Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
|
![]() |
||
|
Конституция Российской Федерации |
|
---|---|
![]() |
|
Отрасль права | конституционное право |
Вид | основной закон |
Государство | |
Принятие | Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года |
Вступление в силу | 25 декабря 1993 года |
Первая публикация | Российская газета , № 237, 25 декабря 1993 года |
Действующая редакция | 4 июля 2020 года |
![]() |
Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации . Принята на Всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года . Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции .
По данным социологического опроса, проведённого ВЦИОМ в декабре 2017 года, 61 % опрошенных россиян считали Конституцию Российской Федерации документом полностью или скорее отвечающим нуждам страны и её народа .
В связи с принятием поправок на общероссийском голосовании 1 июля 2020 года , одобренных, согласно официальным данным, большинством россиян, в Основной закон внесены значительные изменения . Поправки вступили в силу 4 июля 2020 года .
История конституции
В 1990—1991 годы происходил распад СССР . Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете . Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года . В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашённых в ней принципов, включая принцип разделения ветвей власти.
Разработка проекта
16 июня 1990 года образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР , которая начала эту работу в Мраморном зале 14-го корпуса Кремля . Председателем комиссии назначен Председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин , заместителем — первый заместитель Председателя Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов , секретарём — народный депутат РСФСР Олег Румянцев . Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного суда РФ .
Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР , которая приобретала в связи с этим противоречивый характер, одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной ветвей власти.
В разработке Конституции принимали участие специалисты, финансируемые Агентством США по международному развитию .
21 сентября 1993 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин издал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», согласно которому Съезд народных депутатов и Верховный совет России должны были прекратить свою деятельность, а также к 12 декабря должна была быть разработана новая Конституция. Через несколько часов Конституционный суд Российской Федерации вынес Заключение Конституционного Суда РФ от 21.09.1993 № З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина , связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года „О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации“», в котором отрешил Б. Н. Ельцина с поста Президента РФ , однако отрешение не признавалось Президентом и его окружением.
Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года , разрешившиеся в ходе вооружённого столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.
Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:
- проект Конституционной комиссии ;
- проект Конституционного совещания , созванного по решению президента РФ Бориса Ельцина.
В итоге проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Российской Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен президентом на всенародное голосование.
По мнению Виктора Шейниса , одного из авторов конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН , «президентский проект» конституции создавался под эгидой трёх человек, Сергея Алексеева , Анатолия Собчака и Сергея Шахрая , они были лидерами процесса , но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева . Конституцию также помогали разрабатывать участники проекта «Rule of Law», финансируемого Агентством США по международному развитию . В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум ) и стал действующей Конституцией Российской Федерации по итогам голосования, прошедшего 12 декабря 1993 года.
Принятие (1993)
15 октября 1993 года президент Борис Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» . Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ , но в статье 1 данного закона оба эти термина являются равнозначными.
Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в « Российской газете » — 25 декабря 1993 года.
Конституция Российской Федерации 1993 года
Структура
Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической , общественной, правовой , экономической , социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности , федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти , а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:
- Преамбула
-
Раздел первый
- Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
- Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
- Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
- Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
- Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
- Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)
- Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
- Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)
- Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть субъектами , которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:
- Президент Российской Федерации ;
- Совет Федерации ;
- Государственная дума ;
- Правительство Российской Федерации ;
- законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
- группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы.
Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:
- пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
- поправки к остальным главам (кроме статьи 65 );
- внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
- внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.
Изменения в статью 65 не устанавливают каких-либо принципиальных положений, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.
За время своего существования конституция претерпела 4 поправки.
Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России
Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
Нормативный акт | До изменений | После |
---|---|---|
Указ президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 | Ингушская Республика | Республика Ингушетия |
Указ президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 | Республика Северная Осетия | Республика Северная Осетия — Алания |
Указ президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 | Республика Калмыкия — Хальмг Тангч | Республика Калмыкия |
Указ президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 | Чувашская Республика — Чаваш Республики | Чувашская Республика — Чувашия |
Указ президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 | Ханты-Мансийский автономный округ | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
Указ президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 130 | Кемеровская область | Кемеровская область — Кузбасс |
Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России
В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:
Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон |
Дата внесения изменений |
Исключено из статьи 65 | Включено в статью 65 |
---|---|---|---|
от 25 марта 2004 года № 1 | 1 декабря 2005 | Пермская область , Коми-Пермяцкий автономный округ | Пермский край |
от 14 октября 2005 года № 6 | 1 января 2007 | Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ , Эвенкийский АО | — |
от 12 июля 2006 года № 2 | 1 июля 2007 | Камчатская область , Корякский автономный округ | Камчатский край |
от 30 декабря 2006 года № 6 | 1 января 2008 | Усть-Ордынский Бурятский АО | — |
от 21 июля 2007 года № 5 | 1 марта 2008 | Читинская область , Агинский Бурятский автономный округ | Забайкальский край |
от 21 марта 2014 года № 6 | 21 марта 2014 | Республика Крым , город федерального значения Севастополь |
Поправки к главам 3—8 Конституции Российской Федерации
Статья 136 Конституции гласит:
Поправки к главам 3—8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Поправки в главы 3—8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.
Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции
В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании , однако такой закон до сих пор не принят.
Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. Для изменения же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции в соответствии со ст. 135 гл. 9 Конституции .
Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган , порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:
- подтверждает неизменность Конституции;
-
разрабатывает проект новой Конституции, который:
- принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов
-
или
- выносится на всенародное голосование , где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.
Поправки 2020 года
В конце января 2020 года президент России Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект о поправке в Конституцию РФ ; после ряда разнородных изменений он был принят в марте 2020 как 1-ФКЗ . Изменения Основного закона посвящены новым требованиям, выдвигаемым к президенту, членам правительства и госчиновникам разного уровня, закрепляют социальные гарантии государства перед гражданами, меняют круг полномочий парламента, запрещают отчуждение федеральных территорий, устанавливают статус русского языка, закрепляют приоритет национального законодательства перед международным в случае его противоречия Конституции России. Кроме того, поправки позволяют действующему президенту вновь баллотироваться на этот пост в 2024 году (ранее не обсуждавшееся т. н. обнуление ).
Конституционные изменения были вынесены на общероссийское голосование , состоявшееся 1 июля 2020 года, по официальным результатам которого были одобрены 77,92 % участников голосования. 3 июля Президент подписал указ об официальном опубликовании текста Конституции Российской Федерации с внесёнными в неё поправками. Новая редакция Конституции вступила в силу 4 июля 2020 года.
Отличия Конституции от законов
Конституция России:
- закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
- обладает высшей юридической силой;
- обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
- отличается стабильностью, обусловленной особым, усложнённым порядком принятия и изменения;
- является базой для текущего законодательства.
Конституция и ограничение прав и свобод человека и гражданина
Несмотря на то, что права человека и гражданина в соответствии с Конституцией России являются высшей ценностью, Конституция России допускает их ограничение. На основании ст. 55 Конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:
- ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;
- никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;
- исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
- ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведённые в предыдущем пункте цели;
- должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1—4 требования, а также остальные требования Конституции России.
В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.
Вышеуказанные требования входят в так называемые «генеральные клаузулы», в соответствии с которыми допускается ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации. Тем не менее отдельные статьи второй главы Конституции России содержат специальные основания ограничения тех или иных прав. К примеру, право собственности на землю в соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции России осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде. Таким образом, требование защиты окружающей среды является специальным конституционным основанием ограничения права собственности.
Некоторые из оснований ограничения прав граждан, в частности «защита <…> нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», являются весьма растяжимыми с нормативной точки зрения. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: «Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату» .
Конституционный Суд России также воспринял ряд принципов, введённых в практику Европейским Судом по правам человека в качестве необходимых для ограничения прав условий. Так, в одном из постановлений КС России было установлено, что «ограничения права собственности, равно как и свободы предпринимательской и иной экономической деятельности могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо данного конституционного права» .
Издания
Официальное издание Конституции Российской Федерации осуществляет московское издательство « Юридическая литература ». Осуществлено шесть официальных изданий основного закона: в 1993, 1997, 2005, 2009, 2011 годах, а также в 2014 году и публикация текста Конституции в Российской газете . Существуют десятки переизданий Конституции Российской Федерации, в том числе в художественном исполнении, например, « Артконституция », Конституция в карикатурах, Рукописная (каллиграфическая) Конституция, « Иллюстрированная Конституция России » и Конституция в специальном варианте для слепых людей .
В декабре 2018 года была выпущена памятная монета из медно-никелевого сплава номиналом 25 рублей «25-летие принятия Конституции Российской Федерации». На реверсе монеты расположено рельефное изображение раскрытой книги с рисунком герба Российской Федерации на левой странице и надписью «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» на правой странице. Памятная монета вышла тиражом 1 000 000 и является законным средством наличного платежа на территории РФ .
Переводы
До 2014 года на сайте kremlin.ru размещался официальный перевод Конституции России на английский язык , кроме этого существуют множество альтернативных переводов, например, отличающийся от государственного варианта, перевод системы « Гарант ».
Издательство администрации Президента «Юридическая литература» неоднократно издавало сборник текстов Конституции, включающий её переводы на английский, французский, немецкий и испанский языки ( ISBN 978-5-7260-1082-3 — издание 2008 года на 5 языках).
«В соответствии с Указом Президента Российской Федерации эти переводы, единственные в Российской Федерации, признаются аутентичными тексту оригинала действующей Конституции», — написано на сайте издательства .
Фильмы о Конституции Российской Федерации
- «Конституционная практика», ВГТРК, 2013.
- «Основной закон», «НТВ», 2013.
Нумизматика
10 декабря 2018 года Банк России выпустил в обращение памятную монету из недрагоценного металла номиналом 25 рублей «25-летие принятия Конституции Российской Федерации» .
Альтернативные проекты
Периода 1990—1993 годов
- Проекты Конституционной комиссии (16 июня 1990 — 4 октября 1993 гг.), Президента РФ (29 апреля 1993 г.) и Конституционного совещания (12 июля 1993 г.) являлись официальными, о них см.
- Проект Конституции Российской Федеративной Республики от 2 октября 1990 года (« саратовский проект»).
- Проект Конституции РСФСР , внесённый РКРП (3 марта 1992 г.).
- Проект, внесённый Российской христианско-демократической партией и Партией конституционных демократов РФ (март 1992 г.).
- Проект РДДР (март 1992 г.).
- Проект Конституции РСФСР , внесённый народными депутатами РФ от фракций «Аграрный союз», «Отчизна», «Коммунисты России» (1 апреля 1992 года).
- Проект рабочей группы С. М. Шахрая («вариант 0») , апрель 1992 г.
- Проект Международного фонда «Реформа» (11 марта 1993 г.).
- Проект Основного Закона России , представленный СВР и КРО (не позднее 26 марта 1993 г.).
- Проект Конституции России (внесён ЛДПР) (апрель 1993 г.).
- Проект Конституции Республики Россия (внесён Международным русским клубом) (1993 г.).
- Проект Конституции России, представленный Центристским блоком политических партий и движений (1993 г.).
- Проект группы народных депутатов РФ «Коммунисты России» (24 июня 1993 года).
Современные
- Проект Центра научной политической мысли и идеологии , под редакцией С. С. Сулакшина (2012—2013).
- Проект Фонда Либеральная Миссия , под редакцией М. А. Краснова (2012).
См. также
- Конституционный кризис в России (1992—1993)
- Роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации
- Всенародное голосование по Конституции России
- Конституционный суд Российской Федерации
- Конституция СССР
- Конституционное совещание Российской Федерации
- Поправки к Конституции России
- День Конституции Российской Федерации
Примечания
- Конституция Российской Федерации вступила в силу в день её официального опубликования в газете « Российская газета » от 25.12.1993 № 237.
- Козлова Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — С. 608 ISBN 5-482-00716-2
- Комаров С. А. , Малько А. В. Теория государства и права: Учебно-методические пособие, краткий учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 2001. — С. 448 ISBN 5-86225-968-6
- ВЦИОМ. Конституция: изменить или оставить? (12 декабря 2017).
- Полный текст поправок в Конституцию: что меняется? . Государственная Дума . Дата обращения: 3 июля 2020.
- Глава ЦИК РФ Элла Памфилова: «Изменения в Конституцию Российской Федерации считаются одобренными» . www.cikrf.ru .
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года; с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) . publication.pravo.gov.ru . Дата обращения: 4 июля 2020.
- Указ Президента Российской Федерации от 02.06.1993 г. № 840 О порядке работы Конституционного совещания
- О работе Конституционной комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации (1990—1993 годы) (недоступная ссылка) . Дата обращения: 6 января 2012. Архивировано 1 марта 2012 года.
- в разделе о деятельности USAID в России
- Заключение Конституционного Суда РФ от 21.09.1993 N З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года „О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации“ и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года» ||КонсультантПлюс
- Заключение Конституционного Суда РФ от 21.09.1993 N З-2 «О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, связанных с его Указом от 21 сентября 1993 года „О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации“ и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года»
- Виктор Шейнис , один из авторов Конституции России, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, в гостях на радиостанции « Эхо Москвы » в передаче «Не так» от 06.12.2008, тема «Конституция Российской Федерации — 15 лет спустя» : «Участвовали уважаемые люди под эгидой трёх человек. Сергей Сергеевич Алексеев , свердловский юрист, председатель комитета Конституционного надзора союзного парламента, человек в высшей степени достойный. Ну, он, правда, писал, насколько я себе представляю, первый раздел Конституции, „Основы конституционного строя“, и вторую главу, „Права и свободы“. Кстати, это хорошие главы. С моей точки зрения, их не дай Бог тронуть. Во-вторых, Анатолий Александрович Собчак , и в-третьих, Сергей Михайлович Шахрай . Вот три человека…»
- Сергей Шахрай на russia.ru за 2008 год «Откровенно о конституции и поправках. Беседа с Переседовым. Сергей Шахрай, один из авторов Конституции РФ рассказывает об истории её создания»
- «Проблемы реализации Конституции России 1993 года» РИА «Новости» от 11.12.2008 «Пресс-конференция руководителя аппарата Счетной палаты России, одного из главных авторов действующей конституции Сергея ШАХРАЯ на тему: „Проблемы реализации Конституции России 1993 года“, приуроченная к 15-летию с момента принятия нового Основного закона в 1993 году.»
- USAID in Russia (англ.) . www.usaid.gov. Дата обращения: 25 августа 2018.
- Указом президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации»
- Закон РСФСР от 16.10.1990 N 241-1 «О референдуме РСФСР»
- Вошли в состав Красноярского края .
- Вошёл в состав Иркутской области .
- № 885214-7 О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти
- 16 марта 2020 г. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Российская газета — Федеральный выпуск № 55(8109)
- Клишас: "Обнуление" президентских сроков не обсуждается . Российская газета (11 февраля 2020). Дата обращения: 3 июня 2020.
- О конституционно-правовых аспектах совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2009—2011 годов) , стр 4
- По делу о проверке конституционности положений статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В. В. Костылева : постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 16 июля 2008 г. № 9-П // Российская газета. — 2008. — № 4720. — С. 30.
- Конституция России на сайте издательства «Юридическая литература»
- Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года «Российская газета».
- «Путин подписал распоряжение о праздновании 20-летия Конституции России» «Российская газета» от 19.08.2013
- Выпускается памятная монета | Банк России . cbr.ru. Дата обращения: 20 декабря 2018.
- «The Constitution of the Russian Federation» Архивировано 10 мая 2013 года. Перевод на английский язык с официального сайта www.kremlin.ru
- Об издательстве | Издательство «Юридическая литература»
- О выпуске в обращение монеты из недрагоценного металла
Литература
- Баглай М. В. , Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. — М. : БЕК, 1998. — 505 с. — ISBN 5-85639-241-8 .
- Баглай М. В. Конституция Российской Федерации: историко-правовой комментарий М. В. Баглая. — 3-е изд., перераб.. — М. : Норма : ИНФРА-М , 2010. — 159 с.
- Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Авт. коллектив: В. А. Туманов , В. Е. Чиркин , Ю. А. Юдин ; Руководитель авт. коллектива С. М. Шахрай . — 2-е изд., перераб. и доп. В. А. Тумановым. — М. : Большая российская энциклопедия : Юристъ, 1997. — 319 с. — (Interpretationes). — ISBN 5-7357-0143-6 .
- Беляев И. А. : Какая Конституция нужна современной России? // Социально-гуманитарные инновации : стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований : материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Оренбург : ОГУ, 2019. — С. 740—747.
Ссылки
- Текст Конституции Российской Федерации на официальном сайте президента России
- Конституция РФ от 11 апреля 2014 года // опубликована новая редакция Конституции РФ
- Комментарии к Конституции РФ
- Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации»