Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Икона Спаса Златая риза , наказавшая Мануила, XI век

Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры , имеющие художественную и имущественную ценность , универсальную значимость, а также оказывание эстетического , научного , и исторического воздействия на человека .

Впервые определение понятия «культурная ценность» было сформулировано в Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта в 1954 году. Благодаря данной Конвенции это понятие было введено в международную терминологию. В настоящее время в каждом государстве имеется своё, национальное определение этого понятия, при этом, в одной и той же стране в различных отраслях права могут применяться разные определения .

Рынок культурных ценностей и предметов искусства является одним из старейших инвестиционных рынков в мире. Существует и незаконный оборот культурных ценностей. Борьба с незаконным оборотом культурных ценностей может производиться с помощью публичных государственных реестров культурных ценностей , а также созданием и распространением кодексов профессиональной этики для торговцев культурными ценностями.

Категории предметов, являющихся культурными ценностями

Понятие культурной ценности с философской точки зрения

Экспертиза культурных ценностей представляет собой особый вид бинарных взаимодействий субъекта и объекта, при которых количество субъектов и объектов может варьироваться от единицы до бесконечности. Как технологический процесс экспертиза представляет собой цикл трёх параллельно протекающих действий: научной атрибуции , культурных ценностей, технико-технологического исследования материального носителя культурной ценности и маркетинговый анализ стоимости культурной ценности. Являясь оценкой нравственных ожиданий знатока. Экспертиза культурных ценностей всегда содержит мнение, и поэтому имеет субъективный характер, который приобретает необъективный статус после коллегиального утверждения результатов экспертизы. Основные параметры экспертизы культурных ценностей отражающие степень её научности: надёжность, вероятность, валидность .

Ценность — определённая объективная справедливость, находящаяся в обладании конкретного субъекта права: человека или группы людей.

Культурной ценностью называется определённая сфера, которая, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства, представляется универсальной ценностью ;

где Универсальная ценность — материальный предмет, в котором выявлено содержание духовной ценности, значимой для широкого круга субъектов, как отдельных индивидов, так и различных социальных групп.

Выдающаяся универсальная ценность — это культурную ценность значимая для мирового сообщества .

Любая культурная ценность(КЦ), по своему составу может быть представлена в виде формулы:

КЦ = α p ,
где α — его ценность, выраженная в нравственных ожиданиях эксперта
p — степень вероятности подлинности предмета.

Универсальная культурная ценность (КЦ Σ ), выявленная с учётом реалий общественного устройства, может быть представлена в форме:

КЦ Σ = α p + β q + γ r ,
где α — ценность предмета (объекта) для государства ,
β — ценность предмета (объекта) для религиозной организации ,
γ — ценность (предмета) объекта для корпорации (сословия, самодеятельного профессионального союза, творческого объединения граждан, национального образования народов населяющих Российскую Федерацию) ,
p , q , r — соответствующие вероятности подлинности предмета.
  • Первое условие существования ценности: её обособленность от окружающего мира, выделение сознанием человека как «нечто» из гомогенной среды, т. е «нечто» должно объективно существовать, а не потенциально представляться.
  • Второе условие существования ценности: закреплённость феномена в материальном носителе, объектная оформленность.
  • Третье условие существования ценности (необходимое и достаточное): предмет обладающий ценностью должен иметь собственника, т. е. пройти операцию отчуждения.

Выявление культурной ценности (Антиномия первого порядка): «материальное — духовное» указывает на динамическую природу феномена культурных ценностей присущих материальной статической форме объекта реального мира.

При разрешении антиномии содержание понятия первоначально, в момент выявления, концентрируется антитезисе (духовной составляющей), в то время как тезис (предмет — носитель духовности), представляет собой форму материального объекта, на которую посредством творческой деятельности членов социума переносится носится содержание из антитезиса .

Музейный предмет — культурная ценность, качество, либо особые признаки которой делают необходимым для общества её сохранение, изучение и публичное представление .

Атрибуция культурной ценности

Процесс научной атрибуции культурной ценности: субъект атрибуции (S A ) соотносит некоторое количество визуально очевидных признаков и качественных показателей объекта атрибуции O A (a, b, c) некоторому количеству признаков (a i , b i , c i ) объекта (О i ), принадлежащему подмножеству представлений субъекта атрибуции — OS A , которое является проекцией мира универсума множества — О на сознание субъекта атрибуции.

Если, по мнению субъекта атрибуции, имеется соответствие некоторого класса признаков объекта O A (a, b, c) ∋ О i (a i , b i , c i ), то объекту атрибуции присваиваются имя и некоторые признаки объекта О i (a i , b i , c i ), который, вероятно, имеет место в реальном мире — O.

Фактор вероятности ( p ) заключает в себе уровень нравственных ожиданий субъекта атрибуции, или степень сознания насколько его представления об эталоне сравнения (О i ) соответствуют реальному положению его в Универсуме — O, и отражает всегда неполное соответствие признаков объекта атрибуции OA(a, b, c) — известным признакам объектов сравнения О i , О j , О k , … О n-1 .

При этом не исключены варианты при которых объект атрибуции O A (a, b, c), или может относиться в данному классу объектов, или принадлежать к другому классу объектов, или являться представителем единичного класса объектов.

Следствие 1: атрибуция культурных ценностей, чаще всего имеет в своей основе алгоритм полуэффективного процесса , при том, что каждая процедура атрибуции стремится быть завершённой :

А эn ⊃ А эn-1 … ⊃ А ни ⊃ А фзк ⊃ А дх ,
где Адх – атрибуция предмета при поступлении в музей,
А фзк — атрибуция предмета фондово-закупочной комиссией,
А ни — атрибуция в процессе научной инвентаризации,
А эn , А эn-1 — атрибуция дополнительными экспертными мероприятиями: экспертиза на подлинность, экспертиза при организации выставок, экспертиза при реставрации и т. п.

Эта формула показывает, что задача атрибуции предельна конкретна — провести идентификацию объекта атрибуции с некоторой степенью вероятности, а последовательность и зависимость атрибутивных действий указывает на глубинную цель атрибуции — выявить истинное имя предмета, получить которое можно только располагая всей полнотой знаний о культурной ценности и У ниверсуме .

Следствие 2: атрибутивные признаки относятся к объектам не числовой природы , что предполагают возможность установить рефлексивные симметричные отношения ранжирования, разбиений и толерантности . Это указывает на принципиальную возможность применения для обработки данных атрибуции математических и статистических методов, без использования которых научная атрибуция культурных ценностей не представляется возможной.

Следствие 3: наличие структуры атрибуции культурных ценностей указывает на необходимость разработки алгоритма атрибуции на основе принципов структурно-функционального анализа, с учётом вероятности подлинности и коллективного согласия .

См. также

Комментарии

  1. Термины универсальная культурная ценность и выдающаяся универсальная культурная ценность введены без определения «Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия» (Принята в г. Париже 16.11.1972 на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. — М.: Логос, 1993. — С. 290-302.
  2. Критерием светской ценности является наличие у предмета качеств (научного, исторического или культурного характера), либо особых признаков, которые делают необходимым для общества его сохранение, изучение и публичное представление.
  3. Критерием религиозной ценности является ощущение у представителей религиозной концессии, что данный предмет приближает их к Богу.
  4. Критерием корпоративной ценности (научной, сословной, кастовой, общественной, партийной и т. п.) является ощущение у его членов приобщённости к единому органическому образованию - корпорации.
  5. Поскольку не существует ограничений, что данные процесс не приобретёт характер эффективного процесса при других обстоятельствах и в другое время.

Примечания

  1. , с. 12.
  2. , с. 12.
  3. , с. 57-64.
  4. Шестаков В. А. (2009), Музейный предмет как класс культурных ценностей , с. 80-89. , < http://www.klubok.net/article2401.html >  
  5. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ред. от 26.06.2007) (принят Государственной Думой Федеральным Собранием Российской Федерации 24.04.1996) // « Российская газета », № 104, 04.06.1996.
  6. Шестаков В. А. Формально-логическая структура атрибуции культурных ценностей // Вопросы культурологии . — 2009. — № 9. — С. 57-64

Литература

  • Нешатаева В. О. Культурные ценности: цена и право. — М. : Дом высшей школы экономики, 2013. — 118 с. — (Исследования культуры). — ISBN 978-5-7598-1029-2 .
  • Богуславский М. М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2012. — 416 с. — ISBN 978-5-91768-224-2 .

Статьи

© 2014-2021 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты