Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
|
![]() |
||
|
Литерату́рные жа́нры ( фр. genre , от лат. genus — род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм , выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином « вид литературы ».
История
Если на фольклорной стадии жанр определялся из внелитературной (культовой) ситуации, то в литературе жанр получает характеристику своей сущности из собственных литературных норм, кодифицируемых риторикой . Вся номенклатура античных жанров, сложившаяся до этого поворота, была затем энергично переосмыслена под его воздействием .
Со времён Аристотеля , давшего в своей « Поэтике » первую систематизацию литературных жанров, укрепилось представление о том, что литературные жанры представляют собой закономерную, раз и навсегда закреплённую систему, а задачей автора является всего лишь добиться наиболее полного соответствия своего произведения сущностным свойствам избранного жанра. Понимание жанра как предлежащей автору готовой структуры привело к появлению целого ряда нормативных поэтик , содержащих указания для авторов относительно того, как именно должны быть написаны ода или трагедия . Вершиной такого типа сочинений является поэма- трактат Буало «Поэтическое искусство» ( 1674 ). Это не означает, разумеется, что система жанров в целом и особенности отдельных жанров действительно оставались неизменными на протяжении двух тысяч лет, — однако перемены (и очень существенные) либо не замечались теоретиками, либо осмыслялись ими как порча, отклонение от необходимых образцов. И лишь к концу XVIII века разложение традиционной жанровой системы, связанное, в соответствии с общими принципами литературной эволюции , как с внутрилитературными процессами, так и с воздействием совершенно новых социальных и культурных обстоятельств, зашло настолько далеко, что нормативные поэтики уже никак не могли описать и обуздать литературную реальность.
В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализироваться, другие, напротив, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. И если, к примеру, взлёт баллады на рубеже XVIII— XIX веков , связанный в России с именем Жуковского , оказался довольно кратковременным (хотя в русской поэзии и дал затем неожиданный новый всплеск в первой половине XX века — например, у Багрицкого и Николая Тихонова , — а затем и в начале XXI века у Марии Степановой , Фёдора Сваровского и Андрея Родионова ), то гегемония романа — жанра, который нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, — затянулась в европейских литературах по меньшей мере на столетие. Особенно активно стали развиваться произведения гибридной или неопределённой жанровой природы: пьесы, о которых затруднительно сказать, комедия это или трагедия , стихотворения, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение. Падение ясных жанровых идентификаций проявилось и в умышленных авторских жестах, нацеленных на разрушение жанровых ожиданий: от обрывающегося на полуслове романа Лоренса Стерна « Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена » до « Мёртвых душ » Н. В. Гоголя , где парадоксальный для прозаического текста подзаголовок поэма вряд ли может вполне подготовить читателя к тому, что из достаточно привычной колеи плутовского романа его то и дело будут выбивать лирическими (а порой — и эпическими) отступлениями.
В XX веке на литературные жанры оказало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск. Массовая литература заново ощутила острую нужду в чётких жанровых предписаниях, значительно повышающих для читателя предсказуемость текста, позволяющих легко в нём сориентироваться. Разумеется, прежние жанры для массовой литературы не годились, и она довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лёг весьма пластичный и накопивший немало разнообразного опыта жанр романа . На исходе XIX и в первой половине XX веков оформляются детектив и полицейский роман , научная фантастика и дамский («розовый») роман. Неудивительно, что актуальная литература , нацеленная на художественный поиск, стремилась как можно дальше отклониться от массовой и потому уходила от жанровой определённости вполне сознательно. Но поскольку крайности сходятся, постольку стремление быть дальше от жанровой предзаданности подчас приводило к новому жанрообразованию: так, французский антироман настолько не хотел быть романом, что у основных произведений этого литературного течения, представленного такими самобытными авторами, как Мишель Бютор и Натали Саррот , явственно наблюдаются признаки нового жанра. Таким образом, современные литературные жанры (и такое предположение мы встречаем уже в размышлениях М. М. Бахтина ) не являются элементами какой-либо предзаданной системы: наоборот, они возникают как точки сгущения напряжённости в том или ином месте литературного пространства в соответствии с художественными задачами, здесь и сейчас ставящимися данным кругом авторов, и могут быть определены как «устойчивый тематически, композиционно и стилистически тип высказывания» . Специальное изучение таких новых жанров остаётся делом завтрашнего дня
Типология литературных жанров
Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям. Ниже приведены некоторые из этих критериев и приведены примеры жанров.
- По содержанию :
- По родам :
- Иерархия жанров в классицизме
Классицизм , например, также устанавливает и строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
См. также
- Жанр
- Жанровая литература
- Жанровая система
- Жанры фантастики
- Классификации литературных жанров
- Память жанра
Примечания
- Аверинцев С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М.: 1981. С. 4.
- Кукулин И. В. От Сваровского к Жуковскому и обратно: О том, как метод исследования конструирует литературный канон // «Новое литературное обозрение», 2008, № 89.
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1986. — С. 255
- Тамарченко Н. Д. Жанровая система // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Ред. Н. Д. Тамарченко. — ИНИОН РАН : Intrada, 2008. — С. 71. — 358 с. — ISBN 978-5-903955-01-5 .
- , Жанровые классификации, с. 148—150.
- Юрченко Т. Г. Память жанра // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и сост. А. Н. Николюкин . — ИНИОН РАН : Интелвак, 2001. — С. 516—517. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
Литература
- Дарвин М. Н. , Магомедова Д. М. , Тюпа В. И. , Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Под ред. Н. Д. Тамарченко. — М. : Академия, 2011. — 256 с. — (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). — ISBN 978-5-7695-6936-4 .
- Жанр как инструмент прочтения / Под ред. В. И. Козлова. — Ростов-на-Дону : Инновационные гуманитарные проекты, 2012. — 234 с. — ISBN 978-5-4376-0073-3 .
- А. Цейтлин . Жанры // Литературная энциклопедия : в 11 т. : т. 4 / Отв. ред. Луначарский А. В. ; Отв. секретарь Бескин О. М . — М. : Изд-во Ком. Акад., 1930. — Стб. 109—154. — 716 стб. : ил.
- Кожинов В. В. Жанр // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков . — М. : Советская энциклопедия , 1962—1978.
- Лейдерман Н. Л. Теория жанра. Исследования и разборы / Научные редакторы М. Н. Липовецкий , С. И. Ермоленко . — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет , 2010. — 904 с. — ISBN 978-5-9042-0504-1 .
- Лозинская Е. В. Жанр // Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / Идея, сост., науч. ред., справ. библиогр., тезаурус Е. А. Цургановой . — ИНИОН РАН : Intrada, 2004. — С. 145—148. — 560 с. — ISBN 5-87604-064-9 .
- Смирнов И. П. Олитературенное время. (Гипо) теория литературных жанров. — М. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии , 2008. — 264 с. — ISBN 978-5-88812-256-3 .
- Тамарченко Н. Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и сост. А. Н. Николюкин . — ИНИОН РАН : Интелвак, 2001. — С. 263—265. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
- Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. — М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. — 144 с. — ISBN 5-7333-0435-9 .
- Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. — М. : Лабиринт, 1997. — 450 с. — ISBN 5-8760-4108-4 .
- Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр?. — М. : Едиториал УРСС , 2010. — ISBN 9785354013241 .
- Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). — М. : Издательство МГУ , 1982.
- Черняк В. Д. , Черняк М. А. . Жанры массовой литературы. Формульность массовой литературы // Массовая литература в понятиях и терминах. — Наука, Флинта, 2015. — С. 50, 173—174. — 193 с. — ISBN 978-5-9765-2128-5 .
- Эльсберг Я. Е. , Гачев Г. Д. , Кожинов В. В. , Мелетинский Е. М. , Сквозников В. Д. , Кургинян М. С. , Борев Ю. Б. Роды и жанры литературы / Редакторы Г. Л. Абрамович , Н. К. Гей , В. В. Ермилов , М. С. Кургинян, Я. Е. Эльсберг. — М. : Наука , 1964. — 488 с. — (Теория литературы : в 3 т. ; 1962—1965, т. 2).
- Belas O. Genre // The Encyclopedia of Literary and Cultural Theory. Vol. II. Literary Theory from 1966 to the Present / Eaglestone R. [en] . — Wiley , 2011. — С. 625—629. — 1544 с. — ISBN 978-1405183123 . — doi : 10.1111/b.9781405183123.2011.x .
- Narrative and Genre / Chamberlain M. [en] , Thompson P. . — Routledge , 1997. — 2002 с. — ISBN 0-415-15198-8 .
- Genre in the New Rhetoric / Freedman A. , Medway P. . — Taylor & Francis, 2005. — 200 с. — (Critical Perspectives on Literacy and Education). — ISBN 0-7484-0256-X .
- Frow J. [en] . Genre. — Routledge , 2005. — 171 с. — (The New Critical Idiom). — ISBN 9780415280631 .
Ссылки
- Жанр // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 734—735. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2 .
- Теоретическая поэтика: понятия и определения Хрестоматия для студентов филологических факультетов. Автор-составитель Н. Д. Тамарченко
- Георгий Левинтон . Жанровое пространство русского фольклора (видеозапись лекции)
Для улучшения этой статьи по литературе
желательно
:
|