Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Уникальное обозначение: Василий великий ( Ок. 330 Кесария )
Обозначение: Василий великий
Сущность ⇔ персона
Описание:
Василий Великий
Μέγας Βασίλειος
Basil of Caesarea icon.jpg
икона XVIII века
Рождение

ок. 330
Кесария

Смерть

379(0379)
Кесария

В лике

святителей

День памяти

в Православной церкви 1(14)января и 30января (12февраля), в Католической церкви— 2 января

Труды

многочисленные богословские сочинения, составление чина литургии

Логотип Викитеки Василий Великий в Викитеке
Commons-logo.svgКатегория на Викискладе
У этого термина существуют и другие значения, см. Василий Великий (значения).

Васи́лий Вели́кий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας),— святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских Отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила (обязательного для исполнения православными христианами)[1], многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии.

Жизнеописание

Изображение кисти Феофана Грека.

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев— Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Мать Василия - преподобная Эмилия Кесарийская[2]. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где обучался в Афинской академии. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Богословом. Вместе с ними учился и будущий гонитель христиан и император Юлиан Отступник.

По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.

Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие.

Статуя св. Василия Кесарийского в одном из храмов Праги.

Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий— в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия— не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля)Собор трёх святителей.

Сочинения

Учение

См. также

Литература

Почтовая марка Ватикана, посвящённая Василию Великому

Оригиналы

  • PG 29-32

Переводы

Древнерусские переводы
  • Литургия св. Василия Великого. Вводные сведения. Греческий и славянский тексты. / Критич. изд. М.И.Орлова.— СПб., 1909.— LXXXVIII, 413 стр.
Русские переводы
  • Беседы … на шестоднев, сиречь на шесть дней творения…— М., 1782.— 249 стр. (также перевод Л. Сечкарева: Ч. 1.— М., 1785)
  • Нравственные слова…, избранные Симеоном Метафрастом. 2-е изд.— СПб., 1824.— 354 стр.
  • Беседы … на разныя материи… 2-е изд.— СПб., 1824.— 542 стр.
  • Беседы … на псалмы. 2-е изд.— СПб., 1825.— 344, 72 стр.
  • Нравственные сочинения.— М., 1838.— XXX, 552 стр.
  • Творения. В 7 ч.— М., 1845—1848. переизд., например: Сергиев Посад, 1900—1902.
  • Творения. / Исправл. пер. Московской духовной академии. В 3 т.— СПб.: Сойкин. 1911. (есть репринты)
    • Т. 1. Беседы на шестоднев. Беседы на псалмы. Толкование на пророка Исаию. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. О Святом Духе.— 644 стр.
    • Т. 2. Нравственные правила. Беседы. О подвижничестве. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Подвижнические уставы.— 530 стр.
    • Т. 3. Письма к разным лицам.
  • Письма.— М., 2007.— 559 стр.

Новые переводы:

  • Девять бесед на Шестоднев. / Пер. Л.А.Фрейберг [с. 47-50]. Письма 1, 3, 4, 12, 14, 19, 20. / Пер. Т.А.Миллер [с. 65-69]. // Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л.А.Фрейберг.— М.: Наука, 1968.— С. 45-69.
  • Гомилия на св. Рождество Христово. / Пер. А.Р.Фокина. // Богословский сборник.— 2000.— №5.— С. 104—117.
  • Переписка с Аполлинарием (письма 361—362). / Пер. П.Б.Михайлова. // Богословский сборник.— 2003.— №12.— С. 71-78.

Исследования

Примечания

  1. Молитвы утренние и вечерние, Православный журнал «Фома»(28июля 2016). Проверено 4 декабря 2016.
  2. Святая мать святых детей

Ссылки

q: Василий Великий в Викицитатнике
s: Василий Великий в Викитеке
commons: Василий Великий на Викискладе
⛭
Апостольские мужи
и апологеты

Варнава Апостол †61 • Климент Римский †97 или 99 или 101 • Игнатий Антиохийский †107 • Кодрат Афинский †не ранее 130 • Аристид Афинский Поликарп Смирнский †156 • Папий Иерапольский †155 или 165 • Аристон Пелльский †ок. 160 • Иустин Философ †165 • Татиан †ок. 180 • Феофил Антиохийский †не ранее 180—181 • Афинагор Афинский †ок. 190 • Мелитон Сардийский †ок. 190 • Ириней Лионский †202 • Марк Минуций Феликс †ок. 210 • Климент Александрийский †ок. 215
Дидахе (конец I — начало II века) • Пастырь Гермы (II век) • Послание к Диогнету (ок. 130)

Греческая патристика

Ориген †ок. 254 • Дионисий Александрийский †265 • Григорий Неокесарийский †ок. 275 • Павел Самосатский(ер) †ок. 275 • Лукиан Антиохийский †312 • Мефодий Олимпийский †312 • Евстафий Антиохийский †337 или 346 • Евсевий Памфил †ок. 340 • Иаков Афраат †ок. 345 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 • Макарий Великий †391 • Диодор Тарсийский †ок. 391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Макарий Александрийский †ок. 395 • Дидим Слепой †398 • Евагрий Понтийский †399 • Макарий Магнезийский †ок. 403 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Синезий Киренский †ок. 414 • Феодор Мопсуестийский(ер) †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Исидор Пелусиотский †ок. 449 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Леонтий Византийский †после 541 • Максим Исповедник †662 • Исаак Сирин †ок. 700 • Иоанн Дамаскин †753

Латинская патристика

Тертуллиан †ок. 225 • Ипполит Римский †ок. 235 • Киприан Карфагенский †258 • Новациан(ер) †ок. 258 • Арнобий Старший †ок. 330 • Лактанций †ок. 325 • Гай Марий Викторин † после 363 • Иларий Пиктавийский †367 • Амвросий Медиоланский †397 • Иероним Стридонский †420 или 430 • Аврелий Августин †430 • Пелагий(ер) †после 431 • Викентий Леринский †до 450 • Пётр Хрисолог †450 • Марциан Капелла ок. 425/428 • Клавдиан Мамерт †ок. 473 • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций †524 или 526 • Магн Аврелий Кассиодор †ок. 578 • Мартин Брагский †579/580 • Григорий Великий †604 • Исидор Севильский †636 • Беда Достопочтенный †735

Ориентальная патристика
(ер) — осуждены за ересь
⛭
Великие
Двунадесятые
Недвунадесятые
великие
Средние

Cвойства:
персоны ⇔ святые
персоны ⇔ епископы
персоны ⇔ архиепископы
Категория ⇔ христианские святые IV века
святые ⇔ единой церкви
Категория ⇔ античные писатели, чьи труды дошли до нашего времени
Категория ⇔ святители
епископы ⇔ IV века
Категория ⇔ отцы церкви
Категория ⇔ учители церкви
Категория ⇔ патристика
Категория ⇔ древнегреческие философы
в лике ⇔ святителей
родившиеся ⇔ в Кайсери
Категория ⇔ богословы Византии
Категория ⇔ православные архиепископы
архиепископы ⇔ Кесарии Каппадокийской
дата рождения ⇔ Ок. 330, Кесария
дата смерти ⇔ 379, ( 0379 ), Кесария
День памяти ⇔ в православной церкви, 1 ( 14 ) января, И 30 января ( 12 февраля, ), в католической церкви — 2 января
труды ⇔ многочисленные богословские сочинения, составление чина литургии
умершие ⇔ в Кайсери
Категория ⇔ Василий великий
© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок