Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Беллетри́стика (от фр.   belles lettres  — «изящная словесность») — общее название художественной литературы в стихах и прозе , либо же исключая стихи и драматургию .

Словари русского языка выделяют три значения слова беллетристика : во-первых как обозначение художественной литературы в отличие от документальной и научной (так называемой литературы нон-фикшн ); во-вторых — как название прозы в отличие от поэзии и в-третьих — как название «лёгкого чтения» в отличие от «серьёзного». В качестве термина современного русского литературоведения беллетристика используется в значении, близком к третьему, хотя и более глубоком, не сводящемся к простому противопоставлению лёгкого и серьёзного .

Жанр

Термин «беллетристика» часто упоминается в значении « массовой литературы », противостоящей «высокой литературе» . Это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева , которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем .

В широком смысле слова беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространённому в литературных журналах XIX века. Поскольку «беллетристика» — французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», « словесность ради словесности », где нет социального подтекста.

В узком смысле беллетристика — это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге .

Беллетристика представляет собой «срединное поле» литературы , произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллируют к общепринятым моральным и нравственным ценностям. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, — всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от массовой литературы , зачастую поставленной на « конвейер » с использованием « литературных негров », беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию . Но чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет .

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко проецируют свой собственный взгляд в это пространство. В отличие от классической литературы со временем такая литература теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность . Существует мнение, что к беллетристике фактически относятся такие произведения классики советской литературы , например, как « Чапаев », « Железный поток », « Как закалялась сталь », « Поднятая целина », « Молодая гвардия » .

Беллетристику отличает занимательность содержания, она тяготеет к сюжетности, таким жанрам как дамский роман , детектив , приключения , мистика и т. д. Новые способы изображения действительности, найденные в рамках беллетристики, неизбежно подвергаются тиражированию, превращаясь в признаки жанра . Беллетристика как правило опережает по полярности те книги, которые остаются в истории литературы как литературная классика . Немецкоязычное литературоведение оперирует понятию тривиальная литература , противопоставляя её литературе высокой . Признаком тривиальности считается использование тиражируемых сюжетных схем и клише, таких, как детектив , исторический роман или фантастика , и таким образом это понятие максимально близко к тому, что принято называть жанровая литература . Однако понятия жанровой и/или тривиальной литературы и беллетристики хотя и соприкасаются, но не идентичны. Книги в жанре исторического романа или фантастики могут быть как явлениями массовой, ремесленной литературы, так и серьёзной беллетристики .

Беллетристический подход с ориентацией на такие общепринятые ценности и проблемы как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т. д. оказывается востребованным в женской прозе . В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы как Галина Щербакова , Виктория Токарева , Дина Рубина , Ирина Муравьёва , Елена Долгопят .

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования . Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов как Андре Моруа и Стефан Цвейг , элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвшихся художественной литературой как таковой — летописей , житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словесности .

История

Хотя авторы художественных произведений различались по своему таланту всегда, «вертикальная» градация литературы, при которой можно отчётливо выделить второй, средний ряд авторов и произведений, и этот ряд становится серьёзным фактором литературного процесса  — продукт нового времени , когда писательство окончательно осознаётся как профессия . В Европе такая градация произошла на рубеже XV и XVI веков , а в России  — в конце XVIII столетия .

Впрочем сохранившиеся образцы античной литературы и такие труды, как « Поэтика » Аристотеля позволяют предположить что подобное деление имело место и тогда, хотя касалось оно в основном поэтических жанров в виду неразвитости традиций прозы. Тем не менее первые прозаические произведения античной художественной литературы тяготели именно к авантюрным жанрам и могут быть классифицированы, в отличие от эпоса и трагедии , как беллетристика или жанровая литература .

Во времена Предренессанса , вместе с возрождением художественной литературы как явления, можно наблюдать как упрощается рыцарский роман : идея противостояния чувства долгу, занимавшая основоположников жанра, теряется, а подвиг во имя прекрасной дамы превращается в литературное клише . Формирование жанровых канонов прозаического рыцарского романа тесно связано с появлением спроса на индивидуальное чтение и появлением в XV веке книгопечатания . Вместе с тем тиражирование литературных клише ведёт к накоплению недовольства жанровым каноном , что в случае рыцарского романа привело с одной стороны к появлению такого этапного произведения, как « Дон Кихот » Сервантеса , а с другой — к появлению такого нового приключенческого жанра как плутовской роман , в котором фантастика сказок и легенд уступает место реалистичности, а рыцарь — пройдохе .

Первые русские романисты-прозаики, появившиеся во второй половине XVIII века, на фоне господствовавшего тогда классицизма , уступают нишу «высокой литературы» поэтам, такими, как авторы од : Ломоносов и Державин . Фёдор Эмин пишет приключенческие « Похождения Мирамонда » где в сюжете элементы античности перемешаны со средневековьем , в цикле новелл и повестей « Пересмешник (Чулков) » Чулкова нравоучительные сюжеты чередуются с плутовскими , а Матвей Комаров в книге « Жизнь Ваньки Каина », следует традициям французского уголовного романа, основываясь при этом на документальном материале , Комаров также написал « Повесть о милорде Георге », пресловутом «милорде глупом» — образчик уже откровенно массовой литературы . Виктор Шкловский так описал литературную вертикаль тех лет: «Высшее дворянство читает французскую прозу и имеет высокую русскую стихотворную культуру <…> Ниже этой группировки мы имеем группировку писателей-прозаиков. Работа этой группировки обслуживается преимущественно издательством Новикова . Ниже находится группировка Комарова-Захарова. И вся толща русской лубочной книги» . И только в самом конце XVIII века, в 1790-е годы Карамзин приносит в русскую литературу образца высокой прозы .

Исаак Гурвич , рассуждая о беллетристике золотого века русской литературы , ставит знак равенства между реалистичной беллетристикой того времени и натуралистической школой . Если основоположника натурализма Золя иногда относят к ряду классиков мировой литературы, а иногда рассматривают как такого же мастера «жанра», как Дюма-отец или Жюль Верн , то его русских последователей, взявших на вооружение впервые опубликованный именно в России манифест « Экспериментальный роман », таких, как Амфитеатров или Боборыкин стабильно относят ко второму ряду русской литературы. Так Гурвич приводит мнение литературоведа В. И. Кулешова , который утверждает что натурализм, это «второстепенная, но никогда не иссякавшая линия» и видит её начало в творчестве таких прозаиков, творивших задолго до Эмиля Золя, как Михаил Чулков, тем самым расширяя . Во второй половине XIX века, когда господствующим литературным течением становится реализм (в случае беллетристики — натурализм), место авантюрно-приключенческого романа, спустившегося в нишу массовой литературы занимает детектив . Произведения этого жанра, сохранив авантюрно-криминальную природу, во главу угла ставят не вопрос « как это случилось», но, следуя принципам «экспериментального романа», исследующего причинно-следственные связи в человеческом обществе, отвечают на вопрос « почему это произошло» .

Роль в литературном процессе

См. также

Примечания

  1. Беллетристика  / И. Л. Попова // Большая российская энциклопедия  : [в 35 т.]  / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М.  : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. , I. Что есть беллетристика, с. 4.
  3. .
  4. .
  5. , с. 15.
  6. , с. 16.
  7. , с. 14.
  8. , I. Что есть беллетристика, с. 5.
  9. , I. Что есть беллетристика, с. 6.
  10. , Беллетризованная биография, с. 17—20.
  11. Лурье Я. С. и др. У истоков русской беллетристики . — Наука, 1970. — 596 с. — 3800 экз.
  12. , II. Развитие беллетристики, с. 7.
  13. , II. Развитие беллетристики, с. 7—8.
  14. , II. Развитие беллетристики, с. 9.
  15. , II. Развитие беллетристики, с. 10.
  16. , II. Развитие беллетристики, с. 10—11.
  17. , II. Развитие беллетристики, с. 12.
  18. , 3. Демократическая проза 1760-х годов, с. 596—597.
  19. , 3. Демократическая проза 1760-х годов, с. 598—606.
  20. , 3. Демократическая проза 1760-х годов, с. 604.
  21. , II. Развитие беллетристики, с. 13.
  22. Шкловский В. Б. Чулков и Левшин. — Л. , 1933. — С. 44.
  23. , II. Развитие беллетристики, с. 13—16.
  24. Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе. — М. , 1965.
  25. , II. Развитие беллетристики, с. 23—26.
  26. , III. Поэтика беллетристики, с. 44.
  27. , Мидл-литература, с. 110—111.

Литература

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок