Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона . Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов .

Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикацию .

Особая роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной власти государства, то есть, как правило, парламенту , и его структурам. В рамках их компетенции законодательный процесс определяется установленными парламентскими процедурами . Таковые определяются не только существующими законами, но и регламентами соответствующих палат парламента — особыми внутренними нормативными актами , устанавливающими порядок работы законодательного органа по всем вопросам его ведения .

Однако в законодательном процессе некоторых стран парламентские процедуры в ряде случаев могут свестись к минимуму. Например, ордонансы правительства Франции , подписанные президентом республики , могут иметь силу закона и лишь ратифицируются французским парламентом . Иным механизмом законодательного процесса, позволяющим обойти парламентскую процедуру, является внепарламентский референдум , то есть такой референдум , вопрос на который выносится без предварительного рассмотрения законодательным органом и вступает силу без утверждения законодательной властью . Такая форма прямой демократии наиболее характерна для Швейцарии. Референдумы в Швейцарии , как правило, проходят четыре раза в год. Парламент имеет право лишь рекомендовать принятие или отклонение вынесенного на референдум проекта и представить возможную альтернативу ему.

Примечания

  1. Горобец В. Д. Парламент Российской Федерации. — М. : Академия управления МВД РФ, 1998. — С. 91.
  2. Иванец Г. И. , Калининский И. В., Червонюк В. И. Законодательный процесс // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. — М. : Юридическая литература , 2002. — С. 94. — 432 с. — ISBN 5-7260-0987-8 .
  3. Иванец Г. И. , Калининский И. В., Червонюк В. И. Регламент палаты Федерального Собрания // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. — М. : Юридическая литература , 2002. — С. 307 — 308. — 432 с. — ISBN 5-7260-0987-8 .
  4. Козочкин И. Д. Общая характеристика источников уголовного права Франции // Уголовное право зарубежных государств . — М. : Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 2003. — 576 с. — ISBN 5-88774-057-4 . Архивная копия от 28 января 2012 на Wayback Machine
  5. Академик.ру. внепарламентский референдум // Большой юридический словарь  (рус.) . — 2010.

Литература

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок