Василиса▶ Я жду вашего обращения. Что Вы хотите узнать?
Логотип
Архангельский морской торговый порт
Arkhangelsk sea river station.jpg
Здание Морского-речного вокзала в Архангельске
Местонахождение   Россия : Архангельск
Грузооборот 5,26 млн т (2013)
К-во и длина причалов 3,3 км
Дополнительные сведения
Ближайшие порты Северодвинск
Ближайшая ж/д станция Архангельск-Город
Ближайший аэропорт Архангельск
Сайт www.ascp.ru
Commons-logo.svg   Медиафайлы на Викискладе

Архангельск  — морской порт , расположенный в устье реки Северная Двина , в 50 км от Двинской губы Белого моря . Важный пункт каботажных связей с районами Русского Севера . Крупнейшее транспортное предприятие города Архангельска . Такое географическое расположение считается выгодным, так как обеспечивает прямой выход через Белое море в Мировой океан как в западном, так и в восточном направлении без ограничений по проливам . Порт располагает значительными резервами портовых и подъездных железнодорожных мощностей , в отличие от других действующих портовых площадок Северо-Западного региона России.

Архангельский морской порт принимает и отправляет пиломатериалы, целлюлозу, уголь, оборудование, металлы, промышленные и продовольственные товары. Архангельский морской порт — основная база Северного пароходства, выполняющего морские перевозки по Белому, Баренцеву , Карскому морям , Северному морскому пути и на заграничных линиях. Из Архангельска берут начало регулярные пассажирские линии до Мурманска , Диксона , Онеги , Мезени , Кандалакши и пунктов Новой Земли .

На настоящий момент стивидорные услуги в порту оказывают семь крупнейших компаний . Один из стивидоров — ОАО «Архангельский морской торговый порт» — предоставляет услуги по перегрузке генеральных грузов, целлюлозы, картона, контейнеров, лесоматериалов, металла, удобрений, тяжеловесного оборудования, насыпных и навалочных грузов. Мощности порта позволяют перерабатывать до 4,5 млн тонн грузов в год.

Архангельский порт на карте

В составе порта имеется: 3 грузовых района, контейнерный терминал, судоходная компания «Портофлот», морской-речной вокзал. Общая протяжённость причального фронта — 3,3 км. Причалы порта позволяют принимать и ставить под грузовые операции суда с осадкой 9,2 м и длиной 175—200 м. Общая полезная площадь для складирования грузов — 292000 м², в том числе закрытые склады — 40000 м², открытые бетонированные площадки — 250 000 м². Таможенные склады 2000 м². В архангельском порту находится единственный на Севере контейнерный терминал, включающий в себя открытую площадку площадью 98000 м², где могут храниться 5762 TEUs единовременно, в том числе до 200 рефрижераторных контейнеров и до 2200 контейнеров с опасными грузами. Пропускная способность контейнерного терминала 75000 TEUs в год. Архангельск — порт круглогодичной навигации .

Первая пристань была построена в 1584 году при основании города. В грамоте царя Фёдора Иоанновича от 12 февраля 1587 года было указано открыть порт для иностранных кораблей в Новых Холмогорах вместо пристани у Николо-Корельского монастыря на Яграх . В 1693 году Пётр I основал корабельные верфи. В 1694 году с них был спущен на воду первый русский корабль « Святой Павел », в том же году с грузом казённого товара отправляется за границу. До начала XVIII века Архангельский морской порт был единственным выходом русских товаров за границу. С возникновением в 1707 году Петербургского порта роль Архангельского порта очень сильно снизилась, так как в это время вся торговля с иностранными государствами была принудительно переведена из Архангельска в Санкт-Петербург . В XIX веке спрос на лесоматериалы на мировом рынке вызвал быстрый рост лесозаготовок на Русском Севере и грузооборота порта. В 1887 году были начаты дноуглубительные работы, что дало свободный проход паровым морским судам. Большое значение имело сооружение в конце XIX века железной дороги, связавшей порт с центром России и открывшей морской путь сибирскому хлебу за границу.

В годы Первой мировой войны Архангельск стал единственным открытым портом в Европейской России. Началась перестройка всего портового хозяйства на военный лад. Уже в конце 1914 года начала строиться «Бакарица» — новый район порта, который скоро превратился в основную базу по обработке военных грузов. В 1915 году при Управлении Архангельского торгового порта открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск. В 1915—1916 годах для продления навигации в зимнее время был построен аванпорт «Экономия». Тогда же около железнодорожной станции Архангельск-пристань был оборудован новый район порта — «Левый берег». За все годы Первой мировой войны грузооборот Архангельского порта достиг небывалых размеров и составил в 1916 году — 2,8 миллиона тонн. К 1917 году морской порт имел 36 стационарных и передвижных кранов, 7 линейных и 9 портовых ледоколов .

Терминал «Экономия»

26 октября 1916 года в Бакарице произошёл взрыв на пароходе «Барон Дризен», в результате которого погибло более 600 человек . 13 января 1917 года в районе аванпорта «Экономия» произошёл взрыв парохода «Семён Челюскин» .

После Великой Октябрьской революции были реконструированы и расширены сооружения порта. У причалов порта и лесозаводов смогли одновременно грузиться и разгружаться несколько десятков советских и иностранных судов. Наличие ледоколов значительно продлило навигацию. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов Архангельский морской порт непрерывно принимал по ленд-лизу морские суда со стратегическими товарами для нужд фронта и народного хозяйства СССР .

В 1960 году началась реконструкция основного грузового района порта Бакарицы. В 1963 году в Бакарице началось строительство первого в Архангельском порту железобетонного причала. С 1959 года по 1967 год пакетные перевозки грузов увеличились с 85 тыс. тонн грузов, до 564 тыс. тонн, а в контейнерах — уменьшились со 138 тыс. тонн до 98 тыс. тонн соответственно. В 1972 году было завершено строительстве объединенного морского и речного вокзала. В годы девятой пятилетки (1971—1975 годы) началась реконструкция «Экономии» — самого отдаленного грузового района порта. В начале 1971 года в Бакарице был построен первый контейнерный терминал .

Грузооборот порта

За 11 месяцев 2008 года грузооборот порта Архангельск сократился на 9 % и составил 4,4 млн тонн . Грузооборот порта Архангельск в 2009 году сократился на 30,58 % до 3,27 млн тонн, в 2010 году грузооборот вырос на 38,1 % до 4,5 млн тонн . Грузооборот порта Архангельск в 2011 году снизился до 4,26 млн тонн. За 2012 год грузооборот порта Архангельск за вырос на 26 % до 5,58 тонн, в том числе объём перевалки нефтепродуктов возрос на 60,6 % . Грузооборот порта Архангельск в 2013 году сократился на 14,3 % — до 4,4 млн тонн . В 2014 году грузооборот Архангельского порта снизился на 5,4 % до 4,2 млн тонн . В 2015 году грузооборот порта Архангельск снизился до 3,76 млн тонн, при этом перевалка наливных грузов упала на 25,7 % . В 2016 году грузооборот порта Архангельск сократился на 31 % до 2,6 млн тонн . Грузооборот порта Архангельск в 2017 году составил 2,4 млн тонн (-8 %) , при этом ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» сократило перевалку наливных грузов на 14,8 % до 0,74 млн тонн. Перевалка сухих грузов выросла на 9,5 % до 29,12 млн тонн . В 2018 году грузооборот порта Архангельск составил 2,394 млн тонн .

Участие в проектах по освоению Арктики

В 2015 году статус внешнего рейда морского порта Архангельск получил участок акватории в бухте Северная залива Дежнёва на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа ) .

Порт имеет большой опыт снабжения арктических проектов . Среди них строительство порта Сабетта, нефтедобывающей платформы для Приразломного нефтяного месторождения. В настоящее время на территории морского порта Архангельск реализуется совместный проект Минобороны России и УК «Лидер» по созданию производственно-логистического комплекса для нужд ведомства, который имеет также и коммерческую составляющую с грузооборотом порядка до 800 тыс. тонн ежегодно .

Глубоководный район морского порта Архангельск

Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года , Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года предусматривается строительство глубоководного района морского порта Архангельск (ГР МПА). Район планируется построить вблизи маяка на мысе Куйский , в 3 км к северо-западу от устья реки Куи . Площадь глубоководного порта составит 270 га, в том числе 150 га придутся на искусственные участки земли. Планируется строительство подходного канала длиной около 10 км и шириной 160 м.

Проект предполагает строительство мультимодального хаба , который будет включать в себя 2 специализированных (минеральных удобрений, нефтеналивных грузов и газового конденсата) и 4 универсальных (металлогрузов, навалочных, лесных грузов, генеральных и контейнерных грузов) морских терминала совокупной мощностью до 38 млн тонн к 2035 году , подъездную автомобильную и железную дороги . Реализация дноуглубительных работ позволит глубоководному району порта принимать суда класса Panamax с максимальной осадкой до 14,5 м и дедвейтом до 75 тыс. тонн . На данный момент подтверждено 45 % грузовой базы . Стоимость строительства оценивается в размере 149,8 млрд рублей в ценах соответствующих лет . Реализация планируется в два этапа . 2018—2023 (проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию) и 2026—2028 (расширение инфраструктуры и выход на проектные мощности) . Управляющей компанией по проекту является АТПУ «Архангельск» , генеральный директор — Сергей Кокин .

Планируется, что запуск глубоководного района обеспечит альтернативный путь для экспортных и импортных грузоперевозчиков в направлении Европы и стран Юго-Восточной Азии , в перспективе — может стать опорным объектом Северного морского пути , а также обеспечит перевалку грузов, поступающих по железнодорожным магистралям «Северный широтный ход» и «Белкомур» . Сейчас на протяжении всего Северного морского пути работает только два глубоководных порта — Сабетта и Мурманск , — что не позволяет перерабатывать заявляемый перспективный грузопоток по СМП .

Грузовая база

По оценке ООО «Морстройтехнология», потенциальная грузовая база для глубоководного района без привязки к другим инфраструктурным проектам составляет до 27 миллионов тонн ежегодно , а реализация проектов Северного широтного хода и «Белкомур» усиливают привлекательность проекта за счет дополнительных 9 миллионов тонн удобрений и до 10,2 миллиона тонн нефтегазовых грузов . При этом строительство нового глубоководного порта и железнодорожной магистрали «Белкомур» — это два самостоятельных проекта . Грузовая база формируется за счет переориентации грузопотоков из портов Прибалтики , создания грузопотока «нишевых» грузов, обслуживания дополнительных грузопотоков за счет роста производства промышленных предприятий регионов тяготения глубоководного порта (в частности, Северо-Западного региона и Урала) .

Потенциал для инвестиций

Стратегическим партнером проекта является китайская компания Poly International Holding . В 2016 году АО «Арктический транспортно-промышленный узел „Архангельск“» и Poly International Holding подписали соглашение о намерениях по реализации проекта строительства глубоководного порта . В 2017 году в Пекине состоялась презентация проекта представителям органов государственной власти и финансовых и коммерческих организаций Китая, по итогам которой проект признан значимым для развития международного транзитного потенциала КНР и России. В 2018 году на основании ежегодного совместного плана мероприятий по реализации проекта ведется обсуждение принципиальных условий участия в проекте со стороны китайского партнера. Poly International Holding является «дочкой» китайского гиганта Poly Group . Эта корпорация осуществляет свою деятельность в сферах инноваций, машиностроения, международной торговли, разработки и производства военной и авиационно-космической техники и комплектующих, добычи природных ресурсов, металлургии, строительства и девелопмента, инвестиций. В 2015 году совокупные активы китайского холдинга превысили 62 млрд долларов США. Входит в топ-500 крупнейших компаний мира и топ-100 компаний КНР.

Проект предполагается реализовать на базе государственно-частного партнерства с применением механизма частной концессионной инициативы . Проект глубоководного района порта претендует на получение финансирования при содействии Внешэкономбанка . В сентябре 2017 года представители Внешэкономбанка заявили о соответствии проекта строительства глубоководного района морского порта Архангельск перечню приоритетных сфер экономики , среди которых происходит отбор проектов в рамках инструмента «фабрика проектного финансирования» . Проект глубоководного района получил положительную оценку по итогам первичного экспресс-анализа. В настоящее время проводится его комплексная оценка .

Управляющей компанией по проекту рассматриваются возможности привлечения иных заинтересованных инвесторов.

Международное межпортовое сотрудничество

24 апреля 2018 года действующий морской порт Архангельск начал сотрудничество с международным портом Антверпен . На расширенной встрече официальных делегаций от Министерства транспорта Архангельской области и Посольства Бельгии в России был подписан Меморандум о взаимопонимании между представителями АТПУ, действующего порта Архангельск и порта Антверпен . Бельгийцы планируют перевозку грузов для проектов разработки и освоения месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне РФ . Стороны также будут сотрудничать в сфере разработки совместных маркетинговых программ, обмена информацией и опытом в сфере трансфера технологий, подготовки персонала и развития портовой и транспортной инфраструктуры в районе будущего строительства глубоководного порта .

Директора порта

Примечания

  1. Первая очередь Архангельского глубоководного порта может быть запущена к 2023 г. - Морские вести России . www.morvesti.ru. Дата обращения 14 сентября 2018.
  2. Морской порт Архангельск: выход в мировой океан и в Арктику   (рус.) , ИА REGNUM . Дата обращения 14 сентября 2018.
  3. Морские порты . www.rosmorport.ru. Дата обращения 14 сентября 2018.
  4. Архангельский морской торговый порт
  5. Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. Книга 25. — Москва, 1857 Стр. 32-33
  6. Архангельский морской торговый порт / История
  7. Трагедии в Архангельских портах 1916—1917 гг. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  8. sedov_05. Взрывы в Архангельске . ЖЖ .
  9. Олег ХИМАНЫЧ. Слушается дело «Барона Дризена» . Газета «Корабельная сторона» . Издательский дом "Северная неделя" (9 ноября 2004 г.).
  10. Слушается дело «Барона Дризена»
  11. Скрягин Л. Н. Взрывы на Северной Двине Архивная копия от 4 февраля 2016 на Wayback Machine
  12. Техническая реконструкция берегового хозяйства Архангельского порта после войны
  13. Грузооборот порта Архангельск в январе-ноябре 2008 года сократился на 9 % и составил 4,4 миллиона тонн
  14. Грузооборот порта Архангельск за 2010 год вырос на 38,1 % — до 4,5 млн тонн
  15. Грузооборот порта Архангельск за 2012 год вырос на 26% — до 5,58 млн тонн   (недоступная ссылка) . Дата обращения 13 октября 2017. Архивировано 14 октября 2017 года.
  16. Грузооборот морских портов России за 2013 г . Ассоциация морских торговых портов
  17. Грузооборот морских портов России в 2014 г. увеличился на 5,7 %
  18. Грузооборот Арктического бассейна РФ по итогам 2015 года увеличился на 1 % до 35,4 млн тонн
  19. Грузооборот морских портов России за 2016 год вырос на 6,7 % — до 721,9 млн тонн
  20. [1]
  21. Грузооборот Арктического бассейна в 2017 году вырос на 49%, до 74,2 млн тонн
  22. Растёт грузооборот архангельского порта
  23. Медведев подписал распоряжение об изменении внешнего рейда морского порта Архангельск
  24. Порты Архангельск и Антверпен: сотрудничество будет расширяться · Новости Архангельска и Архангельской области. Пресс-центр Правительства Архангельской области . dvinanews.ru. Дата обращения 14 сентября 2018.
  25. В Архангельске построят производственно-логистический комплекс . www.dvinainform.ru. Дата обращения 14 сентября 2018.
  26. ​Бизнес в Арктике: перспективно и масштабно . region29.ru. Дата обращения 14 сентября 2018.
  27. Семнадцать метров под уровнем моря: в будущем новом районе порта началась геологоразведка | Бизнес-класс Архангельск . www.bclass.ru. Дата обращения 14 сентября 2018.
  28. Арктические перспективы на завтра: в Архангельске прошел международный форум   (рус.) . Дата обращения 14 сентября 2018.
  29. Открытие глубоководного порта в Архангельске планируется в 2023 году
  30. В Архангельске запуск глубоководного порта запланирован на 2023 год
  31. Глубоководный район морского порта Архангельск
  32. Глубоководный порт-хаб под Архангельском начнут строить в 2020 году   (рус.) , Рамблер/финансы . Дата обращения 14 сентября 2018.
  33. Строительство глубоководного порта-хаба под Архангельском начнется в 2020 г   (рус.) , ПРАЙМ  (17 февраля 2018). Дата обращения 14 сентября 2018.
  34. Новый порт Архангельска выйдет на полную мощность к 2035 году , ТАСС . Дата обращения 14 сентября 2018.
  35. Замгубернатора Поморья А.Алсуфьев: "Архангельская область станет опорной зоной развития российской Арктики "   (рус.) , Interfax-Russia.ru  (20 декабря 2016). Дата обращения 14 сентября 2018.
  36. В Архангельске к 2023 году появится новый глубоководный порт   (рус.) , Известия  (27 февраля 2017). Дата обращения 14 сентября 2018.
  37. Новый глубоководный порт станет базой Севморпути · Новости Архангельска и Архангельской области. Пресс-центр Правительства Архангельской области . dvinanews.ru. Дата обращения 14 сентября 2018.
  38. В глубоких водах   (рус.) , www.expertnw.ru  (27 июня 2018). Дата обращения 14 сентября 2018.
  39. Грузовая база для глубоководного района морского порта Архангельск подтверждена 45% - Морские вести России . www.morvesti.ru. Дата обращения 14 сентября 2018.
  40. Грузовая база проекта глубководного порта Архангельск подтверждена на 45%   (рус.) , ИА REGNUM . Дата обращения 14 сентября 2018.
  41. Строительство нового порта в Архангельске потребует 40 млрд руб. инвестиций , ТАСС . Дата обращения 14 сентября 2018.
  42. Проект "Глубоководный район" | АТПУ «Архангельск» . atpu.ru. Дата обращения 14 сентября 2018.
  43. Компания из КНР и архангельские власти подписали соглашение о намерениях по проекту порта , ТАСС . Дата обращения 14 сентября 2018.
  44. Китайские инвесторы профинансируют строительство архангельского порта   (рус.) , Российская газета  (28 ноября 2016). Дата обращения 14 сентября 2018.
  45. Орлов: новый порт в Архангельске решит проблему портовых мощностей   (рус.) , РИА Новости  (20151209T1715+0300Z). Дата обращения 14 сентября 2018.
  46. В конце 2016 г. будет принято окончательное решение по реализации проектов по освоению Арктики . www.rzd-partner.ru. Дата обращения 14 сентября 2018.
  47. В глубоких водах   (рус.) , www.expertnw.ru  (27 июня 2018). Дата обращения 17 сентября 2018.
  48. Sputnik. Архангельск может забрать у Прибалтики 27 млн тонн грузов . ru.sputniknewslv.com. Дата обращения 17 сентября 2018.
  49. «Белкомур» и глубоководный район морского порта Архангельск – два самостоятельных проекта – Виктор Иконников   (англ.) . portnews.ru. Дата обращения 17 сентября 2018.
  50. Коротко . expert.ru. Дата обращения 17 сентября 2018.
  51. Компания из КНР и архангельские власти подписали соглашение о намерениях по проекту порта , ТАСС . Дата обращения 17 сентября 2018.
  52. Архангельск и Пекин заключили соглашение о возведении порта   (рус.) , Известия  (20 октября 2016). Дата обращения 17 сентября 2018.
  53. Архангельский глубоководный порт заработает в 2023 году   (рус.) , Российская газета  (22 февраля 2017). Дата обращения 17 сентября 2018.
  54. Арктические перспективы на завтра: в Архангельске прошел международный форум   (рус.) . Дата обращения 17 сентября 2018.
  55. Строительство нового порта в Архангельске потребует 40 млрд руб. инвестиций , ТАСС . Дата обращения 17 сентября 2018.
  56. Морской порт Архангельск: выход в мировой океан и в Арктику   (рус.) , ИА REGNUM . Дата обращения 17 сентября 2018.
  57. Грузовая база проекта глубководного порта Архангельск подтверждена на 45%   (рус.) , ИА REGNUM . Дата обращения 17 сентября 2018.
  58. Проект глубоководного порта Архангельска успешно прошел инфраструктурный тест-драйв . www.echosevera.ru. Дата обращения 17 сентября 2018.
  59. Порты Архангельска и Антверпена договорились о долгосрочном сотрудничестве   (рус.) . Дата обращения 17 сентября 2018.
  60. Громов, Алексей . Планируется увеличение грузопотока между портами Архангельска и Антверпен   (рус.) , Невские Новости . Дата обращения 17 сентября 2018.
  61. Морские порты Архангельск и Антверпен договорились о долгосрочном сотрудничестве · Правда Севера . pravdasevera.ru. Дата обращения 17 сентября 2018.
  62. Экономика · Новости Архангельска и Архангельской области. Пресс-центр Правительства Архангельской области . dvinanews.ru. Дата обращения 17 сентября 2018.
  63. Порты Архангельск и Антверпен: сотрудничество будет расширяться · Новости Архангельска и Архангельской области. Пресс-центр Правительства Архангельской области . dvinanews.ru. Дата обращения 17 сентября 2018.
  64. Порты Архангельск и Антверпен: сотрудничество будет расширяться. // Advis.ru . www.advis.ru. Дата обращения 17 сентября 2018.
  65. arhcity.ru — Архангельск — город воинской славы

Ссылки

© 2014-2019 ЯВИКС - все права защищены.
Наши контакты/Карта ссылок