Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Баптистское крещение, г. Минусинск , 1907

Бапти́зм (от др.-греч. βάπτισμα : крещение ; от βαπτίζω  — «погружаю в воду» ) — одно из направлений протестантского христианства .

Конфессия , вышедшая из среды радикальных английских пуритан . В основе баптистского вероучения, которое дало имя всему движению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев отвергается как несоответствующее требованиям добровольности, сознательности и веры. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием , обладающим исключительным авторитетом в повседневной и религиозной жизни.

В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства , а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины ( конгрегационализм ). Пресвитер ( пастор ) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, братских советах общих собраниях верующих.

Главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье , в будни могут организовываться дополнительные собрания, специально посвящённые молитве, изучению и обсуждению Библии и другой религиозной деятельности. Богослужения состоят из проповеди , пения в сопровождении инструментальной музыки, импровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений .

Название

Слово «баптист», обозначающее последователя баптизма, происходит от греческого слова «βάπτισμα», что значит крещение и происходит, в свою очередь, от βαπτίζω  — «погружаю в воду», то есть «крещу» . Неофициальное самоназвание баптизма — «дети Божьи», «возрождённые», «возрождённые дети Божьи».

Баптисты практикуют крещение в сознательном возрасте через полное погружение в воду. Идея зарождения христиан-баптистов связана с евангельским учением о крещении .

  • «Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ).
  • «Кто будет веровать и креститься, спасён будет» ( Мк. 16:16 ).

Основные принципы баптизма

1-м Всемирным съездом христиан-баптистов в Лондоне в 1905 г. в качестве основы вероучения был утвержден Апостольский Символ веры , а также сформулированы следующие принципы :

  1. Библия  — единственный непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни ( Sola Scriptura ).
  2. Церковь должна состоять только из духовно возрождённых людей. Баптисты разделяют общепротестантское мнение о единой вселенской (невидимой) церкви.
  3. Крещение и Вечеря Господня преподаются только возрождённым людям.
  4. Независимость поместных общин в духовных и практических вопросах ( конгрегационализм ).
  5. Равноправие всех членов поместной общины, всеобщее священство .
  6. Свобода совести для всех верующих и неверующих.
  7. Отделение церкви от государства.

С. В. Санников считает, что отсутствие в официальных документах 1-го Всемирного съезда христиан-баптистов сведений о разработке и обсуждении семи принципов свидетельствует о том, что указанные вероучительные положения в ходе съезда могли быть лишь обнародованы, а не выработаны .

История

Первая община баптистов была основана в Амстердаме в 1609 году группой английских пуритан во главе с Джоном Смитом, которая под влиянием меннонитов (умеренных анабаптистов ) восприняла доктрину, отвергающую крещение младенцев . В 1611 году часть амстердамских баптистов вернулась на родину, образовав в Лондоне первую баптистскую общину Англии , где окончательно сформировались вероучение и догматы, а также возникло наименование «баптисты» .

Зародившись в Европе, наибольшего развития баптистское движение достигло в Северной Америке. Основу первых баптистских общин составили изгнанники из пуританских колоний, преследуемые за высказывание взглядов о необходимости отделения церкви от государства и отказ от крещения детей. В 1639 году группой таких верующих во главе с переселенцем Роджером Уильямсом была основана новая колония Род-Айленд , где официально была провозглашена свобода вероисповедания, а в городах Провиденс и Ньюпорт основаны первые баптистские церкви . После обретения религиозной свободы, баптистами была развернута активная миссионерская деятельность, охватывавшая, помимо белых колонистов, индейцев и чернокожее население страны. Среди последних данное исповедание получило широкое распространение, вследствие чего до настоящего времени в США существует несколько афроамериканских баптистских объединений .

В континентальной Европе баптизм практически не имел распространения до первой половины XIX века . Благодаря усилиям британских и американских миссионеров, в 20—30-е годы XIX века баптистские общины были основаны во Франции и Германии. Впоследствии, благодаря активной миссионерской политике немецких баптистов, в частности, пастора И. Г. Онкена , Германия стала центром распространения баптистского учения в государствах Скандинавии и других странах Европы .

В 1905 году на 1-м Всемирном съезде баптистов в Лондоне был основан Всемирный баптистский альянс , в который к настоящему времени вошли 214 баптистских объединений, действующих практически во всех регионах мира.

Основные направления

В баптизме были и остались два основных течения: общих (генеральных) и частных (партикулярных) баптистов . Их разделяет понимание характера искупления грехов и того, как осуществляется спасение . Взгляды общих баптистов близки арминианскому учению . Они считают, что Христос совершил общее искупление, то есть искупил грехи всех людей без исключения . Для спасения необходимо соучастие Божьей и человеческой воли (синергия) . Частные баптисты, придерживающиеся кальвинистских воззрений, утверждают, что Христос совершил частное искупление, то есть искупил грехи только избранной части человечества . И конкретный человек спасается исключительно по воле Божьей . Первая община христиан, именовавшихся баптистами, под руководством Джона Смита придерживалась учения общих баптистов. Первая же община частных баптистов возникла в 1638 году в английском городе Саутуарк .

В России преобладают общие баптисты, близкие к арминианству. Возможно, это объясняется влиянием православного богословия со свойственным ему синергизмом . В США преобладают частные баптисты-кальвинисты.

В целом, баптистское движение отличается богословским разнообразием. При этом в одно баптистское объединение могут входить общины с существенными различиями в вероучении. Основными вопросами, по которым ведутся дискуссии между различными направлениями баптизма, являются учение об отделении верующих от мира, отношение к организации миссионерской работы, а также проблемы эсхатологии .

В XX веке особое значение приобрели различия между либеральным и консервативным   (англ.) подходами к богословию и практике церковной жизни, что в отдельных странах привело к выделению общин, придерживающихся указанных позиций, в разные объединения.

Профессор- эмерит по истории Белмонтского университета   (англ.) Альберт Вардин считает, что «Баптисты — это не культ с каким-то особым откровением. Это движение, которое пытается максимально приблизиться к вере и жизни Апостольской Церкви и провозгласить Евангелие Господа Иисуса Христа всем людям, в каждом народе» .

В России и на постсоветском пространстве

Внутренний вид молитвенного дома баптистов в г. Балашове Саратовской губернии , 1914

Непосредственными предшественниками баптизма в Российской империи было движение штундистов , позднее почти целиком влившееся в баптизм, и движение молокан , также в значительной мере поглощённое баптизмом. Ряд исследователей считают российский баптизм результатом эволюции русских протестантских сект, принявших упорядоченное баптистское богословие . Со второй половины XIX века распространению баптизма в России способствовал изданный Синодальный перевод Библии.

Основными центрами образования баптистских общин стали Кавказ , восток и юг Украины ( Таврическая губерния и Херсонская губерния ). В 1884 году был создан первый Союз русских баптистов , просуществовавший до середины 1930-х годов. Близкое по вероучению движение евангельских христиан сформировалось в Санкт-Петербурге . По оценке религиоведа Л. Н. Митрохина , в 1912 году « в России насчитывалось около 120 тыс. частных баптистов и 30 тыс. евангельских христиан » . В 1944 году евангельские христиане и баптисты официально объединились во Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), получив наименование евангельских христиан-баптистов .

Крупнейшее современное религиозное объединение баптистов России — Российский союз евангельских христиан-баптистов . Наряду с ним функционирует Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов (бывший СЦЕХБ), ряд менее крупных объединений, а также автономных церквей , не входящие в какие-либо сообщества. Сотрудничество между РСЕХБ и другими действующими в стране христианскими объединениями, придерживающимися баптистского вероучения, осуществляется через Общественный совет евангельских христиан-баптистов. По оценке Л. Н. Митрохина, в настоящее время в России существует примерно 2 000 общин, охватывающих около 250000 человек .

В каждой из стран бывшего СССР действуют свои союзы и братства евангельских христиан-баптистов, органом, координирующим их деятельность с 1991 года является Евро-Азиатская Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов (ЕАФ ЕХБ). В некоторых странах дальнего зарубежья также существуют общины и объединения евангельских христиан-баптистов — эмигрантов из Российской империи/СССР и их потомков.

Баптисты в художественной литературе. Баптизму посвящены книги Юрия Грачёва «В Иродовой бездне», Николая Храпова «Счастье потеряной жизни», Григория Зинченко «Побег из Бухенвальда», Ольги Шориной «Бобылка». Баптисты упоминаются в романах Шарлотты Бронте «Шерли», Марка Твена «Принц и нищий», Теодора Драйзера «Американская трагедия», Кэтрин Патерсон «Великолепная Гилли Хопкинс» и Маргарет Митчелл «Унесённые ветром».

Статистика

Большинство баптистов принадлежит к религиозным организациям, входящим во Всемирный баптистский альянс (ВБА). ВБА издает официальную статистику, которая учитывает последние данные, полученные от организаций, входящих в ВБА. Таким образом, суммарная статистика включает как данные за год отчетности (по организациям, которые прислали данные за этот год), так и по некоторым организациям данные за тот год, когда в последний раз приходили данные по численности организации .

Данные Всемирного баптистского альянса на 31 декабря 2011 года :

Регион Церквей Человек
Северная Америка 80 395 23 818 368
Африка 36 100 10 283 925
Азия и Океания (Asia Pacific) 31 306 5 356 124
Южная Америка 15 068 2 110 949
Европа 12 843 732 805
Центральная Америка 2 589 156 700
Карибские острова 2 036 248 702
Ближний Восток 99 6 300
Всего 177 847 42 425 595

Следует отметить, что ряд крупных баптистских объединений, в частности, Южная баптистская конвенция США , насчитывающая свыше 16 миллионов членов, посещающих более 44 тысяч церквей, не являются членами ВБА и не входят в составляемую им статистику . Также следует помнить, что в большинстве баптистских церквей членами общины можно стать не ранее достижения подросткового возраста. Таким образом, дети из баптистских семей также не учтены в статистике.

Руководители

См. также

Примечания

  1. .
  2. , с. 59.
  3. За исключением небольшой группы, именуемой «баптисты седьмого дня», проводящей богослужения в субботу.
  4. Винс Я. Я. НАШИ БАПТИСТСКИЕ ПРИНЦИПЫ . РУССКИЙ БАПТИСТЪ . www.rusbaptist.stunda.org. Дата обращения 21 ноября 2017.
  5. Сперанская Е. С. , Леоненкова И. Р. Баптизм  // Православная энциклопедия . — М.  : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2002. — Т. IV. — С. 310—328. — 752 с. — 39 000 экз.  — ISBN 5-89572-009-9 .
  6. Санников С. В. История и анализ баптистских принципов . Sannikov.info . Дата обращения 12 ноября 2017.
  7. Торбет Р. Г. История баптизма = Robert G. Torbet. A History of the Baptists. — Одесса: Одесская богословская семинария , 1996.
  8. Н. Ревуненкова. Протестантизм. — СПб. : Питер, 2007.
  9. , с. 10.
  10. Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан: анализ самоидентификации (1874—2008) // Сборник статей "Материалы международной научно-практической конференции «105 лет легализации русского баптизма. 5-7 апреля 2011 года» М., 2011. — С. 21 ISBN 5-902917-03-4
  11. BWA Statistics . BWA . Дата обращения 12 ноября 2017. Архивировано 27 июня 2012 года.
  12. MEMBER BODIES AND STATISTICS . BAPTIST WORLD ALLIANCE . Дата обращения 12 ноября 2017. Архивировано 18 апреля 2008 года.
  13. About Us   (англ.) . Southern Baptist Convention . Дата обращения 12 ноября 2017.
  14. Пресс-релиз на сайте Всемирного союза баптистов   (англ.)

Литература

на русском языке
на других языках

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок