Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Ле́ксика (от др.-греч. τὸ λεξικός  «относящийся к слову; слово; оборот речи») — совокупность слов того или иного языка , части языка. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Изучением лексики занимается наука лексикология , а также семасиология и ономасиология .

Изменения в лексике

Лексика любого живого языка находится в постоянном изменении — в язык непрерывно входят неологизмы и постепенно уходят старые слова. Выделяются следующие способы пополнения лексики:

  1. Словообразование , то есть создание новых словоформ из уже существующих в языке компонентов: так из существовавших в русском языке основ пар и воз (ить) в XIX веке было образовано двухосновное слово паровоз , обозначавшее новое на тот момент понятие.
  2. Полисемия — приобретение существующими словами новых значений: так существовавшее слово ворота (проём в стене или заборе, закрываемый при помощи створов) в качестве спортивного термина приобрело новое значение (специальная конструкция на спортивной площадке, куда необходимо направить мяч или иной спортивный снаряд).
  3. Конверсия — переход одних частей речи в другие без использования аффиксов : так наречие хорошо преобразовалось в существительное хорошо в значении школьной оценки.
  4. Заимствования из других языков, такие слова, как компьютер (от англ.   computer ) или энциклопедия (от лат.   encyclopaedia , которое в свою очередь произошло от др.-греч. ἐγκύκλιος παιδεία ).
  5. Создание аббревиатур : такие, как вуз (из в ысшее у чебное з аведение) или БРЭ (из Б ольшая р оссийская э нциклопедия).
  6. Искусственно созданные слова: например, лилипут (придумано Джонатаном Свифтом ).

Пласты лексики

Лексика каждого языка состоит из двух больших пластов: общеупотребимой лексики (понятной всем носителям этого языка, также известной как литературный язык ) и специальной лексики, в которой можно выделить:

  1. Профессиональную лексику, которая используется людьми определённой профессии в рабочих ситуациях.
  2. Социальные диалекты ( жаргон , арго , сленг ).
  3. Территориальные диалекты (слова, распространённые на определённой части распространённости языка).
  4. Историзмы или устаревшие слова.

и т. д.

Стилистическая дифференциация лексики

Основная статья: Стилистика

Стилистически лексика подразделяется на нейтральную и стилистически окрашенную. Стилистически нейтральные слова составляют бо́льшую часть лексики и могут употребляться в текстах любого стиля. Стилистически окрашенная лексика употребляется обычно лишь в определённых ситуациях, а в прочих выглядит неуместно или даже непонятно. Так, например, существует лексика, характерная для научного , разговорного , официально-делового стилей, просторечная , обсценная лексика и т. п. .

Фразеологизм

Основная статья: Фразеология

Особым пластом языка являются фразеологизмы — устойчивые словосочетания, синтаксически являющиеся единым целым, которые могут быть субстантивными ( железная дорога , золотой запас ), глагольными ( пить горькую , шить дело ) или наречными ( спустя рукава , забегая вперёд ). К фразеологизмам также относятся устойчивые фразы: пословицы ( без труда не выловишь рыбку из пруда ), поговорки и крылатые выражения , а также речевые штампы и клише .

Лексика с точки зрения плана содержания

С точки зрения плана содержания лексика имеет следующие подразделения:

  1. Знаменательные (обладающие номинативной функцией и выступающие в качестве членов предложения ) и служебные (лишённые таких функций, например, предлоги, союзы, частицы, артикли и т. п.)
  2. Конкретные слова (обладающие предметным значением) и абстрактные слова (обладающие обобщённым значением).
  3. Синонимы — слова, звучащие по-разному, но обладающие сходным значением: например, лавка и скамья , большой и огромный .
  4. Антонимы — слова, обладающие противоположными значениями: большой и маленький .
  5. Гипонимы — слова подчинённых значений: кошка млекопитающее животное .

Лексика с точки зрения плана выражения

С точки зрения плана выражения в лексике можно выделить:

  1. Омонимы — одинаково произносящиеся и пишущиеся, но не связанные по значению слова: коса (вид причёски), коса (сельскохозяйственный инструмент), коса (узкая полоска земли, окружённая водой).
  2. Омографы — одинаково пишущиеся, но по-разному произносящиеся слова: за́мок и замо́к .
  3. Омофоны — одинаково произносящиеся, но по-разному пишущиеся слова: плот и плод .
  4. Омоформы — разные грамматические формы, совпадающие по произношению и написанию: мой (принадлежащий мне) и мой (повелительное наклонение от глагола мыть ).
  5. Паронимы — слова, схожие по внешней форме, но обладающие различными значениями: экономный, экономичный, экономический .

Примечания

  1. А. М. Кузнецов. Ле́ксика // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — Москва: Советская энциклопедия, 1990.

Литература

  • Татьяна Ивановна Вендина. Введение в языкознание: Учебное пособие для педагогических вузов. — Москва: Высшая школа, 2001. — С. 112—186. — 288 с. — 8000 экз.  — ISBN 5-06-003700-2 .
  • М. А. Бондаренко. Введение в языкознание. — Тула: Тульский государственный университет, 2007. — С. 145—208. — 391 с.
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок