Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Сергей Павлович Дягилев
Sergei Diaghilev 01.jpg
фрагмент фото с Джоном Брауном в Нью Йорке, зимой 1916
Дата рождения 31 марта 1872 ( 1872-03-31 )
Место рождения Селищи , Новгородская губерния , Российская империя
Дата смерти 19 августа 1929 ( 1929-08-19 ) […] (57 лет)
Место смерти Венеция , Италия
Гражданство
Профессия предприниматель , редактор
Годы активности 1896—1929
Театр труппа « Русский балет Дягилева »
Подпись Sergei Diaghilev signature.svg
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Серге́й Па́влович Дя́гилев ( 31 марта 1872 , Селищи , Новгородская губерния  — 19 августа 1929 , остров Сан-Микеле близ Венеции ) — русский театральный и художественный деятель, один из основателей группы « Мир Искусства », организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы « Русский балет Дягилева », антрепренёр .

Биография

Валентин Серов . Портрет Сергея Дягилева, 1904 год.

Сергей Дягилев родился 19   (31) марта   1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье офицера-кавалергарда потомственного дворянина Павла Павловича Дягилева . Мать умерла через несколько месяцев после рождения Сергея, и его воспитывала мачеха Елена Валериановна Панаева, дочь В. А. Панаева . В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге , потом в Перми , где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка.

В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева , где сейчас располагается гимназия его имени. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 1850-х годах по проекту архитектора Р. О. Карвовского .

На протяжении трёх десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета , параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории . В молодости Дягилев тщетно пытался найти своё поприще. Важным моментом в его жизни стала встреча с писателем Львом Толстым , после которой он решил посвятить себя коллекционированию автографов знаменитых современников. В 1896 году он окончил университет, но вместо того чтобы заняться юриспруденцией, начал деятельность в области изобразительного искусства.

Условно деятельность С. П. Дягилева можно разделить на два периода:

  • 1898—1906 годы — жизнь Дягилева в России, когда интересы его были сосредоточены, главным образом, в области изобразительного искусства;
  • 1906—1929 годы — деятельность Дягилева в качестве импресарио за рубежом. Начав с организации выставки в 1906 году, вскоре он сосредоточился на области музыкального театра, в первую очередь, балета .

Деятельность в Петербурге

Лев Бакст . Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней, 1905 год.

В 1898 году совместно с художником А. Н. Бенуа стал инициатором создания журнала « Мир искусства », издававшегося С. И. Мамонтовым и княгиней М. К. Тенишевой ; был его редактором (с 1903 года — совместно с Бенуа), с 1902 года руководил изданием. В 1898—1904 годах также сам писал искусствоведческие статьи; является автором монографии о художнике Д. Г. Левицком (1902).

В этот период организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс в Санкт-Петербурге:

В 1899 году князь Сергей Волконский , ставший директором Императорских театров , назначил Дягилева чиновником по особым поручениям и предоставил ему редактирование «Ежегодника императорских театров». Дягилев превратил ежегодник из сухого издания в художественный журнал .

Вместе с Дягилевым в Императорские театры пришли многие современные художники ( Ап. М. Васнецов , А. Н. Бенуа , Л. С. Бакст , В. А. Серов , К. А. Коровин , Е. Е. Лансере ).

В сезон 1900—1901 годов Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба « Сильвия ». Дягилев привлёк к постановке художников группы « Мир искусства », но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось его увольнением.

Исторические русские концерты. Русские сезоны. Русский балет Дягилева

Сергей Дягилев, 1910 год.
Участники «Русских исторических концертов в Париже» в гостях у композитора К. Сен-Санса , Париж, 1907 год.
Памятник Сергею Дягилеву в Монте Карло

В 1907 году Дягилев организовал Исторические русские концерты , в них участвовали Н. А. Римский-Корсаков , С. В. Рахманинов , А. К. Глазунов , Ф. И. Шаляпин , Ф. В. Литвин и другие крупные музыканты. Вместе с музыкантами, задействованными в «Исторических концертах», Дягилев посетил в Париже К. Сен-Санса .

С 1908 года Дягилев проводил Русские сезоны за границей. В первый сезон в Париже была поставлена опера « Борис Годунов » с участием Ф. И. Шаляпина . Несмотря на успех у публики, сезон принёс Дягилеву убытки, поэтому на следующий год он, оценив вкусы публики, решил везти в Париж и балет . При этом, в тот момент Дягилев относился к балету пренебрежительно:

Смотреть его с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые — всё равно никакого содержания и смысла в нём нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности

М. В. Борисоглебский . Материалы по истории русского балета, т. II. Л., 1939,стр. 135.

В 1909 году, наряду с продолжением оперных сезонов (была поставлена «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), в Париже состоялся первый балетный спектакль Дягилевской антрепризы. С этого времени и вплоть до кончины Дягилева в 1929 году действовала труппа « Русский балет Дягилева ». Русские оперы Дягилев продолжал активно показывать вплоть до начала 1-й мировой войны («Соловей» И. Ф. Стравинского , «Князь Игорь» А. П. Бородина , «Майская ночь» Римского-Корсакова, все — 1914 г.).

Для первых балетных сезонов Дягилев пригласил таких солистов Императорских театров , как М. М. Фокин , А. П. Павлова , В. Ф. Нижинский и Б. Ф. Нижинская , Т. П. Карсавина , А. Р. Больм , Л. Ф. Шоллар , В. А. Каралли , Л. П. Чернышёва . Впоследствии приглашал немало польских артистов и танцовщиков других национальностей, многие из которых получали в труппе «русские» имена.

Уже со второго балетного сезона ( 1910 ) Дягилев ежегодно представлял парижской публике исключительно мировые премьеры. Основными хореографами его труппы в разное время выступали М. М. Фокин , В. Ф. Нижинский , Л. Ф. Мясин , Б. Ф. Нижинская , Дж. Баланчин . Его «звёзды» В. Ф. Нижинский , Л. Ф. Мясин и С. М. Лифарь одновременно были его фаворитами .

Дягилев постоянно сотрудничал с «открытым» им композитором И. Ф. Стравинским . Стивен Уолш отмечал, что «Дягилев и Стравинский, будто русские герои карикатур: обнимались и вместе выпивали вечером, а днём отчаянно ругались из-за денег и контрактов».

В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в « Мир искусства », в частности А. Н. Бенуа , Л. С. Бакст , А. Я. Головин , Н. К. Рерих , Б. И. Анисфельд . «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства. За двадцать лет своего существования они полностью изменили традиционные представления о театре и танце, также способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

Во время войны, начиная с середины 1910-х годов, он в корне изменил стилистику представлений, оставив экзотику, придворную пышность и ориентализм и обратившись к авангарду . Первым спектаклем новой музыкальной формы и хореографии стал балет « Парад » Эрика Сати , скандальная премьера которого прошла в Париже в 1917 году. Отойдя от стилистики «Мира искусства», Дягилев начал сотрудничать преимущественно с европейскими художниками; также его постоянными сотрудниками были супруги Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов .

Труппа Дягилева давала сезоны в Париже и в Лондоне, а также гастролировала в Италии, Германии, США. Начиная с зимы 1923 года она репетировала в Монте-Карло , где состоялись первые представления многих премьер. До Первой мировой войны Дягилев был одержим идеей представить свои постановки в России, выступить в Санкт-Петербурге было его мечтой — однако, несмотря на приложенные усилия и многочисленные попытки, по разным причинам ему это не удалось. В начале 1920-х годов при помощи Маяковского , которого он всячески привечал в Берлине и Париже, Дягилев вновь пытался организовать гастроли труппы или хотя бы свою поездку в СССР, однако затем от этой идеи отказался.

Труппа просуществовала до 1929 года, то есть до смерти её организатора. По воспоминанию постоянного режиссёра труппы С. Л. Григорьева , их последнее выступление было в Виши 4 августа 1929 года .

По словам А. Н. Бенуа , «ни одна из затей не получила бы своего осуществления, если бы Дягилев не возглавил её и не привнёс бы своей энергии туда, где творческого начала было уже много, но где не было главного — объединяющей роли». М. Ф. Ларионов считал, что «Дягилев — энтузиаст, отдавший всего себя с какой-то языческой страстностью искусству». «Кто-то говорил, что антреприза была личным делом Дягилева… Только злой язык и злобный ум могли произнести такую клевету на этого крестоносца красоты», — утверждал Н. К. Рерих .

Многие современники, художники и поэты, использовали яркие символы, метафоры в передаче восприятия личности С. П. Дягилева: «лучезарное солнце» ( В. А. Серов ), «Геркулес», «Петр Великий» ( А. Н. Бенуа ), «орёл, душивший маленьких птичек» ( В. Ф. Нижинский ), «Жёлтый Дьявол на аренах европейских стран» ( А. Л. Волынский ), «Нерон в чёрном смокинге над пламенеющим Римом» ( А. Белый ) , «Монстр» ( С. Ю. Судейкин не называл его иначе).

Личная жизнь

Дягилев был гомосексуалом , что являлось серьёзным препятствием в его карьере . Он осознал свою гомосексуальность в раннем возрасте, на протяжении 15 лет состоял в отношениях со своим кузеном Дмитрием Философовым . По словам композитора Николая Набокова , был «первым великим гомосексуалом, заявлявшим о себе и признанным обществом» . Интимные отношения связывали Дягилева с Вацлавом Нижинским , а позднее с другими протеже-танцовщиками: Л. Мясиным , Б. Кохно , А. Долиным , С. Лифарем , а также с юным музыкантом Игорем Маркевичем .

Отношения с Мясиным

В 1916 году, во время американского турне, Дягилев объявил в труппе, что ни при каких условиях не потерпит интрижек Мясина с артистками. Однако в 1920 году, во время подготовки новой версии « Весны священной », у Мясина начались отношения с английской балериной Верой Савиной, недавно появившейся в труппе. В Риме Дягилев нанял частных детективов, следивших за парой и докладывавших ему об их встречах в отелях. В конце концов Дягилев напоил Савину в своём номере и затем раздетую приволок в соседнюю комнату к спящему Мясину. Кинув её к нему на постель, он воскликнул: «Смотри, вот твой идеал». После этого Мясин немедленно покинул отель и прекратил всяческие отношения с Дягилевым. Он был уволен из труппы, Савина же из многообещающей солистки была переведена в кордебалет. Дягилев тяжело переживал разрыв со своим фаворитом и несколько дней никого к себе не подпускал, кроме Нувеля и своих слуг Беппо и Василия. По словам артиста Михаила Семёнова, «Дягилев будто помешался»; «его друзья, опасаясь за его здоровье и даже разум, денно и нощно не выпускали его из виду», — писал Арнольд Хаскелл [en] .

Начиная с 1924 года, Мясин, к тому времени женившийся на Савиной, вновь сотрудничал с Дягилевым, который, по-видимому, совершенно охладел к нему. Согласно свидетельству композитора Дукельского , во время работы над балетом « Зефир и Флора » он говорил ему, что «у Леонида нет ни души, ни сердца, ни вкуса, и единственное, что его интересует, – это деньги».

Болезнь и смерть

Могила Дягилева на острове Сан-Микеле

В 1921 году у Дягилева диагностировали сахарный диабет , однако он почти не соблюдал предписанную диету :520 . Развитию недуга способствовали образ жизни, а также постоянные резкие изменения массы тела. Начиная с 1927 года, у него развился фурункулёз , способный привести к развитию сепсиса , что было смертельно опасно в те времена, когда антибиотики ещё не были известны. Летом 1929 года в Париже врач предписал Дягилеву соблюдать диету и много отдыхать, предупредив, что несоблюдение рекомендаций повлечёт за собой опасные последствия для его здоровья :534 .

Дягилев проигнорировал предписание, отправившись с труппой в Берлин, затем в Кёльн и через Париж — в Лондон, где вновь посетил врача, посоветовавшего ему нанять медсестру, что также не было сделано: за ним ежедневно ухаживал Кохно , делая необходимые процедуры и перевязки. Отправив труппу в отпуск и вернувшись в Париж, он вновь посетил своего лечащего врача, который настаивал на курсе лечения термальными водами в Виши . Вместо этого Дягилев вместе со своим протеже Игорем Маркевичем предпринял «музыкальное» путешествие вдоль Рейна, посетив Баден-Баден (где он обсудил новый балет с Хиндемитом и виделся с Набоковым , позднее написавшим: «Несмотря на его внешний вид, казалось, что у него было хорошее настроение. Он весело рассказывал о своих планах на оставшуюся часть лета и на новый осенний сезон» ), Мюнхен (ради опер Моцарта и Вагнера ) и Зальцбург . Оттуда Дягилев послал Корибут-Кубитовичу письмо с настойчивой просьбой приехать к нему в Венецию. Расставшись с Маркевичем в Веве , 7 августа Дягилев отправился в Венецию. На следующий день он въехал в « Гранд-отель де Бан де Мер [en] », куда вечером прибыл Лифарь .

К тому времени у него уже началось заражение крови из-за абсцессов :538 . С 12 августа он больше не вставал с постели, за ним ухаживал Лифарь. Даже будучи больным, Дягилев продолжал строить планы и напевать из Вагнера и Чайковского. 16 августа к нему приехал Кохно, 18-го — посетили Мисиа Серт и Шанель . Получив телеграмму от Корибут-Кубитовича, который не спешил приехать по его вызову, Дягилев заметил: «Ну конечно, Павка запоздает и приедет после моей смерти» . Вечером к нему пришёл священник . Ночью температура у Дягилева поднялась до 41°, он больше не приходил в сознание и скончался на рассвете 19 августа 1929 года.

Так как у Дягилева при себе не было средств, похороны оплатили М. Серт и Г. Шанель. После короткой панихиды в соответствии с обрядом православной церкви, тело было перенесено на остров Сан-Микеле и захоронено в православной части кладбища.

На мраморном надгробном памятнике выбито имя Дягилева по-русски и по-французски ( Serge de Diaghilew ) и эпитафия: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений» — фраза, написанная им незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю. На постаменте рядом с фотографией импресарио почти всегда лежат балетные туфли (чтобы их не унесло ветром, их набивают песком) и другая театральная атрибутика. На том же кладбище рядом с могилой Дягилева находится могила композитора Игоря Стравинского , а также поэта Иосифа Бродского , который назвал Дягилева «Гражданином Перми».

Официальной наследницей Дягилева оказалась сестра его отца, Юлия Паренсова-Дягилева, проживавшая в Софии (она отказалась от наследства в пользу Нувеля и Лифаря). 27 августа Нувель организовал панихиду по усопшему в Париже, в соборе Александра Невского .

Оценка личности. Характер

Князь В.Н. Тенишев :

«А за Дягилева ручаюсь тебе, что ты [ княгиня Тенишева ] ему так же интересна, как прошлогодний снег, ему нужны только средства...»

Сочинения

Адреса

В Санкт-Петербурге
В Венеции

Судьба Дягилевых в СССР

  • Судьбы двух братьев Сергея Дягилева — Юрия и Валентина — трагичны. Валентина расстреляли на Соловках в 1929 году по, по-видимому, сфабрикованному уголовному делу; Юрий был сослан (по другим данным, подвергся административной высылке), умер в Ташкенте (по другим данным, в городе Чирчик Ташкентской области) в 1957 году.
  • Старший племянник Сергей Валентинович Дягилев был симфоническим дирижёром. Как и отец, Валентин Павлович, был репрессирован в 1937 году по соответствующей политической статье. Провёл 10 лет в лагерях и 5 лет в ссылке. После реабилитации вернулся в Ленинград, где продолжил творческую деятельность. Скончался 13 августа 1967 года.
  • Младший племянник Василий Валентинович Дягилев , невропатолог, решил скрывать родство со знаменитым дядей.
  • Правнучатый племянник Сергей Александрович Дягилев  — композитор и дирижёр. Проживает в Санкт-Петербурге.

Память

В Париже

  • В 1965 году площадь неподалёку от театра « Гранд-Опера », в IX округе города, получила название Площадь Дягилева .
  • В 2003 году в Париже в театре « Шатле » был открыт памятник-бюст Дягилева работы петербургского скульптора Левона Лазарева .
  • В год столетия «Русских сезонов» интерес к личности Дягилева снова возрос. В 2008 году аукционный дом Sotheby’s организовал в Париже в честь 100-летия «Русских балетов» Дягилева выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“», на которой было представлено около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Среди экспонатов выставки были костюмы, эскизы для которых делали Леон Бакст и французские художники Андре Дерен и Анри Матисс . Также была представлена инсталляция бельгийского скульптора Изабель де Боршграв , вдохновлённая наследием Дягилева .
  • В 2009 году в Париже началась подготовка проекта памятника Дягилеву. Победителем конкурса стал проект скульптора Виктора Митрошина. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак , его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта; затем проект перешёл под патронаж Пьера Кардена . Так как мэр Парижа Жан Тибери был против, деятельность по возведению памятника удалось начать лишь после того, как его сменил Бертран Деланоэ . Памятник планируется установить на площади перед зданием Гранд-Опера .

В России

В Перми

  • В родовом доме Дягилевых в Перми с 1992 года размещается гимназия, носящая имя С. П. Дягилева, и музей, составляющий с гимназией единый комплекс . В 2007 году в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Сергею Павловичу работы скульптора Эрнста Неизвестного . С 2009 года в Перми обсуждается возможность переноса памятника на одну из улиц, однако памятник отлит из цветной патинированной бронзы — прихотливого материала, который боится дождей и выхлопных газов .
  • По инициативе Пермского театра оперы и балета в Перми проводятся ежегодный « Дягилевский фестиваль ». Здание театра, сооружённое благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых, по мнению многих пермяков, является красивейшим в городе.
  • В сентябре 2011 года министр культуры Пермского края Николай Новичков предложил назвать новый аэропорт Перми «Международный аэропорт „Сергей Дягилев“» .

В других городах

  • Именем Дягилева назван лицей искусств в Екатеринбурге и школа искусств в Зеленограде, а также теплоход «Сергей Дягилев».
  • Весной 2006 года в здании Щукинской сцены на территории московского сада « Эрмитаж » открылся ночной клуб « Дягилев » (также известный как «Dяgilev proжект»). Его логотипом стал чёрно-белый рисунок, изображающий усатого мужчину во фраке, цилиндре и бабочке с явным намёком на образ С. П. Дягилева.

Образ в искусстве

Изобразительное искусство

В кинематографе

В театре

В драматическом театре роли Дягилева исполняли:

Документальные фильмы

  • 2001 - Избранники. Россия век XX, выпуск 28: Сергей Дягилев (реж. Станислав Раздорский, Никита Воронов, Анатолий Васильев)
  • 2002 - Судьба подвижника. Сергей Дягилев (реж. Виктор Спиридонов, Александр Васильев)
  • 2010 - «Париж Сергея Дягилева» — документальный фильм режиссёра Никиты Тихонова , авторы сценария Виолетта Майниеце и Юлия Тихонова (39 мин.; 2010, Россия).
  • 2017 - Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева / Marchand de toutes les saisons: Le musee virtuel de Sergei Diaghilev (реж. Светлана Астрецова)

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных — 2011.
  2. SNAC — 2010.
  3. Энциклопедия Брокгауз
  4. Дягилев Сергей Павлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. http://www.britannica.com/EBchecked/topic/161038/Serge-Pavlovich-Diaghilev
  6. Бахрушин Ю. А. История русского балета. — Советская Россия — 1965 стр. 202
  7. Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909—1929, Предисл. Чистяковой Н. А.- М: APT СТД РФ, 1993.-384 с. ISBN 5-87334-002-1 .
  8. А. А. Наймушина С. П. Дягилев в воспоминаниях современников   (недоступная ссылка) . Дата обращения 16 марта 2016. Архивировано 21 марта 2016 года.
  9. Serge Diaghilev   (англ.) . — статья из Encyclopædia Britannica Online . Дата обращения 10 июля 2017.
  10. Сергей Дягилев. "Русские сезоны" навсегда - Шенг Схейен - Google Книги
  11. The Queer Encyclopedia of Music, Dance, & Musical Theater - Google Книги
  12. Sergei Diaghilev: first lord of the dance   (англ.) . The Guardian . Дата обращения 10 июля 2017.
  13. Схейен, Шенг. Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. — 608 с. — ISBN 978-5-389-05009-9 .
  14. По свидетельству М. Серт — католический, который поначалу отказался совершить обряд над больным другой конфессии; по свидетельству С. Лифаря, совершивший обряд отпущения грехов священник был православным
  15. М. Тенишева. Впечатления моей жизни. Воспоминания. — М.: «Захаров», 2002, ISBN 5-8159-0226-8
  16. В Париже открыт памятник Сергею Дягилеву, директору «Русских сезонов» // Первый канал, 23 января 2003
  17. Sotheby’s организует выставку, посвященную «Русским балетам» , ARTInvestment.ru . Дата обращения 13 февраля 2011.
  18. Гимназия № 11 им. С. П. Дягилева (Дом Дягилева) (Пермь) // Wikimapia
  19. Сергей Дягилев вернулся домой // ГТРК «Пермь», 02.05.2007   (недоступная ссылка) . Дата обращения 10 августа 2015. Архивировано 31 октября 2016 года.
  20. М. С. Качан. Памятник Сергею Дягилеву в Перми
  21. Международный аэропорт «Сергей Дягилев" .
  22. Гордеева А. «Нижинский. Музыка одной жизни» на сцене центра В.С.Высоцкого (11.12.2012). Архивировано 31 марта 2017 года.

Литература

  • Бенуа А. Н. Мои воспоминания. В пяти книгах. Т. 1-2. Изд. второе, доп. М.: Наука, 1990.
  • Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, т. 1-2, Л., 1971.
  • Волконский С. М. Мои воспоминания. Лавры. Странствия. Родина. — Берлин: Медный всадник, 1923, М.: «Искусство», 1992, в 2 т.
  • Волконский С. М. Рецензии в газете «Последние Новости» — см. полное собрание в: Revue des études slaves , Paris, LXIV/4, 1992, pp. 735—772.
  • Гарафола Л. Русский балет Дягилева. Пер. с англ. Пермь: Книжный мир, 2009. 480 c. ISBN 978-5-903861-06-4
  • Грабарь И. , Моя жизнь, М.-Л., 1937.
  • Лифарь, Серж . Дягилев, С Дягилевым. М.: Вагриус, 2005. 592 с. 5000 экз. ISBN 5-9697-0022-3 .
  • Луначарский А. В. В мире музыки. М., 1958.
  • Мокроусов А. Б . Деньги и искусство между Востоком и Западом. С. П. Дягилев. Материалы к биографии. 1902—1926 // Теория моды, 2010, № 15. С. 167—204.
  • Сергей Дягилев и русское искусство. В 2 т. Сост. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков. М., 1982.
  • Стасов В. В. , Выставки. — Нищие духом, Избр. соч., т. 3, М., 1952, с. 215—228, 232—243.
  • Схейен Ш. Дягилев. «Русские сезоны» навсегда / Пер. с нидерл. Н. Возненко, С. Князьковой. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. 608 с. ISBN 978-5-389-05009-9
  • Фокин М. М. Против течения, Л.-М., 1962.
  • Чернышова-Мельник Н. Д. Дягилев: Опередивший время. М.: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 2011. ISBN 978-5-235-03417-4
  • Парфенова И., Пешкова И. Дягилев и музыка [энциклопедический словарь] / Общ. ред. О. В. Фраёновой. М.: АРТ, 2017. – ISBN 978-5-87334-102-3
  • Grigoriev S. The Diaghilew ballet 1909—1929, Harmondsworth, 1960 (рус. пер.: Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909—1929, Предисл. Чистяковой Н. А.- М: APT СТД РФ, 1993.-384 с. ISBN 5-87334-002-1 ).
  • Haskell A. L., Nouvel W. Diaghilheff. His artistic and private life, L., 1935, 1955.

Ссылки

Категории :
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок