Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Видоиска́тель , визи́р  — вспомогательное устройство фотоаппарата , кинокамеры или видеокамеры , которое служит для наблюдения за объектом съёмки и определения границ снимаемого кадра . Некоторые типы видоискателя являются основой визирно-дальномерной системы, и используются для контроля качества изображения, главным образом для фокусировки .

Наиболее ранние фотоаппараты с прямым визированием не оснащались видоискателем, поскольку кадрирование и фокусировка производились непосредственно в фокальной плоскости объектива по матовому стеклу, заменявшемуся при съёмке кассетой с фотоматериалом . Аналогичный способ визирования может быть реализован в кино- и фотоаппаратуре любого типа, но необходимость замены стекла кассетой делает невозможным кадрирование подвижных сцен в момент съёмки и требует закрепления камеры на штативе . Для устранения этой проблемы подавляющее большинство камер снабжается приставным или встроенным видоискателем, позволяющим кадрировать изображение одновременно со съёмкой. На сегодняшний день (2019 год) известны 4 основных типа видоискателя: рамочный, телескопический, зеркальный и электронный.

Рамочный

Рамочный видоискатель (иконометр) появился в фотографии раньше всех остальных типов в 1850-х годах . Он считается простейшим и построен по принципу диоптра . Иконометр состоит из двух откидных или неподвижных рамок: глазного диоптра с небольшим окном и предметного диоптра , прорезь которого соответствует форме кадра . Глаз наблюдателя, расположенный у заднего глазного диоптра, видит пространство перед камерой через переднюю рамку, ограничивающую поле зрения . Видоискатель такого типа является основным в простейших фотоаппаратах и кинокамерах, но часто использовался в качестве дополнительного в форматных пресс-камерах , предназначенных для репортажной съёмки. Такая же конструкция применяется на боксах для подводной фото- и киносъёмки, поскольку допускает визирование в маске . Рамочный видоискатель позволяет видеть пространство за пределами кадра, облегчая ориентацию при кадрировании.

Откидной рамочный видоискатель был характерной деталью первых зеркальных фотоаппаратов , где в качестве диоптров использовались передняя и задняя стенки светозащитной шахты. Такой дополнительный визир носил название «спортивного», поскольку при съёмке быстрого движения был удобнее, чем зеркальный видоискатель с перевёрнутым изображением. Более совершенной разновидностью рамочного видоискателя является стеклянный параллелепипед или усечённая пирамида — роль рамки выполняет передняя грань, ограничивающая поле зрения. Стеклянный рамочный визир не отображает пространство за пределами кадра и используется вместо более совершенного телескопического в дешёвых метражных камерах .

К основным недостаткам рамочного видоискателя относятся наличие параллакса и неточность отображения границ кадра. Из-за относительной близости расположения кадрирующей рамки, человеческий глаз не может видеть её резкой одновременно с удалёнными объектами . Кроме того, положение кадрирующей рамки относительно объектов съёмки зависит от положения глаза наблюдателя, лишь частично ограниченного размерами глазного диоптра . В результате неоднозначность оценки границ кадра приводит к неточному кадрированию. Для съёмки сменными объективами на стеклянный предметный диоптр некоторых рамочных визиров наносились несколько рамок, соответствующих разным фокусным расстояниям .

Телескопический

Телескопический видоискатель имеет более совершенную конструкцию и точнее отображает границы кадра. Наиболее простые и компактные видоискатели такого типа построены по схеме перевёрнутой зрительной трубы Галилея , и состоят из двух линз, отображая объекты съёмки с уменьшением . Передняя линза (объектив видоискателя) отрицательная, а задняя ( окуляр ) — положительная . Поле зрения простейших телескопических визиров, дающих мнимое изображение , ограничивается прямоугольной оправой объектива.

В более сложных камерах в окуляре видна подсвеченная рамка, проецируемая системой двух зеркал — обычного и полупрозрачного — из дополнительного окна, закрытого молочным стеклом . В результате глаз видит изображение объектов съёмки и рамку одновременно резкими, что решает проблему точности отображения границ поля, свойственную рамочным видоискателям. Полупрозрачное зеркало одновременно используется в дальномере . Такая конструкция часто называется коллиматорным или «двухосным» визиром и применяется в профессиональных дальномерных фотоаппаратах, например, серии «Leica M» .

Более простое устройство с подсветкой границ кадра имеет зеркально-телескопический «одноосный» визир, или видоискатель Альбада . Зеркальное покрытие в форме рамки наносится на переднюю поверхность окуляра и отражает свет на заднюю вогнутую поверхность объектива, покрытую полупрозрачной плёнкой. Таким образом, глаз так же наблюдает расположенное в «бесконечности» отражение рамки, поскольку последняя находится в фокусе вогнутой поверхности передней линзы . Недостаток одноосного визира заключается в зависимости яркости рамки от количества света, попадающего через его объектив . Кроме того, в отличие от коллиматорного визира, такая схема не позволяет реализовать компенсацию параллакса . Поэтому она используется в аппаратуре упрощённой конструкции, в том числе в компактных фотоаппаратах.

Наиболее совершенные телескопические визиры выполняются по схеме трубы Кеплера . Объектив такого визира строит действительное изображение , в плоскости которого располагается ограничительная рамка . Благодаря этому, объект съёмки и границы кадра также видны одновременно резкими. В большинстве видоискателей такого типа окуляр может перемещаться вдоль оптической оси для компенсации недостатков зрения. Эта конструкция кроме фотоаппаратуры получила распространение в качестве дополнительного визира в профессиональной киносъёмочной аппаратуре с зеркальным обтюратором. Приставной телескопический визир устанавливался на штативных синхронных камерах для удобства визирования с движения и снабжается механизмом компенсации параллакса .

Поле зрения большинства телескопических визиров незначительно превосходит размеры кадра, позволяя наблюдать пространство за его пределами. Применяется в шкальных и дальномерных фотоаппаратах в качестве основного видоискателя, а в некоторых случаях в качестве вспомогательного в зеркальной аппаратуре (например, Asahiflex I ). Сам по себе телескопический визир не даёт возможности производить фокусировку, но в дальномерной аппаратуре он чаще всего оптически совмещается с дальномером . В результате окно дальномера становится видимым в окуляре видоискателя, позволяя фокусировать объектив одновременно с кадрированием.

Особая разновидность телескопического видоискателя широко использовалась на пресс-камерах, например на фотоаппарате « Фотокор № 1 ». Между объективом и окуляром такого видоискателя находилось зеркало, установленное под углом 45° . Такая конструкция обеспечивала визирование сверху, делая съёмку громоздкой камерой удобнее .

Телескопический видоискатель так же не свободен от параллакса, как и рамочный. Наиболее совершенные камеры с телескопическим визиром снабжаются дополнительными параллактическими рамками, как правило отображающими границы кадра при минимальных дистанциях съёмки . При использовании сменных объективов также необходима замена видоискателя, поскольку границы кадра, отображаемые в его поле зрения, совпадают только с объективами конкретного фокусного расстояния. В качестве универсальных могут использоваться приставные видоискатели, позволяющие менять отображаемое поле зрения за счёт револьверной головки с объективами визира разной оптической силы . Коллиматорные визиры дальномерных фотоаппаратов профессионального уровня часто оснащаются устройством переключения кадроограничительных рамок и механизмом автоматической компенсации параллакса .

Зеркальный (сквозной визир)

Простейшим примером сквозного визира является фотоаппарат прямого визирования с матовым стеклом, установленным вместо кассеты. При совпадении плоскостей матированной поверхности и фотоэмульсии обеспечивается высокая точность фокусировки и соответствия границ кадра любых объективов. Аналогичным образом контроль изображения происходил в ранних киносъёмочных аппаратах со сдвижным матовым стеклом , например «Bell&Howell Standard» . Однако, при таком способе визирования требуется установка камеры на штатив , а кадрирование в момент съёмки невозможно . Непрерывное сквозное визирование обеспечивают видоискатели зеркальных фотоаппаратов и кинокамер с зеркальным обтюратором . При этом достигается такое же соответствие границ кадра и точность фокусировки, как на съёмном матовом стекле в фокальной плоскости.

В однообъективных зеркальных фотоаппаратах используется откидное зеркало, закреплённое на шарнире под углом 45° к оптической оси . В положении визирования зеркало отражает свет из объектива на фокусировочный экран , создавая действительное изображение, в точности соответствующее такому же, получаемому в плоскости кадрового окна при поднятом зеркале. В момент съёмки зеркало поворачивается на шарнире вверх, открывая доступ света к фотоматериалу или матрице . В киносъёмочных аппаратах вместо поворотного зеркала используется дисковый обтюратор , плоскость вращения которого также расположена под углом 45° к оптической оси объектива . Поверхность обтюратора покрывается зеркальным слоем, отражающим свет от объектива на матовое стекло в момент перекрытия кадрового окна. Обе разновидности зеркального видоискателя свободны от параллакса и обеспечивают точную фокусировку независимо от фокусного расстояния объектива . Кроме того, возможна визуальная оценка глубины резкости , недоступная в других типах визира.

Изображение, получаемое на матовом стекле зеркального видоискателя, перевёрнуто слева направо, что неудобно для съёмки. Проблема устраняется использованием оборачивающей системы, устройство которой различно в фото- и киноаппаратуре. В фотоаппаратуре наиболее широкое применение нашла компактная крышеобразная пентапризма , дающая прямое изображение при визировании с уровня глаз. В громоздкой киносъёмочной аппаратуре изображение на матовом стекле наблюдается при помощи лупы сложной призменно-линзовой конструкции. В профессиональной киноаппаратуре лупа имеет поворотную конструкцию, допуская визирование из различных положений, часто с оптической компенсацией поворота изображения.

До изобретения крышеобразной пентапризмы в зеркальных фотоаппаратах использовалась светозащитная шахта, позволяющая наблюдать изображение сверху. В такой конфигурации зеркальный визир до сих пор используется в среднеформатной фотоаппаратуре, предназначенной для студийной съёмки. При этом фотограф бинокулярно наблюдает зеркально перевёрнутое по горизонтали изображение непосредственно на фокусировочном экране . Для точной фокусировки шахты оснащаются откидной лупой . Кроме шахты ( англ.   Waist level finder ) в качестве сменного видоискателя может быть использована вертикальная лупа или специальная разновидность призменного видоискателя англ.   Action finder с большим выносом выходного зрачка , позволяющая наблюдать полное неперевёрнутое изображение в подводных масках и защитных очках .

Из-за особенностей устройства зеркальных фотоаппаратов поле зрения, наблюдаемое в их видоискателях, чаще всего меньше площади будущего кадра. В современных любительских фотоаппаратах оно составляет 92—97%, и только профессиональные модели дают в визире изображение, точно совпадающее с кадром. Зеркальный обтюратор позволяет реализовать 100% поля зрения проще, чем зеркало фотоаппаратов, поэтому изображение в визире таких кинокамер совпадает с получаемым на экране. Однако, в отличие от рамочного и телескопического видоискателей, зеркальный не даёт возможности видеть изображение за пределами кадра.

В профессиональной киноаппаратуре для сквозного визирования также применялись видоискатели, встроенные в киносъёмочную оптику и позволяющие наблюдать изображение на эмульсии киноплёнки со стороны объектива . Некоторое распространение получил способ визирования сквозь киноплёнку. Обе технологии обладают чрезвычайно низкой световой эффективностью и сопряжены с постоянным риском засветки плёнки через окуляр видоискателя. С распространением зеркального обтюратора наблюдение с обратной стороны киноплёнки используется только в аппаратуре для комбинированных съёмок , поскольку позволяет совмещать изображения при съёмке методом блуждающей маски .

Двухобъективный

Ещё одна разновидность зеркального видоискателя — двухобъективный зеркальный фотоаппарат — не обеспечивает сквозного визирования и обладает параллаксом . По своим конструктивным особенностям он близок к телескопическому видоискателю, хотя в традиционной классификации его принято относить к зеркальным, поскольку он обеспечивает такую же точность фокусировки. В современной цифровой фотоаппаратуре не применяется ввиду полного вытеснения другими типами визира.

Светоделительный

Фотоаппарат « Olympus E-10»

Упрощённая разновидность зеркального видоискателя без подвижного зеркала или зеркального обтюратора используется в псевдозеркальных фотоаппаратах и любительских кинокамерах. В профессиональном кинематографе такой конструкцией обладают некоторые вариообъективы со встроенным визирным устройством, предназначенные для камер с обычным обтюратором . При использовании светоделителя, расположенного между линзами объектива, часть света проходит через установленное под углом 45° полупрозрачное зеркало на киноплёнку, а остальной (как правило, 10—20%) отражается под углом 90° в видоискатель, позволяя наблюдать беспараллаксное изображение. Такое же устройство используется для отбора света в телевизир . В отличие от классического зеркального визира, поле зрения светоделительного часто превышает размеры будущего кадра, повышая удобство съёмки. Кроме того, диафрагма объективов с такими визирами как правило располагается позади светоделителя, и яркость наблюдаемого изображения не зависит от относительного отверстия .

Такая схема применялась в серии любительских киносъёмочных аппаратов «ЛОМО-Аврора», рассчитанных на 8-мм киноплёнку. В 16-мм кинокамере «Альфа» полупрозрачное зеркало установлено за сменным объективом. В цифровом фотоаппарате « Olympus E-10» — светоделительная призма, перенаправляет часть светового потока. В однообъективных зеркальных фотоаппаратах неподвижное полупрозрачное зеркало впервые появилось в 1965 году в камере « Canon Pellix », но дальнейшее развитие схема получила только в специальных скоростных версиях для спортивной съёмки . Например, фотоаппарат « Canon New F-1 HS» с таким зеркалом позволял вести непрерывную съемку с частотой до 14 кадров в секунду, что в 1984 году было рекордом для малоформатного фотоаппарата . Несмотря на простоту конструкции и непрерывность визирования, такой видоискатель снижает светосилу объектива и обеспечивает невысокую яркость наблюдаемого изображения.

Электронный

Впервые электронный видоискатель был использован в передающих телевизионных камерах , где он представлял собой компактный монитор на основе кинескопа . До конца XX века подавляющее большинство электронных видоискателей были чёрно-белыми для получения максимальной разрешающей способности, недоступной цветным электронно-лучевым трубкам . С появлением компактных и менее энергоёмких жидкокристаллических дисплеев , такой тип визира получил распространение во всех типах съёмочной аппаратуры в качестве основного или вспомогательного. На сегодняшний день (2019 год) электронный видоискатель применяется в видеокамерах, цифровых фотоаппаратах и цифровых кинокамерах . Разновидностью электронного видоискателя можно считать телевизир, который нашёл применение в профессиональной киносъёмочной аппаратуре .

Электронный видоискатель представляет собой высококачественный видеомонитор , отображающий видеосигнал , сформированный камерой. По эффективности электронный видоискатель можно сравнить с прямым визированием на матовом стекле, поскольку наблюдается изображение, получаемое непосредственно в фокальной плоскости .

Электронный видоискатель лишён параллакса и его яркость не зависит от освещённости снимаемой сцены и диафрагмирования объектива. Изображение может наблюдаться либо непосредственно на экране, либо через окуляр (например, в видеокамерах и в псевдозеркальных цифровых фотоаппаратах ). В телевизионной технике и некоторых фотоаппаратах электронный видоискатель выполнен поворотным, допуская визирование из разных положений. При этом, в отличие от поворотной лупы кинокамер с зеркальным обтюратором, степень свободы вращения практически не ограничена, а оптическая компенсация поворота изображения не требуется. Поле зрения электронного видоискателя всегда точно совпадает с границами сенсора. Режим англ.   Underscan , используемый в профессиональных теле- и видеокамерах, позволяет гарантированно отображать весь формируемый растр , но не даёт возможности наблюдать пространство за пределами кадра. В телевидении исключение составляют вылеты развёртки , не отображаемые большинством телевизоров . В электронных видоискателях отображаются границы служебных зон и дополнительная информация о работе в прямом эфире ( англ.   Tally Light ), состоянии батареи, экспозиционных параметрах и др.

Преимущества электронных видоискателей:

  • Комфортность визирования, недоступная оптическим видоискателям за счёт яркости изображения, не зависящей от яркости сцены и диафрагмирования объектива;
  • Точность отображения световых эффектов, в том числе внутренних переотражений от стенок камеры;
  • Более простая и компактная конструкция по сравнению со сквозными оптическими визирами;
  • Неограниченные возможности вывода любой дополнительной информации в поле зрения;
  • Доступность контроля изображения от других источников, отличных от камеры. Например, просмотр итогового эфирного сигнала оператором;
  • Возможность вывода изображения на удалённый монитор, позволяющий дистанционные визирование и управление камерой;

Недостатки электронных видоискателей:

  • Необходимость электропитания, без которого видоискатель неработоспособен. В ждущем режиме, когда дисплей отключен, визирование невозможно;
  • При невысоком разрешении дисплея точная фокусировка может быть затруднена;
  • Значительное снижение быстродействия при низких температурах ;

Развитие электронных видоискателей, повышающих удобство съёмки, привело к его появлению в цифровых однообъективных зеркальных фотоаппаратах в качестве дополнительного. При этом используется специальный режим, в котором зеркало поднимется, а затвор открывается, давая свету доступ к матрице .

Наличие такого режима кроме появления возможности дистанционного визирования позволяет использовать фотоаппарат в качестве видеокамеры.

Гибридный

Гибридный видоискатель — патентованная разработка компании Fujifilm , которая впервые применила её в цифровом беззеркальном фотоаппарате с матрицей размером APS-C и несменным объективом Fujifilm FinePix X100 , а затем — со сменными объективами Fujifilm X-Pro1 . Общий принцип работы заключается в совмещении изображений оптического видоискателя и ЖК дисплея с помощью призмы. Гибридный видоискатель в оптическом режиме позволяет наблюдать яркое, без пересветов изображение скомпенсированного параллаксного видоискателя и видеть информацию ЖК дисплея об основных настройках (в том числе и гистограмму) . Гибридный видоискатель в режиме электронного видоискателя позволяет выводить картинку с матрицы в реальном времени, аналогичную дисплею, что позволяет видеть изображение, которое будет запечатлено (с учётом установленной экспозиции, что особенно важно в тёмное время).

Сменный видоискатель

Возможность замены типа оборачивающей системы в однообъективных зеркальных фотоаппаратах модульной конструкции часто называется сменным видоискателем. При этом, независимо от установленных приспособлений для визирования — шахты, пентапризмы, вертикальной лупы или «спортивной» призмы — тип видоискателя остаётся неизменным. Большинство профессиональных теле- и видеокамер также допускает замену монитора электронного видоискателя. В этом случае, независимо от того, какой визир использован — окулярный или с большим экраном — он также остаётся электронным.

Режиссёрский визир

Режиссёрский видоискатель

В кинематографе получил распространение прибор для наблюдения сцены и быстрого определения границ кадра, не требующий установки и перемещения громоздкой съёмочной аппаратуры. Режиссёрский визир представляет собой телескопический видоискатель типа Галилея, выполненный как отдельное устройство, и не соединённый со съёмочным оборудованием. Благодаря такой конструкции и малому весу прибор может удерживаться одной рукой, и использоваться, как зрительная труба , поле зрения которой совпадает с конкретным съёмочным объективом . Современные визиры такого типа позволяют изменять угловое поле за счёт переменного увеличения, а также устанавливать сменные рамки в зависимости от используемой кинематографической системы и свойственного ей соотношения сторон экрана .

Менее распространённый тип режиссёрского визира рассчитан на совместное использование с объективами, которые предполагается использовать для съёмки. Такие визиры представляют собой окуляр в тубусе, на передней части которого смонтирован байонет соответствующего типа. Достоинством такого видоискателя считается полное совпадение характера изображения с тем, которое будет получено в камере . В последние годы получил распространение электронный режиссёрский визир, выполненный на базе смартфонов и планшетных компьютеров. В этом случае используются мобильные приложения , обозначающие на экране границы кадра и прочие параметры будущей съёмки.

См. также

Примечания

  1. В комплект дополнительных принадлежностей среднеформатных фотоаппаратов Hasselblad , Mamiya и серии «Салют» включено матовое стекло, устанавливаемое вместо кассеты для точной фокусировки и кадрирования. Такой же способ визирования использовался для макросъёмки малоформатными дальномерными фотоаппаратами
  2. Принцип действия коллиматорного визира сходен с коллиматорным прицелом
  3. В некоторых конструкциях, например « Olympus Pen F », зеркало поворачивается вбок
  4. Первые телекамеры, снабжались более дешёвым телескопическим визиром, или, как например «EMI Emitron», видоискателем, сходным по принципу действия с двойными форматными или двухобъективными зеркальными фотоаппаратами Архивированная копия   (недоступная ссылка) . Дата обращения 28 июня 2014. Архивировано 14 июля 2014 года.

Источники

  1. , с. 6.
  2. , с. 62.
  3. , с. 39.
  4. , с. 51.
  5. , с. 167.
  6. , с. 47.
  7. , с. 38.
  8. , с. 63.
  9. , с. 52.
  10. , с. 41.
  11. , с. 39.
  12. , с. 51.
  13. , с. 74.
  14. , с. 40.
  15. , с. 79.
  16. , с. 61.
  17. .
  18. Дмитрий Масуренков. Фронтовой киноаппарат «Аймо»   (рус.)  // Техника и технологии кино : журнал. — 2007. — № 1 . Архивировано 16 октября 2012 года.
  19. Stephen Gandy. Largest Half-frame System   (англ.) . Stephen Gandy's CameraQuest (26 November 2003). Дата обращения 15 февраля 2019.
  20. , с. 7.
  21. Nikon F3 - Interchangeable Viewfinders   (англ.) . Modern Classic SLRs Series . Photography in Malaysia. Дата обращения 24 июня 2014.
  22. , с. 57.
  23. , с. 194.
  24. , с. 36.
  25. , с. 97.
  26. , с. 201.
  27. , с. 49.
  28. , с. 32.
  29. Canon New F-1 High Speed Motor Drive Camera   (англ.) . Modern classic SLR series . Photography in Malaysia (2001). Дата обращения 11 июля 2012. Архивировано 7 октября 2012 года.
  30. , с. 71.
  31. Дмитрий Масуренков. Кинематограф. Искусство и техника   (рус.)  // «MediaVision» : журнал. — 2011. — № 10 . — С. 60 .
  32. Плюсы и минусы режима Live view . Обзоры . Магазин Fotoinn. Дата обращения 24 января 2014.
  33. Дмитрий Крупский. Гибридный видоискатель . Fujifilm FinePix X100 . «OnPhoto». Дата обращения 28 июня 2014.
  34. George Leon. Looking Through a director's viewfinder   (англ.) . Filmcast Live. Дата обращения 24 августа 2016.
  35. Mark Vb Director’s Viewfinder   (англ.) . Our Products . Alan Gordon. Дата обращения 24 августа 2016.

Литература

  • С. Болдырев. Крупномасштабная съёмка камерами «ФЭД» и «Зоркий»  (рус.)  // « Советское фото » : журнал. — 1957. — № 9 . — С. 51—54 . — ISSN 0371-4284 .
  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М. : «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Гордийчук О. Ф., Пелль В. Г. Раздел II. Киносъёмочные аппараты // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1979. — С. 68—142. — 440 с.
  • В. Дмитриев. Видоискатели и дальномеры в современных фотоаппаратах  (рус.)  // « Советское фото » : журнал. — 1973. — № 7 . — С. 38—40 . — ISSN 0371-4284 .
  • Е. А. Иофис . Техника фотографии. — М. : «Искусство», 1973. — 349 с.
  • Е. А. Иофис . Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М. : «Советская энциклопедия», 1981. — С. 47—49. — 447 с.
  • Н. Кудряшов. Глава III. Узкоплёночный киноаппарат // «Как самому снять и показать кинофильм». — 1-е изд. — М. : «Госкиноиздат», 1952. — С. 25—57. — 252 с.
  • Михаил Львов. Видоискатели   (рус.)  // «MediaVision» : журнал. — 2014. — № 10/50 . — С. 71—80 .
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. Краткий справочник фотолюбителя / Н. Н. Жердецкая. — М. : «Искусство», 1985. — С. 62—68. — 367 с.
  • В. В. Пуськов. Краткий фотографический справочник / И. Кацев. — М. : Госкиноиздат, 1952. — 423 с. — 50 000 экз.
  • Саломатин С. А., Артишевская, И. Б., Гребенников О. Ф. 1. Профессиональная киносъёмочная аппаратура и тенденции её развития в СССР // Профессиональная киносъёмочная аппаратура / Т. Г. Филатова. — 1-е изд. — Л. : «Машиностроение», 1990. — С. 4—36. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4 .
  • Елена Фисенко. Тропик Неттель  (рус.)  // «Фотомагазин» : журнал. — 2000. — № 7—8 . — С. 160—167 . — ISSN 1029-609-3 .
  • Фомин А. В. Глава I. Фотоаппараты // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М. : «Легпромбытиздат», 1987. — С. 25—43. — 256 с. — 50 000 экз.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л. : «Машиностроение», 1984. — 142 с.

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок