Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Пьер-Жан де Беранже
фр.   Pierre-Jean de Béranger
Pierre-Jean Béranger.jpg
Дата рождения 19 августа 1780 ( 1780-08-19 ) […]
Место рождения Париж
Дата смерти 16 июля 1857 ( 1857-07-16 ) […] (76 лет)
Место смерти
Гражданство Франция
Род деятельности Поэт
Язык произведений Французский
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Пьер-Жан де Беранже́ ( фр.   Pierre-Jean de Béranger , 19 августа 1780 , Париж  — 16 июля 1857 , Париж) — французский поэт и сочинитель песен, известный прежде всего своими сатирическими произведениями.

Биография

Беранже родился 19 августа 1780 года в Париже , в буржуазной семье (несмотря на приставку де в фамилии, он не был аристократом) . Однако вскоре после брака родители разошлись, и ребёнок попал на воспитание к своему деду Пьеру Шампи, портному, у которого и находился первые десять лет , которому он впоследствии посвятил песню “Портной и волшебница”.

В детстве стал свидетелем революционных событий, в частности видел разрушение Бастилии . Учился в Перонне в школе, организованной по принципам Ж. Ж. Руссо . В молодости переменил ряд профессий: был учеником часовых дел мастера, трактирным слугой, библиотекарем, учился ювелирному делу и др.

В первых поэтических опытах Беранже (1796) видно влияние классицизма , но вскоре поэт осваивает более простой и демократичный песенный жанр. Первые образцы песен ( анакреонтического содержания) были созданы им в 1802 году, первый же поэтический сборник «Песни нравственные и другие» был опубликован в 1815 году . Со временем политическая направленность сочинений Беранже усилилась: в его песнях содержалась резкая критика аристократии («Маркиз де Караба», «Marquis de Carabas», 1816), Людовика XVIII («Навуходоносор», «Nabuchodonosor», 1823), иезуитов («Святые отцы», «Les révérends pères», 1819). В ряде песен Беранже заметно влияние утопического социализма («Священный союз народов», «La Sainte-Alliance des peuples», 1818). Беранже был одним из создателей романтического мифа о Наполеоне , так называемой «наполеоновской легенды» («Пятое мая», «Le cinq mai», 1821). В известной песне «Народная память» Беранже также поэтизировал Наполеона как императора-демократа, не брезговавшего зайти в любую крестьянскую хижину и поговорить с простым народом.

Беранже в 1839 году.

В 1821 и 1828 годах Беранже подвергался тюремному заключению за печать своих песен в виде сборников-томов . Суды, проводившиеся во время Реставрации , производили огромное впечатление на публику, что только помогало ему продавать больше книг и получать ещё большую известность. Друзья и знакомые посещали Беранже (в 1828 году в тюрьме его гостями были Александр Дюма и Виктор Гюго ), присылали ему письма, стихи, подарки. В дни Июльской революции 1830 года поэт был очень активен. Он оказался в штабе восстания, принимал участие в решении вопроса о будущей форме правления. В 1833 году, после издания своего нового сборника Беранже хотел совсем отойти от литературной жизни и уехал из Парижа. В последний период своего творчества он практически не публиковался. Лишь в 1847 году Беранже издает небольшой сборник, куда входит десять песен. Скончался 16 июля 1857 года, тремя месяцами пережив подругу своей жизни Жюдит Фрер.

И. В. Гёте , который неоднократно положительно высказывался о творчестве французского поэта в январе 1827 года говорил про его творчество своему секретарю И. П. Эккерману :

« — Эти песни, — сказал он, — следует рассматривать как лучшие творения такого жанра, они поистине совершенны, особенно если подумаешь об их переливчатом рефрене, — без него они, пожалуй, чересчур серьезны, чересчур остроумны и эпиграмматичны. Беранже всегда напоминает мне Горация и Гафиза, эти оба тоже стояли над своим временем, с веселой насмешкой бичуя упадок нравов. Беранже занял ту же позицию в отношении окружающего его мира. Но так как он выходец из низких слоев общества, то беспутство и пошлость не столь уж ненавистны ему, я бы даже сказал, что он говорит о них не без некоторой симпатии. »

Беранже оказал значительное влияние на творчество испанского поэта Агилеры .

Беранже в России

Беранже стал известен в России ещё в первой четверти XIX века . Однако в это время в России, по позднейшему замечанию Н. Г. Чернышевского , Беранже « не понимали, считая его не более, как певцом гризеток » . Кроме того в отношении его стихов действовали цензурные ограничения . А. С. Пушкин упоминает « Беранжера » в « Графе Нулине ».

Н. А. Добролюбов писал в 1858 году про распространенность поэзии Беранже в России следующее: « Переводов этих песен почти не было, а если и появлялись они, то всегда, по какой-то странной случайности, выбор переводчиков падал на самые невинные вещи Беранже, и печатались эти переводы, тоже по какой-то особенной скромности, с невинным изъяснением: с французского, а иногда и вовсе без изъяснения » . В. Г. Белинский в одной из статей называет Беранже «народным поэтом» Франции, а в письме к В. П. Боткину в 1841 году пишет, что «боготворит» его: « Это французский Шиллер , это апостол разума, в смысле французов, это бич предания. Это пророк свободы гражданской и свободы мысли » .

В Российской Империи произведения Беранже стали известны в XIX веке благодаря переводам В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова .

В советскую эпоху его стихи переводили В. Е. Чешихин-Ветринский , П. Г. Антокольский , В. Г. Дмитриев , В. В. Левик , В. А. Рождественский , Пьер Жан , Л. Руст , М. А. Тарловский , А. С. Эфрон и др.

На стихи «Старый капрал» , в переводе Курочкина, А. С. Даргомыжский написал одноимённую драматическую песню , интересную музыковедам как музыкальное произведение в форме песни, но с припевом в форме марша. Наиболее известным певцом XIX века, исполнявшим этот романс, был Ф. И. Шаляпин .

Известен также романс «Нищая» («Подайте ж милостыню ей») на музыку Александра Алябьева , слова перевёл Дмитрий Ленский . Известные исполнители — Галина Карева , Жанна Бичевская , Людмила Гурченко , Эдуард Хиль , Джемма Халид , Тамара Калинкина.

Автобиография Беранже, написанная в 1840 году , была издана в 1857 , после его смерти. На русский она была переведена В. Д. Костомаровым (Беранже, «Моя Биография», М. 1861; переиздано без имени переводчика в 1-м томе «Полного собрания песен» Беранже СПб., 1904). Практически одновременно Чернышевский , арестованный по доносу Костомарова, и сидя в Петропавловской крепости, перевел некоторые отрывки из «Моей биографии»—в частности «Историю тетушки Жари».

Библиография

  • Euvres complétes, v. 1-4, P., 1868-78;
  • Ma biographie. P., 1857;
  • Correspondance, v. I-4, P., 1860;

В русском переводе:

  • Полное собрание песен в переводах русских поэтов, Тифлис, 1893;
  • Полное собрание песен, 2-е испр. изд., т. 1-2, М., 1936;
  • Беранже. Сочинения, М., 1957.

Литература

  • Беранже Пьер Жан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Горбов Д., Жизнь и творчество Беранже, М., 1925;
  • Данилин Ю., Беранже и его песни, М., 1958;
  • Великовский С., П. Ж. Беранже, в кн.: Писатели Франции, М., 1964;
  • Старицына З. А., Беранже в России. XIX век, М., 1969;
  • Boiteau P., Vie de Béranger, P., 1861;
  • Janin Jules, Béranger et son temps, 1866;
  • Arnould A., Béranger, ses amis, ses ennemis et ses critiques, v. 1-2, P., 1864;
  • Fischer J. O., Pierre-Jean de Béranger, B., 1960,
  • Touchard J., La gloire de Béranger, [v.] I-2, P., 1968.

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных — 2011.
  2. Беранже, Пьер-Жан // Энциклопедический словарь / под ред. И. Е. Андреевский СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1891. — Т. III. — С. 469–470.
  3. А. Н—ко Беранже // Энциклопедический лексикон СПб. : 1836. — Т. 5. — С. 311–312.
  4. Беранже // Краткая литературная энциклопедия М. : Советская энциклопедия , 1962. — Т. 1.
  5. Барро М. Пьер-Жан Беранже. Его жизнь и литературная деятельность . — Litres, 2017-09-05. — 103 с. — ISBN 542508241X .
  6. Данилин Ю. И. Очерк французской политической поэзии XIX в. Пьер-Жан Беранже. . Дата обращения 27 января 2018.
  7. Луппол И. К. Литературные этюды . — 1940. — 364 с.
  8. А. Васильев. Наполеон, легенда и реалность : материалы научных конференций и наполеоновских чтений 1996-1998 . — "Минувшее", 2003. — 448 с.
  9. Великовский С. И. Поэты французских революциǐ: 1789-1848 . — Изд-во АН СССР, 1963. — 290 с.
  10. Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. — М. : Художественная литература, 1986. — С. 209.
  11. Н. Г. Чернышевский. Избранные сочинения, т. IV. — М, 1931. — С. 243.
  12. Айзеншток И. Французские писатели в оценках царской цензуры. III. П. БЕРАНЖЕ — О. БАРБЬЕ. — Литературное наследство, 1939. — С. 796-896.
  13. Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений, под общей редакцией П. И. Лебедева-Полянского, т. I («Современник», 1858, кн. XII, стр. 209—225). — М, 1934. — С. 462.
  14. Белинский В. Г. Письма, т. II, СПб. 1914, стр. 250..
  15. Рапацкая Л. История русской музыки. От Древней Руси до «серебряного века» . — Litres, 2017-09-05. — 386 с. — ISBN 9785040318971 .
  16. Рапацкая Л. [1] . — 386 с.
  17. Беранже П. Ж. Избранное. — М. Правда, 1981. — 592с., ил.

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок