Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Музей
Кунсткамера
Kunstkamera SPB.jpg
Страна   Россия
Город   Санкт-Петербург , Университетская набережная , дом 3
Архитектурный стиль петровское барокко
Архитектор Георг Маттарнови , Николай Гербель , Михаил Земцов , Савва Чевакинский , Роберт Марфельд
Основатель Пётр I
Первое упоминание 1714 год
Дата основания 1714
Строительство 1718 1734  годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения   Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510261680006 ( ЕГРОКН ). Объект № 7810180000 (БД Викигида)
Сайт kunstkamera.ru
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Кунстка́мера  — кабинет редкостей , в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России , учреждённый императором Петром Великим и находящийся в Санкт-Петербурге .

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей «особенной» коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук . Башню Кунсткамеры венчает Армиллярная сфера .

Этимология

Кунсткамера ( нем.   Kunstkammer  — комната искусства) — в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения. В XVI XVII  вв. кабинеты редкостей были принадлежностью многих княжеских и королевских дворов. Так, в XVII веке датским королём Фредериком III была основана Королевская Датская Кунсткамера , упоминаемая в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине» .

История

Пётр I во время « великого посольства » в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии : « Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки… ». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государева Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественнонаучного музея.

Главный фасад Кунсткамеры 1740 года

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Во время своего второго посещения Голландии в 1715—1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа . К этому времени у Себа возникла мысль продать своё собрание русскому царю, о чём он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова  — « Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры ». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые « Кикины палаты » (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Ныне существующее здание возводилось с 1718 по 1734 годы. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус (с 1754 года  — Большой академический) и обсерватория , в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов .

5 декабря 1747 года во время нахождения библиотеки в здании кунсткамеры произошел пожар, уничтоживший Готторпский глобус и башню здания .

В 1777—1779 годах интерьеры были украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический , Этнографический, Ботанический , Минералогический .

Башня Кунсткамеры
Кунсткамера вечером. Вид с Адмиралтейской набережной .

Архитектура

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови , который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 гг., начиная с уже исполненных фундаментов, строительство ведёт Гербель . Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получают гладкие стены и завершаются крупными барочными фронтонами с волютами ; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни, максимально выделяя её; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом . Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической сферой могла быть башня Munzthurm (Монетный двор) Шлютера . В одной из докладных записок Гербель сообщает,

что кирпич в строении кладется на железный вид от воды, а выше с лица красный, а в середине и в простенках много белого .

К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Киавери . Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. С 1729 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.

Здание построено в стиле петровского барокко , состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Оба фасада — и невский южный, и северный, выходивший на правительственную площадь, были парадными. Как и для императорских дворцов, кирпич выписывался из-за границы.

Экспозиции

Большой Готторпский глобус в экспозиции
  • Северная Америка

Культура и быт коренных народов Североамериканского континента. Путешествие с севера на юг, от Аляски до Калифорнии , с незапамятных времен — к началу XIX века.

  • Япония

На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну . Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей : крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи , выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

  • Африка

В данной коллекции собраны в основном орудия земледелия и одежда африканских племён, проживающих южнее Сахары. Один из самых интересных экспонатов — бенинская бронза. Так называют таблички из соответствующего материала с фигурами воинов и царедворцев. Коллекция из более чем тысячи экспонатов была изъята из дворца правителя Бенина. Некоторые из них можно увидеть в «африканском» зале Кунсткамеры.

  • Китай и Монголия

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Например, традиционные изделия из фарфора, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта , а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

  • Индия и Индонезия

Раздел музея, посвященный народам Южной Азии  — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы- крисы . Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре .

  • Анатомический раздел
Младенец с циклопией

В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия , двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша , голландского анатома.

  • История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова» . Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук » представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова . Две другие экспозиции — « Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук » и « Большой Готторпский Глобус-Планетарий » — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана .

Знаменитые сотрудники

См. также

Примечания

  1. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) . www.museum.ru. Дата обращения 8 декабря 2019.
  2. Обсерватория и армиллярная сфера   (недоступная ссылка) . КУНСТКАМЕРА. Дата обращения 8 декабря 2019. Архивировано 26 августа 2016 года.
  3. Nationalmuseet   (датск.) . Nationalmuseet. Дата обращения 8 декабря 2019.
  4. Случившийся в 1747 году пожар уничтожил кроме уникального глобуса около 230 книг, в том числе уникальные русские рукописи.
  5. Пожары в истории Библиотеке Академии наук. Санкт-Петербург   (недоступная ссылка) . Дата обращения 5 января 2020. Архивировано 13 марта 2013 года.
  6. РГИА , ф. 470, оп. 5, д. 50, л. 15. 1724 г. « О сделании проекта купола на башне Кунсткамеры »
  7. Морозова А. А. Н. Ф. Гербель. Городской архитектор Санкт-Петербурга. 1719—1724 гг.. — СПб. : Стройиздат, 2004. — С. 151. — 223 с. — ISBN 5-87897-106-2 .
  8. РГИА , ф. 470, оп. 5. Кн. 2, л. 35.

Литература

Ссылки

Категории :
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок