Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Константинополь в византийскую эпоху

Константино́поль ( др.-греч. Κωνσταντινούπολις , Константину́полис , или др.-греч. ἡ Πόλις  — «Город», осман. قسطنطينيه ‎ [kostantîniyye], тур. Konstantinopolis , лат.   Constantinopolis ) — название Стамбула до 28 марта 1930 года, неофициальное название (официальное — Новый Рим ) столицы Римской империи (330—395), Византийской, или Восточно-Римской империи (395—1204 и 1261—1453), Латинской империи (1204—1261) и Османской империи (1453—1922).

Византийский Константинополь, находившийся на стратегическом мысе между Золотым Рогом и Мраморным морем , на границе Европы и Азии , был столицей христианской империи — наследницы Древнего Рима и Древней Греции . На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы. По сегодняшний день остаётся вторым по населению городом Европы.

Среди имён города — Византий ( греч. Βυζάντιον , лат.   Byzantium ), Новый Рим ( греч. Νέα Ῥώμη , лат.   Nova Roma ) (входит в состав титула патриарха ), Константинополь, Царьград (у славян; перевод греческого названия «Царственный град» — Βασιλεύουσα Πόλις  — Василевуса Полис, город Василевса ) и Стамбул. Название «Константинополь» сохраняется в современном греческом языке, «Царьград» — в южнославянских. В IX—XII веках использовалось и пышное название «Византида» ( греч. Βυζαντίς ) . Город был официально переименован в Стамбул в 1930 году в ходе реформ Ататюрка .

История

Константин Великий (306—337)

Церковь святых Апостолов

В 324 году , после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство — перестроен ипподром , построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов , строятся крепостные стены , со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

Многими исследователями считается, что 11 мая 330 года Константин официально перенёс столицу Римской империи в город на Босфоре и нарёк его Новым Римом , Константинополем . Но как показал В. В. Серов, столичный статус развивался постепенно, пройдя несколько этапов — от города Константина до столицы ранней Византии .

В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении императора Феодосия , возводятся новые городские стены . Новые стены города, сохранившиеся до наших дней, заключили в себя уже семь холмов — столько же, сколько в Риме .

Разделённая империя (395—527)

После смерти Феодосия в 395 году Римская империя окончательно делится на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю . После гибели Западной Римской империи (476) Восточная империя традиционно называется западным термином Византийская империя или просто Византия, хотя самоназванием это никогда не было, и до конца существования Византии империя называлась Ромейской (то есть Римской), а её жители — ромеями (римлянами).

Город Юстиниана (527—565)

Во времена правления императора Юстиниана в 527 565 годах для Константинополя наступает «золотой век». Через пять лет его правления в 532 году в городе вспыхнуло крупнейшее восстание «Ника»  — город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город [ источник не указан 622 дня ] . В период расцвета площадь города составляла 30 тыс. гектаров, а население — сотни тысяч человек, что в примерно десять раз превышало типичный размер крупнейших городов Европы .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( [isˈtanbul]  — иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul  — ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от ( греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» — «в город» или «к городу» — является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

Стены Константинополя

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов, болгар и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в 717 741 годах начинается период иконоборчества , который продлится до середины IX века , уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянинах и Комнинах

Историческая карта-реконструкция «Церкви и монастыри Константинополя и „Хожения“ Новгородского архиепископа св. Антония в 1200 году по святыням». Автор: И. К. Фоменко

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии ( 856 1071 ). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами — болгарами ( Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами , расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа  — своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году ), живопись (в основном фрески и иконы ), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия .

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в 1054  г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( 1081 1185 ) Константинополь переживает последний расцвет — правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек . Строятся новые церкви и новый императорский дворец ( Влахернский дворец ).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Новый дворец во Влахерне

13 апреля 1204 года Константинополь захватывается рыцарями Четвёртого крестового похода , которые его сжигают и практически полностью разоряют. Город становится столицей Латинской империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. В июле 1261 византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов .

До середины XIV века Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в городе захватили венецианцы и генуэзцы . С конца XIV века Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. После строительства султаном Мехмедом Завоевателем в 1452 году Румельской крепости судьба города была решена, и 29 мая 1453 года после длительной осады город пал .

Константинополь стал столицей нового сильного государства — Османской империи .

Царьград

Ротонда Айя Софии

Царьград — славянское название города или земли Константинополя, столицы Восточно-Римской (Византийской) Империи и современного Стамбула в Турции . Он представляется несколькими способами в зависимости от языка, например, старославянский : Цѣсарьградъ; церковнославянский ; Царьгра̀дъ, русский : рус. Царьгра́д ; южнославянские языки: Кариград или Цариград, в зависимости от их алфавитов; словацк. Carihrad ; чеш. Cařihrad ; польск. Carogród ; укр. Царгород ; также Czargrad и Tzargrad ; см. Царь .

Царьград  — древнеславянский перевод греческого Βασιλὶς Πόλις. Объединив славянские слова царь для « Цезаря / Императора » и град для «города», это означало «Город Цезаря». По словам Пера Томсена, древнерусская форма повлияла на древнескандинавское название Константинополя Miklagard (Мikligarðr).

Болгары также применили это слово к Велико-Тырново ( Царевградский Тырнов , «Имперский город Тырнов»), одной из столиц болгарских царей, но после того, как Балканы попали под власть Османской империи , болгарское слово использовалось исключительно как другое имя Константинополя.

Слово «Царьград» теперь является архаичным термином на русском языке . Однако он по-прежнему используется в болгарском языке , особенно в историческом контексте. Основная транспортная артерия в столице Болгарии Софии носит имя Цариградско шосе ( «Цариградская дорога» ); дорога начинается как бульвар Царя Освободителя и продолжается до главного шоссе , ведущего на юго-восток в Стамбул. Название Царьград также сохранилось в таких группах слов, как цариградское грозде («Царский виноград», что означает «крыжовник» ), блюдо цариградский кюфтенца («маленькая цариградская кюфта») или высказывания вроде «Можно даже попасть в Цариград, спросив». В словенском языке это название по-прежнему используется и часто предпочитается официальному. Люди также понимают и иногда используют название Carigrad в Боснии , Хорватии , Черногории и Сербии .

Карты

На путевой певтингеровой карте (табуле) из Атласа, изданного Яном Янсониусом в Амстердаме в первой половине XVII века на листах 199—206 (копия дорожной карты Римской Империи I—V вв.) Константинополь показан в виде персонифицированной фигуры, восседающей на троне в царских одеждах и с инсигниями власти (отождествление городов с антропоморфной фигурой было характерно для эпохи античности), увенчанной шлемом с султаном из перьев, похожих на павлиньи . На других копиях певтингеровых карт голова фигуры увенчана пернатым триумфальным шлемом-туфой с военной атрибутикой. На карте монаха-копииста из монастыря Райхенау фигура Константина -Константинополя ( лат.   Constantinopolis ) показана со знаковыми инсигниями императорской власти. Римско-византийский континуитет показан в виде щита, который имеет такую же форму, как у Рима и облачения фигуры в тогу пурпурного императорского цвета, такую же как и у лат.   Roma . На карте правая рука персонификации Константинополя указывает на триумфальную колонну с фигурой (возможно, это колонна Аркадия , построенная в 402—403 гг. или «столп» форума Тавра со статуей Феодосия Великого ), которая держит державу и скипетр -копьё .

Архитектура

Городское пространство Константинополя («Царицы городов») задумывался как отражение Небесного Иерусалима на Земле. Это священное пространство изучает иеротопия  — наука на стыке истории , богословия , искусствоведения и других дисциплин. Очертания градостроительной программы Нового Рима до сих пор можно увидеть в городе, например, мраморные колонны (и их обломки) с декором, напоминающим «павлиний глаз» на бывшем форуме Феодосия (ныне — площадь Баязид); на обочине Месы ( лат.   Via Triumphalis , ныне Диванйолу); во дворе Археологического музея Стамбула (с форума Тавра); в подземной цистерне VI в. «Йери Эребатан сарай» в качестве опор свода. Сероватый мрамор добывали и обрабатывали в каменоломнях острова Мармара в Пропонтиде . Колонны из болоснежного мрамора цистерны происходят из остатков храма «Геры Акры» и не похожи ни на один классический ордер : их конструкция имитирует перо птицы Геры и сильно сужаются кверху.

Три главных форума города: Константина , Августион и Феодосия (реплика форума Трояна в Риме) в древности были отмечены символами Геры  — небесной царицы античности. В первом форуме располагалась огромная бронзовая статуя Геры, возможно работы прославленного скульптора Лисиппа (до 1204 года), на форуме Феодосии были построены «звёздные врата» — триумфальная арка из трёх пролётов и 16 столбов, украшенная «глазами Аргуса » .

Между храмом Святой Софии и Большим дворцом на гигантской колонне в западной части форума Августеон в 543 году была установлена конная статуя императора Юстиниана (в 1492 году, через 40 лет после падения Константинополя, монумент обрушился из-за грозы) . Создана современная реконструкция статуи .

Во время июльских календ император отправлялся в храм районе Павлин северо-западного угла города (византийский район Влахерны, средневековый Балат). Первое упоминание храма Богородицы Балину (Павлина, лат.   Theotokos Baigle ) — в 1583 году. Церковь сохранилась и поныне по адресу Mahkeme Alti Cad. № 38 .

В константинопольском монастыре Хора (Кахирие-Джами) сохранились мозаичные работы Богородичного цикла, выполненные в 1316—1321 годах .

В легенде к гравюре «Главный Султанский Город Константинополь, расположенный во Фракии » и в указателях из «Космографии» [en] Себастьяна Мюнстера (отпечатанной в Базеле около 1570 года), рассказывается о достопримечательностях Нового Рима :

« Вот древние памятники Города Константинополя, многие из которых в настоящее время лежат в руинах, как это можно видеть на данной Картине: отметим те постройки, которые еще сохранились, в особенности же Центральный Храм Святой Софии, Дворец Императора Константина и, кроме того, еще один круглый Дворец; таким образом, этот Император [Константин] возвел также еще один [дворец] близ Храма Святой Софии, который имел большие размеры, но ныне он разрушен.
Некоторые достопримечательные места Столичного Града Константинополя.

A Вот в извилинах Колонна, камни которой искусно между собой соединены, а высоту она имеет 24 сажени
B Есть там также Колонна, которую именуют «Историческая Колонна»: а называется она так потому, что внутри колонны создавались исторические хроники
C Вот местность, где расположена резиденция Патриарха Константинопольского, откуда можно проследовать в близлежащий район Балат; и все это можно увидеть [на этом плане]
D Церковь Святого Евангелиста Луки
E Церковь Св. Петра
ПЕРА . В Константинополе, как уже упоминалось, есть (район) Пера, или (как говорят Турки) «Галата», есть там также Широкий Залив, который впадает в Море, есть там Турецкое, а также и Иудейское кладбища, а за пределами города находятся повсеместно другие кладбища, и все это можно видеть по изображённым (надгробным) камням (на плане)
F Вот регион в правом углу, где Море соединяется с Заливом , где Турки выделили Грекам (местность) Вайссенбург , а также там в настоящее время имеется литейное производство (пушек).
»

Монеты

Живопись и мозаика

Примечания

  1. Georgacas, Demetrius John. The Names of Constantinople   (англ.)  // Transactions and Proceedings of the American Philological Association   (англ.)  : journal. — The Johns Hopkins University Press, 1947. — Vol. 78 . — P. 347—367 . — DOI : 10.2307/283503 .
  2. Константинополь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. Древнейшие государства Восточной Европы. — М. : Наука, 2003. — С. 136.
  4. Левченко М. В. История Византии. — М.-Л.: ОГИЗ, 1940. — С. 9.
  5. Диль Ш. История Византийской империи. — М.: Госиноиздат, 1948. — С. 19.
  6. Курбатов Г. Л. История Византии. — м.: Высшая школа, 1984. — С. 7.
  7. Серов В. В. К проблеме формирования столичного статуса Константинополя // Византийский временник . — М.: Наука, 2006. — Т. 65 (90). — С. 37—59.
  8. , с. 53.
  9. , с. 477.
  10. Софроний Врачански. Житие и страдания на грешния Софроний. София 1987. Стр. 55 (Пояснительная сноска к автобиографии Софрония Врачанского )
  11. Найден Геров. 1895—1904. Речник на блъгарский язик. (запись на царь в Словаре болгарского языка Найдена Герова )
  12. Симеонова, Маргарита. Речник на езика на Васил Левски. София, ИК «БАН», 2004 (запись на царь в Словарь языка Маргариты Симеоновой Васила Левского )
  13. Seznam tujih imen v slovenskem jeziku. Geodetska uprava Republike Slovenije. Ljubljana 2001. p. 18.
  14. , с. 30.
  15. , с. 32.
  16. , с. 32—33.
  17. Liber insularum Archipelagi , Национальная библиотека Франции , Париж.
  18. , с. 8—9.
  19. , с. 76—79.
  20. , с. 45.
  21. , с. 49.
  22. , с. 47.
  23. , с. 82.
  24. Колонна императора Константина Великого была воздвигнута в центре форума Константина в 328 г.
  25. Колонна императора Аркадия была воздвигнута в 403 г.

Литература

На русском языке
  • Колпакова Г. С. , Языкова И. К. Икона: Атлас православной иконы / Ред.: Бусеева-Давыдова И. Л., Галашевич А. А.. — М. : Издательство «Феория», 2013. — 519 с. — 3000 экз.  — ISBN 978-5-91796-022-7 , УДК: 85.143(2)я20+86.372-5я20.
  • Фоменко И. К. Константинополь. Символизм топографии / Научный редактор: Щербакова  Е. И. . — М. : Издательство Вадима Прудникова, 2016. — 232 с. — 3000 экз.  — ISBN 978-5-9908678-0-2 , УДК 904, ББК 63.4(3):63.3(0)4.
  • Питер Франкопан . Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М. : Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7 .
На других языках

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок