной угрозой срыва: необычайно низкие разливы Нила приводили к голоду, а наводнения уничтожали посевы и жилища древних египтян [ уточните  ссылку ] . Наряду с этим, гостеприимная долина Нила была окружена суровой пустыней , населённой враждебными народами, с которыми египтяне периодически воевали и считали их нецивилизованными . В свою очередь, египтяне считали, что их земля является изолированным местом стабильности Маат , находящимся в окружении и под постоянной угрозой хаоса Исфет . Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплочённость общества, и что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звёзды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над первозданным океаном Нуна . Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли [ уточните  ссылку ] .

Пантеон

Древнеегипетская мифология, со всем присущим ей разнообразием богов, являлась результатом слияния независимых племенных культов.

Изображение

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определённых местностях.

Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным , хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет . Несколько богов представлены абстракциями: Амон , Атон , Нун , Бехдети , Кук , Ниау , Хех , Герех , Тенему .

Мифы

Сотворение мира

Воздух Шу в сопровождении других богов поддерживает небо Нут , а земля Геб лежит в ногах

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира . Главные религиозные центры Древнего Египта — Иуну ( Гелиополь ), Гермополь (Шедет) и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополя , центра культа Солнца , ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополя . По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бен-нь Бенбен . Стоя на его вершине, Атум породил Шу , бога воздуха, и Тефнут , богиню влаги. Эта пара родила своих детей - бога земли Геба и богиню неба Нут . Эти первые поколения богов представляют в Эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса , Исиду , Сета и Нефтиду , олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе , где считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады . Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства , она состоит из Амона и Амаунет , олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Ещё одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха , бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология , основанная на принципе логоса , то есть созидании словом и волей.

Храмовая роспись в Дендере , изображающая Исиду и Нефтиду у тела Осириса

Осирический цикл

Убийство Осириса

Амулет Осоркона II : Гор (слева), Осирис и Исида, 874—850 годы до н. э. ( XXII династия ). Лувр
Основная статья: Осирис § Мифология

См. также: Миф об Осирисе   (англ.)

Тяжба Гора и Сета

Исида тайно родила от Осириса сына Гора на плавучем острове Хеммис ( егип. Akh-bity «папирусовые заросли фараона Нижнего Египта ») в Нижнем Египте . Согласно грекам, это место лежит неподалёку от Буто , хотя для египтян расположение его не считалось важным и понималось как некое священное уединение . Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила . Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал) .

Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца» . Он идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему.

У него нашлись союзники. Исида выступала на стороне сына в его противостоянии с Сетом за трон, но также из добрых сестринских чувств иногда приходила на выручку брату Сету. Однажды Исида освободила пленника Гора, и тот так разгневался, что отрубил матери голову. Тоту удалось предотвратить её смерть, но остальные боги отвернулись от Гора.

Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях, которые Гор и Сет направили друг против друга. Гор напал на Нубию , в которой правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.

Уаджет . Амулет из гробницы Тутанхамона ( KV62 )

В ходе ожесточённой схватки Сет вырвал левый глаз Гора, а Гор отсёк Сету гениталии. Исида исцелила сына; иногда также спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора ( Уаджет - егип. wɟt ) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времён Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.

Ра , видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали к богине мудрости Маат . Она указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис и заставил богов принять совет Маат.

После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся правомочным (по-египетски — «правогласным») наследником Осириса и получает царство; Тот записывает решение суда богов. Мир разделён: Гору досталась чёрная земля Египта, Сету — красная земля пустыни.

Победив Сета, Гор воскрешает отца, дав ему проглотить своё око , но тот не желает оставаться на земле и становится повелителем мёртвых в Дуате . Земной трон занимает Гор .

Мифологическая история Осириса и Сета прослеживается в сюжете древнеегипетского литературного произведения « Повесть о двух братьях » (ок. 1200—1194 годы до н. э.) и сказке « Правда и Кривда » (ок. 1292—1191 годы до н. э.) .

Миф об истреблении людей

Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна : его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сехмет , чтобы покарать их.

Для этой цели была выбрана Хатхор , и после превращения в злобную львицу Сехмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню.

Ра увидел бесчинства Сехмет и решил спасти людей от окончательной гибели. Он даёт приказ некоему мельнику в Гелиополе размолоть ячмень для пива . Подкрашенное охрой (или красным гематитом ) пиво, похожее на кровь , ночью разлили по земле. Утром пришла кровожадная богиня, стала пить это пиво и опьянела. Люди были спасены, и с тех пор богине приносили в жертву пиво .

Настолько всё это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут , превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за её живот, и превратились на пути к небу в звёзды. С тех пор небо с землёй разделены, как и боги с людьми. Этот миф известен из « Книги Небесной Коровы », впервые записанной полностью в эпоху Нового царства ; одна такая книга найдена в гробнице Сети I ( KV17 ).

Похожая история «Календарь о счастливых и несчастливых днях» с участием Хатхор , Сехмет, Уаджит и Ра встречается на Каирском папирусе 86637 и касается затмения переменной звезды Алголь .

См. также

Примечания

  1. Anthes in Kramer 1961, pp. 29–30
  2. David 2002, pp. 1–2
  3. O'Connor, David. Egypt's View of 'Others' / ed. John Tait. — Never Had the Like Occurred: Egypt's View of its Past. — London: UCL Press, 2003. — С. 155, 178–179.
  4. Tobin 1989, pp. 10–11
  5. Hart, George. The Routledge Dictionary of Egyptian Gods and Goddesses. — 2nd ed.. — Routledge, 2005. — С. 80–81. — ISBN 978-0-203-02362-4 .
  6. John Gwyn Griffiths. Plutarch's de Iside Et Osiride. — University of Wales Press, 1970. — С. 137–147, 313–322, 337–343. — 648 с.
  7. Jan Assmann. The Search for God in Ancient Egypt / Translated by David Lorton. — Cornell University Press, 2001 (1984). — С. 133. — 292 с. — ISBN 978-0-8014-3786-1 .
  8. Макс Мюллер. Египетская мифология . — М. : Центрполиграф, 2019. — 489 с.
  9. М. Э. Матье. Древнеегипетские мифы. — Рипол Классик, 2013. — С. 53. — 207 с. — ISBN 9785458423854 .
  10. Рубинштейн Р. И. Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев . — Советская энциклопедия . — М. , 1991. — С. 426.
  11. Ю. П. Францев. У истоков религии и свободомыслия. — Издательство Академии наук СССР , 1959. — С. 328. — 594 с.
  12. John Gwyn Griffiths. The conflict of Horus and Seth from Egyptian and classical sources: a study in ancient mythology. — Liverpool University Press, 1960. — С. 83. — 204 с.
  13. Юрий Павлович Францев. Научный атеизм. — Наука, 1972. — С. 257. — 638 с.
  14. Lichtheim, Miriam . Ancient Egyptian Literature. — University of California Press, 2006 (1976). — Т. 2: The New Kingdom. — С. 197–199.
  15. Lauri Jetsu, Sebastian Porceddu. Shifting Milestones of Natural Sciences: The Ancient Egyptian Discovery of Algol’s Period Confirmed  // PLoS ONE. — 2015-12-17. — Т. 10 , вып. 12 . — ISSN 1932-6203 . — doi : 10.1371/journal.pone.0144140 .

Литература

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок