Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Монастырь
Доминиканский монастырь
Püha Katariina kirik 2013-06-02.JPG
59°26′15″ с. ш. 24°44′52″ в. д. H G Я O
Страна
Местоположение Таллин
Сайт kloostri.ee/?1,5,31,2
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Доминика́нский монасты́рь Свято́й Катари́ны (ныне — Лати́нский кварта́л ) — старейший католический монастырь Эстонии . Был основан в XIII веке Орденом братьев проповедников в честь Святой Екатерины Александрийской на территории нынешнего Нижнего города Таллина ( Ревеля ). Руины монастыря находятся сегодня между улицами Вене (Русская), Мунга и Мюйривахе .

История и сохранность монастыря

В начале XIII века землю современной Эстонии захватили датские и немецкие крестоносцы . Сразу началась христианизация эстов . В 1219 году вместе с датским королём Вальдемаром II в Таллин прибыло католическое духовенство во главе с архиепископом Лундским Андреасом, епископом Эстонским Теодориком, а также еще двумя другими епископами. Вслед за ними в 1229 году здесь появились доминиканцы, которые основали монастырь вначале в Вышгороде . Из-за распрей датских и немецких рыцарей доминиканцам пришлось покинуть это место.

В 1246 году братья-проповедники вернулись в Вышгород, а в 1260 году перебрались в Нижний город, где стали строить церковь, вокруг которой потом вырос монастырь. Церковь Святой Екатерины строилась вплоть до XVI века.

Монастырь был построен по типу дом конвента — его основные помещения образовывали замкнутый прямоугольный дворик с внутренней галереей по периметру: на юге — церковь, на севере — рефекторий , на западе — дормиторий , на востоке — капитул .

Схема руин монастыря.

Доминиканский монастырь развивался вместе с другими монастырями, позже появившимися в Таллине и вообще с церковной жизнью, какая могла развиваться в центре епархии ( Северная Эстония в неё входила), которым стал Таллин. Собор, который был заложен прежде доминиканскими монахами, достроили, и он стал резиденцией епископа. Сегодня этот собор, известный как Домский , является архитектурной доминантой Старого Таллина.

Монахи доминиканского монастыря выучили эстонский язык , позже братия монастыря пополнялась за счет выходцев из местного населения и монастырь стал постепенно средоточием эстонской культуры, обогащая эстонскую словесность, переводами с латыни и др. языков.

При монастыре действовала школа, в которой обучали грамоте и изучали Писание. Эта школа стала поводом к известной распре с Домским собором о привилегии преподавания, которая закончилась только после специального решения папы римского. Во время Реформации братья-проповедники покинули монастырь и его строения использовались городом для разных целей, в том числе для школы, для размещения наемных польских войск и под богадельню. Однако после пожара 1531 года строения монастыря уже не использовались (кроме амбара), только застраивалась постепенно его территория новыми домами.

В 1525 году в регионе была проведена Лютеранская реформация . Доминиканцы были изгнаны из города, а их имущество конфисковано, монашеская жизнь в стенах обители прекратилась. В результате пожара церковь святой Екатерины полностью выгорела. От огня пострадала и большая часть монастырских помещений, остатки которых со временем ветшали и разрушались.

В 1710 году Таллин стал российским городом, постепенно стала возрождаться жизнь католической общины, которая получила официальный статус в 1799 году . Именно на территории бывшего доминиканского монастыря обосновались католики Таллина.

В бывшей трапезной монастыря стали проводиться католические богослужения. Священниками и администраторами на новом католическом приходе стали новоприбывшие доминиканцы, которые безраздельно осуществляли пастырскую и миссионерскую деятельность до 1860 года , пока не были открыты новые приходы.

Сохранились следующие помещения (список неполный): капитул, западная часть церкви с двумя порталами, крипта , скрипторий . Также сохранился амбар, перестроенный после Реформации в Арсенал . Рефекторий был перестроен в 1845 гобу в католический Собор Святых Петра и Павла (Таллин) . То, что осталось от церкви, используется под камерный вокально-музыкальный зал, под надзором Дома Хопнера . В переулке Катарины , который образовался лишь в XX веке, на стене церкви закреплены надгробные плиты богатых людей города. Старейшая плита — 1381 года, Кунигунды Шоттельмунд, жены бургомистра Ревеля.

В церкви и крестовых ходах выставлены могильные камни и этики (камни предпорожья) из известняка.

Современность монастыря

Арендаторы сохранившихся и отреставрированных строений монастыря

Сегодня бывшую территорию монастыря используют следующие учреждения:

  • «Институт Мауритиуса» , некоммерческое предприятие (MTÜ) — организация проводит экскурсии по руинам. Позиционирует себя как институт изучения жизни и наследия приора/монаха Маврикия (Мауритиуса), предположительно, ученика Альберта Великого .
  • «Музей доминиканского монастыря» ( эст. Dominiiklaste Kloostri Muuseum ) — организация предлагает театрализованные вечерние экскурсии по руинам монастыря.
  • Организация «Дом Хопнера» («Hopneri Maja») открыла церковь Святой Екатерины и клуатр монастыря с июня 2014 года для публики, бесплатно. Время работы: 10.00—18.00, Ср—Вс.
  • Мастерская художника Александра Савченкова — вход через арку с улицы Мююривяхе в дворик и направо в подвал монастыря.

Другие арендаторы Латинского квартала

  • Монастырь Святой Катарины Сиенской («Püha Siena Katarina Klooster») — возрожденный доминиканский монастырь, имеющий покровительницей другую святую Екатерину — Сиенскую , проводит мессы и литургии на польском и эстонском языках, иногда на русском. Вход со стороны улицы Мюйривяхе слева от арки. У входа расписание месс в окне на 4 языках, в том числе на русском.
  • «Гильдия Катарины» («Katarina Gild») — некоммерческое товарищество ремесленников и рукодельцев в переулке Катарины .
  • «Theatrum», SA — частный театр Лембита Петерсона, делает постановки и занимается образовательной деятельностью. Занимает помещение бывшего хлебного амбара монастыря (ул. Вене, 14). Вход со стороны церкви Святой Екатерины с надписью «Kloostri Ait» .

Сохранившееся имущество монастыря

Несмотря на то, что доминиканцы сбежали из города, не дожидаясь расправы лютеран в 1524, монастырь подвергся разорению. Однако здания сохранялись практически нетронутыми в течение несколько лет — до пожара 1531 года. Сохранились два алтаря из церкви Святой Екатерины, они выставлены в музее средневекового искусства (в Нигулисте ) — это алтарь Девы Марии , изготовленный на средства и по заказу Братства Черноголовых мастером легенды Святой Лючии в Брюгге, и алтарь Святой родни .

Также в советских путеводителях есть информация, что сохранилось некоторое количество книг из библиотеки монастыря. Небольшая экспозиция, которую предлагает «Институт Мауритиуса», не имеет отношения к монастырю, не имеет исторической и художественной ценности и является остатками советского собрания образцов камнерезного искусства, ценные объекты которой выставлены в Нигулисте. Ценностью обладают только сохранившиеся помещения, что и используют арендаторы строений монастыря.

Во внутреннем дворике монастыря можно увидеть Колодец желаний – согласно легенде, каждое загаданное здесь желание сбудется.

Галерея

Примечания

Ссылки


© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок