Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Древний город
Гелиополь
Obelisk-SesostrisI-Heliopolis.JPG
30°07′46″ с. ш. 31°17′20″ в. д. H G Я O
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе
Иуну
иероглифами
iwn nw
O49

Гелио́поль , Гелио́по́лис , Илио́поль ( греч. Ἡλιούπολις или греч. Ἡλίου πόλις , егип. Иуну , библ. Он ) — один из древнейших и важнейших городов в Древнем Египте , расположенный к северо-востоку от современного Каира . Центр 13-го нижнеегипетского нома Хека-анджу. В Гелиополе находился главный центр поклонения верховному богу солнца (первоначально Атуму , затем Атуму- Ра ) и циклу связанных с ним божеств — « Великой Девятки Иуну ». Греки отождествляли Атума и Ра с Гелиосом , откуда и греческое название города — Ἡλιούπολις («город солнца»). Древнеегипетское название, транскрибированное ỉwnw , чаще всего передаётся как Иуну или Он (Ὂν в эллинизированном варианте и אן или און в еврейском тексте Библии ).

История

По Диодору город был основан А́ктием , сыном Гелиоса , вынужденным бежать с острова Родос после убийства брата . Город он назвал в честь отца .

Гелиополь известен с додинастического периода . В период Раннего и Древнего царства наряду с Абидосом и Мемфисом принадлежал к числу наиболее застраиваемых городов. Первоначально Гелиополь был основным центром почитания Атума, считающегося первым общеегипетским солярным божеством. Однако уже к началу Древнего царства Атум был вытеснен схожим гелиопольским богом Ра и отождествлён с ним в образе Ра-Атума (кроме Ра и Атума, в Гелиополе также был распространён культ быка Мневиса ). Приход к власти V династии египетских правителей утвердил гелиопольское жречество в качестве наиболее влиятельной политической группировки при фараоне .

Несмотря на возвышение культа Амона в результате политического доминирования Фив , Ра сохранял своё значение и авторитет как древний верховный бог. Гелиопольское жречество адаптировалось к новым политическим условиям, развив представления о синкретических божествах Ра-Хорахте (Ра + Хор ) и Амоне-Ра (Ра + Амон). Тем не менее, теологическое преобладание гелиопольской космогонии , с которой сопоставлялись другие мифологические схемы, не помешало фиванским жрецам стать главной опорой агрессивной внешней политики фараонов XVIII династии Нового царства . Последняя попытка восстановить былое политическое могущество Гелиополя была предпринята в начале правления Эхнатона , планировавшего проводить радикальные преобразования, используя недовольство жрецов Ра-Хорахте укреплением позиций жречества Амона-Ра. В это время в Гелиополе был воздвигнут храм Ведж-Атон, посвящённый солнечному диску Атону.

Гелиополь был хорошо известен древним грекам и римлянам . В 332 до н. э. в городе на короткое время останавливался Александр Македонский ; храмы Гелиополя, известные своими успехами в астрономии и философии, неоднократно посещались Солоном , Пифагором , Платоном и другими выдающимися мыслителями античности . Манефон , по всей видимости, бывший верховным жрецом Гелиополя, в начале III века до н. э. на основании храмовых архивов подготовил «Египтику», считавшуюся в античном мире основным источником по истории Древнего Египта. Однако к I веку до н. э. интерес Птолемеев к гелиопольским древностям угас, и Страбон обнаружил храмы города заброшенными. После установления римского владычества по приказу императора Августа в 19-м году н. э. из Гелиополя были вывезены « Иглы Клеопатры » — пара обелисков , установленных перед храмом Ра Тутмосом III и бывших одними из высочайших в Египте. Многие храмы и остальные крупные постройки древнего Гелиополя впоследствии использовались как строительный материал для постройки Фустата , позднее переросшего в Каир .

Упоминания в Библии

Гелиополь был центром провинции Гесем . Был одним из трёх городов со складами пищи, во время семилетнего голода при Иосифе . Иосиф, ставший визирём и соправителем фараона в Древнем Египте, имел тестем жреца Гелиополя .

Септуагинта рассказывает, что Гелиополис вместе с городами Пифом и Раамсес , строили по приказу фараона порабощённые евреи, что и спровоцировало Исход евреев из Древнего Египта .

Во времена библейских пророков, Исаиа упоминал Гелиополис как один из 5 египетских городов, сообщавшихся с евреями. Но он сделал лингвистическую ошибку в слове «город солнца» (’ir hašemeš), записав его как ’ir haheres — «город разрушения». Эта игра слов позже утвердилась у Иеремии и Иезекиля . Еврейское слово Beth-shemesh, означающее «храм» ( Beth ) «солнца» ( shemesh ) использовал Иеремия. Он пророчил судьбу городу, заявляя что царь Вавилона Навуходоносор сокрушит обелиски ( столбы, статуи ) в Гелиополисе ( Бефсамисе , «доме бога солнца» ) и сожжёт храмы египетских богов. Иезекиль, современник Иеремии, укрепил это сообщение, заявив что «молодёжь Она […] падёт от меча и будет порабощена» . Иезекиль тоже играл словами используя топоним «Он» — библейское имя Гелиополиса во времена Иосифа; В других переводах Библии фигурирует в этой строке не топоним «Он» , а слово иврита «Aven» , означающее «безумие, несправедливость» и значит место называют «храмом жестоких сумасшедших».

Современный Гелиополь

Ныне Гелиополем также называют современный пригород Каира Миср аль-Джидида ( араб. مصر الجديدة ‎, «Новый Египет»), расположенный вблизи древнего города. Сам древний Гелиополь находился на территории современных окраинных каирских районов Аль-Матария и Айн Шамс ( араб. عين شمس ‎). В Матарийе сохранился обелиск Сенусерта I , вокруг которого организован небольшой музей под открытым небом (у площади эль-Массала).

Примечания

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок