Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Католическая церковь
лат.   Ecclesia Catholica
Emblem of the Papacy SE.svg
Petersdom von Engelsburg gesehen.jpg
Собор Святого Петра , Ватикан
Общие сведения
Конфессия католицизм
Руководство
Управление епископальное
Администрация Святой Престол посредством Римской курии
Видимый глава папа римский Франциск (он же руководитель Ватикана )
Центр Рим
Ватикан
Резиденция главы Апостольский дворец , Ватикан
Территории
Церкви sui iuris

Латинская церковь

Восточнокатолические церкви : 23
Богослужение
Богослужебный язык латинский , национальные языки
Календарь григорианский (Латинская церковь)
юлианский (некоторые восточнокатолические церкви)
Статистика
Епископов 5327
Диоцезов

архидиоцезов 640

постоянных диоцезов 2851
Священников 415 792
Верующих 1,27 млрд
Сайт w2.vatican.va
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Католи́ческая церковь ( лат.   Ecclesia Catholica ), также известная как Ри́мско-католи́ческая церковь ( лат.   Ecclesia Catholica Romana ), — самая крупная христианская церковь в мире, насчитывающая более 1,25 миллиарда последователей . Одна из старейших религиозных институций в мире, играла важную роль в истории западной цивилизации . Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов , вместе с двадцатью тремя восточнокатолическими церквями составляет единую католическую церковь, которая полагает себя церковью, обладающей всей полнотой средств спасения.

В русском языке термин «Римско-католическая церковь» обычно используется как синоним понятия «Католическая церковь», хотя в некоторых языках соответствующие термины различаются. Восточные католические церкви используют этот термин в более узком смысле, подразумевая под ним лишь институт католической церкви латинского обряда (включая, наряду с латинским, амвросианский , брагский , лионский и мосарабский ).

Во внутренних документах Римско-католическая церковь в качестве самоназвания использует либо термин «Церковь» (с определённым артиклем в языках, имеющих его), либо «Вселенская церковь». Определяет себя четырьмя существенными свойствами: единством, кафоличностью , определённой апостолом Павлом ( Еф.   4:4 , 5 ), святостью и апостоличностью .

Главные положения вероучения изложены в Апостольском , Никео-Цареградском и Афанасьевском Символах веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского , Тридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщённая доктрина изложена в « Катехизисе католической церкви ».

Название

Слово «католический» (или « кафолический » в ином произношении), ставшее общепринятым названием для церкви, объединённой вокруг Римского престола, заимствовано из греческого языка ( др.-греч. καθ όλη  — «по всему целому»). По толкованию катехизиса Католической Церкви, данный термин понимается как «вселенский», в смысле «всеобъемлющий», «всеобщий» . Как поясняет Катехизис, церковь вселенская, потому что в ней присутствует Христос. Отдельные Церкви (то есть, в первую очередь, диоцезы) — полностью вселенские через общение с одной из них — Римской Церковью. Эти отдельные Церкви «созданы по образу Вселенской Церкви». Этот термин был впервые использован для описания церкви в начале II века. О «кафолической церкви» пишет и Кирилл Александрийский . После раскола церкви в 1054 году произошло её разделение на Католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную на Востоке с центром в Константинополе . После Реформации в XVI веке церковь использовала термин «католическая», чтобы отличить себя от различных протестантских групп, которые отделились от неё. Название «Католическая Церковь» фигурирует в названии Катехизиса Католической Церкви. Кроме того, этот термин использовался Павлом VI при подписании шестнадцати документов Второго Ватиканского Собора .

История

Христианство основано на учении Иисуса Христа , который жил и проповедовал в I веке нашей эры в провинции Иудея Римской империи. Католическая доктрина учит, что современная Католическая церковь является продолжением ранней христианской общины , основанной Иисусом . Христианство распространилось по ранней Римской империи, несмотря на преследования и конфликты с языческими жрецами. Император Константин узаконил христианство в 313 году, а в 380 году оно стало государственной религией. Варварские завоеватели, которые захватили территории империи в V и VI веках и многие из которых уже к тому времени приняли арианское христианство , в результате перешли в католицизм.

Современная Римско-католическая церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого Раскола 1054 года как свою историю.

Вероучение Церкви, по убеждению её приверженцев, восходит к апостольским временам ( I век ).

Средние века и Возрождение

Католическая церковь имела доминирующее влияние на Западную цивилизацию с поздней античности до начала Нового времени . Благодаря её поддержке возникли романский, готический, ренессансный, маньеристский и барочные стили в искусстве, архитектуре и музыке . Многие деятели Возрождения, такие, как, к примеру, Рафаэль Санти , Микеланджело , Леонардо да Винчи , Сандро Боттичелли , Фра Беато Анджелико , Тинторетто , Тициан , поддерживались Католической церковью .

В XI веке усилиями папы Григория VII право избрания пап закреплялось за коллегией кардиналов . Собрание кардиналов, на котором производились такие выборы, стало называться конклавом ( лат.   con clave  — с ключом).

Организация и управление

Как и во всех остальных исторических церквях , священническая иерархия чётко отделена от мирян и разделяется по трём степеням священства:

Иерархия клира подразумевает наличие многочисленных церковных степеней и должностей (см. Церковные степени и должности в Римско-католической церкви ), например:

Существуют также должности ординария , викария и коадъютора  — последние две должности включают функцию заместителя или помощника, например, епископа. Члены монашеских орденов иногда называются регулярным (от лат.   regula  — правило) клиром, но большинство, назначаемое епископом, является диоцезиальным, или секулярным. Территориальными единицами могут являться:

Каждая территориальная единица состоит из приходов, которые иногда могут быть сгруппированы в деканаты . Объединение епархий и архиепархий называется митрополией , центр которой всегда совпадает с центром архиепархии. Существуют также военные ординариаты, обслуживающие воинские части. Партикулярные Церкви в мире, а также различные миссии, носят статус « Sui iuris » («Своего права»).

Коллегиальность в управлении Церковью ( extra Ecclesiam nulla salus ) коренится ещё в апостольских временах. Административную власть Папа проводит в соответствии с Кодексом канонического права и может советоваться со Всемирным синодом епископов. Диоцезиальные клирики (архиепископы, епископы и др.) действуют в рамках ординарной юрисдикции, то есть связанной по закону с должностью. Этим правом обладает также ряд прелатов и аббатов, а священники — в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

Восточнокатолические церкви

Восточнокатолические церкви находятся в юрисдикции папы римского через Конгрегацию для восточных церквей  — одно из отделений Римской курии , образованной в 1862 году в рамках Конгрегации по распространению веры ( Propaganda Fide , ныне Конгрегация евангелизации народов ), занимающейся миссионерской деятельностью Церкви. В 1917 году она была превращена папой Бенедиктом XV в автономную Конгрегацию.

Восточнокатолические церкви пребывают в полном вероисповедном и литургическом общении со Святым Престолом. Они пользуются собственным каноническим правом , отличным от принятого для Латинской церкви, в связи с чем в их адрес часто применяется термин «Церкви своего права» ( sui iuris ). В 1990 году Апостольский Престол обнародовал Кодекс канонов Восточных церквей , содержащий нормы канонического права, общие для всех католических церквей восточных обрядов.

Каноническое право

В 1917 году папа Бенедикт XV утвердил «Кодекс канонического права 1917 года», который заменил собою все прочие собрания канонических документов, упорядочив каноническое право в виде чёткой системы юридических формулировок. Последняя по времени (и действующая ныне) редакция «Кодекса канонического права» (ККП) принята в 1983 году . Отдельно стоит заметить, что эта редакция действительна только для католиков латинского обряда . Восточнокатолические церкви , которые именуются также «церкви Sui iuris » (церкви своего права), пользуются в своей жизни другим сводом, а именно Кодексом канонов Восточных церквей (ККВЦ) , который базируется на ККП латинского обряда, однако в то же время учитывает особенности церковной жизни Восточных церквей и устанавливает общие нормы, которые каждая Восточная церковь имеет возможность наполнять конкретным содержанием соответственно своим церковным традициям.

Современное каноническое право регулирует вопросы, касающиеся:

  • церковного правотворчества,
  • прав и обязанностей членов церкви,
  • иерархии церкви,
  • канонов совершения таинств,
  • управления церковным имуществом,
  • церковной дисциплины и так далее.

Вероучение

Основная статья: Католицизм § Вероучение

Римско-Католическая Церковь учит, что существует один вечный Бог в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух. Католическая догматика приведена в Никейском символе веры и подробно описана в Катехизисе Католической Церкви. Католическая вера провозглашает, что Церковь — «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение достоверно существует только в католической церкви, но признаёт, что Святой Дух может использовать христианские общины, чтобы привести людей к спасению .

Таинства

Христос установил семь таинств и доверил их Церкви. Это Крещение , Миропомазание , Евхаристия , Исповедь , Елеосвящение , Священство и Брак . По учению римско-католической церкви, таинства  — это священнодействия , в которых католики видят признаки присутствия Бога, и пути ниспослания Божьей благодати всем участникам, кто принимает веру. Таинство есть видимый образ невидимой благодати. За исключением крещения, таинства могут совершаться только католическим духовенством. Крещение — это единственное таинство, которое может быть произведено любым христианином, а в случае необходимости — даже некрещёным человеком, имеющим требуемое намерение, но лишь в случае, если нет возможности позвать священника или крещаемый находится в угрозе смерти .

Жизнь после смерти

Вера в жизнь после смерти является частью католической веры; «четыре последние вещи» — смерть, суд, рай и ад . Церковь учит, что сразу после смерти душа каждого человека попадает на Божий суд , основанный на поступках его земной жизни. Также в католической вере есть учение судного дня , когда Христос будет судить сразу всех людей. Это решение, в соответствии с учением Церкви, положит конец человеческой истории и ознаменует начало новой и улучшенной Божьей справедливостью. Основы, по которым будет оцениваться душа каждого человека, подробно изложены в Евангелии от Матфея .

Роль церкви

Иисус избрал двенадцать главных учеников или апостолов для своей церкви. Церковь, по Писанию, — «тело Христово» и является одним единым телом верующих и на небе, и на земле. Таким образом, существует только одна истинная Церковь, а не несколько. Первоначальное руководство церковью приписывается апостолу Петру , а вслед за ним — епископам, которых называют папами. Католики верят, что Иисус обещал, что Церковь на земле всегда будет верна истине и будет находиться под покровительством Святого Духа . Другими словами, Церковь всегда правильно учит истинному учению. Эти истины в трудах и традициях бережно сохранены в церкви. Для присоединения к римско-католической церкви нужно исповедовать Иисуса Христом , Сыном Бога, Спасителем, принять Его и пройти таинство крещения [ источник не указан 2508 дней ] .

Социальная доктрина

Социальная доктрина Католической Церкви наиболее развита по сравнению с другими христианскими конфессиями и течениями. В XVII веке немецкий теолог Руперт Мельдений [en] (1626), по другим исследованиям первое авторство принадлежит Марку Антонию Доминису (1617) , выдвинул знаменитую максиму: « in necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas [en] * » — «в необходимом — единство, в сомнениях — свобода, во всём — любовь» . Известный теолог кардинал Йозеф Хёффнер определил социальное учение Католической Церкви как «совокупность социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя».

Социальное учение Католической Церкви опиралось сначала на августинизм , а позже — на томизм и основывается на ряде принципов, среди которых выделяются персонализм и солидаризм . Католическая церковь предложила свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог , однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. Грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II , «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчёркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно Католическая Церковь противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям.

Социальное учение восточных католических церквей принципиально не отличается от социальной доктрины Римско-Католической Церкви, хотя некоторые поместные церкви имеют свой собственный подход к социальным проблемам, обусловленный историческими и общественно-культурными реалиями народов. В частности, Украинская Греко-Католическая Церковь делает особенный акцент на биоэтике и этике политических отношений .

Отношения с другими церквями и христианскими организациями

Католическая церковь не является членом Всемирного совета церквей . Представители католиков состоят при ВСЦ в качестве наблюдателей, а также принимают участие в деятельности совместной рабочей группы «ВСЦ-Католическая церковь» .

Католическая Церковь ведёт диалог с другими церквями и христианскими организациями. Организация экуменического диалога возложена на Папский совет по содействию христианскому единству . Одним из результатов диалога явилось подписание в 1993 году с представителями православных Церквей Баламандского соглашения . В 1999 году была подписана Совместная декларация о доктрине оправдания с руководством Всемирной Лютеранской Федерации . Принципы католического экуменизма изложены в декрете Второго Ватиканского собора Unitatis Redintegratio и энциклике Иоанна Павла II Ut Unum Sint .

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором , предстоятелем Константинопольской православной церкви , и Римским Папой Павлом VI , в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана Совместная Декларация .

В 2016 году в столице Кубы  — Гаване  — состоялась встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московский и всея Руси Кирилла (см. Встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска ). Встреча такого уровня стала первой за всю историю Русской православной и Католической церквей , ряд экспертов и СМИ называли её исторической . Также состоялся обмен подарками: патриарх подарил папе список Казанской иконы Божией Матери и свою книгу «Свобода и ответственность» на испанском языке, Франциск в свою очередь преподнёс в дар Кириллу частицу мощей святителя Кирилла и чашу для причастия . По итогам встречи патриарх и папа торжественно подписали совместную декларацию, состоящую из 30 пунктов .

Скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церкви

В 1990-х  — 2000-х годах церковный скандал, связанный с выявлением целого ряда случаев сексуального насилия над детьми (мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 11—14 лет ) в среде священников , монахинь и членов религиозных орденов Римской католической церкви . Сексуальный скандал разразился в диоцезах Католической церкви США после того, как стало известно о таких случаях в Бостонской митрополии . Стало известно, что архиепископ Бостона кардинал Бернард Фрэнсис Лоу знал о сексуальных домогательствах к детям со стороны священников своей митрополии, но ничего не предпринимал и даже покрывал преступников. Это привело к выплате семьям пострадавших огромных штрафов, а сам Лоу подал в отставку 13 декабря 2002 года . Эти события подхлестнули развитие скандала. В настоящий момент семьям пострадавших было в сумме выплачено около двух миллиардов долларов штрафа; папа Бенедикт XVI заявил, что он « глубоко пристыжен » произошедшим, извинился перед пострадавшими и сказал, что педофилы не могут быть полноправными священниками Римской католической церкви . С этого момента жертвы изнасилований из разных городов мира стали заявлять о себе. По разным оценкам, в случаях насилия над детьми замешаны от 0,2% до 5% католических священников .

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Подпись папы появляется в латинской версии.
Источники
  1. Marshall, T. W. Notes of the Episcopal Polity of the Holy Catholic Church / Thomas William Marshall. — L.  : Levey, Rossen and Franklin, 1844.
  2. Pontifical Yearbook 2016 and the Annuarium Statisticum Ecclesiae 2014: dynamics of a Church in transformation, 05.03.2016 // Summary of Bulletin.   (Проверено 25 января 2017)
  3. Vatican statistics report church growth remains steady worldwide . National Catholic Reporter (2 May 2015). Дата обращения 1 июля 2015.
  4. Lumen gentium . Глава III
  5. O’Collins , p. v (preface).
  6. Кирилл Александрийский, свт. На святой символ
  7. Катехизис Католической Церкви . — Libreria Editrice Vaticana, 2003.
  8. Документы Второго Ватиканского собора . Дата обращения 19 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  9. Vatican congregation reaffirms truth, oneness of Catholic Church . Catholic News Service. Дата обращения 17 марта 2012.
  10. Woods, pp. 115-27
  11. Duffy, p. 133.
  12. Кодекс канонов восточных церквей
  13. John Paul II, Pope Laetamur Magnopere . Vatican (1997). Дата обращения 9 марта 2008. Архивировано 25 мая 2013 года.
  14. Катехизис Католической Церкви, § 777—778 . Дата обращения 19 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  15. Катехизис Католической Церкви, § 1256 . Дата обращения 18 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  16. Краткий катехизис . Дата обращения 19 мая 2013.
  17. Катехизис Католической Церкви, § 1021—1022, 1051 . Дата обращения 18 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  18. Катехизис Католической Церкви, § 1023—1029, 1042—1050 . Дата обращения 18 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  19. Катехизис Католической Церкви, § 1030—1032, 1054 . Дата обращения 18 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  20. Friedrich Meinecke. Neue Briefe und Dokumente. — Oldenbourg Verlag, 2012.
  21. Выражение часто приписывают Августину Блаженному .
  22. Социальное учение УГКЦ . Дата обращения 19 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  23. JWG with Roman Catholic Church
  24. Текст Баламандского соглашения на русском языке
  25. Совместная декларация Римско-Католической Церкви и Константинопольской Православной Церкви по случаю снятия взаимных анафем
  26. Коробов П., Пушкарская Е. Ввиду сложившихся предстоятельств  // Коммерсантъ  : газета. — № 20 (6 февраля 2016) . — С. 1 .
  27. Алексей Букалов, Вера Щербакова. "Огромное событие": встреча патриарха и понтифика как важная веха в отношениях церквей . ТАСС (5 февраля 2016). Дата обращения 6 февраля 2016.
  28. Сергей Старцев. Профессор: встреча понтифика и патриарха – благая весть для христиан . РИА Новости (6 февраля 2016). Дата обращения 6 февраля 2016.
  29. Религиовед: встреча патриарха и папы – историческая и сенсационная . РИА Новости (11 февраля 2016). Дата обращения 12 февраля 2016.
  30. Слуцкий: встреча папы римского и патриарха может стать эпохальной . РИА Новости (5 февраля 2016). Дата обращения 6 февраля 2016.
  31. Rosie Scammell. Pope Francis and Russian patriarch to meet in Cuba in historic breakthrough   (англ.) . Washington Post (5 February 2016). Дата обращения 6 февраля 2016.
  32. Встреча тысячелетия: патриарх и понтифик встали на защиту христиан . РИА Новости (12 февраля 2016). Дата обращения 13 февраля 2016.
  33. Lattin, Don . $30 Million Awarded Men Molested by `Family Priest' / 3 bishops accused of Stockton coverup , San Francisco Chronicle  (17.07.1998). Дата обращения 16 июня 2015.  «Attorney Jeff Anderson said the Howard brothers were repeatedly molested between 1978 and 1991, from age 3 to 13.».
    Reverend Oliver O'Grady   (англ.) later confessed to the abuse of many other children and the documentary Deliver Us from Evil was made about his story and the cover-up by Diocesan officials.
  34. Hundreds of priests shuffled worldwide, despite abuse allegations , USA Today  (20.06.2004).
  35. Stephens, Scott . Catholic sexual abuse study greeted with incurious contempt , ABC Religion and Ethics (27.05.2011). Дата обращения 23 июля 2012.
  36. Nun faces 87 charges of sex abuse // Irish Independent , 07.03.2012
  37. Секс-скандал в элитной католической гимназии Берлина обанкротил орден иезуитов Архивная копия от 25 февраля 2010 на Wayback Machine // NEWSru.ua , 22.02.2010
  38. Pope Benedict apologises for Irish priests' sex abuse // BBC , 20.03.2010
  39. Jenkins P. Pedophiles and Priests: Anatomy of a Contemporary Crisis. — N. Y.: Oxford University Press, 2001. — 224 p. — ISBN 0-19-514597-6 .
  40. Riazat Butt, Anushka Asthana Sex abuse rife in other religions, says Vatican // The Guardian , 18.09.2009

Литература

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок