Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Символ трансгендерных идентичностей сочетает в себе символы мужской, женской и небинарных идентичностей. Косая черта, перечёркивающая круг, обозначает агендерность .

Ге́ндер ( англ.   gender , от лат.   genus «род») — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности . В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры (в частности, гендерные и другие социальные роли ) или гендерная идентичность . В некоторых случаях понятие «гендер» ошибочно используется как синоним понятия « пол », хотя изначально термин «гендер» был введён как противопоставленный ему.

Понятие «гендер» получило распространение благодаря развитию феминистской теории и гендерных исследований . Оно опирается на теорию социального конструктивизма , ряд представителей которой (в основном феминистские авторы) ставят под сомнение природное происхождение различий между людьми и объясняет их социальными процессами . Тем самым понятие «гендер» предназначено для критики обыденных представлений о «биологии как судьбе» и отсылает к идеологии гендерного равенства .

Хотя многие источники определяют гендер как «социальный пол», в современных феминистских и гендерных исследованиях такое понимание считается устаревшим. Критикуя понимание гендера как производной биологического пола, современные исследования рассматривают обе эти категории как социальные конструкты , находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом .

История понятия

В западной науке терминологическое различение между биологическим полом и гендером как социальной ролью впервые использовал сексолог Джон Мани в 1955 году в своих работах, посвящённых изучению транссексуальных и интерсекс -людей. Но широкое распространение понятие «гендер» получило только в начале 1970-х годов благодаря развитию феминистского движения и феминистской теории . Феминистские теоретики использовали понятие «гендер» как аналитическую категорию для того, чтобы отделить половые различия, обусловленные биологией, от форм поведения и качеств, которые считаются в обществе «мужскими» или «женскими» . Разграничение понятий «гендер» и «пол» позволило поставить под сомнение обыденные представления о «биологии как судьбе» и благодаря этому существенно расширить горизонты социальных и гуманитарных наук, изучая тематические области, которые ранее не были предметом научного интереса .

В постсоветскую науку понятие «гендер» вошло на рубеже 1980-х и 1990-х годов со складыванием научной области гендерных исследований . Сегодня понятие «гендер» как противопоставленное понятию «пол» как в постсоветских странах , так и во всём мире широко используется во многих контекстах, в частности в социальных науках и документах Всемирной Организации Здравоохранения . При этом во многих других контекстах, в том числе в некоторых отраслях социальных наук, термины «гендер» и «пол» продолжают использоваться как взаимозаменяемые . Вопрос разграничения понятий «пол» и «гендер» или использования их как синонимов напрямую зависит от философских и политических установок конкретного автора .

Гендер и пол

Различие гендера и пола

Разграничение понятий «гендер» и «пол» опирается на теорию социального конструктивизма , которая объясняет кажущиеся природными и естественными различия социальными процессами. Использование понятия «гендер» в противопоставлении понятию «пол» опирается на тезис о том, что положение женщин и мужчин в обществе и различия между «мужским» и «женским» не имеют биологического происхождения, а являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе . Тем самым сторонники социального конструктивизма критикуют « здравый смысл », то есть господствующие в современных обществах обыденные представления, согласно которым в основе социального разделения на мужчин и женщин и вытекающих из него различий в формах поведения, возможностях, правах и пр. лежит «природная сущность». В то же время сторонники социального конструктивизма критикуют и традиционные социологические теории, опирающиеся на тот же «здравый смысл» и присущий ему биологический детерминизм . В отличие от биологического детерминизма, социальный конструктивизм утверждает, что гендерные роли конструируются обществом, что женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся. Мужское и женское, как и другие социальные категории (например, молодое и старое) создаётся в различных социальных контекстах, принимает разные формы и наполняется разным содержанием .

В гендерных исследованиях и лежащих в их основе феминистских теориях гендер понимается как социальная категория, организующая социальные отношения власти и неравенства. В классических версиях феминистских теорий речь шла о доминировании мужчин как социальной группы над женщинами : исполнение предписанных и усвоенных гендерных ролей подразумевает неравенство возможностей, преимущества мужчины в публичной сфере, вытеснение женщины в приватную. При этом сама приватная сфера оказывается менее значимой, менее престижной и даже репрессированной . В современных феминистских теориях понимание гендера как структурирующего отношения власти усложняется и уточняется, с одной стороны, за счёт рассмотрения гендера в контексте других иерархических социальных категорий ( расы , класса и др.), а с другой стороны — за счёт понимания принудительной гендерной бинарности как одного из базовых компонентов гендерного угнетения . Таким образом, понятие «гендер» является не только аналитическим, но и политическим: оно включает в себя критику существующих гендерных отношений неравенства и предназначено для изменения социального порядка и построения нового социального порядка, основанного на гендерном равенстве .

Определение гендера как «социального пола»

Во многих ранних феминистских теориях гендер понимался как культурный коррелят биологического пола : утверждалось, что пол, то есть биологические различия, делает людей мужчинами и женщинами, а гендер, то есть социальные и культурные различия — мужественными и женственными. Похожие представления лежат в основе распространённых в русскоязычных источниках определения гендера как «социального пола» или «социокультурного аспекта половой принадлежности» : такие определения ставят гендер в прямую зависимость от пола, подразумевают бинарность обеих категорий и однозначное соответствие между ними. Определение гендера через пол основано на представлении о биологическом поле и половых различиях как основополагающих и неоспоримых — то есть, по сути, противоречит социально-конструктивистскому назначению понятия «гендер», возвращая его в рамки биологического детерминизма . Современные феминистские и гендерные исследования рассматривают гендер не как производную биологического пола, а как одну из базовых категорий социального деления и неравенства, находящуюся в сложном и многоуровневом взаимодействии с биологическим полом . Ключевой вклад в эти современные представления внесли исследования социального конструирования биологического пола .

Социальное конструирование биологического пола

Ранние феминистские теории рассматривали гендер как конструируемую категорию, зависящую от социального контекста, а биологический пол понимали как нечто единое и универсальное . Некоторые современные исследования ставят под сомнение как реальность существования двух противопоставленных друг другу биологических полов, так и политическую нейтральность научных исследований, отстаивающих это противопоставление.

Как показывает биолог и феминистка Энн Фаусто-Стерлинг, наблюдаемая биологическая реальность свидетельствует о половом разнообразии, которое плохо вписывается в господствующий научный нарратив о «двух полах» . В своей статье об интерсекс -людях она выдвинула провокационный тезис о необходимости выделять пять полов — как сама исследовательница признавалась позднее, целью этого шутливого утверждения было наглядно показать абсурдность дискретной классификации, так как в действительности половое разнообразие человеческих организмов следует понимать как непрерывный спектр . Как показывает феминистский анализ производства научного знания, в действительности ни один из предлагаемых «традиционной биологией» половых признаков : хромосомы (XX и XY), гормоны ( андрогены и эстрогены ), гонады ( яичники и яички ), внутренняя морфология ( простата , влагалище , матка и фаллопиевы трубы ), внешние половые органы ( половой член , мошонка , клитор и половые губы ), вторичные половые признаки (волосы на лице и теле, форма груди) — не удовлетворяет требованиям бинарной классификации. Ни один из них не позволяет ни отделить всех мужчин от всех женщин, ни выделить какое-либо общее базовое свойство одного пола . Таким образом, половой диморфизм оказывается не природной данностью, а изобретённым людьми способом осмыслять биологическую реальность .

Если в обыденных представлениях «природа» понимается как нечто раз и навсегда данное и неизменное, то исследования в рамках истории и социологии науки показывают, что конкретное содержание даже таких, казалось бы, предельно конкретных понятий, как «генетический пол», меняется в зависимости от используемых учёными технологий , а неосознанные допущения о гендере влияют на то, какие данные исследователи учитывают, а какие исключают из рассмотрения, несмотря на их объективную значимость для изучаемых явлений .

Неразличение гендера и пола

Причиной неразличения понятий «гендер» и «пол», в том числе в научных источниках, может быть незнакомство автора с теориями социального конструирования гендера и гендерных отношений как отношений власти . В то же время смешение этих понятий имеет не только аналитическое, но и политическое значение. Если разграничение этих понятий служит опровержению биологического детерминизма и продвижению гендерного равенства, то использование термина «гендер» как синонима слова «пол» лишает понятие «гендер» его критического политического содержания и тем самым способствует оправданию гендерного неравенства .

Гендерные исследования

Гендерные исследования — междисциплинарная научная область, сформировавшаяся под влиянием феминистских движений и в тесном сотрудничестве с ними. Эта область изучает гендер и сексуальность в литературе , языке , географии , истории , политологии , социологии , антропологии , теории кино , медиа , психологии , праве и медицине . Она также изучает пересечения категорий расы , этничности , класса , национальности и инвалидности с категориями гендера и сексуальности . Гендерные исследования близки к теории конфликта , поскольку рассматривают социальные взаимодействия в перспективе власти — как борьбу между различными группами за власть, ресурсы и статус .

В постсоветской науке гендерные исследования начали развиваться во время Перестройки вместе с независимым женским движением . Постсоветские гендерные исследования изначально опирались на западные феминистские теории и разделяли их политическую ориентацию на изменение социального порядка. Параллельно на постсоветском пространстве возникла область знания, которая частично заимствовала из гендерных исследований терминологию и постановку проблем, но при этом опиралась на традиционные научные теории, не предполагающие критики существующих властных отношений. Эта научная область получила название «феминологии» или «гендеристики»; гендерные теоретики иногда называют её «ложными гендерными исследованиями» .

См. также

Примечания

  1. What do we mean by "sex" and "gender"? . World Health Organization . Дата обращения 26 ноября 2015.
  2. Haig, David. The Inexorable Rise of Gender and the Decline of Sex: Social Change in Academic Titles, 1945–2001  // Archives of Sexual Behavior. — 2004. — Т. 33 , № 2 . — С. 87–96 . Архивировано 25 мая 2011 года.
  3. Udry, J. Richard. The Nature of Gender  // Demography. — 1994. — Т. 31 , № 4 . — С. 561–573 . Архивировано 3 апреля 2013 года.
  4. Социальное конструирование гендера как методология феминистско исследования. Здравомыслова Елена, Темкина Анна
  5. Jane Pilcher, Imelda Whelehan. Gender // 50 Key Concepts in Gender Studies . — Sage, 2004. — ISBN 9781412932073 .
  6. Iris Marion Young. Lived Body versus Gender // A Companion to Gender Studies / Philomena Essed, David Theo Goldberg, Audrey Kobayashi. — John Wiley & Sons, 2009. — ISBN 9781405188081 .
  7. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Ирина Жеребкина (ред.). — Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — С. 17-48. — ISBN 5-89329-397-5 .
  8. Гапова Е. Классовый вопрос постсоветского феминизма или об отвлечении угнетенных от революционной борьбы  // Гендерные исследования. — 2006. — № 15 . — С. 144-164 . Архивировано 1 июня 2011 года.
  9. Здравомыслова О. Гендерные исследования как опыт публичной социологии в России . Полит.Ру (24-09-2009). Дата обращения 9 марта 2016.
  10. GENDER   (недоступная ссылка) . Social Science Dictionary. Дата обращения 20 марта 2015. Архивировано 2 февраля 2011 года.
  11. Lindsey, Linda L. Ch. 1. The Sociology of gender // Gender Roles: A Sociological Perspective . — Pearson, 2010. — ISBN 0132448300 . Архивная копия от 5 апреля 2015 на Wayback Machine
  12. Гапова Е. Итоги съезда: еще раз о классовом проекте постсоветского феминизма  // Журнал исследований социальной политики. — 2009. — Т. 7 , № 4 . — С. 465–484 .
  13. Здравомыслова Е., Тёмкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Ирина Жеребкина (ред.). — Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — С. 147-173. — ISBN 5-89329-397-5 .
  14. Julia Serano. Whipping Girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity . — Seal Press, 2007. — ISBN 978-1-58005-154-5 . Архивировано 13 марта 2016 года. Архивная копия от 13 марта 2016 на Wayback Machine
  15. Lorber, Judith. The Social construction of gender . — Sage, 1990. — ISBN 9780803939561 .
  16. Гендер // Новейший философский словарь / Грицанов А.. — Мн. : Книжный дом, 2003.
  17. Воронина О. Гендер // Словарь гендерных терминов / Денисова А. (ред.). — М. : Информация XXI век, 2002.
  18. И.Р. Чикалова, Е.И. Янчук. Гендер // Социология: энциклопедия / А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.. — Мн. : Книжный дом, 2003.
  19. Wendy Cealey Harrison. The Shadow and the substance. The sex/gender debate // Handbook of Gender and Women's Studies / Kathy Davis, Mary Evans, Judith Lorber. — Sage, 2006. — ISBN 9781446206843 .
  20. Fausto-Sterling, Anne. Myths of Gender: Biological Theories about Women and Men, Revised Edition . — Basic Books, 2008. — ISBN 9780786723904 .
  21. Fausto-Sterling, Anne. Sexing the Body: Gender Politics and the Construct . — Basic Books, 2008. — ISBN 9780786724338 .
  22. M'charek, Amade. Genetic Sex // A Companion to Gender Studies / Philomena Essed, David Theo Goldberg, Audrey Kobayashi. — John Wiley & Sons, 2009. — ISBN 9781405188081 .
  23. Fausto-Sterling, A. The Five Sexes: Why Male and Female Are Not Enough  // The Sciences. — 1993. — С. 20-24 .
  24. Fausto-Sterling, A. Is Gender Essential? // Sissies and Tomboys: Gender Nonconformity and Homosexual Childhood / Matthew Rottnek (ed.). — NYU Press, 1999. — ISBN 9780814774847 .
  25. Hawkesworth, Mary, and Lisa Disch. Feminist theory: Transforming the known world // The Oxford Handbook of Feminist Theory / Hawkesworth, Mary (ed.). — Oxford University Press, 2016. — ISBN 9780199328581 .
  26. Першай А. Колонизация наоборот: гендерная лингвистика в бывшем СССР  // Гендерные исследования. — 2002. — № 7-8 . — С. 236-249 .
  27. Krijnen, Tonny. Gender And Media: Representing, Producing, Consuming / Tonny Krijnen, Sofie van Bauwel. — New York : Routledge, 2015. — ISBN 978-0-415-69540-4 .
  28. About - Center for the Study of Gender and Sexuality (CSGS) . The University of Chicago . Дата обращения 1 мая 2012.
  29. Healey, J. F. (2003). «Race, Ethnicity, Gender and Class: the Sociology of Group Conflict and Change».
  30. Department of Gender Studies . Indiana University (IU Bloomington). Дата обращения 1 мая 2012.

Литература

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок