Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Уильям Джеймс
William James
William James b1842c.jpg
Фотография 1890-х годов
Дата рождения 11 января 1842 ( 1842-01-11 )
Место рождения Нью-Йорк , США
Дата смерти 26 августа 1910 ( 1910-08-26 ) (68 лет)
Место смерти Чокоруа, округ Кэрролл ( Нью-Гэмпшир ), США
Страна
Альма-матер
Язык(и) произведений английский
Направление прагматизм , функционализм
Основные интересы философия , психология
Оказавшие влияние Блез Паскаль и Ральф Уолдо Эмерсон
Испытавшие влияние Роберт Парк
Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Уильям Джеймс (в старых изданиях тж. Джемс , англ.   William James ; 11 января 1842 , Нью-Йорк  — 26 августа 1910 , Чокоруа , округ Кэрролл ) — американский философ и психолог , один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма . Авторами учебных пособий и научных работ часто называется отцом современной психологии . Старший брат писателя Генри Джеймса .

Биография

Уильям Джеймс и Джосайя Ройс , Гарвардский университет, около 1910 г.

Учился медицине, в 1869 году получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 года  — ассистент, с 1885 года  — профессор философии, а в 1889 1907 годах  — профессор психологии Гарвардского университета , где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Мюнстербергом ). Активно занимался парапсихологическими опытами и спиритизмом .

Наряду со Стэнли Холлом Джеймс — единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации  — в 1894 и в 1904 годах .

Член Королевской Прусской академии наук .

Основные идеи

С 1878 по 1890 гг. Джеймс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям , а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса . Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США.

Судьба идей

Идеи Джеймса были отвергнуты последователями бихевиоризма и были на какое-то время вычеркнуты из научного дискурса . Так, американский психолог Джейкоб Кантор писал в 1923 году: «Короток ответ на вопрос, каковы отношения между социальной психологией и инстинктами. Очевидно, что нет никаких отношений» .

Отношение к религии

В работе « Многообразие религиозного опыта » ( 1902 ) Уильям Джеймс описывает две основные разновидности религиозного опыта:

  • Религия душевного здоровья , к примеру — католицизм ;
  • Религия страждущей души , к примеру — традиционный кальвинизм .

Для Джеймса ценность религии заключалась в способности помочь людям обрести позитивное и уверенное отношение к жизни. По мнению учёного, религия способствует утверждению у человека верных представлений о самом себе и окружающих условиях для того, чтобы люди не стали жертвой несовершенства жизни и общества .

О великих людях

У. Джеймс одним из первых обратил внимание на взаимосвязь личности и среды в своих лекциях «Великие люди и их окружение» (Great Men and Their Environment). Он считал, что гениев надо воспринимать как данность, как « спонтанные мутации » по аналогии с теорией Дарвина о влиянии среды на естественный отбор . Джеймс ввел понятие восприимчивости личности к историческому моменту (receptivities of the moment) и считал, что изменения в обществе происходят в основном под влиянием активности или примера личностей . При этом гений оказывается настолько соответствующим особенностям своего времени, что может стать вдохновителем и инициатором движения, или, что не исключено, стать центром духовного разложения и причиной гибели людей. В целом, Джеймс придавал мало значения другим движущим силам исторического развития, что стало поводом для критики, например, Сидни Хуком .

Членства

  • Член Американской национальной академии наук
  • Член-корреспондент Французского института
  • Член Берлинской академии наук
  • Член Королевской Датской академии наук
  • Член академии dei Lincei в Риме
  • Почетный член Московского психологического общества

Переводы на русский язык

  • Беседы с учителями о психологии. М., 1902.
  • Зависимость веры от воли. СПб., 1904.
  • Прагматизм. СПб., 1910.
  • Психология. СПб., 1911.
  • Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911.
  • Введение в философию. Берлин, 1923.
  • Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
  • Научные основы психологии. М., 2003.
  • Джеймс У. Введение в философию // Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии / Общ. ред., послесл. и примеч. А.Ф. Грязнова. — М. : Республика , 2000. — С. 3—152. — 315 с. — (Философская пропедевтика). — 5000 экз.  — ISBN 5-250-01798-3 .
  • Джеймс У. Воля к вере [включает сочинения: "Воля к вере и другие очерки популярной философии"; "Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии"; "Речи и статьи"] / Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. — М. : Республика , 1997. — 431 с. — (Мыслители XX века). — 5000 экз.  — ISBN 5-250-02658-3 .
  • Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ. — Изд. 3-е. — М. : ЛКИ, 2011. — 240 с. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — ISBN 978-5-382-01256-8 .
  • Джеймс У. О некоторой слепоте у людей. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2010. — Сер.: Теория и история социологии) — с. 10-28.
  • Джеймс У. Психология веры. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2010. — Сер.: Теория и история социологии — с. 29-69.

См. также

Примечания

  1. LIBRIS — 2012.
  2. APS William James Fellow Award . Association for Psychological Science.
  3. John Popplestone, Marion McPherson. An Illustrated History of American Psychology . — 2 Edition, illustrated, reprint. — University of Akron Press, 1999. — 222 p. — ISBN 9781884836398 .
  4. Rod Plotnik, Haig Kouyoumdjian. Introduction to Psychology . — 10th Edition. — Wadsworth, 2013. — P. 12. — 752 p. — ISBN 978-1-133-93953-5 .
  5. V. K. Kool. The Psychology of Nonviolence and Aggression . — First Edition. — Palgrave Macmillan, 2008. — P. xi. — 256 p. — ISBN 978-0-230-54554-0 .
  6. Terence Palmer. The Science of Spirit Possession . — 2nd Edition. — Cambridge Scholars Publishing, 2014. — P. xii. — 375 p. — ISBN 978-1-4438-6810-5 .
  7. C. Alexander Simpkins, Annellen M. Simpkins. Zen Meditation in Psychotherapy: Techniques for Clinical Practice . — John Wiley & Sons Ltd, 2011. — P. 126. — 272 p. — ISBN 978-0-470-94826-2 .
  8. Peter M. Todd, Thomas Trenholm Hills, Trevor W. Robbins. Building a Foundation for Cognitive Search // Cognitive Search: Evolution, Algorithms, and the Brain / Peter M. Todd, Thomas Trenholm Hills, Trevor W. Robbins. — MIT Press , 2012. — P. 1—8. — 416 p. — ISBN 978-0-262-01809-8 .
  9. Donald A. Wilson, Donald Alan Wilson, Richard J. Stevenson. Learning to Smell: Olfactory Perception from Neurobiology to Behavior . — 1st Edition. — The Johns Hopkins University Press, 2006. — 328 p. — ISBN 978-0-8018-8368-2 .
  10. Bruce B. Lawrence. Who Is Allah? . — The University of North Carolina Press, 2015. — P. 117. — 240 p. — ISBN 978-1-4696-2003-9 .
  11. Быковский Б. Э., Ляликов Д. Н. Джемс Уильям // Большая советская энциклопедия  : [в 30 т.]  / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М.  : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  12. William James Dies; Great Psychologist  — некролог на сайте The NewYorkTimes  (англ.)
  13. , с. 36.
  14. Всеобщая история религий мира. — М.: Эксмо, 2006. — 763 с.
  15. Гринин Л. Е. 2010. Личность в истории: эволюция взглядов. История и современность, № 2, с. 29. [1]
  16. James, W. 2005. Great Men and Their Environment. Kila, MT: Kessinger Publishing
  17. Hook, S. 1955. The Hero in History. A Study in Limitation and Possibility. Boston: Beacon Press. Pp. 16-19

Литература

на русском языке
на других языках
  • Bush W.T. William James and Pan-Psychism // Columbia Studies in the History of Ideas. Vol. 2, 1925.
  • Deborah Blum. Ghost Hunters: William James and the Search for Scientific Proof of Life After Death (2006). Penguin Press, ISBN 1-59420-090-4

Ссылки


Категории :
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок