Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
|
![]() |
||
|
Обозначение: Василий великий
Сущность ⇔ персона
Описание:
Василий Великий | |
Μέγας Βασίλειος | |
![]() икона XVIII века |
|
Рождение |
ок. 330 |
---|---|
Смерть | |
В лике | |
День памяти |
в Православной церкви 1(14)января и 30января (12февраля), в Католической церкви— 2 января |
Труды |
многочисленные богословские сочинения, составление чина литургии |
![]() |
|
![]() |
Васи́лий Вели́кий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας),— святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских Отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор пятой и шестой молитв утреннего правила (обязательного для исполнения православными христианами)[1], многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Убеждённый поборник киновии.
Жизнеописание

Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев— Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Мать Василия - преподобная Эмилия Кесарийская[2]. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где обучался в Афинской академии. В ней он повстречался и сдружился с Григорием Богословом. Вместе с ними учился и будущий гонитель христиан и император Юлиан Отступник.
По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.
Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенским собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие.
Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.
Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий— в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия— не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.
Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля)— Собор трёх святителей.
Сочинения
- Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»;
- Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев», «Толкование на пророка Исаию»;
- Беседы (проповеди): 28 бесед на различные темы;
- Письма: ок. 365 писем к различным лицам;
- Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие.
Учение
См. также
Литература
Оригиналы
- PG 29-32
Переводы
- Древнерусские переводы
- Литургия св. Василия Великого. Вводные сведения. Греческий и славянский тексты. / Критич. изд. М.И.Орлова.— СПб., 1909.— LXXXVIII, 413 стр.
- Русские переводы
- Беседы … на шестоднев, сиречь на шесть дней творения…— М., 1782.— 249 стр. (также перевод Л. Сечкарева: Ч. 1.— М., 1785)
- Нравственные слова…, избранные Симеоном Метафрастом. 2-е изд.— СПб., 1824.— 354 стр.
- Беседы … на разныя материи… 2-е изд.— СПб., 1824.— 542 стр.
- Беседы … на псалмы. 2-е изд.— СПб., 1825.— 344, 72 стр.
- Нравственные сочинения.— М., 1838.— XXX, 552 стр.
- Творения. В 7 ч.— М., 1845—1848. переизд., например: Сергиев Посад, 1900—1902.
- Творения. / Исправл. пер. Московской духовной академии. В 3 т.— СПб.: Сойкин. 1911. (есть репринты)
- Т. 1. Беседы на шестоднев. Беседы на псалмы. Толкование на пророка Исаию. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. О Святом Духе.— 644 стр.
- Т. 2. Нравственные правила. Беседы. О подвижничестве. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Подвижнические уставы.— 530 стр.
- Т. 3. Письма к разным лицам.
- Письма.— М., 2007.— 559 стр.
Новые переводы:
- Девять бесед на Шестоднев. / Пер. Л.А.Фрейберг [с. 47-50]. Письма 1, 3, 4, 12, 14, 19, 20. / Пер. Т.А.Миллер [с. 65-69]. // Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л.А.Фрейберг.— М.: Наука, 1968.— С. 45-69.
- Гомилия на св. Рождество Христово. / Пер. А.Р.Фокина. // Богословский сборник.— 2000.— №5.— С. 104—117.
- Переписка с Аполлинарием (письма 361—362). / Пер. П.Б.Михайлова. // Богословский сборник.— 2003.— №12.— С. 71-78.
Исследования
- Архимандрит Киприан (Керн). Св. Василий Великий. // «Азбука веры», интернет-портал.
- Лебедева Е. А. Св. Василий Великий. (Очерк жизни и трудов его).— СПб., 1902.— 216 стр.
- Мурадян К. М. Василий Кесарийский и его «Шестоднев» в древнеармянской литературе. Автореф. дисс. … к. филол. н.— Ер., 1970.
- Михайлов П. Как познать Бога. Василий Великий о познании Бога. // «Азбука веры», интернет-портал.
- Михайлов П. Языковой аргумент в полемике святителя Василия против Евномия. // «Азбука веры», интернет-портал.
- Михайлов П. Б.,Турилов А. А., Э. Н. Л., Иером. Дионисий (Шлёнов), Литвинова Л. В., Муравьёв А. В., Э. П. А., Лукашевич А. А., Маханько М. А. Василий Великий// Православная энциклопедия.— М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004.— Т.VII.— С.131—191.— 752с.— 39000 экз.— ISBN 5-89572-010-2.
- Попов И. В. Василий Великий // Православная богословская энциклопедия.— СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1902.— Т.3.— Стб.179
- Порфирий (Попов Г. И.) Жизнь св. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийския.— М., 1864.
Примечания
- ↑ Молитвы утренние и вечерние, Православный журнал «Фома»(28июля 2016). Проверено 4 декабря 2016.
- ↑ Святая мать святых детей
Ссылки
![]() |
Василий Великий в Викицитатнике |
---|---|
![]() |
Василий Великий в Викитеке |
![]() |
Василий Великий на Викискладе |
- Святитель Василий Великий: биография и собрание творений
- Святитель Димитрий Ростовский. Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского. // «Азбука веры», интернет-портал.
Cвойства:
персоны ⇔ святые
персоны ⇔ епископы
персоны ⇔ архиепископы
Категория ⇔ христианские святые IV века
святые ⇔ единой церкви
Категория ⇔ античные писатели, чьи труды дошли до нашего времени
Категория ⇔ святители
епископы ⇔ IV века
Категория ⇔ отцы церкви
Категория ⇔ учители церкви
Категория ⇔ патристика
Категория ⇔ древнегреческие философы
в лике ⇔ святителей
родившиеся ⇔ в Кайсери
Категория ⇔ богословы Византии
Категория ⇔ православные архиепископы
архиепископы ⇔ Кесарии Каппадокийской
дата рождения ⇔ Ок. 330, Кесария
дата смерти ⇔ 379, ( 0379 ), Кесария
День памяти ⇔ в православной церкви, 1 ( 14 ) января, И 30 января ( 12 февраля, ), в католической церкви — 2 января
труды ⇔ многочисленные богословские сочинения, составление чина литургии
умершие ⇔ в Кайсери
Категория ⇔ Василий великий