Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
|
![]() |
||
|
Календарь | |||
---|---|---|---|
Данные о календаре | |||
Тип календаря |
|||
Вставка високосов |
8/33 | ||
|
|||
Другие календари | |||
Армелина · Армянский: древнеармянский , христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Восточнославянский · Вьетнамский · Гильбурда · Григорианский · Грузинский · Дариский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийский: древнеиндийский , единый · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Кельтский · Киргизский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Масонский · Миньго · Непальский · Новоюлианский · Пролептический : юлианский , григорианский · Римский · Румийский · Рунический · Симметричный · Советский · Стабильный · Тамильский · Тайский: лунный , солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Тувинский · Туркменский · Французский · Хакасский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский |

Иранский календарь или Солнечная хиджра ( перс. تقویم هجری شمسی؛ سالنمای هجری خورشیدی ) — астрономический солнечный календарь , который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане . Календарь был разработан группой из 8 астрономов под руководством Омара Хайяма , и с тех пор несколько раз уточнялся. Он ведёт летосчисление от хиджры (переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году ), но основывается на солнечном (тропическом) годе , в отличие от классического исламского календаря , поэтому его месяцы всегда приходятся на одни и те же времена года. Начало года — день весеннего равноденствия ( Навруз , праздник весны), который определяется по астрономическим наблюдениям на меридиане тегеранского времени (52.5°E или UTC+3:30) .
История
Древнеперсидский календарь
Календарь древних иранцев, как и древнеиндийский календарь , предположительно состоял из шести сезонов, каждый из которых приблизительно соответствовал двум лунным месяцам . Древние персы, придя в соприкосновение с месопотамской культурой, синхронизировали свой календарь с вавилонским . Год начинался в районе весеннего равноденствия и состоял из 12 лунных синодических месяцев (по 29 или 30 дней), насчитывая таким образом около 354 дней. Для компенсации разницы с тропическим годом раз в шесть лет вставлялся тринадцатый месяц.
Зороастрийский календарь
Предположительно в V в. до н. э. ахеменидская администрация ввела новый тип календаря — солнечный, устроенный по египетскому образцу с 12 месяцами по 30 дней, никак не связанными с фазами Луны и названными в честь почитаемых зороастрийских язатов . Как и в египетском календаре, к 360 дням прибавлялись эпагомены — 5 дополнительных дней. Чтобы приводить в соответствие такой календарь с тропическим годом в 365,2422 дней, каждые 120 лет (по другим данным 116 лет) вставлялись накапливающиеся 30 дней в виде дополнительного месяца. Именно этот календарь стал прообразом современного иранского календаря, а зороастрийские названия месяцев сохранились в нём до сих пор.
Авестийское имя язата (в род.пад.) | Значение | Среднеперсидское название | Современное персидское название | |||
Оригинал | Транскрипция | |||||
1 | Frawašinąm | Фраваши | Frawardīn | Farvardīn | ||
2 | Ašahe Vahištahe |
Аша Вахишта
(Наилучшая Истина) |
Ardwahišt | Ordībehešt | ||
3 | Haurvatātō | Хаурватат (Целостность) | Xordād | Xordād | ||
4 | Tištryehe | Тиштрия ( Сириус ) | Tīr | Tīr | ||
5 | Amərətatātō | Амеретат (Бессмертие) | Amurdād | Mordād | ||
6 | Xšaθrahe Wairyehe |
Хшатра Ваирья
(Власть Желанная) |
Šahrewar | Šahrīvar | ||
7 | Miθrahe | Митра (договор) | Mihr | Mehr | ||
8 | Apąm | Воды | Ābān | Ābān | ||
9 | Āθrō | Огонь | Ādur | Āzar | ||
10 | Daθušō |
Творец (то есть Ахура Мазда ) |
Day | Dey | ||
11 | Waŋhə̄uš Manaŋhō |
Воху Мана
(Благой Помысел) |
Wahman | Bahman | ||
12 | Spəntayā̊ Ārmatōiš |
Спента Армаити
(Святое Благочестие) |
Spandarmad | Esfand |
Календарь Джалали
Мусульманские завоеватели , сокрушившие Сасанидский Иран, использовали завещанный Кораном исламский календарь , основанный на годе в 12 лунных месяцев без приведения в соответствие с солнечным годом и ведущий отсчёт годов от хиджры Мухаммада . Этот календарь использовался как официальный во всём исламском мире и сохраняет своё религиозное значение в Иране до сих пор. Между тем совершенная несогласованность его с природными сезонами и, следовательно, сельскохозяйственными циклами, весьма рано заставила мусульманских правителей использовать подобие сасанидского зороастрийского календаря (так называемый хараджи ) с вставными 5 днями каждый год и одним месяцем раз в 120 лет для сбора хараджа с подвластного немусульманского населения .
В 1079 году в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха был принят официальный солнечный календарь, разработанный группой из 8 астрономов Исфахана во главе с Омаром Хайямом . Основным предназначением этого календаря была как можно более строгая привязка Новруза (то есть начала года) к весеннему равноденствию , понимаемому как вхождение солнца в созвездие Овна . Так, 1 фарвардина ( Новруз ) 468 солнечного года хиджры, в которое был принят календарь, соответствовало пятнице, 9 рамазана 471 лунного года хиджры и 19 фарвардина 448 года Йездигерда (15 марта 1079 г.). Для отличия от зороастрийского солнечного года , называемого qadīmī ( перс. قديمى — «древний») или fārsī ( перс. فارسى — «персидский»), новый календарь стали называть jalālī ( перс. جلالی ) или malekī ( перс. ملکی ) в честь самого Мелик-шаха. Так же и новый Новруз получил названия Nowrūz-e malekī, Nowrūz-e solṭānī или Nowrūz-e Ḥamal («Новруз Овна»).
Количество дней в месяцах календаря Джалали варьировало от сроков вступления солнца в тот или иной зодиакальный знак и могло колебаться от 29 до 32 дней. Изначально были предложены инновационные названия месяцев, а также дней каждого месяца по образцу зороастрийского календаря. Однако они не прижились и месяцы стали именоваться в общем случае именем соответствующего знака зодиака . В фарси эти имена представляют собой заимствования из арабского языка .
Несмотря на довольно точное соответствие природным сезонам, календарь Джалали требовал трудоёмких астрономических наблюдений и расчётов, а после смерти его покровителя Мелик-шаха в 1092 г. они фактически прекратились . Тем не менее при его создании была разработана общая формула расчёта високосных лет, в который добавлялся дополнительный 366-й день в году. В общем виде она заключается во вставке 8 високосных дней в 33 года: добавочный день вставляется семь раз через 4 года, в восьмой раз через 5 лет. Потому для государственных и хозяйственных нужд календарь Джалали долго служил в Иране и прилегающих странах.
Двенадцатилетний животный цикл
В XIII в. Ближний Восток был завоёван монголами , принёсшими распространённый в зоне влияния китайской культуры двенадцатилетний цикл годов, называемых по животным . Монгольское нововведение приживалось не сразу и в конечном итоге животный цикл был инкорпорирован в существовавшую систему, где уже сосуществовали религиозный лунный исламский календарь и солнечный календарь Джалали, с существенными изменениями. Солнечный год Джалали, который полностью совпадал по времени начала с лунным, исключался из животного цикла .
Современный календарь
Реформы начала XX в.
В Иране
В 1911 году Меджлис (парламент) Каджарского Ирана официально утвердил государственный календарь, базирующийся на календаре Джалали с названиями месяцев в честь зодиакальных созвездий (точнее знаков) и именованием годов по двенадцатилетнему животному циклу. Он оставался в ходу до революции 1925 года.
После прихода к власти шаха Резы Пехлеви 11 фарвардина 1304 г. солн. х. (31 марта 1925 г.) парламент Ирана принимает новый календарь — Солнечную хиджру ( перс. گاهشماری هجری خورشیدی یا هجری شمسی ), в котором восстанавливались древние зороастрийские названия месяцев. Не в последнюю очередь принятию этих названий поспособствовал кандидат от зороастрийцев Кейхосров Шахрух , поддерживаемый группой иранских патриотов-мусульман. При этом двенадцатилетний животный цикл был официально запрещён, хотя ещё долго использовался в быту .
Новый календарь представляет собой упрощённый вариант Джалали. Первые шесть месяцев в нём состоят из 31 дня, следующие пять — из 30 дней, а последний — из 29 дней в обычные годы или 30 в високосные ( перс. کبیسه ). Бо́льшая продолжительность первой половины года соответствует более длинному периоду между весенним и осенним равноденствием. В целом вставка високосов в календаре следует 33-летнему циклу, иногда заменяемому на 29 и 37-летний.
24 эсфанда 1354 г. солн.х./14 марта 1975 года по инициативе шаха Мохаммеда Резы Пехлеви вместо эры хиджры была введена новая эра — шаханшахи ( перс. شاهنشاهی ) «царская» от предполагаемого года вступления на престол Кира Великого (559 г. до н. э.). 21 марта 1976 становилось первым днём 2535 года эры шаханшахи. Это нововведение вызвало неприятие у исламских священнослужителей и было в целом проигнорировано обществом. В 1978 году шах был вынужден вернуть эру хиджры .
Хотя революция 1979 г. проходила под знаменем исламизации и отказа от всего, связанного с наследием династии Пехлеви , после её свершения иранский календарь не был изменён и зороастрийские названия месяцев сохраняются до сих пор.
В Афганистане
В 1301 г. с.х./1922 г. по примеру Ирана в соседнем Афганистане , где до тех пор официально использовалась только лунная хиджра, был введён иранский солнечный календарь с зодиакальными названиями месяцев. При том на языке дари они, как и в Иране, называются арабскими названиями, а на язык пашто были переведены дословно.
Изначально, как и в календаре Джалали, число дней месяцев варьировало в зависимости от движения солнца по зодиаку (от 29 до 32). Только в 1336/1957 году была введена иранская система с постоянным числом дней в месяцах, но сами названия месяцев остались прежними .
Названия месяцев
Иранский год начинается в день весеннего равноденствия , отмечаемое как Навруз — самый значительный народный праздник в Иране , Афганистане , также отмечаемый и во многих соседних странах, где однако приняты другие календари.
Сезоны
Год традиционно делится на четыре сезона по три месяца каждый:
- Весна ( перс. بهار [bæhɒr], пушту پسرلی [psar’lai]): фарвардин, ордибехешт, хордад
- Лето ( перс. تابستان [tɒbestɒn], пушту دوبی ['dobai]): тир, мордад, шахривар
- Осень ( перс. پایز [pɒjiz], пушту منی ['mənai]): мехр, абан, азар
- Зима ( перс. زمستان [zemestɒn], пушту ژمی ['ʒəmai]): дей, бахман, эсфанд
Определение високосов
В иранском календаре високосным считается год, при делении числового значения которого на 33 остаток составляет 1, 5, 9, 13, 17, 22, 26 или 30; таким образом, в каждом 33-летнем периоде 8 високосных лет, и средняя продолжительность года составляет 365,24242 дня, что даёт ошибку в 1 день за 4500 лет. Иранский календарь в этом отношении точнее григорианского .
Дни недели
Неделя иранского календаря начинается в субботу и заканчивается в пятницу — официальный выходной день.
- Суббота — Шанбэ ( перс. شنبه );
- Воскресенье — Йекьшанбэ ( перс. یکشنبه );
- Понедельник — Дошанбэ ( перс. دوشنبه );
- Вторник — Сэшанбэ ( перс. سه شنبه );
- Среда — Чахаршанбэ ( перс. چهارشنبه );
- Четверг — Панджшанбэ ( перс. پنجشنبه );
- Пятница — Джом’э ( перс. جمعه ) или Одинэ ( перс. آدینه )
Названия дней с воскресенья по четверг представляют собой прибавление к имени субботы последовательного числительного: воскресенье — «один-суббота», понедельник — «два-суббота» и т. д. Название пятницы Джоме происходит от арабского слова «собрание» — имеется в виду традиционная пятничная коллективная молитва мусульман .
Соответствие григорианскому календарю
Звёздочкой отмечены года, в которые Новруз приходится на 20 марта григорианского календаря. В остальные года Новруз — 21 марта .
Григорианский год | Год солнечной хиджры |
---|---|
1999—2000 | 1378 |
2000—2001 | 1379* |
2001—2002 | 1380 |
2002—2003 | 1381 |
2003—2004 | 1382 |
2004—2005 | 1383* |
2005—2006 | 1384 |
2006—2007 | 1385 |
2007—2008 | 1386 |
2008—2009 | 1387* |
2009—2010 | 1388 |
2010—2011 | 1389 |
2011—2012 | 1390 |
2012—2013 | 1391* |
2013—2014 | 1392 |
2014—2015 | 1393 |
2015—2016 | 1394 |
2016—2017 | 1395* |
2017—2018 | 1396 |
2018—2019 | 1397 |
2019—2020 | 1398 |
2020—2021 | 1399* |
2021—2022 | 1400 |
Некоторые даты
- 12 бахмана 1357 — 1 февраля 1979 : Прибытие Хомейни в Иран;
- 12 фарвардина 1358 — 1 апреля 1979 : Провозглашение Исламской республики в Иране;
- 12 мордада 1384 — 3 августа 2005 : Вступление Ахмадинежада в должность президента.
См. также
Примечания
- M. Heydari-Malayeri, A concise review of the Iranian calendar , Paris Observatory. (англ.)
- ↑ S. H. Taqizadeh: Old Iranian Calendars
- ↑ Antonio Panaino, Reza Abdollahy, Daniel Balland. CALENDARS на iranica.com
- «The Calcutta Review» № 59, 1874
- Omar Khayyam (англ.) . The MacTutor archive. Дата обращения: 13 марта 2019.
- , с. 227.
- согласно Naṣīr-al-Dīn Ṭūsī. Zīj-e īl-ḵānī
- Omar Khayyam . The MacTutor History of Mathematics archive. Архивировано 24 августа 2011 года.
- R. S. Poole, The Coins of the Shahs of Persia. Safavids, Afghans, Efsharis, Zands and Kajars, London, 1887. pp. xviii-xx
- , с. 97—98.
- Persian calendar by Holger Oertel Архивировано 16 июля 2012 года.
Литература
- Календарь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М. : Наука, 1990. — С. 226—227. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5 .