Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Малогабаритное метро в Глазго с необычно узкими колеёй (1,22 м), тоннелем (диаметром 3,35 м) и подвижным составом

Лёгкое метро , лёгкий метрополитен  — вид регулярного скоростного внеуличного рельсового городского транспорта . По своим характеристикам занимает промежуточное положение между классическим метрополитеном и легкорельсовым транспортом . Чёткого разграничения между классическим и лёгким метро, а также лёгким метро и легкорельсовым транспортом не существует. Из-за этого некоторые системы можно отнести к обоим видам. Например, первая линия Будапештского метрополитена исторически не относится к лёгкому метро, хотя по техническим характеристикам её можно отнести к нему. Однако нередко параметры отдельных систем, именуемых лёгким метро, наоборот, аналогичны метрополитену (например, Бутовская линия лёгкого метро в Москве) или даже городскому поезду ( S-Bahn ).

Как правило, линии лёгкого метро располагаются на поверхности или на эстакадах и иногда имеют небольшие тоннельные участки (например, на пересадочных узлах, в центре города, на транспортных развязках), поезда насчитывают 2-4 вагона, диаметр тоннелей составляет 4-5 метров, в тоннелях и над землёй допустимы значительные уклоны и малые поворотные радиусы, платформы на станциях — высокие, длиной 50-90 метров и шириной 5-8 метров. Линии лёгкого метрополитена часто являются подвозящими к аэропортам либо к станциям обычного метрополитена и лишь в небольших городах составляют основу городской транспортной системы. Провозная способность линии лёгкого метро в зависимости от определения составляет от 6-20 до 20-30 тыс. человек в час в одном направлении.

Полностью или преимущественно подземное лёгкое метро может именоваться «мини-метро» .

Преимущества и недостатки наземных и надземных линий

Преимущества
  • Строительство наземных и надземных станций и перегонов железных дорог (наиболее простых по конструкции) обходится дешевле и занимает меньше времени по сравнению с подземными. (По ценам 2006 года стоимость 1 км подземного тоннеля метро, построенного открытым способом, составляет приблизительно 50 млн долларов, а 1 км тоннеля, построенного закрытым способом, около 70-80 млн долларов. Стоимость же сооружения одного километра лёгкого метрополитена обычно составляет 15—25 млн долларов).
  • Отсутствие необходимости масштабного переноса коммуникаций, котлованов и проблем при подземном строительстве (например, плывунов ).
Недостатки
  • Использование городского пространства , на которое также могли претендовать автомагистрали  — и вследствие этого возможное ухудшение пропускной способности городских улиц и возникновение большего количества пробок, в первую очередь, в «часы пик».
  • Постоянный шум (правда, проблему шума часто удается решить применением путевых противошумных экранов.)
  • Дополнительные эксплуатационные затраты, связанные с более частым ремонтом оборудования и пути (в том числе из-за воздействия атмосферных осадков и др. неблагоприятных погодно-климатических факторов).
  • Изменяется ландшафт , что негативно воспринимается некоторыми людьми, часто бывающими рядом с линией метро. По этой причине наземные и эстакадные участки следует проектировать очень тщательно, дабы нивелировать этот недостаток.

В странах с холодной и снежной зимой к перечисленным недостаткам также добавляются следующие:

  • холод и случающиеся обледенения платформ станций зимой и, как следствие, необходимость в противообледенительных мерах;
  • снегопады и, как следствие, необходимость снегоуборки после каждого снегопада.

Лёгкое метро в России

Москва и Московская область

В Москве под определение «легкое метро» попадают МЦК и МЦД , а также Бутовская линия . В 2016 году заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявлял, что МЦК (до реконструкции — МКЖД) станет полноценным легким метро. МЦК будет связано с московской подземкой с помощью транспортно-пересадочных узлов . МЦК введено в эксплуатацию в 2016 году .

В 2015 году мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозёровым был представлен проект « Московские центральные диаметры ». С его помощью пассажиры смогут добраться из одной части Московской области в другую через центр Москвы, без пересадок на другой транспорт . В рамках проекта власти интегрируют существующую железнодорожную инфраструктуру в систему городского транспорта. В ноябре 2017 года стало известно, что над ветками легкого метро необходимо будет построить новые автомобильные путепроводы. Первые два диаметра МЦД (Одинцово-Лобня и Нахабино-Подольск) будут запущены в 2019 году, остальные — до 2025 года. По мнению Марата Хуснуллина , диаметральные маршруты смогут на 10-12 % разгрузить транспортную инфраструктуру Москвы .

В апреле 2016 года было заявлено о планах начать строительство лёгкого метро в Подмосковье. Легкое метро должно было объединить следующие города: Химки , Красногорск , Долгопрудный , Фрязино , Королев , Мытищи , Балашиху , Реутов , Ивантеевку , Жуковский и др. Строительство новой ветки в Мытищах должно было начаться в 2017 году, но было отложено до 2019 года . Планировалось продолжить Калужско-Рижскую линию от станции « Медведково » и построить станции «Челобитьево» и «Мытищи» . В июне 2017 года, по словам губернатора Андрея Воробьёва , проектирование было приостановлено .

Первая линия, позиционируемая как лёгкое метро, в России была построена в Москве Бутовская линия . Проект Бутовской линии начал разрабатываться в 80-х годах 20-го века. Реализация проекта началась в 90-х со строительства станционных комплексов «Парк Победы» и «Строгино», но строительство было заморожено . 19 февраля 1999 года вышло распоряжение премьера правительства Москвы Ю.М. Лужкова № 148-РП «О разработке проектных предложений строительства линий наземного (лёгкого) метрополитена в районы новых жилых застроек г. Москвы» . С этого момента в официальный оборот вводится термин «лёгкое метро». Проходка тоннелей мелкого заложения под Бутовским лесом началась в 2002 году. Первый участок от « Улицы Старокачаловской » до « Бунинской аллеи » запущен в 2003 году. Движение на участке «Улица Старокачаловская» — « Битцевский парк » началось в феврале 2014 года. Стоимость 1 км Бутовской линии составила 450 млн рублей.

По исполнению линия полностью отвечает всем требованиям остальных линий Московского метрополитена, за исключением длины платформ, и, таким образом, не соответствует понятию « легкорельсовый транспорт ». Бутовская линия начинается от конечной станции Серпуховской-Тимирязевской линии метро и вначале идет по тоннелю, а затем выходит на поверхность и далее — на эстакаду . Эстакада состоит из соединённых пролётов по 30 м (полые металлические балки) на опорах (средняя высота 10 м), станции расположены также на эстакаде с наземными вестибюлями (подъём и спуск осуществляется посредством эскалаторов, а также специальных лифтов для инвалидов ). Эстакада окружена шумопоглощающими и шумоотражающими щитами в половину высоты вагона на перегонах (на станциях — в полную высоту), внутри которых подвешены служебные коммуникации и система аварийного освещения. Линии лёгкого метро совместимы с метрополитеном обычным, на них используется аналогичная система управления движением и диспетчерской централизации, они способны принимать стандартный подвижной состав метрополитена, однако для пассажирских перевозок используются специально разработанные секционные вагоны « Русич » (они могут проходить малые кривые без снижения скорости и оборудованы системой обогрева).

Бутовская линия первоначально обозначалась на схеме как линия Л1 («Бутовская линия лёгкого метро»). После запуска подземного перегона от «Старокачаловской» до «Битцевского парка» подобное обозначение было упразднено. В настоящее время Бутовская линия считается полноценной веткой Московского метрополитена и имеет номер 12, поскольку существенных конструктивных отличий от других линий у неё нет.

Сооружение других запланированных линий лёгкого метро (Новокосинской, Жулебинской, Митинской, Солнцевской) было отменено — в пользу продления линий обычного метрополитена . В частности, на вагонных схемах Московского метрополитена некоторое время обозначались строящиеся линии Л2 (Солнцевская линия лёгкого метро) и «мини-метро»; в настоящее время вместо первой сооружён участок Калининско-Солнцевской линии , а вместо второй — вилочный участок Филёвской линии .

В 2017 году планировалось продлить Калининско-Солнцевскую линию от станции « Раменки », разместив на линии семь станций: « Мичуринский проспект », «Очаково» («Озёрная») , « Говорово », « Солнцево », « Боровское шоссе », « Новопеределкино », « Рассказовка » . Новый участок был запущен в августе 2018 года .

Другие города

В 2012 году управление транспорта и связи администрации Сочи планировало строительство лёгкого метро в городе. «Воздушное метро» должно было состоять из 14 станций. Стоимость одного километра пути составила бы 50 млн рублей. Строительство так и не было начато .

В 2017 году рассматривался проект «НАЗЕМКА» (НАЗЕмное Метро Краснодарской Агломерации) в Краснодаре .

Проект легкого метрополитена в Воронеже был представлен в апреле 2017 года. Летом 2018 года планировалось обсуждение строительства с японской компанией, с тем чтобы иностранные специалисты участвовали в строительстве в рамках проекта по созданию комфортной городской среды. Предварительная стоимость работ оценивалась в 45–50 млрд рублей .

В Ульяновске предполагалось протянуть 43 км линий легкого метро к 2025 году .

Метро в Ростове-на-Дону намеревались построить ещё в СССР, в 1970—1980-х. Первая ветка протяженностью 11,5 км должна была объединить улицу Малиновского, угол проспекта Стачки и площадь Карла Маркса. План постройки метро пересматривался в 2009 году . В 2015 году в Ростове-на-Дону планировалось привлечь к финансированию строительства легкого метро европейские фонды . Велись переговоры с компанией из Словакии,однако в итоге проект не был реализован . В мае 2018 года губернатор Ростова Василий Голубев сообщил о намерении вернуться к теме .

В большинстве случаев значительную часть трассы лёгкого метро предполагалось соорудить преобразованием внутригородских железнодорожных путей.

Лёгкое метро в других странах

Лёгкое метро проектируется в Запорожье , Бишкеке, Астане (LRT).

В мире широкое распространение получила французская система автоматизированного лёгкого метро VAL , а также другие подобные системы (например, Доклендское лёгкое метро в Лондоне ).

Система S-Bahn схожа с МЦД, она реализуется в Германии , Австрии и Швейцарии .

Железнодорожная сеть RER ведёт из Парижа в пригород.

В качестве примера также можно привести Overground в Лондоне .

Официально название "лёгкое метро" используется для обозначения транспортных систем в городах Мадрид, Тунис, Шарлеруа. Фактически это трамвайные системы. В Мадриде и Шарлеруа это частично подземный трамвай.

См. также

Примечания

  1. Власти Москвы рассказали о «корректировке улиц» для проекта легкого метро . РБК.
  2. Марат Хуснуллин: При создании Московских центральных диаметров скорректируем улично-дорожную сеть . «Вечерняя Москва».
  3. Железная дорога Москвы станет частью единой городской системы общественного транспорта - Хуснуллин . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы.
  4. Пятьдесят миллионов пассажиров воспользовались МЦК с момента открытия . Официальный сайт мэра Москвы.
  5. Станции Московского метрополитена появятся в Подмосковье . REGNUM.
  6. Метро в Мытищи придет после 2019 года . «Москва24».
  7. Власти Подмосковья приостановили проработку проекта легкорельсового транспорта . РИА.
  8. Бутовская линия . Метрострой.
  9. № 148-РП О разработке проектных предложений строительства линий наземного (легкого) метрополитена в районы новых жилых застроек г. Москвы . Официальный сайт мэра Москвы.
  10. ЛРТ (Лёгкое метро) . Метрострой.
  11. Солнцевская линия лёгкого метро . Метрострой.
  12. в 2004-2005 годах
  13. «Легкое метро» в Подмосковье протянется на 245 км и сократит время на дорогу в 2-3 раза // rambler.ru, 25-06-2014
  14. Метро в Мытищи придет после 2019 года . «Москва24».
  15. Сергей Собянин открыл 7 станций на Калининско-Солнцевской линии метро . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы.
  16. В Сочи построят воздушное метро . Lenta.Ru.
  17. «Воздушное метро» в Сочи — несостоявшаяся история грандиозного проекта . SochiNews.
  18. «Наземка» и канатное метро: что в Краснодаре появится первым . «Комсомольская Правда».
  19. Наземное метро в Краснодаре: вагончик тронулся . РБК.
  20. В августе 2018 года с японцами обсудят строительство воронежского метро . РИА.
  21. Строительство двух линий метро в Воронеже обойдется в 1 млрд евро . РИА.
  22. Лёгкое метро со сложной судьбой . «УлПравда».
  23. После ЧМ в Ростове начнут работу над проектом метро . «161.ру».
  24. В Ростове к строительству "легкого" метро планируют привлечь европейские фонды . РБК.
  25. Перспективы легкого метро обсудили в Ростове . «161.ру».
  26. Новое наземное метро: зачем нужны Московские центральные диаметры? . Официальный сайт мэра Москвы.
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок