Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Эмма Гольдман
англ.   Emma Goldman
Emma Goldman seated.jpg
Гольдман около 1911 года
Псевдонимы Красная Эмма
Дата рождения 27 июня 1868 ( 1868-06-27 ) , 1869 […] или 27 июня 1869 ( 1869-06-27 )
Место рождения Каунас , Российская империя
Дата смерти 14 мая 1940 ( 1940-05-14 )
Место смерти Торонто , Канада
Гражданство
Род деятельности активистка , анархистка , писательница , лектриса , журналистка , философ , феминистка , издательница , антимилитаристка
Вероисповедание отсутствует ( атеизм )
Основные идеи анархизм , феминизм
Отец

Авраам Гольдман

( англ.   Abraham Goldman )
Мать

Таубе Бенович

( англ.   Taube Bienowitch )
Автограф Автограф
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Э́мма Го́льдман , или Го́лдман ( англ.   Emma Goldman ; 15 июня [ 27 июня 1869 , Ковно , Российская империя  — 14 мая 1940 , Торонто , Канада ), — политическая активистка и писательница. Сыграла ключевую роль в развитии политической философии анархизма в Северной Америке и Европе в первой половине ХХ века.

Эмма Гольдман родилась в Российской империи , в Каунасе , в еврейской семье; в 1885 году эмигрировала в США . После бунта на Хеймаркете Гольдман заинтересовалась учением анархизма, впоследствии став известным популяризатором этой философии и посвятив анархистским идеям множество книг и лекций. За свою жизнь Гольдман многократно сидела в тюрьмах: в частности, её обвиняли в «подстрекательствах к беспорядкам» и «незаконном распространении материалов о контрацепции ».

В 1892 году вместе со своим любовником и также анархистом Александром Беркманом , предприняла попытку убить промышленника Генри Клэя Фрика , тем самым совершив «пропаганду действием»   (англ.) — поступок, предназначенный быть катализатором революции. Покушение оказалось неудачным: Фрик выжил, а Беркман провёл четырнадцать лет жизни в тюрьме. В 1906 году ею был основан анархистский журнал « Матушка Земля   (англ.) » ( англ.   Mother Earth ), просуществовавший до 1917 года.

Биография

Ранние годы

Семья

Эмма Гольдман родилась в Каунасе (тогда — территории Российской империи, ныне — Литвы) в еврейской семье . Мать Эммы, Таубе Бенович ( англ.   Taube Bienowitch ) на тот момент была замужем уже во второй раз — за Авраамом Гольдманом ( англ.   Abraham Goldman ). Первый супруг Таубе умер от туберкулёза , из-за чего она была сильно подавлена. От первого брака у Бенович было две дочери — Хелена (род. 1860) и Лена (род. 1862) .

Брак Таубе с Авраамом был договорным и, как написала об этом Гольдман, «неудачным с самого начала» . Авраам вложил состояние Бенович в бизнес, который быстро обанкротился. Последовавшие за этим трудности в сочетании с эмоциональной дистанцией между супругами сделали домашний быт тревожным и мало подходящим для воспитания детей. Когда Таубе забеременела, Авраам надеялся, что родится сын; рождение дочери, как он полагал, станет ещё одной плохой приметой . Несмотря на ожидания отца, Таубе родила девочку, которую назвали Эммой .

Методы воспитания детей у Авраама были вполне авторитарными: когда они его не слушались, он попросту избивал их. В отношении Эммы, самого непослушного ребёнка, он даже использовал плеть . Мать была не в состоянии помочь своим детям и лишь изредка просила супруга смягчить побои . Позднее Гольдман объяснит яростный нрав отца его сексуальной неудовлетворённостью .

Хелена, старшая сестра Эммы, давала остальным детям недостающую заботу, всячески их веселя и подбадривая . Лена же, напротив, была холодной и недоброжелательной . Со временем, у трёх сестёр появились братья: Луис ( англ.   Louis ; умер по достижению шести лет), Герман ( англ.   Herman ; род. 1872) и Мойша ( англ.   Moishe ; род. 1879) .

Когда Эмма была ещё девочкой, её семья переехала в деревню Папиле   (англ.) , где отец содержал трактир. Сёстры работали, а Эмма подружилась с мальчиком-прислугой по имени Петрушка, пробудившим в ней первые эротические чувства .

Детство и юношество

Однажды на улице в Папиле Голдман стала свидетельницей избиения крестьянина кнутом. Увиденное сильно впечатлило её, после чего Эмма на всю жизнь возненавидела жестокость власти .

Когда Гольдман было семь, она со своей семьёй переехала в прусский город Кёнигсберг , где была зачислена в реальное училище . Эмма была крайне непослушной и бойкой ученицей, за что часто подвергалась наказаниям со стороны учителей: один избивал её линейкой , а другой пытался приставать к ней и другим ученицам, за что был уволен, когда Голдман начала бунтовать. Найти сочувствующего наставника Эмме удалось в лице своего учителя немецкого языка, который одалживал ей книги и однажды взял с собой в оперу. Позже Голдман сдала экзамен для поступления в гимназию, но из-за отказа учителя религии предоставить ей справку о хорошем поведении она потеряла возможность стать гимназисткой .

Эмма Голдман в семнадцатилетнем возрасте.

Семья переехала в Санкт-Петербург, где Авраам один за другим открывал не пользовавшиеся успехом магазины. Из-за бедности дети были вынуждены самостоятельно зарабатывать деньги, вследствие чего Голдман пришлось работать в магазине корсетов . Юная Эмма умоляла отца позволить ей вернуться в школу, но вместо этого он бросил её книгу по французскому в огонь и крикнул: «Девушкам не нужно много учиться! Всё, что требуется еврейской дочери — это знать, как готовить фаршированную рыбу и лапшу , и родить мужу побольше детей» .

Однако Гольдман училась на дому, она также начала изучать политические события в стране, в частности, покушение на Александра II . Когда Эмма прочитала роман Николая Чернышевского « Что делать? » (1863), она нашла образец для подражания в главной героине — Вере. Она приняла нигилистическую философию и стала игнорировать нравоучения семьи — ради свободной жизни и возможности организовать швейный кооператив . Книга Чернышевского оставалась источником вдохновения Гольдман на протяжении всей её жизни .

Тем временем Авраам продолжал настаивать на её будущем в качестве хранительницы очага и пытался уговорить выйти замуж в возрасте пятнадцати лет. Отец жаловался, что Эмма становится «строптивой женщиной», но она стояла на своём, и говорила что выйдет замуж только по любви . На рабочем месте ей всё время доводилось сопротивляться нечестивым предложениям офицеров и других мужчин. Однажды один «вечный ухажёр» отвёл Гольдман в гостиничный номер и изнасиловал . Эмма была ошеломлена «открытием того, что контакт между мужчиной и женщиной может быть таким жестоким и болезненным» . Она чувствовала, что произошедшее окончательно и навсегда изменило её отношение к мужчинам .

Эмиграция

В 1885 году Хелена Гольдман начала готовиться к переезду в Нью-Йорк, США, чтобы соединиться с уже обосновавшимися там Леной и её супругом. Эмма хотела переехать вместе с сестрой, но отец ей этого не позволил, даже несмотря на предложение Хелены оплатить путешествие Эммы из своего кармана. В отчаянии Эмма грозилась броситься в Неву, если он продолжит стоять на своём. В конце концов, Аврааму пришлось согласиться. 29 декабря 1885 года Елена с Эммой прибыли в нью-йоркский пункт приёма иммигрантов — форт Касл-Гарден (ныне — Касл-Клинтон) .

Они поселились в северной части штата, в Рочестер-хоум , в доме Лены и её мужа Сэмюэла. Спустя год из-за всплеска антисемитизма в Санкт-Петербурге к ним приехали родители и братья Эммы. Гольдман начала работать швеей и проводила за работой более десяти часов в день, получая два с половиной доллара в неделю. После отказа в повышении она уволилась и устроилась в магазинчик поблизости . На новой работе Гольдман познакомилась с Джейкобом Кершнером ( англ.   Jacob Kershner ). Джейкоб делился с нею своей любовью к книгам, танцам и путешествиям, а также разочарованием от однообразия заводских работ. Через четыре месяца, в феврале 1887 года, они поженились. Однако как только Кершнер стал сближаться с семьёй Гольдман, их отношения ослабли. В брачную ночь Эмма обнаружила, что Кершнер страдает от эректильной дисфункции ; они стали отдаляться, как эмоционально, так и физически. Спустя время, Джейкоб вдобавок стал очень ревнивым и подозрительным. Между тем, Гольдман всё больше увлекала острая политическая ситуация, царившая в мире (особенно после бунта на Хеймаркете ), а также анти авторитарная политическая философия анархизма .

Примерно через год после свадьбы пара развелась. Спустя время Кершнер стал умолять Гольдман вернуться и даже грозился отравить себя, если она этого не сделает. Они воссоединились, но через три месяца снова разошлись. Родители Эммы вновь сочли её поведение «строптивым» и отказались впускать обратно в дом . Со швейной машинкой под мышкой и с пятью долларами в кармане, Гольдман покинула Рочестер и направилась на юго-восток Нью-Йорка .

Приобщение к анархизму

В свой первый день в городе Гольдман встретила двух людей, изменивших её жизнь. В кафе «Сахс» ( англ.   Sachs ), слывшим как место сбора радикалов, Эмма познакомилась с анархистом Александром Беркманом . В тот же день он пригласил её на выступление Иоганна Моста , редактора радикального издания « Фрайхайт   (англ.) », сторонника правомерности насилия для достижения политических и социальных целей . Гольдман была впечатлена его пламенной речью. Позже, Мост взял её под своё крыло и стал обучать ораторству. Мост активно поддерживал Эмму, и говорил, что она займёт его место, когда тот уйдёт .

Эмма Гольдман и Александр Беркман. Около 1917—1919 годов.

Хоумстедское дело

Гольдман и Беркман принимали участие в событиях вокруг стачки в Хоумстеде (1892), где Генри Клэй Фрик , управляющий металлургическим заводом в собственности сталелитейной корпорации Эндрю Карнеги , самовольно навязал новый коллективный договор с пониженной зарплатой и попытался разгромить несогласный с этим профсоюз. В ответ рабочие объявили забастовку, захватили свой завод и изгнали администрацию, после чего три сотни вооружённой охраны детективного агентства Пинкертона силой выгнали их с завода; при этом погибло полтора десятка человек.

Беркман спланировал и осуществил покушение на Генри Клея Фрика как виновника кровопролития. Покушавшийся был схвачен и осужден на 22 года тюремного заключения. В ходе расследования власти, уверенные в участии Гольдман в заговоре, так и не смогли этого доказать, несмотря на обыски. Эмма активно боролась за досрочное освобождение Беркмана и добилась того, что он вышел из тюрьмы в 1906 году , отсидев лишь 14 лет. Она тяжело переживала отсутствие Саши; к тому же, и сами рабочие, и многие анархисты осудили этот акт индивидуального террора.

Первый тюремный срок

В 1893 году  — время одного из серьёзнейших экономических кризисов  — Гольдман много разъезжала по стране с выступлениями в поддержку левого движения. В том же году она была впервые арестована и помещена в тюрьму Блэквелл-Айленд за призывы к экспроприации , озвученные ею на Юнион-сквер перед толпой из 3000 безработных ( Протестуйте перед дворцами богачей, требуйте работы! Если вам не дают работы — требуйте хлеба! Если вам не дают хлеба — возьмите его сами! ). Это было истолковано как призыв к мятежу, и суд Нью-Йорка, поверив одному свидетелю обвинения и отклонив показания двенадцати свидетелей защиты, осудил Эмму на один год тюрьмы.

Пока она ожидала суда, её навестила известная журналистка Нелли Блай , оставившая в своей статье для « New York World » положительные отзывы об Эмме Гольдман и назвавшая её «новой Жанной д’Арк ». Однако такие оценки в прессе скорее были исключением. Куда чаще её демонизировали, называли «Красной Эммой», врагом Бога, закона, брака и государства. Судья, который вёл её дело, определил её как «опасную женщину» из-за её анархических и атеистических взглядов.

Находясь в 1894 году в заключении, она, страдая от приступов ревматизма, начала самостоятельно изучать медицину. Кроме того, она в совершенстве овладела английским и прочла множество книг, включая труды Ральфа Уолдо Эмерсона , Генри Дэвида Торо , Джона Стюарта Милля , Уолта Уитмена , Натаниэля Готорна . Когда она вышла из тюрьмы, её приветствовали около трёх тысяч человек.

Во время первой поездки в Европу в 1895 году она изучала медицину и акушерство в Вене, читала лекции в Лондоне, Глазго и Эдинбурге, приобрёв известность в международном анархистском движении: с ней встречались известные европейские анархисты Пётр Кропоткин , Эррико Малатеста и деятельница Парижской Коммуны Луиза Мишель . Во время второго визита в Европу в 1899 году помогала чешскому анархисту Ипполиту Гавелу организовать международный слёт анархистов под Парижем.

Убийство президента Мак-Кинли

Полицейское фото Гольдман, задержанной по делу Чолгоша.

Второй раз Эмма вместе с девятью соратниками (включая Гавела и Эйба Исаака) была арестована 10 сентября 1901 года по обвинению в участии в подготовке покушения на Президента США Уильяма Мак-Кинли  — несколькими днями ранее ( 6 сентября ) сын польских эмигрантов Леон Чолгош смертельно ранил Мак-Кинли на открытии Панамериканской выставки в Буффало . За несколько недель до покушения Чолгош единственный раз в жизни встречался с Гольдман на её лекции в Кливленде , обсуждая с ней теоретические проблемы анархизма. Участие Эммы в планировании покушения не было доказано, и 24 сентября Эмма была освобождена из тюрьмы. Она даже предлагала свою помощь как медика умирающему президенту; однако она также опубликовала статью, в которой сравнила Чолгоша с Марком Юнием Брутом , а Мак-Кинли назвала «президентом денежных баронов и магнатов».

Из-за поднявшейся волны общественного возмущения ей пришлось некоторое время скрываться под именем Э. Г. Смит, зарабатывая на жизнь сиделкой, швеей, массажисткой и директором гастролирующей театральной труппы из России. После принятия Конгрессом иммиграционного закона, известного также как «Акт о выдворении анархистов», она объединила усилия с Лигой за свободу слова, чтобы защитить от депортации британского анархиста Джона Тёрнера; к его защите были привлечены видные прогрессивные адвокаты Кларенс Дарроу и Эдгар Ли Мастерс .

Пропаганда анархизма и феминизма

В год освобождения Беркмана из тюрьмы (1906) Гольдман с рядом других радикальных авторов ( Макс Багинский , Ипполит Гавел, Леонард Эббот) начала издание ежемесячного журнала либертарного толка « Мать Земля » ( Mother Earth ), который вскоре возглавил сам Беркман. В журнале Эмма комментировала текущие события с точки зрения анархо-феминизма ; также публиковались работы видных анархистов (в том числе «Тюремные воспоминания анархиста» Александра Беркмана), а также Генрика Ибсена , Оскара Уайльда , Льва Толстого и Ницше , взгляды которых оказали существенное влияние на Гольдман. Впрочем, отношения Гольдман с Беркманом после его заключения несколько расстроились; он завёл роман с жившей у них юной Беки Эдельсон .

В 1908 году Эмма была лишена американского гражданства. Тем не менее она продолжала выступать в городах США с лекциями, пропагандирующими анархизм. Во время одного только тура по стране 1910 года, организованного её новым возлюбленным доктором Беном Рейтманом, чикагским «Королём бродяг», она выступала в общей сложности 120 раз в 37 городах и 25 штатах. Исходя из своих анархистско-феминистских взглядов, в этих лекциям Гольдман высказывалась против института брака и призывала женщин к раскрепощённости, то есть « свободной любви ».

В 1914 году она принимала участие в протестах анархистов против Джона Рокфеллера , которые были грубо разогнаны полицией. Беркман и четверо его товарищей решили отомстить Рокфеллеру, взорвав его виллу в Территауне , штат Нью-Йорк . Бомбу собирали в квартире Гольдман, и 4 июля 1914 г. бомба самопроизвольно взорвалась, уничтожив троих заговорщиков, находившихся в квартире, и ранив несколько соседей. Неизвестно, знала ли Эмма про эту бомбу, но в следующем году она рассталась с Беркманом, который уехал в Сан-Франциско , где основал собственный революционный журнал «Взрыв».

11 февраля 1916 года Эмма вновь арестована. На этот раз — за распространение литературы о контроле над рождаемостью . Гольдман считала аборты трагическим следствием тяжёлого социального положения женщин и вместе с Маргарет Сэнгер отстаивала планирование семьи и распространение контрацепции. И Сэнгер, и Гольдман подпали под действие « законов Комстока   (англ.) », определявших подобные публикации как «непристойные».

Следующий арест Гольдман произошёл 15 июня 1917 года : в соответствии с Законом о шпионаже 1917 г., по которому преследовались многие известные социалисты и анархисты, она была арестована за деятельность по созданию «Лиги против призыва», организацию антивоенных митингов на восточном побережье США и иные действия, «способствующие уклонению граждан от призыва на военную службу». Гольдман и Беркман были признаны виновными и осуждены к двум годам тюремного заключения и штрафам по 10 тысяч долларов, также судья вынес рекомендацию об их депортации.

В тюрьме Гольдман встретила социалистку Кейт Ричардс О’Хейр, осуждённую на том же основании, что и она; в тюрьме двое левых активисток вместе боролись за улучшение условий содержания заключённых. Кроме того, она познакомилась с Габриэлой Сегатой Антолини , последовательницей Луиджи Галлеани , которая попала в тюрьму за категорический отказ от сотрудничества со следствием, расследовавшим арест Галлеани с грузом динамита . Габриэла провела в тюрьме четырнадцать месяцев, после чего была депортирована .

Фото Гольдман, высылаемой в РСФСР. 1919 год.

Депортация в Советскую Россию

Когда Эмма вышла из тюрьмы, в США развернулась антикоммунистическая кампания : « Рейды Палмера » направлялись против «красных» — леворадикальных активистов, как коммунистического, так и анархического толка. В ходе этой кампании было возбуждено дело о депортации Гольдман: она подлежала депортации в соответствии с законами об анархизме и о подстрекательстве к мятежу, а также как иностранка, два или более раз привлекавшаяся к уголовной ответственности. В ходе процесса обвинение представлял не кто иной, как Эдгар Гувер лично. Гувер охарактеризовал Эмму Гольдман как одного из самых опасных анархистов Америки .

21 декабря 1919 года (за три года до « Философского парохода ») 249 человек, включая Эмму Гольдман, Александра Беркмана и большую группу других депортированных из числа уроженцев бывшей Российской империи , были посажены на пароход « Буфорд » ( «Красный / Советский ковчег» ) и отправлены в Советскую Россию . «Буфорд» высадил пассажиров в финском порту Ханко , откуда те дошли до Белоострова , где их с триумфом встретили большевики .

В РСФСР Гольдман ехала полная эйфории и, несмотря на свой скепсис к любому государству, готовая поддержать большевиков — хотя пути анархистов и марксистов разошлись ещё в Первом Интернационале . Однако, действительность оказалась далека от её представлений. Едва прибыв в Петроград , они с Беркманом были удручены словами партийного функционера, назвавшего свободу слова «буржуазным излишеством». Они лично встретились с Владимиром Ильичом Лениным , уверявшего их, что революционная власть не может действовать иначе в условиях контрреволюции и иностранной интервенции.

Желавшим работать во имя революции Гольдман и Беркману Советская власть поручила проехать по стране с целью сбора документов для архива революции. Вскоре состоялась её встреча в Гуляйполе с Нестором Ивановичем Махно . Эмма прожила в России два года (в то время она была хорошо знакома с Джоном Ридом и Луизой Брайант ), но подавление Кронштадтского восстания стало для неё точкой невозврата — как писала сама Гольдман, «идея покинуть Россию до этого ни разу не рождалась в моей голове», но после Кронштадта они с Беркманом приняли однозначное решение уехать. Как только стал возможен выезд из России за границу, они в декабре 1921 года покинули «первое в мире государство рабочих и крестьян» и отправились в Ригу .

Свои впечатления Гольдман изложила в серии статей для газеты Джозефа Пулитцера «New York World», а затем в книге «Мое разочарование в России» ( My Disillusionment in Russia , 1923—1924).

Эмма Гольдман выступает на похоронах П. А. Кропоткина — последнем публичном мероприятии анархистов в Советской России.

1920—1930-е годы

После Берлина и Стокгольма в течение нескольких лет Эмма скиталась по старым знакомым в Англии и Франции . Она столкнулась с изоляцией со стороны многих бывших единомышленников из-за её неприятия большевистского режима в России. Когда писательница Ребекка Уэст устроила в её честь обед, на котором присутствовали, среди прочих, Бертран Рассел и Герберт Уэллс , американскую изгнанницу встретили с энтузиазмом, но после её антибольшевистской речи в зале воцарилась гробовая тишина.

Над ней нависала угроза высылки и из западноевропейских стран, но на выручку пришёл шотландский шахтёр-анархист Джеймс Колтон, заключивший с ней в 1925 году фиктивный брак. С новым паспортом Гольдман в 1927 году отправилась в Канаду для организации кампании солидарности с Сакко и Ванцетти  — двумя анархистами, приговорёнными в итоге спорного судебного процесса к смертной казни в США.

Скитания Гольдман продолжались до тех пор, пока Пегги Гуггенхайм не собрала денег на покупку для Гольдман домика в Сен-Тропе , где она прожила несколько лет. Там она смогла заняться написанием своей автобиографии «Проживая свою жизнь» ( Living My Life ), в чём её поддерживали писатель Теодор Драйзер , поэтесса Эдна Сент-Винсент Миллей и журналист Генри Луис Менкен . Мемуары вызвали живой интерес публики и положительные отзывы в СМИ, но Гольдман была раздосадована, что издатель Кнопф продаёт книгу по цене, которую не могли себе позволить обычные рабочие.

В 1933 году ей наконец выдали разрешение на въезд в США, и в 1934 году её друзья организовали девяностодневный лекционный тур по стране, прежде чем Эмма вернулась в Торонто; впрочем, в повторном въезде ей было отказано.

В 1935 году резко раскритиковала Сталина, назвав его правительство самым жестоким и бесчеловечным, которое когда-либо знал мир.

Пропагандистский материал против Гольдман, называющий её «верховной жрицей анархии, вдохновившей Чолгоша на его преступление».

После самоубийства Беркмана Гольдман ездила в Испанию в июле и сентябре 1936 года , чтобы поддержать республиканское правительство в гражданской войне против диктатора Франко . Её приветствовали Национальная конфедерация труда и Федерация анархистов Иберии , в Уэске она наблюдала за воплощением анархо-коммунистических принципов в сельских коммунах. До самого конца войны она писала статьи для издания Spain and the World и собирала средства для помощи Испании.

Умерла Эмма Гольдман 14 мая 1940 года в Торонто . Американскими иммиграционными властями было дано разрешение на её захоронение в США, и она была похоронена в Форест-Парк , штат Иллинойс  — рядом с хеймаркетскими мучениками .

На могиле Эммы Гольдман написано « Liberty will not descend to a people, a people must raise themselves to Liberty » (« Свобода не снизойдёт к народу, народ должен сам дорасти до Свободы »).

Интересные факты

«Красная Эмма» прославилась скандальным характером своих выступлений:

« Посмотрите, как она защищает себя на суде по обвинению в заговоре, торжественно отказываясь вставать при исполнении «Звездно-полосатого флага» (гимна США – прим. перев.). Вот она сморкается в сторону конгрессмена. Вот ей удается бегать от своих полицейских преследователей достаточно долго, чтобы произнести еще одну речь, прежде чем отправиться в тюрьму за «призывы к бунту». Вот она пробирается в страну под носом у тех самых иммиграционных властей, которые должны её остановить. Она живет то в коммуне, то в одиночной камере. Смотрите, вот она несет красный флаг, ведя за собой женщин-забастовщиц на первомайской демонстрации. Временами она скрывается в подполье (живет под именем Э.Г.Смит). Она то пишет очередной манифест, то врывается в клуб «только для мужчин», оставляя в дураках охранников. Она пропагандирует принятие законов, разрешающих контрацепцию, срывает военный призыв, а потом отправляется в тюрьму сразу за оба эти преступления. На самом деле, она никогда не выступает, не прихватив с собой книгу поинтереснее, чтобы было, что почитать в тюрьме в случае ареста. »


Сочинения

См. также

Примечания

Источники

Комментарии


Источники

  1. LIBRIS — 2018.
  2. Проект «Гутенберг» — 1971.
  3. Enciclopedia delle donne
  4. Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
  5. Анатолий Алексеевич Штырбул, Государственный педагогический университет (Омск Руссиа). Политические партии, организации, движения в условиях кризисов, конфликтов и трансформации общества — опыт уходящего столетия . — Изд-во Омгпу, 2000. — 372 с.
  6. Савченко В. А. 100 знаменитых анархистов и революционеров . — Directmedia, 2014-01-10. — 510 с. — ISBN 9789660338784 .
  7. Пол Эврич. Русские анархисты. 1905-1917 . — Litres, 2017-09-05. — 262 с. — ISBN 9785457031692 .
  8. Мириам Шнейр. Феминизм: проза, мемуары, письма . — "Прогресс", 1992. — 492 с. — ISBN 9785010036553 .
  9. Goldman, Living , p. 24.
  10. Goldman, Living , p. 447.
  11. Drinnon, Rebel , p. 5.
  12. Wexler, Intimate , p. 13
  13. Chalberg, p. 13.
  14. Drinnon, Rebel , p. 12
  15. Goldman, Living , p. 11.
  16. Wexler, Intimate , p. 12.
  17. Wexler, Intimate , pp. 13–14.
  18. Goldman, Living , p. 20.
  19. Goldman, Living , p. 28.
  20. Drinnon, Rebel , pp. 6–7.
  21. Chalberg, p. 15.
  22. Goldman, Living , p. 12.
  23. Wexler, Intimate , pp. 23–26.
  24. Chalberg, p. 16.
  25. Goldman, Living , p. 22.
  26. Goldman, Living , p. 23.
  27. Wexler, Intimate , p. 27.
  28. Wexler, Intimate , pp. 30–31.
  29. Falk, Love , pp. 15–16.
  30. Drinnon, Rebel , pp. 15–17.
  31. Chalberg, p. 27.
  32. Chalberg, pp. 27–28.
  33. Goldman, Living , p. 40.
  34. The outlaw bible of American literature — Google Книги
  35. http://ru.theanarchistlibrary.org/library/shulman-aliks-emma-goldman Шульман, Аликс. Эмма Гольдман

Литература

  • Avrich, Paul. The Haymarket Tragedy . Princeton: Princeton University Press, 1984. ISBN 0-691-04711-1.
  • Berkman, Alexander. Life of an Anarchist: The Alexander Berkman Reader . New York: Four Walls Eight Windows Press, 1992. ISBN 1-888363-17-7.
  • Chalberg, John. Emma Goldman: American Individualist . New York: HarperCollins Publishers Inc., 1991. ISBN 0-673-52102-8.
  • Drinnon, Richard. Rebel in Paradise: A Biography of Emma Goldman . Chicago: University of Chicago Press, 1961. OCLC 266217.
  • Drinnon, Richard and Anna Maria, eds. Nowhere At Home: Letters from Exile of Emma Goldman and Alexander Berkman . New York: Schocken Books, 1975. OCLC 1055309.
  • Falk, Candace, et al. Emma Goldman: A Documentary History Of The American Years, Volume 1 – Made for America, 1890–1901 . Berkeley: University of California Press, 2003. ISBN 0-520-08670-8.
  • Falk, Candace, et al. Emma Goldman: A Documentary History Of The American Years, Volume 2 – Making Speech Free, 1902–1909 . Berkeley: University of California Press, 2004. ISBN 0-520-22569-4.
  • Falk, Candace Serena. Love, Anarchy, and Emma Goldman . New Brunswick: Rutgers University Press, 1990. ISBN 0-8135-1512-2.
  • Glassgold, Peter, ed. Anarchy! An Anthology of Emma Goldman's Mother Earth . Washington, D.C.: Counterpoint, 2001. ISBN 1-58243-040-3.
  • Goldman, Emma. Anarchism and Other Essays . 3rd ed. 1917. New York: Dover Publications Inc., 1969. ISBN 0-486-22484-8.
  • Goldman, Emma. Living My Life . 1931. New York: Dover Publications Inc., 1970. ISBN 0-486-22543-7.
  • Goldman, Emma. My Disillusionment in Russia . 1923. New York: Thomas Y. Crowell Company, 1970. OCLC 76645.
  • Goldman, Emma. Red Emma Speaks . ed. Alix Kates Shulman. New York: Random House, 1972. ISBN 0-394-47095-8.
  • Goldman, Emma. The Social Significance of Modern Drama . 1914. New York: Applause Theatre Book Publishers, 1987. ISBN 0-936839-61-9.
  • Goldman, Emma. The Traffic in Women, and Other Essays on Feminism . Albion, CA: Times Change Press, 1970. ISBN 0-87810-001-6.
  • Goldman, Emma. The Tragedy of Woman's Emancipation . New York: Mother Earth Publishing Association, 1906. OCLC 15865931
  • Goldman, Emma. Vision on Fire: Emma Goldman on the Spanish Revolution . ed. David Porter. New Paltz, NY: Commonground Press, 1983. ISBN 0-9610348-2-3.
  • Haaland, Bonnie. Emma Goldman: Sexuality and the Impurity of the State . Montréal, New York, London: Black Rose Books, 1993. ISBN 1-895431-64-6.
  • Marsh, Margaret S. Anarchist Women 1870–1920 . Philadelphia: Temple University Press, 1981. ISBN 0-87722-202-9.
  • Marshall, Peter. Demanding the Impossible: A History of Anarchism . London: HarperCollins, 1992. ISBN 0-00-217855-9.
  • McCormick, Charles H. Seeing Reds: Federal Surveillance of Radicals in the Pittsburgh Mill District, 1917–1921 . Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1997.
  • Moritz, Theresa. The World's Most Dangerous Woman: A New Biography of Emma Goldman . Vancouver: Subway Books, 2001. ISBN 0-9681660-7-5.
  • Murray, Robert K. Red Scare: A Study in National Hysteria, 1919–1920 . Minneapolis: University of Minnesota Press, 1955. ISBN 0-313-22673-3
  • Post, Louis F. The Deportations Delirium of Nineteen-twenty: A Personal Narrative of an Historic Official Experience . NY, 1923.
  • Solomon, Martha. Emma Goldman . Boston: Twayne Publishers, 1987. ISBN 0-8057-7494-7.
  • Weiss, Penny A. and Loretta Kensinger, eds. Feminist Interpretations of Emma Goldman . University Park: Pennsylvania State University Press, 2007. ISBN 0-271-02976-5.
  • Wexler, Alice. Emma Goldman: An Intimate Life . New York: Pantheon Books, 1984. ISBN 0-394-52975-8. Republished as Emma Goldman in America . Boston: Beacon Press, 1984. ISBN 0-8070-7003-3.
  • Wexler, Alice. Emma Goldman in Exile: From the Russian Revolution to the Spanish Civil War . Boston: Beacon Press, 1989. ISBN 0-8070-7004-1.

Ссылки

Категории :
© 2014-2020 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок