Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Антони Гауди
Antoni Gaudí
Antoni gaudi.jpg
Signature Antoni Gaudí.svg
Основные сведения
Страна
Дата рождения 25 июня 1852 ( 1852-06-25 ) […]
Место рождения
Дата смерти 10 июня 1926 ( 1926-06-10 ) […] (73 года)
Место смерти
Работы и достижения
Учёба
Работал в городах Барселона , Реус
Архитектурный стиль модерн
Важнейшие постройки Каса-Мила , Храм Святого Семейства , Bellesguard [d] , Эль-Каприччо , Парк Гуэль , Palacio Episcopal de Astorga [d] , Дом Висенс , Casa de los Botines [d] , Церковь колонии Гуэль [d] , Каса-Батльо , Дом Кальвет , Погреба Гуэля , Дворец Гуэль , Artigas Gardens [d] и Güell Pavilions [d]
Подпись Signature Antoni Gaudí.svg
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т (также Анто́нио; кат. Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet [ənˈtoni gəu̯ˈði i kuɾˈnɛt] , исп.   Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet ; 25 июня 1852 , Реус , Каталония  — 10 июня 1926 , Барселона ) — каталонский архитектор , большинство проектов которого, включая самую масштабную его постройку, храм Святого Семейства , возведено в Барселоне .

Биография

Семья

Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реус , недалеко от Таррагоны , в Каталонии. По другим сведениям, местом рождения являлся Риудомс  — местечко, расположенное в 4 км от Реуса, где у его родителей был небольшой загородный дом. Он был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра и его жены Антонии Курнет-и-Бертран. Именно в мастерской отца, по признанию самого архитектора, в нём пробудилось ощущение пространства. Два брата Гауди умерли во младенчестве, третий брат скончался в 1876 году, а вскоре после этого умерла и мать. В 1879 году умерла и его сестра, оставив на попечение Гауди маленькую дочь. Вместе с отцом и племянницей Гауди поселился в Барселоне, где в 1906 году скончался его отец, а спустя шесть лет — и слабая здоровьем племянница. Гауди никогда не был женат. Он с детства страдал ревматизмом , препятствующим играм с другими детьми, но не мешающим длительным одиночным прогулкам, к которым он питал пристрастие всю свою жизнь.

Начало самостоятельной жизни

В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону , где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году .

В 1870—1882 годах Антони Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектировал также мебель для собственного дома.

Одними из первых проектов Гауди были: уличный фонарь для Королевской площади Барселоны , незавершённые газетные киоски, проекты кооператива Матаронина. На Парижской всемирной выставке 1878 года Гауди продемонстрировал витрину из кованого железа, дерева и стекла, изготовленную по заказу производителя перчаток Эстеве Комелья. Дизайн Гауди крайне впечатлил каталонского промышленника Эусеби Гуэля , который затем заказал некоторые из самых выдающихся работ Гауди.

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери ) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина . Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится уникален.

В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны , а также испанского архитектора Марторела , строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну , проекты: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс ( Барселона ) и причудливый Эль-Каприччо ( Комильяс , Кантабрия ); также компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет ( Барселона ). Также в эти годы появляется проект в сдержанном готическом , даже «крепостном» стиле — Школа при монастыре Святой Терезы ( Барселона ), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон ) и Дом Ботинес ( Леон ).

Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем. Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии , не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе , часовни и крипты Колонии Гуэль ( Санта-Колома-де-Сервельо ); фантастического Парка Гуэля и дворца Гуэля ( Барселона ).

Известность

Скоро Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма XIX столетия, навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля ( Palau Güell ), был ответом художника меценату . С завершением строительства дворца Антони Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила ; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо .

Заказчики, готовые потратить на строительство половину состояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.

Личная жизнь

Гауди полностью посвятил себя архитектуре и всю жизнь был один. Известно, что он оказывал знаки внимания только одной женщине — Жозефе Моро, которая работала учительницей в рабочем кооперативе в Матаро — в 1884 году. Она не ответила взаимностью . После этого Гауди с головой ушёл в католичество. Считается, что архитектор был замкнутым и неприятным человеком, грубым и высокомерным. Однако те, кто был с ним близок, утверждали, что Гауди был верным другом, дружелюбным, вежливым и приятным в общении .

В молодости Гауди выглядел как денди, носил дорогие костюмы, его стрижка и борода всегда были безупречны. Он был гурманом, постоянно посещал театр и оперу, а строительные участки объезжал на собственном экипаже. В зрелом возрасте архитектор перестал следить за своей внешностью, неопрятно одевался и питался очень скромно. На улице его иногда принимали за нищего.

Смерть

7 июня 1926 года 73-летний Гауди вышел из дома, чтобы отправиться в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Идя рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, он был сбит трамваем и потерял сознание. Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. В конце концов, Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали лишь примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан храма Саграда-Фамилия Мосен Хиль Парес-и-Виласау. К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.

Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им храма.

Хронология построек

Стиль, в котором творил Гауди, относят к модерну . Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей , подвергая их творческой переработке. Постройки архитектора включают в себя сложные естественные, органичные формы и пространственные конструкции: гиперболоиды , коноиды и геликоиды . Творчество Гауди можно разделить на два периода: ранние постройки и постройки в стиле национального модерна [en] (после 1900).

1882—не закончено Искупительный храм Святого Семейства , Барселона  — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 2005
1883—1888 Дом Висенс , Барселона  — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 2005
1883—1885 Эль Каприччо , Комильяс ( Кантабрия )
1884—1887 Павильоны усадьбы Гуэля , Педральбес ( Барселона )
1886—1889 Дворец Гуэля , Барселона  — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 1984
1888—1894 Школа при монастыре Святой Терезы , Барселона
1889—1893 Епископский дворец в г. Асторга , Кастилия ( Леон )
1891—1892 Дом Ботинес , Леон
1892—1893 Миссия Францисканцев в Танжере (не построена)
1895—1898 Винные погреба Гуэля , Гарраф  — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 2005
1898—1900 Дом Кальвет , Барселона
1898—1916 Часовня и крипта Колонии Гуэля , Санта Колома де Сервелло  — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 2005
1900—1902 Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона
1900—1914 Парк Гуэля , Барселона — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 1984
1903—1910 Сады Артигас , 130 км от Барселоны , предгорья Пиренеев
1902 Вилла Катлларас , Ла-Побла-де-Лильет
1901—1902 Усадьба Миральяс
1904 Склады кузнечной артели Бадиа
1904-1906 Дом Бальо
1905 (май) Проект гостиницы «Attraction» , Нью-Йорк (не реализован)
1904—1919 Реконструкция Кафедрального собора , Пальма де Мальорка
1906—1910 Дом Мила («Каменоломня»), Барселона  — включён в список « Всемирное наследие ЮНЕСКО », 1984
1909—1910 Приходская школа при храме Искупления Святого Семейства , Барселона

Факты из биографии Антонио Гауди

«Зверинец» на крыше Дома Мила
Ворота-дракон в павильонах виллы Гуэль (1887)

Уже около десяти лет идёт кампания в поддержку причисления Гауди к лику святых. Ожидалось, что в 2015 году Папа римский подпишет документ о беатификации , что стало бы третьим из четырёх этапов канонизации. Антонио Гауди хотят сделать святым-покровителем всех архитекторов .

Память

  • Существует легенда, что такси в Барселоне имеют преимущественно чёрную (цвет траура) окраску (с добавлением жёлтого цвета — цвет стыда) в память о Гауди, которого отказались везти в больницу извозчики . Однако чёрно-жёлтый цвет такси связан с проходившей в 1929 году в Барселоне выставкой , породившей большую конкуренцию между таксистами. Цвет полосы на такси указывал на стоимость, предлагаемой водителем, а мэрия ввела тариф — 60 центов за километр, соответствующий цене жёлтых такси .
  • 25 июня 2013 года интернет-поисковик Google отметил 161-ю годовщину со дня рождения Антони Гауди Doodle-логотипом на своей заглавной странице. Буквы в названии компании были стилизированы под узнаваемые образы из работ мастера

Примечания

  1. архитекторы, работающие в Швеции — 2014.
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных — 2011.
  3. Antoni Gaudi
  4. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #119009692 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  5. http://www.nytimes.com/2005/07/31/arts/design/31star.html?8hpib
  6. архитекторы, работающие в Швеции — 2015.
  7. Bell A. Encyclopædia Britannica Encyclopædia Britannica Inc. , 1768. — Vol. 22.
  8. El gran amor inalcanzado de Gaudi . Архивировано 18 октября 2011 года.
  9. Amigos de Gaudi . Архивировано 18 октября 2011 года.
  10. И. Топчий. Гауди // Великие архитекторы. — Москва: Комсомольская правда / Директ-Медиа, 2014. — С. 3—7. — 70 с. — ISBN 9785871078617 .
  11. Jo Fidgen and William Kremer . Will Gaudi be made a saint? , BBC World Service  (11 мая 2015).
  12. Akerke Makhanova. Black and Yellow . weirdbarcelona.blogspot.com (13 марта 2014).
  13. Почему такси в Барселоне – черно-жёлтые? . Испания по-русски. Дата обращения 23 декабря 2018.
  14. Elisabet Gómez. Why Barcelona taxis are yellow and black?   (англ.)     (неопр.)  ? . Barcelona City Blog (5 июля 2016). Дата обращения 23 декабря 2018.
  15. Julia P. 7 Fascinating Facts you (probably) didn't Know about Barcelona   (англ.)     (неопр.)  ? . What to do in Barcelona (2 марта 2016). Дата обращения 23 декабря 2018.
  16. Google отметил день рождения Гауди

Литература

  • Антонио Гауди . Авт.: Бассегода Нонель X.,Пер. с исп. М. Гарсиа Ордоньес Под ред.: В. Л. Глазычева. — М.: Стройиздат , 1986;
  • Весь Гауди. — Editorial Escudo de Oro, S.A., 2006. — С. 4—11. — 112 с. — ISBN 84-378-2269-6 .
  • Н. Я. Надеждин. Антонио Гауди: «Воздушные замки Каталонии»: Биографические рассказы. — 2-е изд. — М.: Майор, Осипенко, 2011. 192 с., Серия «Неформальные биографии», 2000 экз., ISBN 978-5-98551-159-8
  • Bassegoda, Juan. El gran Gaudí : [] . — Barcelona : Sabadell, 1989. — ISBN 978-84-86329-44-0 .
  • Bassegoda, Juan. Gaudí o espacio, luz y equilibrio : [] . — Madrid : Criterio Libros, 2002. — ISBN 978-84-95437-10-5 .
  • Bergós, Juan. Gaudí, l'home i l'obra : [ каталан. ]  / Juan Bergós, Joan Bassegoda i Nonell, Maria Antonietta Crippa … [ et al. ] . — Barcelona : Círculo de Lectores, 2002. — ISBN 978-84-9785-783-3 .
  • Bonet i Armengol, Jordi. The essential Gaudí: the geometric modulation of the Church of the Sagrada Familia. — Barcelona : Pòrtic, 2001.
  • Bonet i Armengol, Jordi. L'últim Gaudí: el modulat geomètric del Temple de la Sagrada Família : [ каталан. ] . — Barcelona : Pòrtic, 2001. — ISBN 978-84-7306-727-0 .
  • Castellar-Gassol, Juan. Gaudí, the Life of a Visionary. — Barcelona : Edicions de 1984, 1999.
  • Castellar-Gassol, Juan. Gaudí, la vida d'un visionari : [ каталан. ] . — Barcelona : Edicions de 1984, S. L., 1999. — ISBN 978-84-86540-54-8 .
  • Crippa, Maria Antonietta. Gaudí : [] . — Cologne, Germany : Taschen GmbH, 1 October 2003. — ISBN 978-3-8228-2519-8 .
  • Férrin, Ana María. Gaudí, de piedra y fuego : [] . — Barcelona : Jaraquemada, 2001a. — ISBN 978-84-932015-0-0 .
  • Férrin, Ana Maria. Gaudí: la huella de genio : [] . — Barcelona : Jaraquemada, 2001b. — ISBN 978-84-932015-1-7 .
  • Flores, Carlos. Les lliçons de Gaudí : [ каталан. ] . — Barcelona : Empúries, 2002. — ISBN 978-84-7596-949-7 .
  • Giordano, Carlos. Templo expiatorio de La Sagrada Familia: la obra maestra de Antoni Gaudí : [] . — Barcelona : Mundo Flip, 2007.
  • Giordano, Carlos. The Basilica of the Sagrada Familia: the masterpiece of Antoni Gaudí. — Barcelona : Dos de Arte, 2011.
  • Art, oficis i disseny en Gaudí // Gaudí 2002. Misceŀlània : [ каталан. ] . — Barcelona : Planeta, 2002. — ISBN 978-84-08-04332-4 .
  • Pere Hereu, Els anys d’aprenentatge de Gaudí
  • Martinell, Cèsar. Gaudí, Su vida, su teoría, su obra : [] . — Barcelona : Colegio de Arquitectos de Cataluña y Baleares. Comisión de Cultura, 1967.
  • Martinell, Cèsar. Gaudí: his life, his theories, his work. — Cambridge, Massachusetts : The MIT Press, 1975. — ISBN 978-0-262-13072-1 .
  • Massó, Juan Bergós. Gaudí, l'home i la obra : [ каталан. ] . — Barcelona : Universitat Politècnica de Barcelona , 1974. — ISBN 84-600-6248-1 .
  • Müller, Frederike; Wendt, Lars (Directors). The Architect Antoni Gaudí. Myth and Reality [DVD]. Germany: WendtFilm & Ciné Canard.
  • Puig i Boada, Isidre. El temple de la Sagrada Família : [ каталан. ] . — Barcelona : Thor, D.L., 1986. — ISBN 978-84-282-1557-2 .
  • Puig i Boada, Isidre. El pensament de Gaudí : [ каталан. ] . — Barcelona : Dux Editorial, S. L., 1 October 2004. — ISBN 978-84-609-1587-4 .
  • Puig i Tàrrech, Armand. La Sagrada Família segons Gaudí: comprendre un símbol : [ каталан. ] . — Barcelona : Pòrtic, 2010.
  • Saudi, Antoni. Gaudí i els seus coŀlaboradors: artistes i industrials a l’entorn del 1900 // Gaudí 2002. Misceŀlània : [ каталан. ] . — Barcelona : Planeta, 2002. — ISBN 978-84-08-04332-4 .
  • Stone, Peter. Frommer's Barcelona. — Chichester, UK : Frommers, 3 May 2011. — ISBN 978-0-470-09692-5 .
  • Tarragona, Josep María. Gaudí, biografia de l'artista : [ каталан. ] . — Barcelona : Proa, 1999.
  • Tarragona, Josep María. Antoni Gaudí, un arquitecto genial : [] . — Barcelona : Casals, 2011. — ISBN 978-84-218-2430-6 .
  • Van Hensbergen, Gijs. Antoni Gaudí : [] . — London, UK : Debolsillo, 7 January 2004. — ISBN 978-84-9793-010-9 .
  • Apunts sobre la intuïció científica de Gaudí // Gaudí 2002. Misceŀlània : [ каталан. ] . — Barcelona : Planeta, 2002. — ISBN 978-84-08-04332-4 .
  • Zerbst, Rainer. Gaudí, 1852–1926: Antoni Gaudí i Cornet: a life devoted to architecture. — Cologne, Germany : Taschen, 2002. — ISBN 978-3-8228-2171-8 .

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок