Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип

Архитектурный стиль  — совокупность характерных черт и признаков архитектуры .

Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции ), формируют архитектурный стиль.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических , технических , религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм , модерн и эклектика , функционализм , конструктивизм и ар-деко ) .

Понятие архитектурного стиля

Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом . Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю , была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в философском , культурологическом , семиотическом , системно-синергетическом аспектах. Поэтому в теории архитектуры и искусствоведении наиболее удобным и популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало понятие стиля .

Общепринятого определения архитектурного стиля не существует. Так, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , изданный в 1890—1907 годах, понимал архитектурный стиль двояко: как пространственную (территориальную) и как временнýю характеристику архитектурного языка. В пространственном аспекте выделялись стили: « египетский , древнегреческий с его дорическою , ионическою и коринфскою ветвями, этрусский ». В разрезе времени указывались « романский , готический , стиль возрождения , барокко , рококо , империи ». Там же отмечался объективный характер стиля как феномена и субъективная роль автора, а также давалась качественная оценка архитектурного языка с точки зрения стиля: «Стиль называется „чистым“, если все элементы в неизменном виде и должном соотношении находятся на своём месте, или „нечистым“, когда в него введены элементы других стилей» .

Категорию стиля в истории классического искусствознания использовали Дж. Вазари, Дж. П. Беллори, Ф. Викхофф, А. Ригль, Г. Вёльфлин, П. Франкль, В. Воррингер, А. Фосийон, Э. Х.Гомбрих и многие другие. В отечественном искусствознании - А. Ф. Лосев, М. С. Каган. в методологическом аспекте - Л. И. Таруашвили, С. С. Ванеян. В культурологическом аспекте - Е. Н. Устюгова. Оригинальную концепцию "внестилевого развития" предложил Е. И. Ротенберг. Непосредственно истории архитектурных стилей посвящены работы И. А. Бартенева и В. Н. Батажковой , Е. А. Борисовой, А. В. Бурдяло, В. Н. Гращенкова, Б. М. Кирикова, В. И. Локтева, Е. И. Кириченко, В. Г. Лисовского, Г. И. Ревзина, Т. А. Славиной, С. В. Хачатурова. В современной науке об искусстве под стилем понимается содержательно-формальная целостность всех элементов художественного произведения, но, в отличие от композиции, представляющей собой аналогичную целостность, в качествах стиля более проявлена временнáя составляющая: стилевая целостность соотносится с целым рядом произведений, свойственных той или иной эпохе, периоду, художественному направлению, школе или мастеру . Принято считать, что художественный стиль с наибольшей полнотой проявляется именно в архитектуре, декоративном искусстве и орнаменте. Исследователи также разделяют понятия исторического типа искусства (например: античное искусство, древнерусское искусство, средневековое искусство) художественного направления (классицизм, романтизм), исторического стиля, историко-регионального течения, школы, индивидуальной манеры мастера. Отсюда особое внимание исследователей к внутренней структуре категории стиля, прежде всего в архитектуре, "матери всех искусств". Дискуссии разворачиваются вокруг понятий "историзм" и "модерн". Многие ученые не относят эти понятия к категории стиля ввиду их программного либо спонтанного полистилизма .

Особенности архитектурного стиля как описательного средства

Региональный характер стиля

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит. Трудно выделить в истории архитектуры азиатских стран, например, архитектуры Китая , периоды, соответствующие архитектурным стилям Европы. Аналогичная проблема возникает при исследовании русской архитектуры .

Несоответствие национальных доктрин

Архитектурный стиль, приходящийся на период 1762 1840 гг., в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом , тогда как во Франции классицизмом принято считать стиль XVII века , стиль Людовика XIV (Louis XIV).

Неоклассицизмом в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века. Во Франции под неоклассицизмом понимают стиль второй половины XVIII века , стиль Людовика XVI (Louis XVI).

Стиль, который в российском искусствоведении называется модерном , иностранное искусствоведение именует по-разному: в США — « тиффани » (по имени Л. К. Тиффани ), во Франции — « ар-нуво » и « fin de siècle » (букв. «конец века»), в Германии — « югендстиль » (точнее, « югендштиль » — нем.   Jugendstil , по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend ), в Австрии — « стиль Сецессион » ( Secessionsstil ), в Англии — « модерн стайл » ( modern style , букв. «современный стиль»), в Италии — « стиль либерти », в Испании — « модернизмо », в Нидерландах — « Nieuwe Kunst », в Швейцарии — « еловый стиль » ( style sapin ).

Новейшие стили

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по идеологии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии. Одно и то же явление, как, например, деконструктивизм , может быть рассмотрено и как стилистическое направление, и как самостоятельный архитектурный стиль.

Архитектурные стили

Подробнее см. История архитектуры
См. также Хронология архитектурных стилей

Выделяются архитектурные стили :

Примечания

  1. Давидич Т. Ф. Стиль как язык архитектуры. — Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2010. — 336 с. — ISBN 978-966-8324-70-3 .
  2. Холодова Людмила Петровна. Концепты современной теории архитектуры // «Архитектон: известия вузов» № 31 Сентябрь 2010   (недоступная ссылка) . Дата обращения 30 мая 2013. Архивировано 24 мая 2014 года.
  3. Стиль, в начертательных искусствах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова . Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобр. искусство, 1983
  5. В. Г. Власов . Теория стиля //Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. C.172-193
  6. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи Модерна. — СПб. : Стройиздат, 1992
  7. В. Г. Власов . Стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. СПб.: Азбука-Классика, Т. 9, 2008. C.260-270

См. также

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок