Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
На этой заупокойной стеле начальника гончаров Пепи, изображена Формула подношения. Текст формулы начинается с верхней строки и читается справа налево.
Подношение Осирису и Исиде.

Древнеегипетская формула подношения — это формула из определённого набора иероглифов , которая являлась своего рода пожертвованием со стороны усопшего. Формула подношения, позволяла усопшему принять участие в жертвоприношениях адресуемых основным богам, во имя царя. Эти подношения осуществлялись напрямую от членов семьи умершего. Все египетские формулы подношения имеют одну общую основу. Отличаются они лишь именами и титулами богов, которым совершено данное подношение. Ниже приведён пример стандартной формулы подношения:

M23 t
R4
X8 Q1 D4 nb R11 w O49
t
Z1 nTr aA nb U23 b N26
O49
D37
f
O3 F1
H1
V6 S27 x
t nb
t nfr
t wab
t S34
t
nTr i m
n
D28
n
i F39
x
i i F12 s r
t
z
n A1 Aa11
P8
ḥtp dỉ nsw wsỉr nb ḏdw, nṯr ˁȝ, nb ȝbḏw
dỉ=f prt-ḫrw t ḥnqt, kȝw ȝpdw, šs mnḥt ḫt nbt nfrt wˁbt ˁnḫt nṯr ỉm
n kȝ n ỉmȝḫy s-n-wsrt, mȝˁ-ḫrw

« Фараон , подношение дарующий Осирису , господину Бусириса , богу великому, господину Абидоса ».

«Дарую ему словесное подношение в виде хлеба, пива, скота, птиц, алебастра, одежды (тканей) и всего хорошего и чистого, ибо живёт божество этим».

«Для Ка , почтенного Сенусерта , правдивого голосом».

Чаще всего формулы подношения вырезаны или нарисованы на заупокойных стелах , ложных дверях , саркофагах и некоторых других погребальных объектах. У каждого умершего, в формулу вписаны его имя и титулы. Формула подношения не являлась роскошью, доступной только лицам царской семьи, и в отличие от некоторых других религиозных текстов, таких как Литания Ра , её мог использовать каждый, чьи средства позволяли ему купить себе хотя бы один экземпляр .

Структура формулы подношения

Формула подношения всегда начинается с фразы:

M23 t
R4
X8
ḥtp dỉ nsw

Эта фраза пришла из староегипетского языка , и вероятно означает «Фараон, подношение дарующий». Подношение совершалось через фараона, поскольку он выступал в качестве посредника между простым народом Египта и его богами.

В следующем блоке записывается имя бога мёртвых и несколько его эпитетов. В качестве бога мёртвых чаще всего упоминаются Осирис и Анубис , реже бог Геб или какое-либо иное божество. В этой фразе призывается имя божества:

Q1 D4 nb R11 w O49
t
Z1 nTr aA nb U23 b N26
O49
wsỉr nb ḏdw, nṯr ˁȝ, nb ȝbḏw

перевод «Осирис, господин Бусириса, бог великий, господин Абидоса». Набор эпитетов «Господин Бусириса», «Бог великий» и «Господин Абидоса» были наиболее распространены; так же часто встречались такие эпитеты:

nb H6 nb G21 H H N5
nb ỉmnt nb nḥḥ

что переводится как «Господин Запада, Господин Вечности». Записи с именем Анубиса встречались реже чем с именем Осириса, у них был следующий вид:

E15
R4
W17 t nTr O21 D1 N26
f
ỉnpw, ḫnty sḥ nṯr tpy ḏw=f

что означает «Анубис, тот кто во главе его божественного святилища, тот кто на горе его».

После списка имён божеств, перечисляется список всего того, что приносится в жертву, это так называемое «взывающее подношение» ( ḫrt-prw ), которому всегда предшествует блок из следующих иероглифов:

D37
f
O3
    or    
X8 s
n
O3
dỉ=f prt-ḫrw         or       dỉ=sn prt-ḫrw

что означает «даёт он (или «дают они» во втором примере) взывающее (словесное) подношение в виде хлеба и пива». Вся фраза со списком остальных подношений выглядит так:

D37
f
O3 F1
H1
V6 S27 x
t
nb
t
nfr
t
wab
t
S34
t
nTr i m
dỉ=f prt-ḫrw t ḥnqt, kȝw ȝpdw, šs mnḥt ḫt nbt nfrt wˁbt ˁnḫt nṯr ỉm

что означает «даёт он взывающее подношение в виде хлеба, пива, скота, птицы, алебастра, одежды (тканей), всего хорошего и чистого, ибо живёт божество этим». Иногда текст в конце списка заменяется фразой:

x
t
nb
t
nfr
t
wab
t
D37
t
D37
p t
N1
T14 G1 N16
N21 Z1
W25 n
n
t
V28 D36
p
N36
S34
t
nTr i m
ḫt nbt nfrt wˁbt ddt pt qmȝ(t) tȝ ỉnnt ḥˁp(ỉ) ˁnḫt nṯr ỉm

что означает «всё хорошее и чистое, дарованное небесами , созданное землёю, принесённое водами Нила, ибо живёт божество этим».

В заключительной части формулы, записываются имя и титулы принимающего подношения:

n
D28
n
i F39
x
i i F12 s r
t
z
n
A1 Aa11
P8
n kȝ n ỉmȝḫy s-n-wsrt, mȝˁ-ḫrw

что означает «для души (Ка) почтенного Сенусерта, правдивого голосом».

См. также

Примечания

  1. Collier M. How to Read Egyptian Hieroglyphs. — London, England : University of California Press, 1998. — P. 35–39.
  2. Allen JP. Middle Egyptian. — Cambridge, UK : Cambridge University Press, 2000. — P. 358.

Литература

  • Bennett, C. John C. Growth of the ḤTP-DI-NSW Formula in the Middle Kingdom  (англ.)  // Journal of Egyptian Archaeology  : journal. — Egypt Exploration Society, 1941. — Vol. 27 . — P. 77—82 . — DOI : 10.2307/3854561 .
  • Franke, Detlef. The Middle Kingdom Offering Formulas—A Challenge  (англ.)  // Journal of Egyptian Archaeology  : journal. — 2003. — Vol. 89 . — P. 39—57 .
  • Lapp, Günther. Die Opferformel des Alten Reiches unter Berücksichtigung einiger später Formen. — Mainz am Rhein : Verlag Philipp von Zabern, 1986.
  • Smither, Paul C. The Writing of the ḤTP-DI-NSW Formula in the Middle and New Kingdoms  (англ.)  // Journal of Egyptian Archaeology  : journal. — Egypt Exploration Society, 1939. — Vol. 25 , no. 1 . — P. 34—37 . — DOI : 10.2307/3854927 .

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок