Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Лиговский канал
Ligovsky channel and znamenskaya cruch.jpg
Лиговский канал у Знаменской церкви . Фото 1860-х
Расположение
Страна
Субъект РФ Санкт-Петербург
Код в ГВР 01030000722302000025315
Характеристика
Длина 23 км
Водоток
Голова Дудергофка
59°47′06″ с. ш. 30°09′09″ в. д. H G Я O
Устье Красненькая  
59°51′29″ с. ш. 30°17′29″ в. д. H G Я O
Blue 0080ff pog.svg — голова, Blue pog.svg — устье
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Ли́говский канал  — один из самых протяжённых каналов Санкт-Петербурга .

История

Водная система Лиговского канала
Московское шоссе
КАД
Дачный проспект
ЗСД
Ленинский проспект
Краснопутиловская улица
пл. Московские ворота
Московский проспект
Царскосельская ж/д
Я. В. Акведук
Площадь Восстания
Невский проспект
Пантелеймоновский Акведук
Фонтаны Летнего сада
Водозабор
1720-е
Нева
Мойка

Сооружён в 1718 —1721 годах по проекту Г. Г. Скорнякова-Писарева для снабжения города питьевой водой и позже для питания фонтанов Летнего сада . Канал является реализацией сложной для своего времени градостроительной задачи по созданию городского водовода . Примечательно, что строительство этой системы совпало по времени со строительством системы Петергофского водовода . Это строительство было соперничеством двух инженеров: Лиговский канал строился по проекту А. В. Скорнякова-Писарева в 1718—1721 годах, Петергофский водовод — под руководством В. Г. Туволкова .

Канал начинался на юго-западе у реки Лиги (ныне река Дудергофка , вероятно, отсюда происходит и название), вытекающей из Дудергофского озера, и заканчивался искусственным бассейном на углу современной улицы Некрасова (бывшая Бассейная улица ) и Греческого проспекта .

От бассейна в 1725 —1727 годах были проложены трубы к фонтанам Летнего сада, они пересекали реку Фонтанку по мосту-акведуку (ныне Пантелеймоновский мост ) и дали ей современное название. Некоторые исследователи эту версию опровергают

После наводнения 10   (21) сентября   1777 года фонтаны были разрушены и канал начал терять своё значение. К концу XIX века Лиговский канал пришёл в запустение. В 1891 —1892 годах засыпан бассейн и участок от бассейна до Обводного канала , к 1926 году — до Московского проспекта , в 1965 —1969 годах — до пересечения с Краснопутиловской улицей , а воды канала спущены в реку Красненькую . По направлению бывшего канала ныне проходит Лиговский проспект .

В конце 90-х годов XX века часть канала проходила от речки Красненькой (подземно) до Балтийской и Варшавской железных дорог, выходя на поверхность и проходя под ж/д мостом. Далее проходил вдоль ж/д на юго-запад города, под Ленинским проспектом .

По состоянию на конец 2007 года часть под железнодорожным мостом 59°51′30″ с. ш. 30°17′24″ в. д. H G Я O была цела, около Ленинского проспекта канал засыпан, автомобильно-пешеходный мост, видимо, ушёл в культурный слой 59°51′06″ с. ш. 30°17′25″ в. д. H G Я O , но на спутниковых фотографиях хорошо были видны следы канала.

До частичной засыпки длина составляла 23 км, ширина по дну 2—4 м, глубина 1—2 м.

Альтернативная версия назначения

Существует гипотеза , что ещё одной и, возможно, основной функцией Лиговского канала была транспортная. Считается, что по каналу на конной или бурлацкой тяге двигались баржи и другие небольшие суда, перевозившие необходимый для строительства и отделки зданий Петербурга бутовый камень или пудостский туф . Каменоломни XVIII—XIX века находились в Аропаккузи , недалеко от Красного Села и в километре от Дудергофского озера , откуда камень доставляли в город по Лиговскому каналу. Между современными платформами ж/д Дачное и Ленинский проспект сохранилась «транспортная развязка» канала — в этом месте он проходит параллельно двумя нитками. Одно из русел частично засыпано в ходе строительства гаражей

Географические сведения

Сохранился участок Лиговского канала протяжённостью 11 км от Горелово до р. Красненькой и парка Авиаторов . Ныне выполняет дренажные функции и используется для водоснабжения

Мосты через канал

Исходя из карты 1858 года, через Лиговский канал было перекинуто 36 мостов. Большинство из них были пешеходными и не имели названий; те же мосты, которые несли транспортную функцию, имели собственные названия. По мере засыпания канала исчезали и мосты, перекинутые через него: так в 1892—1893 годах исчезли сразу 25 мостов. В оставшейся части количество мостов также уменьшалось, составив лишь шесть штук к 1914 году: четыре в створах улиц Курской, Прилукской, Расстанной и Московского проспекта, и два между Расстанной улицей и Витебской железной дорогой. В 1924—1926 годах с засыпкой канала исчезли и эти мосты.

Ниже перечислены транспортные мосты, о которых есть более или менее достоверные сведения:

Примечания

  1. Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 2. Карелия и Северо-Запад / под ред. Е. Н. Таракановой. — Л. : Гидрометеоиздат, 1965. — 700 с.
  2. Существует альтернативная гипотеза, по которой основной функцией канала была транспортная.
  3. Мосты и набережные Ленинграда / фот. В. П. Мельников, сост. П. П. Степнов . — Л. : Лениздат , 1991. — С. 10. — 319 с. — 22 000 экз.  — ISBN 5-289-00690-7 .
  4. Петров Ю. Н. Лиговский канал. Откуда и зачем он был проложен // «История Петербурга» № 3 (25) 2005   (недоступная ссылка) . www.mirpeterburga.ru . Дата обращения 11 января 2019. Архивировано 14 января 2012 года.

Литература

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок