Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Зелёный мост
Зелёный мост
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781710803820076 ( ЕГРОКН )
объект № 7810699006 (БД Викигида)
59°56′10″ с. ш. 30°19′11″ в. д. H G Я O
Историческое название Петровский мост, Полицейский мост, Народный мост
Область применения пешеходный, автомобильный
Пересекает река Мойка
Место расположения Центральный район Санкт-Петербурга
Конструкция
Тип конструкции двухшарнирная арка
Материал чугун
Общая длина 29,3 (39,8) м
Ширина моста 38,7 м
Эксплуатация
Открытие 1720
Закрытие на реконструкцию 1777 , 1806 , 1906 1908
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Зелёный мост — мост через реку Мойку в Центральном районе Санкт-Петербурга , соединяющий Казанский и 2-й Адмиралтейский острова . Это первый чугунный транспортный мост в Петербурге (наряду с мостом через Сальнобуянский канал , построенным также в 1806 году) . На основе конструкции Зелёного моста в 1807 г. был разработан «образцовый» проект чугунного моста, очевидно, первый в истории мостостроения типовой проект металлического моста . Мост является памятником истории и культуры.

Расположение

Расположен по оси Невского проспекта . Рядом с мостом находятся Строгановский дворец , дом Чичерина , дом голландской реформатской церкви , здание Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена . В угловом доме купца Котомина (наб. Мойки, 57 / Невский пр.,18) в 1800–1840-е годах помещалась кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже, в которую перед самой дуэлью заезжал А. С. Пушкин.

Выше по течению находится Певческий мост , ниже — Красный мост .

Ближайшие станции метрополитена — «Гостиный двор» , «Адмиралтейская» .

Название

Существовавший на этом месте деревянный подъемный мост в 1720-х годах назывался Петровским . В 1730-х годах мост переименовали в Зелёный , по цвету его окраски . В 1777 (1768 ) году появилось другое название — Полицейский . По одной из версий, название происходит от находившегося рядом управления городской полиции (позже этот дом занимал Придворный госпиталь), по другой — от дома петербургского генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина , располагавшегося недалеко от моста. После Октябрьской революции , в октябре 1918 года, мост был переименован в Народный . Наконец, 13 января 1998 г. было возвращено название Зелёный .

История

В 1720 г. (по другим данным в 1718 г. или 1716 г. ) на этом месте был построен деревянный подъёмный мост. До 1726 года по мосту проходила городская граница, здесь собирались проездные подати. Для этого рядом с мостом стоял Мытный двор , рядом с которым находился Гостиный двор .

В процессе эксплуатации в течение XVIII в. мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. В 1777 г. при строительстве гранитных набережных Мойки подъёмный мост был заменен трёхпролётным на каменных опорах с деревянными пролётными строениями балочной системы (по типу мостов через Крюков канал ) .

Полицейский мост в 1850-х годах

В 1805 г. архитектор Вильям Гесте предложил проект однопролётного чугунного моста с совершенно новой, неизвестной до этого в практике мостостроения конструктивной схемой . Пролётное строение представляло собой бесшарнирный свод, собранный из пустотелых чугунных блоков ( тюбингов ), скрепленных болтами. В качестве идеи использовалось предложение конструкции моста Р. Фултона , опубликованное в Лондоне в 1796 году . Консультантом проекта выступил Ф. П. де Воллан (Деволант) . Проект и испытанная модель моста (в одну треть натуральной величины) были одобрены Александром I , и в 1806 г. за чрезвычайно короткий срок — 7 месяцев — мост был построен . Металлические конструкции были изготовлены на Петербургском и Кронштадтском чугунолитейных заводах . Это был первый транспортный чугунный мост в Петербурге (наряду с мостом через Сальнобуянский канал , построенным также в 1806 году) .

Пролётное строение было собрано из 126 чугунных тюбингов эллиптической формы, расположенных строго рядами по 9 штук вдоль пролёта. Таких рядов по ширине моста было 14 . Арки моста были заделаны на длину целой коробки в тело каждого устоя и упирались концевыми торцами в наклонный гранитный ряд . Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов . Опоры сделаны бутовой кладки на свайных ростверках .

Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от неё металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильное ограждение было литое чугунное, повторяющее рисунок перил набережной. У въездов на мост были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами .

Проект моста был настолько удачен, что был в 1807 году на его основе был разработан «образцовый» проект чугунного моста, очевидно, первый в истории мостостроения типовой проект металлического моста . В период с 1808 по 1818 гг. в Петербуре было построено еще 5 мостов аналогичной конструкции ( Красный , Поцелуев , Александровский , Синий , Ново-Московский ) . До 1840 г. было построено более десятка подобных мостов .

В 1842 году по проекту инженера А. Д. Готмана Полицейский мост расширили за счет выноса тротуаров на металлические консоли, гранитные обелиски на въездах заменены чугунными фонарными столбами . В 1844 г. на мосту была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков . Газета Северная пчела писала : «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту.»

8 сентября 1859 года по случаю приезда принцессы Дагмары , невесты будущего императора Александра III , на Полицейском мосту собралась большая толпа. Перила моста не выдержали и масса народа упала в Мойку. По официальным сообщениям обошлось без жертв .

В 1906–1908 гг., в связи с прокладкой трамвайных путей на Невском проспекте, мост расширили по проекту инженера А. П. Пшеницкого и архитектора Л. А. Ильина . Устои моста были расширены с устройством нового свайного основания . Пролетное строение было расширено в обе стороны добавлением по пять рядов типовых тюбингов . При этом статическая схема моста была изменена с бесшарнирого свода на двухшарнирную арку . Фасады украсили накладными орнаментами. Вместо чугунных фонарных столбов были установлены позолоченные железные канделябры, на которых подвешены шестигранные фонари.

Металлические части украшений были изготовлены на петербургской фабрике Ф. К. Сан-Галли , каменные — выборгской фирмой Вайнио. Установка перил и украшений моста была закончена к концу октября 1908 года .

На время производства работ по обеим сторонам моста был построены 2 временных пешеходных моста . Производителем работ был инженер А. В. Бирюков .

В 1938 г. свод моста под трамвайными путями для предохранения от электрохимической коррозии был изолирован рубероидом, а вся проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом . В 1951 г. по проекту архитектора А. Л. Ротача восстановлены утраченные торшеры с фонарями, а в 1967 г. восстановлена позолота декоративных деталей моста .

Конструкция

Мост однопролётный чугунный арочный. По статической схеме представляет собой двухшарнирную арку . Пролётное строение представляет собой свод из 24-х рядов двухшарнирных арок, каждая из которых в свою очередь состоит из 7 чугунных тюбингов, соединенных болтами как между собой, так и между тюбингами соседних арок. Концевые коробки арок несколько различаются от средних, имея на своих концах, обращенных к устоям, приспособления для соединения с верхними балансирами шарнирных пятовых опор, передающих давление свода гранитным подферменникам устоев . Устои выдвинуты из линии набережной в русло реки. Наружная поверхность устоев облицована гранитом. Фасады моста декорированы профилированным металлическим листом. Общая длина моста составляет 29,3 (39,8) м, ширина моста — 38,7 м .

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 8 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Перильное ограждение чугунное, однотипное с решёткой набережной Мойки, завершается на устоях гранитным парапетом. При въездах на мост установлены металлические декоративные торшеры с фонарями.

Примечания

  1. Этот проект так и не был реализован автором, подробнее Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. — Л. : Лениздат, 1990. — С. 90. — 351 с. — ISBN 5-289-00602-8 .
  2. Аналогичные обелиски, установленные на Красном мосту через Мойку сохранились до наших дней

  1. , с. 45.
  2. Пунин А. Л. Архитектура отечественных мостов. — Л. : Стройиздат, 1982. — С. 10. — 152 с.
  3. , с. 31.
  4. , с. 178.
  5. , с. 3.
  6. Зеленый мост//СПб ГБУ «Мостотрест»
  7. Зелёный мост//Энциклопедия Санкт-Петербурга
  8. , с. 179.
  9. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Лик , 1997. — С. 83. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2 .
  10. , с. 134.
  11. , с. 304.
  12. Чеснокова А. Н. Парадный въезд в новую страницу // Невский проспект. — Л. : Лениздат, 1985. — 208 с. — (Туристу о Ленинграде).
  13. , с. 170.
  14. , с. 180.
  15. , с. 231.
  16. , с. 32.
  17. Николаи Л. Ф. Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России . — СПб. , 1898. — С. 53. — 119 с.
  18. , с. 69.
  19. , с. 181.
  20. , с. 45—46.
  21. Старый Петербург: Адмиралтейский остров. Сад трудящихся . — Пг. , 1923. — С. 72. — 192 с.
  22. Обзор строительной деятельности С.-Петербургского городского общественного управления за 1905 и 1906 гг. / Сост. Н. С. Нелюбов. — СПб. , 1908. — С. 14, 119—126. — 213 с.
  23. , с. 46.
  24. , с. 233.
  25. , с. 234.
  26. , с. 238.
  27. , с. 236.
  28. , с. 239.
  29. , с. 182.
  30. , с. 305.

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л. : Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Богданов Г. И., Ярохно В.И. В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами... : к 200-летию Петербургского государственного университета путей сообщения, 1809-2009, и 125-летию кафедры "Мосты" ПГУПС. — СПб. : Голанд, 2009. — 174 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М. : Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л. : Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л. : Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л. : Лениздат , 1985. — С. 472. — 511 с.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб. : Норинт , 1996. — С. 335. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1 .
  • Техническое описание с приложением расчетов сооружений // Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905—1908 . — СПб. , 1909. — Т. 2.
  • Столпянский П. Н. Замечательный перекрёсток Старого Петербурга  // Зодчий. — Пг. , 1915. — № 1, 2, 3 . — С. 1—8; 13—17; 21—27 .
  • Блэк И., Ротач А. Чугунные арочные мосты в Ленинграде // Архитектурное наследство. — 1955. — № 7 . — С. 143—156 .

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок