Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Литерату́рная кри́тика  — область литературного творчества на грани искусства ( художественной литературы ) и науки о литературе ( литературоведения ).

Критика занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни) и личных взглядов; выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс , а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы , философию , эстетику . Часто носит публицистический , политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой . Тесно связана со смежными науками — историей , политологией , языкознанием , текстологией , библиографией .

История

Выделяется уже в эпоху античности в Греции и Риме, также в древней Индии и Китае как особое профессиональное занятие. Но долгое время имеет только «прикладное» значение. Задача её — дать общую оценку произведения, поощрить или осудить автора, рекомендовать книгу другим читателям.

В Европе, начиная с XVII века и до первой половины XIX века ( Томас Карлейль , Шарль Сент-Бёв , Ипполит Тэн , Фердинанд Брюнетьер , Мэтью Арнолд , Георг Брандес ).

История русской литературной критики

До XVIII века

Элементы литературной критики появляются уже в письменных памятниках XI века. Собственно, как только кто-то выражает своё мнение о каком-либо произведении, мы имеем дело с элементами литературной критики.

В число произведений, содержащих такие элементы, входят:

Значимые имена этого периода — Максим Грек , Симеон Полоцкий , Аввакум Петров (лит. произведения), Мелетий Смотрицкий .

XVIII век

Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 году в сатире «О воспитании». Ещё на французском — critique. В русском написании оно войдет в частое употребление в середине XIX в.

Литературная критика начинает развитие вместе с появлением литературных журналов. Первым таким журналом в России стали « Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие » (1755). Первым российским автором, обратившимся к рецензии, считается Н. М. Карамзин , предпочитавший жанр монографической рецензии.

Характерные черты литературной полемики XVIII века:

  • лингво-стилистический подход к литературным произведениям (основное внимание уделяется погрешностям языка, преимущественно первая половина века, особенно свойственно выступлениям Ломоносова и Сумарокова);
  • нормативный принцип (характерен для господствовавшего классицизма );
  • вкусовой принцип (выдвинут в самом конце века сентименталистами).

XIX век

Историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика , отклик , заметка , позже основными стали проблемная статья и обзор . Представляют большой интерес рецензии А. С. Пушкина — это краткие, написанные изящно и литературно, полемичные произведения, свидетельствовавшие о стремительном развитии русской литературы. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.

Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русский театр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях.

Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений ( классицизм , сентиментализм , романтизм ). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства.

Известные литературные критики XIX века:

XX век

На рубеже XIX—XX веков активно развиваются промышленность и культура. По сравнению с серединой XIX века значительно ослабляется цензура, вырастает уровень грамотности. Благодаря этому, выпускается множество журналов, газет, новых книг, увеличиваются их тиражи. Литературная критика в эпоху модернизма также испытывает расцвет (появляется импрессионистическая , символистская , акмеистическая и футуристическая критики). Среди критиков большое количество писателей и поэтов — И. Анненский , Д. Мережковский , В. Соловьев , В. Розанов , А. Блок , А. Белый , Вяч. Иванов , Н. Гумилев , О. Мандельштам , М. Цветаева , М. Волошин , К. Чуковский и др.

Вместе с появлением немого кино рождается кинокритика. До революции 1917 г. выпускалось несколько журналов с рецензиями на фильмы.

Новый культурный всплеск модерна происходит в середине 1920-х гг. Закончилась гражданская война , и молодое государство получает возможность заняться культурой. На эти годы приходится расцвет советского авангарда . Творят К. Малевич , В. Маяковский , А. Родченко , Эль Лисицкий . Развивается и наука.

Крупнейшая традиция советской литературной критики первой половины XX в. — формальная школа  — рождается именно в русле строгой науки. Главными её представителями считаются В. Шкловский , Б. Эйхенбаум , Ю. Тынянов и др. Настаивая на автономии литературы, идее независимости её развития от развития общества, отвергая традиционные функции критики — дидактическую, моральную, общественно-политическую, — формалисты были оппонентами другим литературно-критическим группам 1920 — нач. 1930-х гг.:

В последующие 1928—1934 гг. формулируются принципы социалистического реализма  — официального стиля советского искусства. Критика становится карательным инструментом. В 1940 году был закрыт журнал «Литературный критик», распущена секция критики в Союзе писателей. Теперь критика должна была направляться и контролироваться непосредственно партией . Во всех газетах и журналах появляются колонки и отделы критики.

Многообразие литературно-критических групп 1920-х годов сходит в 1930-е на нет. Вплоть до периода « оттепели » в сер. 1950—1960-х гг. монопольное положение занимает партийная соцреалистическая критика.

«Оттепельная» критика 1950—1960-х годов представлена в первую очередь двумя оппозиционным лагерями: 1) демократической критикой ( М. Щеглов , В. Померанцев , М. Лифшиц , Ф. Абрамов , В. Лакшин , Б. Сарнов , В. Кардин , И. Роднянская , А. Синявский , А. Чудаков , М. Чудакова ), публиковавшейся в журнале « Новый мир » и 2) ортодоксальной критикой, публиковавшейся в журнале « Октябрь ».

Позже, в 1970-х годах, появляются «националистическая» («патриотическая») критика (журнал « Молодая гвардия »), представленная именами В. Кожинова , П. Палиевского , В. Чалмаева , М. Лобанова , В. Бондаренко и др., а также «эстетическая» критика ( С. Чупринин , Н. Иванова , В. Ерофеев , И. Шайтанов ).

Кроме того, в период 1954—1970-х гг. формируется неофициальная советская литературная критика , которая становится частью более масштабного феномена « неофициальной культуры » СССР («андеграунд»). Основные статьи публиковались в самиздатовских журналах « Часы », « 37 », « Вече », « Митин журнал », « Обводный канал », « Северная почта », « Транспонанс ». Появляются критические работы В. Кривулина , Б. Иванова , К. Бутырина , Вен. Ерофеева , В. Эрля , М. Мейлаха , Б. Гройса , В. Папперного , М. Эпштейна , Д. А. Пригова и др.

« Перестроечная » критика к. 1980-х — нач. 1990-х гг. характеризуется публицистичностью, злободневностью, в это время активно обсуждаются тексты « возвращённой литературы », русского постмодернизма 1970—1980-х гг., появляется ряд метакритических высказываний (о значении и функциях самой литературной критики). Центром литературно-критического пространства в это время становятся « толстые журналы », чьи тиражи достигают пика именно в период с 1986 по 1990 гг.

В критике 1990-х годов в ситуации свободной дискуссии (по вопросам идеологии, эстетики, философии) существенную роль начинает играть поколенческий фактор. В это время работают несколько поколений критиков:

  1. Старшее поколение (« шестидесятники »), которому свойственен миссионерский пафос, вера в социальную роль литературы. ( Л. Аннинский , И. Золотусский , В. Кожинов, С. Куняев , С. Рассадин , И. Роднянская, Б. Сарнов).
  2. Среднее поколение («сорокалетние»), сложившееся в 1970-е, в эпоху застоя , среди критиков этого поколения нет чувства принадлежности какой-то одной группе (в отличие от шестидесятников). Многие из них заново открыли русский формализм (хотя этот процесс начался еще в 1960-е) и структурализм. (С. Чупринин, М. Эпштейн, В. Ерофеев, А. Генис , П. Вайль , Н. Иванова).
  3. Младшее поколение («тридцатилетние»). Начали регулярно публиковаться в середине или даже в конце 1980-х, среди них можно выделить критиков и реалистического, и постмодернистского, и неоакадемического (филологического) направлений ( А. Агеев , А. Архангельский , А. Немзер , П. Басинский , О. Дарк , М. Золотоносов , А. Казинцев , Вяч. Курицын , Д. Быков , М. Липовецкий , Д. Кузьмин , А. Скидан , Б. Дубин , О. Юрьев , М. Айзенберг , С. Львовский , Е. Фанайлова , М. Берг и др.) .

XXI век

В 2000-х, а особенно в начале 2010-х годов усиливается раскол между традиционалистской и либеральной («младофилологической » ) критиками; первая наследует «шестидесятнической», реальной и почвеннической линии литературной критики, а вторая — линии русского формализма, структурализма, неофициальной советской критики, а также зарубежной традиции « новой критики ».

С позиций новой традиционалистской критики в 2009 году выступили участницы литературно-критической группы «ПоПуГан» — Е. Погорелая , В. Пустовая и А. Ганиева . Участницы этой группы проявляют интерес к литературе «нового реализма» ( З. Прилепин , С. Шаргунов , Р. Сенчин ).

Основными платформами «либеральной» (хотя и идеологические, и стилистические различия между этими критиками могут быть довольно существенными) критики являются научный журнал « Новое литературное обозрение », журнал поэзии « Воздух » и интернет-издание Colta.ru . Основные имена: С. Львовский , А. Житенев , Д. Давыдов , Б. Дубин , Е. Вежлян , А. Скидан , М. Айзенберг , Е. Фанайлова , А. Голубкова , К. Корчагин , И. Гулин , Д. Ларионов , Л. Оборин ). Также с 2005 года в Санкт-Петербурге издается литературно-критический альманах « Транслит », объединяющий самых разных теоретиков литературы , критиков и собственно авторов; наиболее важными идейно-философскими и методологическими базами альманаха являются критическая теория , деконструктивизм и левая идея . Но на фоне всех новаторств крупные общественно-политические издания продолжают публиковать рубрики с литературной критикой, в которых все обозреватели применяют различные подходы к критике произведений. Например, в « Литературной газете » это прослеживается в рубриках, которыми руководят Максим Замшев или Юрий Поляков , в « Независимой газете » примерами тому являются работы Андрея Щербака-Жукова и Евгения Лесина , в « Московской правде » тому свидетельсвует приложение «Книга в Москве» где регулярно публикуются рецензии Игоря Воеводина или Никиты С. Митрохина .

Жанры литературной критики

Школы литературной критики

См. также

Примечания

  1. История русской литературной критики: советская и постсоветская эпохи Архивная копия от 3 июля 2015 на Wayback Machine / Под ред. Е. Добренко , Г. Тиханова . — М.: Новое литературное обозрение , 2011. — ISBN 978-5-86793-918-2
  2. В редакционной статье «Литературной газеты» писали: «Советская литературная критика призвана, подобно мудрому садовнику, пестовать богатый сад советской литературы, тщательно выпалывать сорняки и чертополох, лелеять ростки новых талантов». Цит. по: Об ответственности критики // Литературная газета . 14 февраля 1948.
  3. Евгения Вежлян . Новая литературная карта России .
  4. Игорь Гулин . Новая литературная карта России .
  5. Денис Ларионов . Новая литературная карта России .
  6. Лев Оборин . Новая литературная карта России .

Литература

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок