Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Межгосударственный авиационный комитет
(МАК)
Logo MAK3.jpg
BolOrdynka-BTolmachevsky Lane Moscow 01-2016.jpg
Здание штаб-квартиры МАК в Москве
Общая информация
Дата создания 30 декабря 1991 (27 лет) ( 19911230 )
Предшествующее ведомство Госавианадзор СССР
Руководство деятельностью осуществляет Совет по авиации и использованию воздушного пространства СНГ
Штаб-квартира Москва , ул. Большая Ордынка , 22/2/1
Председатель Татьяна Анодина
Сайт mak-iac.org
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Межгосуда́рственный авиацио́нный комите́т ( МАК ) — исполнительный орган межгосударственного Совета по авиации и использованию воздушного пространства СНГ , образованного государствами бывшего СССР для координации деятельности в области гражданской авиации и использования воздушного пространства .

История

Учреждён на основании подписанного в декабре 1991 года межправительственного «Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства». В соответствии со статьёй 8 этого соглашения МАК является исполнительным органом, обеспечивающим выполнение решений Совета по авиации и использованию воздушного пространства, созданного соглашением в качестве международной правительственной организации . Сессии Совета проводятся не реже одного раза в квартал, а проекты их программы и повестки дня представляются председателем МАК и утверждаются Советом. Председатель МАК назначается постановлением Совета глав государств – членов Экономического сообщества (с 1991 года эту должность занимает Т. Г. Анодина ) .

Длительное время МАК в качестве преемника советских Комиссий по использованию воздушного пространства, управлению воздушным движением и по государственному надзору за безопасностью полетов воздушных судов (в части согласованных государствами СНГ функций) занимался широким кругом вопросов сертификации в гражданской авиации и расследования авиационных происшествий в интересах государств-спонсоров. По поводу юридического статуса МАК есть разные мнения, ряд юристов полагает, что МАК не является субъектом международного права и не может самостоятельно осуществлять каких-либо властных полномочий, тем более государственных функций РФ или иного государства СНГ. При этом МАК, как исполнительный орган международной правительственной организации, и его сотрудники, являющиеся международным персоналом, не могут нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих функций перед органами государственной власти РФ или иного государства СНГ .

МАК аккредитован в ИКАО в качестве межгосударственной организации в области гражданской авиации, которая может быть приглашена к участию в соответствующих совещаниях ИКАО (такие организации не рассматриваются ИКАО в качестве наблюдателей) .

Для проведения обязательной сертификации гражданской авиационной техники , гражданских аэродромов и организаций, осуществляющих летную и техническую эксплуатацию авиационной техники в государствах СНГ, в составе МАК было создано специализированное подразделение Авиационный регистр (АР МАК) . Поскольку основной объём сертификационных работ имел место в России, то эта деятельность активно велась до выхода постановления Правительства РФ от 28 ноября 2015 года № 1283, которым функции и полномочия по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и аэродромов, которые ранее были возложены на МАК, вновь переданы российским органам исполнительной власти . В соответствии с этим постановлением Росавиация создала подведомственное ей федеральное автономное учреждение Авиационный регистр Российской Федерации .

Хотя сертификационные полномочия МАК на территории России истекли в декабре 2015 года, АР МАК продолжает вести деятельность по выдаче сертификатов типа для заинтересованных государств СНГ . Однако, с 2015 года основной задачей МАК является проведение расследований авиационных происшествий с воздушными судами гражданской авиации (в государственной авиации РФ функции контроля над безопасностью полётов и расследования авиационных происшествий возложены на Службу безопасности полётов авиации ВС РФ , а в экспериментальной авиации РФ эти функции выполняет Минпромторг России).

Лишение полномочий в России

До ноября 2015 года МАК от имени Российской Федерации осуществлял сертификацию воздушных судов , аэродромов , авиакомпаний и организаций по техническому обслуживанию авиационной техники в России. Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2015 года № 1283 функции и полномочия по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и аэродромов, которые были возложены на МАК, перераспределены Минтрансу , Минпромторгу и Росавиации .

С 2016 года в Правительстве РФ рассматривается вопрос о лишении МАК всех полномочий, передававшихся ему от имени Российской Федерации, и о выходе России из состава спонсоров МАК .

Государства — спонсоры МАК

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Совет по авиации и использованию воздушного пространства, Межгосударственный авиационный комитет . Исполнительный комитет СНГ. Дата обращения 3 марта 2019.
  2. А. И. Травников, В. Г. Ермошкин, С. И. Коровин, А. Н. Петров. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А. И. Травникова. — М·: ООО «Деловой двор», 2009. — С. 26-27. — 536 с. — 1000 экз.  — ISBN 978-5-91550-054-8 .
  3. Перечень организаций, которые могут быть приглашены на совещания ИКАО . ИКАО . Дата обращения 4 марта 2019.
  4. О перераспределении полномочий по сертификации авиационной техники . Правительство РФ. Дата обращения 4 марта 2019.
  5. В России создан аналог Авиационного регистра МАК . Авиатранспортное обозрение (22 марта 2016). Дата обращения 14 августа 2019.
  6. Авиарегистр МАК намерен продолжать работу по сертификации авиатехники . www.aex.ru. Дата обращения 14 августа 2019.
  7. МАК хотят лишить последнего  // Коммерсантъ.
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок