Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Уникальное обозначение: Маргарита НАВАРРСКАЯ ( 11 апреля 1492 )
Обозначение: Маргарита НАВАРРСКАЯ
Сущность ⇔ персона
Описание:
Это статья о королеве и ренессансной писательнице. Для знакомства со статьей о Маргарите Наваррской, жене Генриха IV, обратитесь к статье Маргарита де Валуа; для знакомства со статьей о королеве Сицилии обратитесь к статье Маргарита Наваррская (королева Сицилии).
Маргарита Наваррская
фр.Marguerite de Navarre
Маргарита Наваррская
Портрет работы Жана Клуэ (около 1530)
королева Наварры
24 января 152721 декабря 1549
герцогиня Берри
11 октября 151721 декабря 1549
Рождение: 11 апреля 1492(1492-04-11)
Ангулем
Смерть: 21 декабря 1549(1549-12-21) (57 лет)
Одос, близ Тарба
Род: Валуа, Ангулемская ветвь
Отец: Карл Ангулемский
Мать: Луиза Савойская
Супруг: 1-й: Карл IV Алансонский
2-й: Генрих II д'Альбре
Дети: (от 2-го) брака: Жанна III

Маргари́та Нава́ррская (фр.Marguerite de Navarre; 11 апреля 1492, Ангулем21 декабря 1549, Одос, близ Тарба) — французская принцесса, сестра короля Франциска I, одна из первых женщин-писательниц во Франции. Известна также как Маргарита де Валуа (фр.Marguerite de Valois), Маргарита Ангулемская (фр.Marguerite d’Angoulême) и Маргарита Французская (фр.Marguerite de France).

Биография

Происходила из Ангулемской ветви династии Валуа. Сестра французского короля Франциска I Валуа. В 1509 стала женой принца крови герцога Карла IV Алансонского, умершего вскоре после битвы при Павии, а в 1527 году вышла вторично замуж за Генриха д'Альбре, короля Наваррского. Дочь — Жанна д'Альбре. Бабушка будущего короля Генриха IV.

Генрих II Наваррский

Маргарита Наваррская всю жизнь отличалась большой преданностью своему брату, ездила в Мадрид хлопотать об его освобождении после поражения при Павии.

Большое влияние на её мировоззрение оказали протестанты Лефевр д'Этапль и епископ Мо Гийом Брисоннэ, с которым Маргарита поддерживала переписку. Двор Маргариты был важным центром французского гуманизма.

Маргарита Наваррская покровительствовала Гийому Бюде, Клеману Маро, Деперье и другим литераторам. Сама она знала латынь (и, возможно, греческий язык) и оказывала большое влияние на многих выдающихся людей того времени; в этом отношении она была предшественницей хозяек литературных салонов XVII-XVIII в.

Творчество

Маргарита Наваррская (рисунок Дюмонтье по картине Клуэ)

Двор Маргариты в городе Нераке был одним из центров литературы, науки и искусства Западной Европы. Прекрасно образованная, одарённая поэтическими способностями, королева привлекала к себе поэтов разных школ, гуманистов и вольнодумцев, преследуемых Церковью. Её покровительством и гостеприимством пользовались светочи европейского Возрождения - Клеман Маро, Деперье, Эразм Роттердамский.

При дворе Маргариты Наваррской был сделан перевод с латинского книги "Деяния датчан" Саксона Грамматика, содержащей повествование о Гамлете, принце датском, которым воспользовался Шекспир для создания своей пьесы.

Сочинения Маргариты Наваррской отражают характерный для неё напряжённый религиозно-этический поиск и сочетают медитативность, а подчас и мистицизм с некоторой суховатостью стиля. Резкое неприятие со стороны Сорбонны вызвала поэма «Зерцало грешной души» (Le Miroir de l'ame pecheresse, 1531), в которой нашёл отражение лютеранский тезис об оправдании верой; версификация поэмы напоминает о традициях Петрарки. Отголоски дискуссий между Эразмом и Лютером о свободе воли слышатся в «Диалоге в форме ночного виде́ния» (Dialogue en forme de vision nocturne, 1524, опубл. 1533). Кончине Франциска I посвящена насыщенная реминисценциями из апостола Павла и Платона поэма «Корабль» (Le Navire, 1547). Среди других сочинений: «Комедия, сыгранная в Мон-де-Марсане» (La Comédie de Mont-de-Marsan, 1548); обширная переписка с братом и другими лицами (опубликована в 1841). Даже фарс «Больной» (Le Malade, 1535-1536) завершается в духе прямолинейного религиозного наставления. Бо́льшая часть стихотворений Маргариты вошли в состав сборника «Перлы перла принцесс» (Marguerites de la Marguerite des princesses, 1547).

«Гептамерон»

Основная статья: Гептамерон

Самое известное сочинение Маргариты носит светский характер и во многом выпадает из её литературного наследия. Это сборник из семидесяти двух новелл «Гептамерон» («Heptaméron», по-гречески "Семидневник"), написанных под влиянием «Декамерона» Боккаччо и впервые опубликованных под заголовком «L’histoire des amants fortunés» без указания имени автора после кончины Маргариты, в 1558 г.; полная, без идеологических купюр версия вышла только в 1853 г.

"Гептамерон" состоял из 72 новелл, веселых и поучительных, разбитых на семь циклов, охватывающих семь дней недели. В первый день знатные дамы и господа, собравшиеся, как и у Боккаччо, вместе, рассказывали о том, "какие проделки совершали женщины, чтобы обмануть мужчин, и мужчины, чтобы обмануть женщин". Во-второй - "о том, что каждому пришло на ум"... В седьмой - "о тех, кто поступил так, как ему не следовало поступать". Беседы оказавшихся временно изолированными от мира кавалеров и дам, от имени которых ведутся рассказы, представляют не меньший интерес, чем сами новеллы — психология рассказчиков раскрыта куда обстоятельнее, чем у Боккаччо. В этих учтивых и вместе с тем очень живых беседах заметно влияние «Книги о Придворном» Кастильоне.

Принято считать, что прототипы рассказчиков — близкие Маргариты: Генрих д'Альбре (Иркан), её мать Луиза Савойская (Уазиль), а саму себя писательница, возможно, запечатлела в образе Парламанты. Но это лишь одна из имеющихся трактовок системы образов обрамления «Гептамерона».

Книга имела большой успех у публики. Маргарита достоверно и проницательно описала нравы высшего общества своего времени, отстаивая в то же время гуманистический идеал человеческой личности. При всем разнообразии сюжетов основное место в «Гептамероне» занимают любовные истории, причём любовь трактуется в духе неоплатонизма. Характерная для некоторых из рассказанных Маргаритой любовных историй трагическая интонация предваряет прозу конца XVI - начала XVII веков.

Литература

Angoulême Marguerite 2012.jpg
  • Lefranc A. Les idees réligieuses de Marguerite de Navarre d'apres son oeuvre poétique. - P.: 1898.
  • Jourda P. Margueite d'Angoulême, duchesse d'Alencon, reine de Navarre. - P.: 1930.
  • Febvre L. Amour sacré, amour profane. Autour de l'Heptameron. - P.: 1944.
  • Cazauran N. L'Heptameron de Marguerite de Navarre. - P.: 1991.
  • Михайлов А.Д. Книга новелл королевы Наваррской // Маргарита Наваррская. Гептамерон. - Л.: 1982. - С. 3-20.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  • Nicole Toussaint du Wast, Marguerite de Navarre, perle des Valois, Paris, Max Fourny, 1976.
  • Mary Duclaux, Mary James Darmesteter. La Reine de Navarre, Marguerite d'Angoulême, trad. de l'anglais par Pierre Mercieux, Paris, Calmann-Lévy, 1900
  • Jean-Luc Déjean, Marguerite de Navarre, Paris, Fayard, 1987
  • Verdun-Louis Saulnier, «Marguerite de Navarre: Art médiéval et pensée nouvelle», Revue Universitaire, LXIII, 1954

Ссылки


Cвойства:
персоны ⇔ писатели
персоны ⇔ поэты
Категория ⇔ поэтессы
умершие ⇔ в департаменте верхние Пиренеи
поэты ⇔ XVI века
писатели ⇔ XVI века
Категория ⇔ ренессансные гуманисты
родившиеся ⇔ в Ангулеме
Категория ⇔ королевы Наварры
Категория ⇔ принцессы крови
Категория ⇔ писательницы франции
Категория ⇔ супруги правителей XVI века
Категория ⇔ Валуа
Категория ⇔ поэтессы франции
Категория ⇔ женщины ренессанса
Род ⇔ Валуа, Ангулемская ветвь
дата рождения ⇔ 11 апреля 1492
рождение ⇔ ( 1492 - 04 - 11 ), АНГУЛЕМ
дата смерти ⇔ 21 декабря 1549
смерть ⇔ ( 1549 - 12 - 21 ) ( 57 лет ), Одос, близ Тарба
отец ⇔ Карл Ангулемский
мать ⇔ Луиза Савойская
супруг ⇔ 1 - Й: Карл IV Алансонский, 2 - Й: Генрих II Д ' Альбре
дети ⇔ ( от 2 - го ) брака: Жанна III
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок