Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Григориа́нское пение ( лат.   cantus Gregorianus ; англ.   Gregorian chant , фр.   chant grégorien , нем.   gregorianischer Gesang , итал.   canto gregoriano ), григорианский хорал , cantus planus — литургическая монодия римско-католической церкви .

Термин

Термин «григорианское пение» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590—604 годах), которому позднейшая средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. Реально роль Григория ограничивалась, по-видимому, лишь канонизацией литургического обихода, возможно, антифонария .

Слово хорал в русском языке используется многозначно (часто в смысле четырёхголосной обработки церковных песен лютеран , также в музыковедческих трудах — в словосочетании «хоральный склад» [подразумевается, многоголосия ]), поэтому для обозначения богослужебной монодии католиков целесообразно пользоваться аутентичным средневековым термином cantus planus («плавный распев» , «плавное пение» , «ровный распев», «простой распев» — подразумевается свободный «декламационный» ритм, не выписанный в нотах и диктуемый исключительно молитвословием). Русский термин «григорианский хорал» происходит от нем.   gregorianischer Choral , который по-прежнему широко распространён в немецкоязычных странах.

Главные особенности

Григорианское пение одноголосно (монодического склада), хотя в ходе исторического развития григорианский хорал лёг в основу многоголосной церковной музыки: от раннего органума до мессы высокого Возрождения.

Языковая основа григорианского пения — латынь. Некоторые распевы звучали на греческом языке (например, Kyrie eleison ; см. также Импроперий ). Тексты брались в основном из латинской Библии — (дореформенной) Вульгаты и латинских переводов Священного Писания — иеронимовских , а нередко и более древних (Vetus Latina). Чаще других в плавном распеве использованы тексты псалмов (как правило, отдельных стихов, редко — псалом полностью) и новозаветных песней библейских . Удельный вес и особенно частотность использования свободно сочинённых текстов в богослужебной монодии католиков (около 300 гимнов , например, Veni creator Spiritus , 5 « тридентских » секвенций , например, Dies irae ) незначительны . После Второго Ватиканского собора традиционно латинские распевы позволяется исполнять в переводах на (любые) современные языки, в т. ч. и в новейших русских переводах .

Григорианское пение нельзя воспринимать как абсолютную музыку , сущность его — распев текста, омузыкаленная (или даже «озвученная») молитва. Именно текст обусловливает ( ненотируемый ) свободный ритм распева, включая тончайшие ритмические нюансы, например, небольшое удлинение или уменьшение длительностей, легкие акценты внутри групп из кратких звуков, паузы разной величины между разделами «молитвословной» формы и т. д.

Принципы классификации

Григорианские распевы (тексты и музыка) классифицируются по литургической функции (песнопения оффиция и песнопения мессы) и по приуроченности к календарному празднику. Песнопения ординарные возобновляются с неизменными текстами (с изменением музыки) независимо от конкретного праздника или конкретной службы (например, Sanctus мессы, магнификат вечерни); песнопения проприальные (и текст и музыка) меняются в зависимости от церковного праздника (например, интроиты мессы и антифоны оффициев в праздничных службах, приуроченных к поминовению святых).

По степени мелодизации текста распевы подразделяются на силлабические (1 звук на 1 слог текста), невматические (2-3 звука на 1 слог) и мелизматические (неограниченное количество звуков на 1 слог). К первому типу относятся речитативные аккламации , псалмы и большинство антифонов оффиция , ко второму — преимущественно интроиты , коммунио (причастный антифон) и некоторые ординарные песнопения мессы , к третьему — большие респонсории оффиция и мессы (т. е. градуалы ), тракты , аллилуйи , оффертории и др.

По типу исполнения григорианское пение подразделяется на антифонное (чередование двух групп певчих, так исполняются, например, все псалмы) и респонсорное (пение солиста чередуется с пением ансамбля/хора). Община в богослужебном пении в целом участие не принимает (за исключением некоторых общих молитв).

Ладово -интонационная основа григорианского пения — восемь модальных ладов, называемых также церковными тонами . Отсюда ещё один принцип классификации плавных распевов — по тону, к которому они приписаны, например, «магнификат первого тона», «магнификат второго тона» «магнификат третьего тона» и т.д., «градуал Ex Sion пятого тона», «тракт Qui habitat второго тона», «интроит Oculi mei седьмого тона» и т.д.

Интроит «Oculi mei». Дата: IX век. Текст: стихи 15-16, 1-2 из псалма 24. Мелодика: образец развитого мелизматического стиля, с характерной репетицией унисона (например, в словах u ni cus и pau per); во избежание тритона в прямом движении (в словах Domi num и pau per ) возможна замена h на b , обычная для миксодиатоники григорианской монодии. Лад: седьмой тон , с характерной мелодической формулой начала, финалисом g , вторичными устоями d (нормативная реперкусса), c (тон речитации в 3-й и 4-й строках) и f (ультимы первой и третьей строчных каденций).

Исторический очерк

Григорианское пение сложилось в культурно-интеллектуальных центрах империи Каролингов (на территории современной Франции , Бельгии , Германии , Швейцарии и Северной Италии ) в VIII IX веках , в результате отбора, переработки и унификации различных богослужебных распевов. Принято считать, что в григорианике синтезированы интонационные формулы восточно-средиземноморских музыкальных культур и фольклор германских и кельтских племен , хотя прямых доказательств «ориентальных» и особенно фольклорных заимствований в древнейших её образцах наука не приводит.

Древнейшие рукописи григорианики содержат только тексты — это тонарии , выполнявшие роль памятки для певчих, и отдельные певческие книги («антифонарии мессы», т.е. градуалы ). Самый ранний тонарий (из франкского монастыря Сен-Рикье ) датируется концом VIII века; из IX века сохранилось тонарии из Сен-Дени , Меца , Компьена , Корби и др. Шесть наиболее древних ненотированных певческих книг преимущественно IX века (градуалы из Монцы , швейцарского Рейнау , Компьена, Корби, Санлиса и Монт-Бландена ) опубликованы Рене Эсбером в антологии Antiphonale missarum sextuplex .

Первые полностью нотированные певческие книги, которые дошли до нас, датированы X веком (градуалы и антифонарии из Санкт-Галлена , Айнзидельна , Лана , Шартра и др.). Первоначально григорианское пение записывалось при помощи безлинейной невменной нотации , на основе которой в XII веке возникла линейная квадратная нотация . К XII— XIII векам григорианское пение утвердилось на территории от Британских островов до западно-славянских стран ( Польша , Чехия ).

С XIII века богослужебное пение западных католиков получило название cantus planus (буквально «плавный» или «ровный» распев) — подразумевается, одноголосный распев с ненотированным ритмом, в противовес cantus mensuratus (или mensurabilis , буквально «размеренный», т. е. мензурированный или мензуральный), т. е. многоголосной музыке с зафиксированным в нотации ритмом. Ныне термином cantus planus ( англ.   plainchant , фр.   plain-chant и т.д.) нередко называют совокупность всех региональных традиций («диалектов») григорианского пения.

В позднем Средневековье , в эпоху Возрождения , в музыке барокко и в XVIII XIX веках cantus planus послужил тематической и конструктивной основой многоголосной музыки (в т. ч. и особенно как Cantus firmus ). В песнопениях появились мелодические обороты, существенно отличающиеся от первоначальных форм. Реконструкция аутентичных текстов и мелодий григорианского пения началась во второй половине XIX века усилиями французских учёных- бенедиктинцев и привела к появлению так называемых солемских (от Солемского аббатства во Франции) изданий градуала , антифонария и других обиходных певческих книг.

К григорианскому пению условно относят также музыкальные памятники средневековой латинской гимнографии тропы , секвенции , строфические гимны оффиция и сотни сочинений в других жанрах. Эти (позднейшие) образцы духовного «паралитургического» творчества, не включённые Ватиканом в канон богослужебного пения, стали предметом изучения медиевистов в XIX—XX веках. Несмотря на их титанические усилия (например, см. серии Analecta hymnica , Monumenta monodica Medii Aevi , отчасти Paléographie musicale ), огромная часть средневековой гимнографии до сих пор не опубликована.

В Новое время особенно популярные распевы ( Salve Regina , Te Deum , Stabat mater и др.) использовались и вне богослужебной практики, некоторые из них (особенно часто Dies irae ) приобрели символическое значение и широко внедрялись «светскими» композиторами в свои опусы.

Региональные традиции распева

В западной науке последних десятилетий утвердилась точка зрения на григорианское пение как на мейнстрим западно-христианской церковной музыки от её позднеантичных истоков до конца Средневековья. Вместе с тем, исследователи подчёркивают историческую значимость региональных традиций распева . Среди них выделяют, главным образом

Эти региональные традиции (своего рода «диалекты») распева, возникшие до григорианики, в течение IX — XI веков были упразднены Римом, который своей властью стремился унифицировать литургию и, в том числе, её музыкальное оформление. В ходе этой унификации местные нотные рукописи (обиходные певческие книги) были по большей части уничтожены. Чудом сохранившиеся отдельные (и весьма поздние в сравнении с древнейшими григорианскими) нотные рукописи с записями региональных распевов хранят следы оригинальной специфики, прежде всего, в том что касается литургических жанров и форм, в характере развёртывания мелодии и в звуковысотности ( гармонии ) распева в целом.

Сравнение «стандартной» (григорианской) и староримской версий антифона «O mors» показывает существенное различие в методах вокализации текста и в структуре мелодической линии

Так, сравнение григорианского и староримского распевов одного и того же молитвословного текста показывает пышную мелизматику региональной традиции по сравнению с более строгой невматикой григорианского мейнстрима (см. нотный пример). В области звуковысотности отличие региональных распевов от «стандартных» григорианских в том, что более древние региональные распевы не придерживаются системы восьми церковных тонов , утвердившейся в западной Европе во времена империи Каролингов . В качестве одной из причин такого расхождения в гармонии учёные называют непосредственные контакты создателей региональных распевов с Византией . Установление специфики ладового строения в региональных распевах затруднено в связи с тем, что документальных свидетельств для анализа недостаточно; кроме того, ряд имеющихся старинных нотных памятников (например, древнейших мозарабских) не поддаётся расшифровке.

В исполнительской практике начиная с 1980-х гг. предпримнимаются попытки « исторических реконструкций » региональных традиций распева — амвросианской , мозарабской , беневентанской , староримской (например, в интерпретациях ансамбля «Органум» под руководством Марселя Переса). Поскольку нотные рукописи региональных традиций имеют более позднее происхождение (XII—XVI вв.), чем древнейшие рукописи «мейнстрима», а старинных свидетельств теоретиков о региональной специфике практически нет, такие реконструкции носят выраженно экспериментальный характер.

Григорианское пение иногда используется также в популярной музыке ( Enigma , Gregorian , Era , Lesiem , E Nomine и др.).

Примечания

  1. Встречается также архаичное написание «гр е горианский», которое не принято в современных отечественных отраслевых словарях. Оно также не принято в новейших нормообразующих универсальных справочниках — «Большой российской энциклопедии» , «Католической энциклопедии» и «Православной энциклопедии» .
  2. Под «литургией» католики понимают (1) церковный культ, выражающийся в совершении таинств и канонических часов, т. е. суммарно всё католическое богослужение, и (2) в узком значении - богослужение таинства Евхаристии. См.: Литургия // Католическая энциклопедия, т. 2.— М., 2005, стлб. 1700. В данной дефиниции григорианского пения прилагательное «литургическое» относится к первому значению «литургия», а не ко второму (более характерному для православной церкви).
  3. Григорианский хорал (БРЭ, 2007)
  4. Русская вера. Возрождение древних распевов. Григорианское пение. Знаменное пение. Духовная музыка . ruvera.ru. Дата обращения 23 февраля 2018.
  5. В отличие от православного богослужебного распева, в котором гимнографические тексты занимают место, соизмеримое с библейскими.
  6. Например, см. в сборнике: Воспойте Господу. Литургические песнопения Католической Церкви в России. Москва: Искусство добра, 2005.
  7. Современную точку зрения музыковедов-медиевистов на церковный распев представляет, например, новейший «Cambridge Companion to Medieval Music» (Cambridge, 2011, pp.9-25).
  8. Это утверждение не означает, что ладовая система в распевах региональных традиций немодальна , а лишь то, что диалекты обладают ладовой спецификой, не сводимой к «стандартам» григорианских церковных тонов.
  9. Единичные следы таких контактов наблюдаются в беневентанских распевах XII века, сохранившихся сразу на двух языках — греческом и латыни.

Литература

  • Apel W. Gregorian Chant. London, 1958.
  • Dijk S. van, Walker J.H. The origins of the modern Roman liturgy. London, 1960.
  • Stäblein B. Die Entstehung des gregorianischen Chorals // Musikforschung 27 (1974), S.5–17.
  • Agustoni L., Göschl J.B. Einführung in die Interpretation des gregorianischen Chorals. Bd.1. Grundlagen. Regensburg: Bosse, 1987, 293 S. ISBN 3-7649-2343-1 . (= Bosse-Musik-Paperback, 31/1)
  • Agustoni L., Göschl J.B. Einführung in die Interpretation des gregorianischen Chorals. Bd.2/I. Ästhetik. Regensburg: Bosse, 1992, 368 S. ISBN 3-7649-2430-6 . (= Bosse-Musik-Paperback, 31/2,1)
  • Agustoni L., Göschl J.B. Einführung in die Interpretation des gregorianischen Chorals. Bd.2/II. Ästhetik. Regensburg: Bosse, 1992, 330 S. ISBN 3-7649-2431-4 . (= Bosse-Musik-Paperback, 31/2,2)
  • Hiley D. Western Plainchant: A Handbook. Oxford, 1993.
  • Agustoni L. Gregorianischer Choral // Musik im Gottesdienst. Bd. 1, hrsg. v. H. Musch. 5te Aufl. Regensburg: ConBrio, 1994, S. 199-356.
  • Saulnier D. Les modes grégoriens. Solesmes, 1997.
  • Levy K. Gregorian chant and the Carolingians. Princeton, 1998.
  • The study of medieval chant, path and bridges, East and West: in honour of Kenneth Levy. Woodbridge; Rochester: Boydell Press, 2001. XX, 369 pp.

Ссылки

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок