Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Губная гармо́ника  — музыкальный инструмент семейства гармоник . Представляет собой небольшой брусок со множеством отверстий сбоку. Выбор извлекаемых звуков осуществляется положением губ и языка на отверстиях, а также направлением движения воздуха на вдох или выдох.

Есть и клавиатурные разновидности губных гармоник , например мелодика , на которой воздух только выдувают в канал мундштука, а звуками управляют нажатием клавиш.

История

Сконструирована в 1821 году берлинским мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом (1805—1864) на основе губного камертона . Имела 15 язычков. Первоначально называлась «аурой» или «губной эолиной» ( нем.   Mundäoline ) . По другим источникам изобретена в 1806 году мастером Эшенбахом из Гамбурга .

Хроматическая губная гармоника с заслонкой изобретена немецкой фирмой Hohner в начале XX века и представлена в 1912 году.

Конструкция

Голосовые планки гармоники Рихтера

Составные части:

  • Основание корпуса  — состоит из множества продолговатых камер, располагающихся в ряд на одном или двух уровнях. Входы в камеры являются игровыми отверстиями. Основание изготавливают из пластмассы, дерева или металла.
  • Голосовые планки  — две металлические пластинки с язычками, устанавливающиеся сверху и снизу основания таким образом, что в каждой её камере оказываются один или два язычка.
  • Крышки  — закрывают голосовые планки и составляют внешний корпус инструмента.

Сольные

Сольные губные гармоники, за исключением хроматической , являются диатоническими инструментами, то есть набор производимых ими звуков составляют ноты чаще всего мажорной гаммы в какой-либо тональности (в основном это « До мажор »). Диапазон звучания от 1 до 4 октав .

Звукоряд гармоник в тональностях от «Соль» до «Си» начинается с соответствующей ноты малой октавы , в остальных тональностях с ноты первой октавы . Слово «Low» (с англ. — низкий ) в названии тональности гармоники означает, что у неё пониженный на октаву звукоряд: например, звукоряд гармоники «C» начинается с ноты «до» первой октавы, а гармоники «Low C» с «до» малой октавы.

Строй

Распределение нот по отверстиям и направлению воздуха устанавливается каким-либо строем, из которых общепризнанными являются строй Рихтера , «Азиатский» и «Соло». Их основу составляют две повторяющиеся последовательности нот (на примере гармоник в тональности «До мажор») :

Схема Описание особенности
Азиатский
Выдох G м C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4 E 4
Вдох D 1 F 1 A 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3 H 3
Полностью соответствует общему описанию.
Рихтер
Выдох C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4 E 4 G 4
Вдох D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3 H 3 D 4
В нижней октаве на вдохе вместо нот «фа» и «ля» располагается нота «соль», которая с соседними нотами образует трезвучие V ступени (доминантовое): Соль-мажорное трезвучие G 1 H 1 D 2 или его обращение D 1 G 1 H 1 .
Соло
Выдох C 1 E 1 G 1 C 2 C 2 E 2 G 2 C 3 C 3 E 3 G 3 C 4
Вдох D 1 F 1 A 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3 H 3
Расположение последовательностей относительно друг друга остаётся постоянным, так как количество нот в них одинаковое. Это достигнуто повтором тоники (ноты «до») в последовательности на выдох.

В отличие от гармоник в строе «Рихтер», у гармоник с «Азиатским» и «Соло» строем в нижней октаве присутствует тоника параллельной минорной тональности (для гармоники «До мажор» это будет нота «ля»), что в определённых случаях может быть более подходящим или даже необходимым условием для исполнения мелодий в натуральном миноре . Существуют и специально настроенные в минорную тональность гармоники.

Виды

Гармоника Рихтера

Основная статья: Губная гармоника системы Рихтера

Обычно имеет 10 отверстий, в каждом из которых находится по два язычка: нижний язычок звучит на вдох, верхний на выдох. Виды строя: «Рихтер» и его разновидности. Применяя технику бендов на некоторых язычках можно понижать ноту, на которую они настроены, от 1 до 3 полутонов .

«Рихтер»
бенд 2 H 3
бенд 1 E 3 G 3 H 3
Выдох C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вдох D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3
бенд 1 D 1 G 1 H 1 D 2 A 2
бенд 2 F 1 A 1
бенд 3 A 1

Тремоло

В тремоло-гармонике ( венской системы ) каждую ноту одновременно издают два язычка (верхний и нижний), настроенные с очень небольшой разницей в частоте колебаний, вследствие чего появляется волнообразный эффект звучания ( биение , разлив ), как у некоторых ручных гармоник . Внешне она отличается удлинённым корпусом и большим количеством отверстий, расположенных в два ряда. Количество язычков достигает от 28 до 48 штук, на каждый из которых приходится отдельное отверстие. Виды строя : «Рихтер», «Азиатский», «Соло».

«Азиатский» , 48 отв., схема
пара отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Выдох G м C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4 E 4
Вдох D 1 F 1 A 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3 H 3
раскладка
отверстие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
выдох (+) + + + + + + + + + + + +
Верхний ряд G м D 1 C 1 F 1 E 1 A 1 G 1 H 1 C 2 D 2 E 2 F 2 G 2 A 2 C 3 H 2 E 3 D 3 G 3 F 3 C 4 A 3 E 4 H 3
Нижний ряд G м D 1 C 1 F 1 E 1 A 1 G 1 H 1 C 2 D 2 E 2 F 2 G 2 A 2 C 3 H 2 E 3 D 3 G 3 F 3 C 4 A 3 E 4 H 3

Октавная

В октавной гармонике венской системы все язычки находятся в отдельных камерах. Каждый звук образуют два язычка (верхний и нижний), настроенных с разницей в октаву .

В гармонике книтлингеновской системы язычки располагаются в камерах попарно (на вдох и выдох). Гармоника звучит интервалами в одну или две октавы .

Внешне отличается двумя рядами отверстий и во многих случаях дугообразной формой мундштучной стороны. Строй по Рихтеру.

«Рихтер», венской системы, 48 отв., схема
пара отв. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Выдох C 1 E 1 G 1 C 2 E 2 G 2 C 3 E 3 G 3 C 4 E 4 G 4
Вдох D 1 G 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3 H 3 D 4
раскладка
отверстие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
выдох (+) + + + + + + + + + + + +
Верхний ряд C 1 D 1 E 1 G 1 G 1 H 1 C 2 D 2 E 2 F 2 G 2 A 2 C 3 H 2 E 3 D 3 G 3 F 3 C 4 A 3 E 4 H 3 G 4 D 4
Нижний ряд C м D м E м G м G м H м C 1 D 1 E 1 F 1 G 1 A 1 C 2 H 1 E 2 D 2 G 2 F 2 C 3 A 2 E 3 H 2 G 3 D 3

Хроматическая

Здесь также имеется два ряда отверстий, половина которых закрыта заслонкой. Открытые отверстия образуют диатонический мажорный строй «Соло» в тональности «до» или любой другой (есть и другие виды настройки). При нажатии на заслонку она сдвигается и закрывает эти отверстия, а другую их половину открывает. Открывшиеся отверстия звучат на полутон выше соответствующих закрытых, то есть если без нажатия на заслонку звуки составляют гамму «До мажор», то с нажатой заслонкой это будет гамма « До-диез мажор » . При отпускании заслонки она возвращается в исходное положение. Так образуются все 12 нот в октаве хроматического звукоряда .

Хроматические гармоники бывают с клапанами (установленными на проёмы голосовых планок для предотвращения тока воздуха через неработающий язычок) и без клапанов. В гармониках с клапанами два язычка на вдох и выдох находятся в одной камере. За каждым отверстием в мундштуке располагаются две камеры (верхняя и нижняя) с четырьмя язычками. Количество отверстий в мундштуке может быть от 8 до 16, камер от 16 до 32, а количество язычков от 32 до 64 соответственно. Диапазон гармоники (в тональности «до») с 16 отверстиями начинается от ноты «до» малой октавы, а гармоники с 12 отверстиями от «до» первой октавы.

В бесклапанных гармониках каждый язычок размещается в отдельной камере. За каждым отверстием в мундштуке есть две или четыре камеры с двумя или четырьмя язычками.

«Соло» , 12 отв. в мундштуке, схема
Выдох C 1 E 1 G 1 C 2 C 2 E 2 G 2 C 3 C 3 E 3 G 3 C 4
Вдох D 1 F 1 A 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3 H 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
С нажатой
клавишей
C 1 E 1 G 1 C 2 C 2 E 2 G 2 C 3 C 3 E 3 G 3 C 4
D 1 F 1 A 1 H 1 D 2 F 2 A 2 H 2 D 3 F 3 A 3 H 3
прямая раскладка (часть)
отв. 1 2 3 4
выдох (+) + + + +
Верхний ряд C 1 D 1 E 1 F 1 G 1 A 1 C 2 H 1
Нижний ряд C 1 D 1 E 1 F 1 G 1 A 1 C 2 H 1
раскладка «зигзаг»
1 2 3 4
+ + + +
C 1 D 1 E 1 F 1 G 1 A 1 C 2 H 1
C 1 D 1 E 1 F 1 G 1 A 1 C 2 H 1
раскладка бесклапанных гармоник
1 2 3 4
+ + + +
C 1 D 1 E 1 F 1 G 1 A 1 C 2 H 1
C 1 D 1 E 1 F 1 G 1 A 1 C 2 H 1

Существуют хроматические гармоники без заслонки с другим порядком расположения отверстий .

Оркестровые

Оркестровые гармоники используются в составе ансамбля губных гармоник для ведения басового и аккордового аккомпанемента .

Басовая

Состоит из одной или двух гармоник. Бывает одноголосной и двухголосной (играющей октавными интервалами). Звучит только на выдохе. Звукоряд хроматический. Варианты диапазонов : C б —C м , E к —C 1 .

Аккордовая

Состоит из пары двухрядных одноголосных или двухголосных (октавных) гармоник. Верхний ряд отверстий звучит на выдохе, нижний на вдохе. Отверстия сгруппированы по четыре, каждая группа составляет какой-либо аккорд . На верхней гармонике в верхнем ряду играются мажорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем ряду доминантсептаккорды . На нижней гармонике в верхнем ряду играются минорные трезвучия с удвоенной тоникой, в нижнем большие септаккорды с увеличенной квинтой (увеличенные) и уменьшённые септаккорды . Аккорды строятся на 12 нотах хроматического звукоряда от C 1 до H 1 (всего 48 аккордов) .

Дополнительные факты

В медицинской системе Мичиганского университета (США) существует класс реабилитации , в котором студенты с хронической обструктивной болезнью лёгких играют на губной гармонике для улучшения своего дыхания .

В изобразительном искусстве

См. также

Примечания

  1. , с. 29—33.
  2. Мирек А.М. Справочник : Научно-исторические пояснения к схеме возникновения и классификации основных видов гармоник. — М. : Альфред Мирек, 1992. — С. 7. — 60 с.
  3. , с. 20—22.
  4. , с. 19—22.
  5. .
  6. Harmonicas Tuning Charts (pdf) // Hohner
  7. Vergleich von Tremolo Mundharmonika Stimmungen   (нем.) // Seydel
  8. Ivanov E. Anthology of harmonica tunings. — 2011. — С. 3, 10—11. — 68 с.
  9. , с. 23—25.
  10. , с. 25—26.
  11. , с. 28.
  12. When Breathing Needs a Tune-Up, Harmonica Class Hits All the Right Notes, 28-Sep-2005, University of Michigan Health System // newswise.com, 28 сент. 2005

Литература

  • Мирек А.М. Губные гармоники без клавиатур и с клавиатурами // Справочник по гармоникам. — М. : Музыка, 1968. — С. 19—29, 29—33. — 131 с.
  • Мирек А.М. Первые губные и ручные гармоники. Губная гармоника // Из истории аккордеона и баяна. — М. : Музыка, 1967. — С. 19—22, 23—26. — 195 с.
  • Модр А. Губная гармоника // Музыкальные инструменты = Modr A. Hudební nástroje / Перевод с чешского Л.А. Александровой с третьего издания 1954 года. — М. : МузГИз, 1959. — С. 169—170. — 267 с.

Энциклопедические статьи

  • Губная гармоника // Большая российская энциклопедия. Том 8. — М. , 2007. — С. 124.
  • Губная гармоника // Музыкальная энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — Т. 2. — С. 96—97. — 960 с.
  • Губная гармоника // Большая советская энциклопедия. 2-е изд. — М. , 1952. — Т. 13. — С. 172. — 672 с. (с незначительными изменениями эта статья опубликована в Энциклопедическом музыкальном словаре 1959 года на стр. 63)
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок