Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Екатеринбургский метрополитен
Ekt-metro-logo-01.svg
E-burg asv2019-05 img54 Chkalovskaya metro station.jpg
Описание
Страна   Россия
Расположение   Екатеринбург
Дата открытия 27 апреля 1991
Дневной пассажиропоток 130 тыс. (2018)
Годовой пассажиропоток 47,4 млн (2018)
Сайт metro-ektb.ru
Маршрутная сеть
Число линий 1
Число станций 9
Длина сети 12,7 км
Ширина колеи русская колея
Схема линии

EkbmapMetro.jpg

Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Екатеринбу́ргский метрополите́н (до 1992 года — Свердло́вский метрополите́н ) — система линий метрополитена в Екатеринбурге . Последняя — тринадцатая — система метрополитена, открытая в СССР . Первый на Урале . Шестой метрополитен в России .

История

Первые планы строительства метро в городе появились в начале 1960-х годов. Метро должно было состоять из двух линий, пересекающих город в широтном и меридиональном направлениях (с ВИЗа на Втузгородок и с Уралмаша на Химмаш ) . Борис Ельцин , будучи первым секретарём Свердловского обкома КПСС в начале 1980-х годов, так объяснил выбор маршрута первой очереди метрополитена между площадью 1905 года и районом Уралмаш: «Уралмашевцы заслужили право возвращаться домой с первомайской и октябрьской демонстраций на метро!» .

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) 1-й очереди Свердловского метрополитена было выполнено в конце 1970-х годов институтом «Харьковметропроект» ( Харьков , Украинская ССР ) . Рабочая документация 1-й очереди и ТЭО последующих очередей разрабатывались местным институтом «Уралгипротранс». В создании архитектурного облика станций также участвовали специалисты других проектных организаций города — «Свердловскгражданпроект», «УралпромстройНИИпроект». Названия станций в ходе проектирования и строительства неоднократно изменялись вслед за социально-политическими переменами в стране.

Сооружение метро началось в августе 1980 года. Первый ковш грунта был вынут на строительстве вертикального шахтного ствола нынешней станции « Уральская ». Неровный рельеф города, а также плотная застройка в центре потребовали комбинации станций глубокого и мелкого заложения .

Сначала первые станции метро планировалось открыть в 1987 году, позднее пуск был передвинут на 1989 год , но и этот срок был перенесён, так как работы тогда были выполнены лишь на 65-70 %, и открытие перенесли сначала на 1990, а затем и на 1991 год.

26 апреля 1991 года состоялся торжественный митинг, а 27 апреля в 6 часов утра началось регулярное движение поездов. На первом пусковом участке было только три станции. Ввиду отсутствия на этом участке камер съезда для оборота составов поезда двигались «челночным» способом. В период экономического спада 1990-х годов строительство замедлилось. В середине 1990-х добавились новые участки, которые позволили удвоить протяжённость линии (станции « Уральская », « Динамо » и « Площадь 1905 года »), станция « Геологическая » была открыта в 2002 году. Станция « Ботаническая » была открыта в 2011 году, на её торжественное открытие приезжал президент РФ Дмитрий Медведев, последняя на данный момент станция « Чкаловская » была открыта в июле 2012 года .

В некоторых неофициальных источниках было распространено мнение, что в первые годы после открытия Екатеринбургский метрополитен был внесён в книгу рекордов Гиннесса как самый короткий действующий метрополитен в мире .

Екатеринбургский метрополитен не имеет имени, но несколько вариантов именования всё же рассматривалось (самые популярные варианты — «Екатеринбургский метрополитен имени П. П. Бажова » и «Екатеринбургский метрополитен имени Б. Н. Ельцина ») .

Технические характеристики

Технические характеристики:

  • Количество линий — 1
  • Количество действующих станций — 9
  • Протяжённость линий — 13,8 км (используемая — 12,7 км)
  • Средняя длина перегона — 1,42 км
  • Число эксплуатационных депо — 1
  • Участковая скорость — 40,7 км/ч
  • Средняя техническая скорость — 49,23 км/ч
  • Доля в общегородских перевозках — 23,87 %
  • Количество станций мелкого заложения — 4
  • Количество станций глубокого заложения — 5
  • Количество станций с одним выходом — 1
  • Количество станций с эскалаторами — 7
  • Количество эскалаторов — 25, из них:
    • ЭТ-3М — 15 эскалаторов;
    • ЭТ-5М — 6 эскалаторов;
    • Е-55Т — 4 эскалатора
  • Количество вагонов — 70, из них 17 четырёхвагонных составов и 2 резервных вагона. (тип 81-717.5  — головные, и 81-714.5  — промежуточные, построены в 1989 на ЛВЗ им. Егорова ), ещё 2 четырёхвагонных состава — в 2011 (тип 81-717.5М  — головные, и 81-714.5М — промежуточные, построены на ОЭВРЗ ) В марте 2019 года поступили два четырёхвагонных состава модели 81-717.6/714.6 , изготовленных на заводе Метровагонмаш в Мытищах. Составы 81-717.5/714.5 , построенные в 1988—1989 гг. с 2018 г. начали проходить капитально-восстановительный ремонт с целью продления срока службы на 15 лет. В ходе КВР проведут ремонт пассажирских салонов, системы вентиляции, кабины, тележек, электродвигателей. Диваны в вагонах будут выполнены в антивандальном исполнении. В пассажирских салонах будут применены материалы, обеспечивающие стойкость к истиранию и полное удаление загрязнений, несанкционированных надписей и рекламы. Все это позволит обеспечить долговечность оборудования вагонов при минимуме затрат на их обслуживание. Капитальный ремонт всех вагонов 81-717.5/81-714.5 завершится к лету 2020 г.
  • Размер платформы для приёма состава — 5 вагонов
  • Время в пути — 19 минут
  • Интервалы между поездами: пиковый — 4—5 минут, межпик — 7—8 минут, выходные — 11 минут (с 2016)
  • Численность работников по эксплуатации — 1509
  • Затраты на перевозку 1 пассажира — 32 рубля (с 2019).
  • Пассажиропоток

Суточный пассажиропоток метрополитена в 2012 году составлял в среднем: в будни 170 000 пассажиров, в выходные 90 000 .

Год 1991 1992 1993 1995 1996 1997 2003 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Млн пассажиров 4 3 13 24 21,5 20,7 40,057 43,6 45,02 46,4 48,9 37,3 37,63 38,3 47,6 52,4 51,9 49,9 49,2 49,3


Сотовая связь в Екатеринбургском метрополитене

Все станции Екатеринбургского метрополитена покрыты сетью операторов сотовой связи , работающих в Екатеринбурге: « Мотив », « МТС », « Билайн », «Yota», « МегаФон » и « Tele2 Россия ».

Директора

  • Иван Александрович Титов с 1991 года по 2 марта 2011 года
  • Владимир Шафрай — с 4 марта 2011 года по 12 января 2017 года
  • Панаиотиди Андрей Михайлович — с 12 марта 2017 года.

Голосовые объявления в вагонах

Запись одного из объявлений при отправлении и прибытии поезда

Объявления названий станций в вагонах с автоинформатора осуществляются как на русском (мужским голосом), так и на английском (женским голосом) языке. Дублирование объялений на английский язык было добавлено в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 , при этом название «Площадь 1905 года» переводится как «Square of 1905», «Проспект Космонавтов» — «Kosmonavtov Avenue».

Оплата проезда

Стоимость поездки после открытия в 1991 году составляла 15 копеек. Плата за проезд ежегодно повышалась и в 2012 году достигла 23 рублей с учётом деноминации , c 15 января 2017 года стоимость проезда в Екатеринбургском метрополитене составила 28 рублей. С 15 мая 2019 года стоимость проезда составила 32 рубля. Первоначально входные турникеты принимали монеты достоинством 5 и 15 копеек. С 1992 года использовались пластиковые жетоны разных цветов (малиновый, красный, голубой, серый, черный). Несмотря на алюминиевую вставку, были очень лёгкие и в 1994 году выведены из обращения, и заменены на металлические жетоны, использовавшиеся ранее в Московском метрополитене. В 2009 году в дополнение к жетонам появились электронные карты « Екарта », которые позволяют применять как обычные, так и льготные социальные тарифы. С 1 июня 2019 года все проездные для граждан в метрополитене будут отменены, останутся только социальные тарифы. В октябре 2017 года Екатеринбургский метрополитен запустил в тестовом режиме «бесконтактную систему оплаты проезда». Теперь заплатить за проезд можно с помощью безналичного расчета банковской картой. Система принимает карты платежных систем: MasterCard (Pay Pass), Visa (Pay Wave), Мир, а также платежных систем мобильных платежей ApplePay, SamsungPay, GooglePay.


Система

Участок Дата
открытия
Проспект Космонавтов  — Машиностроителей 27.04. 1991
Машиностроителей — Уральская 22.12. 1992
Уральская — Площадь 1905 года 22.12. 1994
Площадь 1905 года — Геологическая 30.12. 2002
Геологическая — Ботаническая 28.11. 2011
Чкаловская 28.07. 2012

Система состоит из единственной линии «Север-Юг». На линии расположено девять станций , платформы которых рассчитаны на приём 5-вагонных составов. Как и во всех бывших советских метрополитенах, станции богаты отделкой и украшениями. Метрополитен обслуживается депо «Калиновское» , подвижной состав (вагоны типа 81-717.5/714.5 , 81-717. 5М/714.5М, 81-717.6/714.6 ) включает 70 вагонов, составы формируются из 4 вагонов.


Перспективы

Генеральным проектом метрополитена предусмотрена сеть из трёх линий, формирующая в центре города транспортный треугольник. На линиях, общей протяжённостью более 40 км, предполагается построить 39 станций (включая пересадочные) .

Охват сетью метро по районам города:
Район Количество станций
Орджоникидзевский 3
Чкаловский 2
Ленинский 2
Октябрьский 0
Железнодорожный 2
Кировский 0
Верх-Исетский 0


Первая линия

Станция «Уралмаш»

Завершилось строительство последнего пускового участка (протяжённость — 4,28 км, эксплуатационная длина — 4,19 км ), состоящего из двух станций: « Чкаловская » (в районе Южного автовокзала) и « Ботаническая » (в микрорайоне Ботанический ). Станция «Ботаническая» открыта 28 ноября 2011 года, ввод станции «Чкаловская» из-за недопоставки заводом « ЭЛЭС » частей эскалаторов состоялся позднее, 28 июля 2012 года . Открытие этих станций привело к существенному увеличению общего пассажиропотока метро . Протяжённость линии с девятью станциями составила 13,8 км, используемая длина — 12,7 км.

Помимо этого, на линии выполнен задел под станцию «Бажовская» , которая должна находиться между «Геологической » и « Чкаловской »; строительство этой станции отложено на неопределённый срок. Существуют также планы продления первой линии — на юг до жилого района Уктус (станция « Уктусские горы ») и на север в район Эльмаша (станция метро «Бакинских Комиссаров») .

Вторая линия

Существуют планы строительства второй линии, которую предполагается сооружать по направлению с запада на восток Екатеринбурга . Окончательная её длина и количество станций постоянно пересматриваются: в июне 2012 года планировалось строительство линии от станции «Верх-Исетская» до станции «Каменные Палатки». Первый пусковой участок протяжённостью 4,5 км включает четыре станции: «Металлургическая», «Татищевская», «Уральских коммунаров», «Площадь 1905 года») , причём первые три будут строиться открытым способом (в котловане) . Проходка тоннелепроходческим комплексом начнётся из района «ВИЗ-Правобережный» в сторону «Площади 1905 года». Для строительства планируется привлечь новый горнопроходческий комплекс и отказаться от использовавшегося ранее комплекса «ВИРТ» .

Silk-film.png Внешние видеофайлы
Схема планируемого варианта
Silk-film.png Проект двухэтажного метро в Екатеринбурге

В районе станции «Татищевская» планируется узел пересадки на трамвай в направлении района Академический .

Согласно заявлениям сити-менеджера Екатеринбурга Александра Якоба и замглавы администрации города Владимира Крицкого, первый пусковой участок (ВИЗ — центр) планировалось запустить к 2018 году (то есть за 5—6 лет) , но приступить к строительству возможно будет только при наличии источников софинансирования из бюджетов разных уровней : городской бюджет планировал выделить четверть необходимых денег , область продолжала поиск источников финансирования , в федеральном бюджете денег на софинансирование строительства метро не заложено .

В 2013 году планировалось, что общая стоимость работ по строительству первого пускового участка линии в количестве четырёх станций оценивается в 32 −32,5 млрд рублей, что составляет 60 % от стоимости всей линии длиной 13,65 км . В рамках городского бюджета на 2013 год были выделены бюджетные средства на разработку рабочего проекта 1-го пускового участка линии, само проектирование так и не завершилось . По состоянию на май 2013 года велись только предпроектные разработки, конкурс на само проектирование не был объявлен, а следовательно, сроки строительства вновь сдвигаются и к 2018 году пусковой участок сдан не будет .

В январе 2015 года заместитель главы города А. Высокинский заявил, что при почти полном отсутствии областного и федерального финансирования денег на строительство второй линии нет .

В октябре 2016 года было запланировано строительство первой очереди Второй линии из 4—6 станций к 2023 году .

2 ноября 2016 года был утверждён новый план Второй линии метрополитена: от станции «Металлургическая» до станции «Каменные палатки» через « Площадь 1905 года ». Первый пусковой участок будет состоять из станций: «Металлургическая», «Татищевская», «Уральских коммунаров», «Площадь 1905 года». Строительство начнётся в 2021 году .

По словам заместителя Председателя Правительства России Аркадия Дворковича , до 2019−2020 годов государственное финансирование строительства метрополитенов, в том числе и в Екатеринбурге, не предусмотрено .

Стоимость полного строительства второй линии составляет 90 млрд рублей . Проектирование начнётся не ранее 2020 года . В проекте бюджета Свердловской области на 2020 и плановый период 2021-2022 годов расходных статей на строительство метрополитена также нет .

Третья линия

На дальнюю перспективу запланирована также третья линия с юго-запада на северо-восток города, которая должна охватить семь городских жилых районов ( Академический , УНЦ , Юго-Западный , Центральный , Пионерский , Втузгородок , Шарташский ).


Именные поезда

Екатеринбургскому метрополитену 25 лет
81-717.5М/714.5М
Metro ekaterinburg 25.jpg
Производство
Годы постройки 2011
Нумерация 2857-3010-3011-2858
Технические данные
Число вагонов в составе 4
Эксплуатация
Линии Первая
Депо ТЧ-1 «Калиновское»
Годы эксплуатации 2016 2017
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе
  • «25 лет Екатеринбургскому метрополитену» — один из двух составов модели 81-717.5М/714.5М, полученных в 2011 году, курсировал в именной раскраске с 5 апреля 2016 года по лето 2017 года. Внешний дизайн поездов является сходным с внешней раскраской именного поезда « Красная стрела 75 лет », запущенного в Московском метрополитене десятью годами ранее, от которого дизайн екатеринбургского именного метропоезда отличается только надписью на боковых бортах и числом на дверях вагонов .

Музей

27 апреля 2016 года в честь 25-летия со дня пуска первого электропоезда был открыт музей, посвящённый истории Екатеринбургского метрополитена. Музей находится в здании Управления Екатеринбургского метрополитена. На открытии музея присутствовал мэр города Екатеринбурга Евгений Ройзман .


См. также


Литература

Примечания

  1. https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65888081.html
  2. Основные технико-эксплуатационные характеристики метрополитенов за 2017 год ( PDF ). Международная ассоциация «Метро» . Дата обращения 15 ноября 2018.
  3. https://www.e1.ru/news/spool/news_id-65888081.html
  4. Основные технико-эксплуатационные характеристики метрополитенов за 2016 год ( PDF ). Международная ассоциация «Метро» . Дата обращения 15 октября 2017.
  5. Вечерний Свердловск, 17 сентября 1962 г.
  6. В подарок к Новому году Екатеринбург получит очередную станцию метро . Росбалт (17 декабря 2002). Дата обращения 7 сентября 2016.
  7. Харьковметропроект — Проекты Архивная копия от 19 мая 2007 на Wayback Machine
  8. Метро в Свердловске. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1989.
  9. Открытием станции «Чкаловская» завершилось строительство первой ветки метрополитена в Екатеринбурге . // tass-ural.ru. Дата обращения 28 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  10. В Днепропетровске появился метрополитен   (недоступная ссылка) . Дата обращения 20 ноября 2011. Архивировано 15 декабря 2012 года.
  11. Метро Екатеринбурга
  12. Метро Екатеринбурга   (недоступная ссылка) . Дата обращения 23 ноября 2011. Архивировано 3 января 2012 года.
  13. Имя Ельцина дадут аэропорту, метро или набережной//KP.RU
  14. Информация о ЕМУП «Екатеринбургский метрополитен» . metro-ektb.ru. Дата обращения 15 марта 2013. Архивировано 21 марта 2013 года.
  15. Ошибка в сносках ? : Неверный тег <ref> ; для сносок АМ2014 не указан текст
  16. В Екатеринбургском метрополитене появятся новые поезда   (недоступная ссылка)
  17. В Екатеринбург привезли восемь новых вагонов метро
  18. База вагонов — Российская Федерация — Екатеринбург — ТЧ-1 «Калиновское» | Виртуальная фотогалерея «МЕТРО»
  19. ОЭВРЗ проведет капремонт вагонов метро г. Екатеринбурга. // Advis.ru . www.advis.ru. Дата обращения 29 марта 2019.
  20. Режим работы - Екатеринбургский Метрополитен   (недоступная ссылка) . ЕМУП «Екатеринбургский Метрополитен». Дата обращения 26 августа 2016. Архивировано 19 сентября 2016 года.
  21. Основные технико-эксплуатационные характеристики метрополитенов за 2013 год . международная ассоциация «Метро». Дата обращения 17 июня 2014.
  22. Брифинг: изменения цены электронных проездных билетов и тарифа в метро . Официальный портал Екатеринбурга. Дата обращения 29 мая 2019.
  23. Сергей Ермак. Прокати на колбасе . Эксперт-Урал (20 мая 2013). Дата обращения 25 мая 2013. Архивировано 25 мая 2013 года.
  24. В.Кожевятов. Пассажиров будет больше. А денег?  // Уральский рабочий. — № от 25 марта 1997 год . Архивировано 23 января 2005 года.
  25. В. Кожевятов. Трамвайный кондуктор - друг метро?  // Уральский рабочий : газета. — № 19 мая 1998 . Архивировано 25 января 2005 года.
  26. {{{заглавие}}} // Регион-Информ,. — 2004. — № 14 мая .
  27. Перевозка пассажиров . Официальный сайт екатеринбургского метрополитена (3 февраля 2012). Дата обращения 16 февраля 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
  28. Основные технико-эксплуатационные характеристики метрополитенов за 2012 год . международная ассоциация «Метро». Дата обращения 17 января 2014.
  29. Технико-эксплуатационные показатели метрополитенов 2015 год . Международная Ассоциация «Метро».
  30. Начальник екатеринбургского метро ушел в отставку
  31. Владимир Шафрай исполняет обязанности директора Екатеринбургского метрополитена
  32. https://www.ural.kp.ru/daily/26825.7/3861864/
  33. Ввод в эксплуатацию оборудования оплаты проезда с помощью бесконтактных банковских карт - Екатеринбургский Метрополитен
  34. без Чкаловской
  35. Схема линий метрополитена в г. Екатеринбурге по генеральному плану г. Екатеринбурга на период до 2025 года . metropts.ru. Дата обращения 28 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  36. http://екатеринбург.рф/officially/zakaz/aukciony-kotirovki-konkursy/ayk/25997/   (недоступная ссылка)
  37. Информация о начале установке эскалаторов и пуске станции
  38. Что и следовало ожидать. Открытие станции метро «Чкаловская» отложено до весны 2012 года. Командировка Якоба в Питер не увенчалась особым успехом
  39. «Чкаловская»: два месяца — «полет» нормальный — Авто — Официальный портал Екатеринбурга
  40. Генеральный план города Екатеринбурга ( .doc ) с. 43 (6 июля 2004). Дата обращения 14 октября 2017.
  41. Прокладка тоннелей первой линии метро «Север-Юг» подошла к завершению
  42. Александр Якоб дал старт проектированию второй линии метрополитена
  43. Открытая студия. Екатеринбург — Официальный портал Екатеринбурга
  44. Вторую ветку метро в Екатеринбурге будет прокладывать новый горнопроходческий поезд
  45. Открытая студия. Екатеринбург — Официальный портал Екатеринбурга
  46. Якоб отложил вторую ветку метро: «Без федерального финансирования мы будем закапывать деньги в землю» . JustMedia (5 июня 2012). Дата обращения 10 июня 2012. Архивировано 25 июня 2012 года.
  47. Екатеринбург может остаться без второй ветки метро , УралПолит.Ru  (13 декабря 2011). Дата обращения 23 июля 2012.
  48. Новый губернатор Евгений Куйвашев берет под опеку работы по сооружению метро в Екатеринбурге
  49. Медведев привязал вторую ветку метро к ЭКСПО-2020 и ЧМ-2018 , Uralweb.ru  (13 июля 2012). Архивировано 19 августа 2012 года. Дата обращения 23 июля 2012.
  50. К ЧМ-2018 Москва даст денег Екатеринбургу только на стадионы . 66.ru. Дата обращения 15 марта 2013. Архивировано 15 марта 2013 года.
  51. Владимир Крицкий принял участие в программе «Открытая студия. Екатеринбург» (25.10.2011). Дата обращения 6 апреля 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  52. Наталия Лукиных. Вторая ветка метро в Екатеринбурге: двухэтажное и без машиниста . KP.ru (15.08.2012). Дата обращения 6 апреля 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  53. Площадку для строительства второй ветки метро начнут готовить в этом году (31.01.2013). Дата обращения 6 апреля 2013.
  54. Вторую ветку метро к ЧМ-2018 построить не успеют
  55. Ремонт дорог в Екатеринбурге в 2015 году: правительство области не дает деньги / Наша Газета — свежие новости Екатеринбурга и Свердловской области
  56. Ветку метро на ВИЗ из шести станций планируется успеть построить к 2023 году
  57. Власти Екатеринбурга определились, где построить вторую ветку
  58. К 2020 году в Екатеринбурге успеют только спроектировать вторую ветку метро с ВИЗа до центра
  59. Дворкович рассказал сенаторам о проблемах с транспортной сетью
  60. Безнадежный Екатеринбург: подземку будут строить только в Москве
  61. Строительство второй ветки метро в Екатеринбурге подорожало в два раза
  62. «Камень на шее нашей мэрии»: на новые станции метро в Екатеринбурге уйдёт 90 миллиардов
  63. Радоваться тут нечему… Проектировать вторую ветку екатеринбургского метро городские власти в ближайшее время не будут. «Денег на её строительство попросту нет»
  64. https://newdaynews.ru/ekb/675794.html
  65. В екатеринбургском метро пустили красный поезд — Город — Новости — интернет-телевидение «ЕТВ» онлайн

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок