Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Анубис подготавливает мумию к погребению. Роспись на стене гробницы художника Сеннеджема

Древние египтяне создали ряд погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия в дальнейшей загробной жизни . Эти ритуалы включают в себя мумификацию , отбор магических заклинаний и обеспечение могил всем необходимым для жизни в загробном мире . В процессе погребения использовались наработанные в течение длительного времени старинные обычаи, которые то отвергались, то принимались вновь. Тем не менее, многие важные элементы сохранены. Несмотря на то, что некоторые специфичные детали изменились с течением времени, такие элементы, как подготовка тела, магические обряды и обеспечение гробниц всем необходимым составляли важную часть ритуала погребения.

Погребальные ритуалы

Отрывок « Книги мёртвых » из папируса Хунефера .

После того как мумия была подготовлена, её необходимо «оживить». Церемония « Отверзение уст » проводилась жрецом, который, произнеся заклинание, прикасался к мумии или к саркофагу ритуальным теслом , лезвие которого было изготовлено из меди или камня. Проведение подобной церемонии давало возможность мумии дышать и говорить в загробной жизни. Аналогичным образом, произнеся заклинания, жрец мог оживить для загробной жизни руки, ноги и другие части тела у мумии.

Заупокойные тексты

Многие мумии были оснащены заупокойной литературой, которую умершие забирали с собой в загробный мир. В большинстве своём заупокойная литература состояла из списка инструкций и заклинаний, служащих своего рода путеводителем по загробному миру. Во времена Древнего Царства, только фараон имел возможность пользоваться подобной литературой, более известной как Тексты пирамид . Тексты пирамид представляют собой набор заклинаний, обеспечивающих воскрешение и защиту фараону от различного рода враждебных сил обитающих в загробном мире. Фараон Унис был одним из первых, кто использовал этот набор заклинаний. У него как и у некоторых последующих фараонов, заклинания высечены на стенах, внутри пирамид . Эти тексты были индивидуально подобраны для него из большого банка заклинаний.

Тексты пирамид в пирамиде Униса .

В Первый переходный период и во времена Среднего царства некоторые заклинания Текстов пирамид стали находить на поверхности саркофагов, в погребальных камерах высокопоставленных лиц. Таким образом, постепенно, стала развиваться традиция записи заклинаний на внутренней и внешней поверхностях саркофагов. Тексты и заклинания записанные на поверхности саркофагов стали называться Текстами саркофагов . В этот период, заупокойная литература, впервые стала доступна лицам не имеющим царского происхождения. Несмотря на то, что многие заклинания были перенесены из более ранних текстов, в Текстах саркофагов, стали появляться дополнительные заклинания, которые претерпели незначительные изменения, и были адаптированы для лиц нецарского происхождения .

Во времена Нового царства , Тексты саркофагов стали записывать на погребальных папирусах , которые получили название Книга мёртвых . Подобные книги мёртвых продолжали создаваться вплоть до Позднего периода . Тексты в этих книгах были разделены на главы, каждая из которых могла содержать до двухсот заклинаний. Каждый из этих текстов был индивидуально составлен для умершего, хотя степень различия в них была не существенной. Если человек был достаточно богат, то за дополнительную плату он мог заказать себе свой вариант текста, который включал бы в себя те заклинания, которые ему больше хотелось видеть. Если же финансовое положение человека не позволяло ему совершить покупку персональной Книги мёртвых, то он мог купить более дешёвую, стандартную версию, в которой были оставлены пустые места для имени умершего.

Погребальная утварь

Разнообразные ушебти , Лувр .

С древнейших времён истории Египта , простые египтяне хоронили умерших с различного рода предметами обихода, так как они могли пригодиться им после смерти. Это была кухонная утварь, керамические изделия, каменные сосуды, различные предметы быта и пища. Более богатые египтяне могли себе позволить быть похороненными с мебелью, ювелирными изделиями и другими ценными вещами, поэтому их гробницы разграблялись и опустошались на протяжении всей истории Египта .

Согласно обычаям, появившимся в период Древнего царства, богатые граждане хоронили умерших в деревянных или каменных саркофагах. Количество погребальной утвари в них было мало. Чаще всего встречались наборы медных инструментов и некоторые виды ваз . Деревянная погребальная утварь стала преобладать во времена Первого переходного периода. На этих деревянных изделиях часто изображались сюжеты из повседневной жизни умерших, что подразумевало продолжение подобной деятельности и после смерти. Саркофаги имели стандартную прямоугольную форму. Поверхность саркофагов была ярко раскрашена и на ней часто изображалась надпись в виде Формулы подношения . В этот период предметы повседневного быта встречались редко в гробницах. В конце Среднего царства в гробницах египтян стали появляться такие погребальные объекты, как ушебти и скарабеи . В этот же период в могилах снова стали появляться предметы повседневного быта, включая магические амулеты , использовавшиеся ещё при жизни для защиты умершего.

С началом Нового царства некоторые древние обычаи постепенно изменились. Например, саркофаги были в основном антропоморфной формы. Умершим клали хотя бы одну статуэтку ушебти, так как египтяне верили, что в загробном мире она будет выполнять за них всю сложную работу. Гробницы богатых часто содержали вещи повседневного быта. В то время как в гробнице Рамсеса II и в гробницах всех последующих фараонов предметы из повседневной жизни стали постепенно исчезать. В этих гробницах всё чаще стали встречаться предметы и вещи, специально изготовленные для похорон. Кроме того, в захоронениях увеличилось количество статуэток ушебти, количество которых в отдельных гробницах достигало четырёхсот штук. Помимо статуэток ушебти умершего хоронили с большим количеством других магических фигурок, которые были призваны защитить умершего от различного рода напастей и зла в загробном мире. Несмотря на то, что виды и разнообразие погребальных объектов менялись на протяжении всей истории древнего Египта, их функциональное значение оставалось неизменным. Главной функцией всех погребальных объектов было обеспечение умершего всем необходимым в загробной жизни.

В некоторых древнеегипетских гробницах помимо обычной погребальной утвари встречались также и погребальные лодки . Лодки играли важную роль в религии египтян, так как они являлись основным средством передвижения богов как по небу, так и по преисподней . На одном из видов лодок, который египтяне использовали на похоронах, они совершали паломничество к святым местам Египта, таким как древний город Абидос . Одна из подобных лодок была найдена вблизи пирамиды Хеопса .

История

Несмотря на то, что не сохранилось ни одного письменного источника Додинастического периода , учёные могут почерпнуть немало важной информации от сохранившихся тел древних египтян. Это стало возможным благодаря тому, что люди того времени не придерживались всеобщей практики кремации тел, а хоронили своих умерших. Почему они поступали именно так, неизвестно, но некоторые учёные полагают, что египтяне боялись, что мёртвые могут подняться из могил, если с ними плохо обращаться после смерти.

Гебелейнская мумия (ок. 3400 до н. э.), выставлена в Британском музее (EA 32751). Фото из книги У. Баджа

В более ранние эпохи умерших хоронили в простых овальных ямах с несколькими погребальными предметами, которые располагались вокруг них. Иногда встречаются групповые захоронения, в которых можно увидеть кости не только людей, но и животных. Со временем могилы стали более сложными, тела помещали сначала в плетёную корзину, а затем в деревянный или терракотовый саркофаг. В этих могилах содержались ювелирные изделия и острые наконечники .

Всё это наглядно показывает, что уже в те древние времена у людей была вера в загробную жизнь, хотя согласно археологическим данным, шансов попасть туда у простого человека было не много. Это могло быть связано с тем, что для принятия в загробный мир требовались лишь те умершие, которые могли выполнять строго определённую функцию. Фараону позволено было входить в царство мёртвых, так как он играл важную роль в жизни людей, поэтому и от других людей так же требовалась важная жизненная роль, чтобы попасть туда.

В ранних царских гробницах были найдены останки людей, принесённых в жертву . Подобные находки лишь укрепили мнение археологов, что у каждого египтянина должна была быть важная функция после смерти. Возможно эти люди были призваны служить вечно своему царю. В дальнейшем необходимость в совершении человеческих жертвоприношений отпала вероятно по той причине, что фараоны нашли более красивую и гуманную альтернативу в виде магических фигурок и настенных росписей с заклинаниями . Некоторые из этих фигурок были созданы похожими на определённых людей, чтобы они могли и после смерти следовать за фараоном.

Как низший, так и средний класс египтян, вынужден был полагаться на милость фараона, чтобы попасть в загробный мир. Египтяне верили, что когда умирал фараон, он становился божеством, которое могло даровать каждому право на загробную жизнь. Подобная вера укоренилась у египтян в Додинастический период и продержалась вплоть до Древнего царства . В дальнейшем постепенно право на загробную жизнь получил каждый, у кого были деньги .

См. также

Примечания

  1. Wolfram Grajetzki. Burial customs in Ancient Egypt . www.digitalegypt.ucl.ac.uk. Дата обращения 6 ноября 2018.
  2. Ancient Egyptian Mummies Архивная копия от 22 марта 2012 на Wayback Machine
  3. Pyramid texts . www.digitalegypt.ucl.ac.uk. Дата обращения 6 ноября 2018.
  4. Erik Hornung, The Ancient Egyptian Book of the Afterlife, (Cornell: Cornell University Press, 1999) p. 7
  5. Raymond O. Faulkner, The Ancient Egyptian Book of The Dead , (New York, British Museum Publications, 1985) p. 11.
  6. Grajetzki: Burial Customs , p. 7-14
  7. Grajetzki: Burial Customs , p. 15-26
  8. Древний Египет раскрывает тайны ::  » Амулеты и символы египтян (14 апреля 2012). Дата обращения 6 ноября 2018.
  9. Solar Boat . www.bluffton.edu. Дата обращения 6 ноября 2018.
  10. Françoise Dunand and Roger Lichtenberg, Mummies and Death in Egypt, (London: Cornell University Press , 2006), p. 9
  11. Françoise Dunand and Roger Lichtenberg, Mummies and Death in Egypt, (London: Cornell University Press, 2006), p. 7
  12. Sergio Donadoni, The Egyptians, (Chicago: University of Chicago Press, 1997) p. 262
  13. John A. Wilson, The Culture of Ancient Egypt, (Chicago: University of Chicago Press, 1965), P. 116.

Литература

  • Erik Hornung: The Ancient Egyptian Books of the Afterlife, ISBN 0-8014-8515-0
  • Wolfram Grajetzki: Burial Customs in Ancient Egypt: Life in Death for Rich and Poor. Duckworth: London 2003 ISBN 0715632175
  • John Taylor: Death and the Afterlife in Ancient Egypt. Chicago: The University of Chicago Press. 2001

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок