Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Гор
G5
Horus standing.svg
Гор
Бог неба, царственности и солнца, покровитель фараонов
Мифология Древний Египет
Толкование имени «высота», «небо»
Греческое написание Ὧρος
Латинское написание Horus
Пол мужской
Отец Осирис
Мать Исида
Брат Анубис
Супруга Хатхор или Селкет
Дети Хапи , Дуамутеф , Амсет , Квебехсенуф
Культовый центр Нехен , Эдфу
Животное сокол
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Гор (устар. Горус ) , Хор ( егип. ḥr — «высота», «небо» ; или егип. ḥr.w ([ħaːruw]) — «недостижимый», «тот, кто высоко» ) — бог неба и солнца в облике сокола; человека с головой сокола или крылатого солнца.

Изображение

Изображался в виде сокола или человеком с головой сокола в обычном одеянии и головном уборе фараона .

Происхождение

Гор родился чудесным образом от Исиды и Осириса . Убитый дядей Сетом отец явился к Гору с требованием вступить в борьбу за престол, что Гор постарался исполнить. Сводным братом Гора был бог мумификации Анубис , по одной версии, рождённый его тёткой Нефтидой от Осириса. Опасаясь гнева своего мужа Сета, Нефтида бросила младенца Анубиса в камышовых зарослях, где его с помощью собак нашла Исида и вырастила .

Разные ипостаси Хора считались по происхождению от разных богов и богинь: Гор был сыном Ра , Хор Хекенский — Нефертума и Баст .

Супруга Гора — Хатхор . В некоторых мифах богиня-скорпион по имени Селкет выступает как жена бога Гора.

У Гора есть четыре сына , которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица .

Мифология

Гелиопольский миф об Осирисе включает историю зачатия и рождения Гора.

С помощью Анубиса или Тота Исида собрала воедино разрубленное Сетом тело супруга Осириса, а Анубис забальзамировал его , сотворив первую мумию . Согласно одной версии, Гор рождён или зачат до смерти своего отца; по другой — Исида забеременела от плода древа судьбы (обычно виноградной лозы). Превалировала теория, что Исида забеременела чудесным образом от воскрешённого ненадолго Осириса . Превратившись в самку коршуна — птицу Хат , Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела . От этого действа родился слабый второй сын Гарпократ (по незнанию Плутарх форму Гора выделил в отдельное божество) .

Исида бежала из заточения в болота Нижнего Египта и в виде коровы спряталась от преследователей Сета на плавучем острове Хеммис ( егип. Akh-bity «папирусовые заросли фараона Нижнего Египта») , где родила Гора. Согласно грекам, это место лежит неподалёку от Буто , хотя для египтян расположение его не считалось важным и понималось как некое священное уединение . Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила . Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал) . Побуждаемый духом Осириса, Гор решил стать «мстителем за своего отца» .

Уаджет  — глаз Гора

Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником Осириса. Гор идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, — единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет (по одному из вариантов мифа), Гор признаётся правомочным (по-египетски — «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.

Победив Сета, Гор воскрешает отца, дав ему проглотить своё око уаджет ( wɟt) . Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мёртвых — Аменти , предоставляя Гору править царством живых.

Культ

Гор считался покровителем царского дома и фараона. Имя Гора входило в царскую титулатуру. Живого древнеегипетского фараона представляли воплощением бога Гора.

Гора почитали в Летополисе, недалёко от Мемфиса , и в Эдфу . Гора Двух Глаз почитали в Шедену (Восточная Дельта ).

Образ Гора имел несколько ипостасей :

  • Харвер (греч. Хароерис: «Хор Старший» или «Хор Великий») — слияние культа Хора-сокола с культом Вера; бог, от которого произошли все прочие разновидности Хора;
  • Гарпехрути ( егип. hr-p3’´hrd «Младенец Гор»; греч. Гарпократ );
  • Хоремахет, также Гармахис («Хор на небосклоне»)  — бог неба, царственности и солнца;
  • Хорахти («Хор небосклонный»).

Хармахис и Хорахти отождествлялись с Хепри , а к концу Древнего царства считались ипостасями Ра. К концу Среднего царства с культом Хора сливается культ Херишефа .

В античности

Гор упоминается рядом греческих авторов как сын Осириса, египетское божество. Геродот отождествлял его с Аполлоном . Созвездие Гора греки называли Орионом .

Гор в русле религиозного синкретизма также сопоставлялся с Ра  — в форме Ра-Горахти . Это сопоставление было достаточно распространено.

В позднейшие времена Гор также отождествлялся с Аресом и тем самым с Марсом .

Образ в культуре

Мифологическая история мщения сына за отца прослеживается в древнеегипетском литературном произведении « Правда и Кривда » (ок. 1292—1191 годы до н. э.) .

См. также

Примечания

  1. Гор / Рубинштейн Р. И.  // Мифы народов мира  : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М.  : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — С. 310—311.
  2. Б. А. Тураев. История Древнего Востока / В. В. Струве. — Л. : ЛЕНСОЦЭКГИЗ, 1935. — С. 181. — 309 с.
  3. М. Э. Матье. Древнеегипетские мифы. — Рипол Классик, 2013. — С. 53. — 207 с. — ISBN 9785458423854 .
  4. М. Корш. Краткий словарь мифологии и древностей. — СПб. : издание А. С. Суворина , 1894.
  5. Иван Рак. Мифы и легенды Древнего Египта. — Стрекоза, 2013. — С. 101, 254, 257.
  6. Meltzer, Edmund S. Horus / D. B. Redford (Ed.). — The ancient gods speak: A guide to Egyptian religion. — New York: Oxford University Press, 2002. — С. 164.
  7. Freeman, Charles. The Legacy of Ancient Egypt. — New York: Facts on File, 1997. — С. 91. — 224 с. — ISBN 081603656X .
  8. Храм Гора - Четыре Сына Гора . horus.ucoz.ru. Дата обращения 2 июня 2019.
  9. Pinch, Geraldine. Egyptian Mythology: A Guide to the Gods, Goddesses, and Traditions of Ancient Egypt. — Oxford: Oxford University Press, 2004. — С. 78–80, 159–160, 178–179. — 257 с. — ISBN 978-0-19-517024-5 .
  10. Макс Мюллер. Египетская мифология . — М. : Центрполиграф, 2019. — 489 с.
  11. John Gwyn Griffiths. Plutarch's de Iside Et Osiride. — University of Wales Press, 1970. — С. 137–147, 313–322, 337–343. — 648 с.
  12. Hart, George. The Routledge Dictionary of Egyptian Gods and Goddesses. — 2nd ed.. — Routledge, 2005. — С. 80–81. — ISBN 978-0-203-02362-4 .
  13. Jan Assmann. The Search for God in Ancient Egypt / Translated by David Lorton. — Cornell University Press, 2001 (1984). — С. 133. — 292 с. — ISBN 978-0-8014-3786-1 .
  14. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 152
  15. Геродот. История II 144, 156
  16. Плутарх. Об Исиде и Осирисе 21
  17. Юрий Павлович Францев, Юрий Павлович Францев. У истоков религии и свободомыслия. — Издательство Академии наук СССР , 1959. — С. 328. — 594 с.
  18. John Gwyn Griffiths. The conflict of Horus and Seth from Egyptian and classical sources: a study in ancient mythology. — Liverpool University Press, 1960. — С. 83. — 204 с.

Литература

© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок